Фантдопущение не восхитило, наоборот... Ну, стали ненужными книги, а привычка читать привела к потере социальных связей личности. Однако не показано, что пришло чтению на смену; не возникло представление об обществе без книг. Мир рассказа не то что куцый - его вообще нет. ГГ прописан слабенько, ему не сопереживаешь и не веришь, ибо на героя-отшельника он не тянет, силой привязанности к любимому занятию не поражает, "результатами-итогами" многолетнего занятия не блещет. Сверхинфантильность читателя Алексея могла бы дать много разнонаправленных коллизий, но он почему-то тупо попёрся избавляться от любви к чтению вместо того, чтобы найти друзей по интересам. Непонятно, для чего ему усреднённые жизненные программы товарищей по "обществу". И вообще приравнивать чтение к вредным привычкам, возле которых возникают разные группы, вряд ли уместно. Погоревать об изменении общественной роли и значения книг можно было более затейливо. К тому же "библиофилом" называют знатока и собирателя редких книг, на которого бедолага ГГ тоже не тянет. Ради чего написан рассказ? Разве что финального пафоса, подпёртого цитатой? Речь тоже не понравилась. Может, придираюсь, но начало текста выбесило: "Мягкий свет свечи освещает восемь снисходительно-добродушных лиц". Такого, чтобы были освещены только лица и более ничего, можно достичь только особенным расположением свечи. Ну поставье свечу на стол да посмотрите сами, что именно будет освещено. А для чего указано количество лиц? Оно что-то меняет, вносит смысловой оттенок, является символом? ГГ "мнёт, ломает пальцы" - это одинаковые движения рук взволнованного человека; разные названия обусловлены разным взглядом говорящего, что не оправдывает включение слов в ряд однородных членов. Почему в слове "бровки" уменьшительный суффикс? Чтобы показать пренебрежительное отношение к одинаковым гримасам ожидания членов группы? Не самая удачная деталь. Но апофеоз неточности словоупотребления, конечно, "контрастные буквы" в финале. В общем, извините, автор, рассказ не понравился. Удачи ему у других читателей.
Обабков Е. Н., "Капитан Вайт (Легенда ста орбит)"
Рассказ скорее позабавил, чем понравился. Речевые ошибки и недочёты текста вынесли мозг, но, право, было нескучно. По названию не поняла, то ли Капитан Вайт является личностью-легендой, то ли изложенный сюжет канонизировался в космическом фольклоре. Да и по прочтении остались непонятки на этот счёт, ибо не обнаружила ни следа взгляда на выкрутасы Вайта со стороны (исключая предъявленные ему обвинения). Так чем ГГ знаменит: тем, что являлся единственным космическим отморозком, или же тем, что был одним целым со своим кораблём? В начале текста спотыкалась при нарушении фокала: назывные предложения передают то, что видит ГГ, который лежит НА ПОЛУ, притворившись ветошью Мда, эра активного освоения космоса, но ветошь таки присутствует. Тогда при чём вот это - "ПОД НОГАМИ мелкая ячея... ЗА СПИНОЙ массивные ворота" Блин, ГГ же лежит - вы сами написали, автор. Под чьими ногами и за чьей спиной? И объясните мне, плиз, почему "лежа ветошью" проще понять. А также кто рассуждает далее - "несомненно, маловероятно, точно". Если вмешался рассказчик, то весьма топорно. Или думает бравый Вайт? Но ведь он признался, что мысли путались. Про читателя и говорить нечего, он давно по макушку в непонятках. "Выстрел из корабельного шокера" порадовал. Ей-богу, это оружие заинтриговало ничуть не меньше, чем оставшийся кус текста. Допустим, есть некое устройство, которое выведет из строя все системы корабля по типу известного всем шокера. Тогда при чём "выстрел"? А мож, и без шокера можно: бабах, и нет корабля? Ничо-то я в технике не понимаю, космооперы не читаю. И вряд ли буду. Вернёмся к нашим литературным баранам. После экспозиции фокал переходит к рассказчику - ну не назовёт же Вайт сам себя "бедолагой", - а непонятки хлынут ниагарскими водами. Чего стоит только "витрина-иллюминатор-своеобразное окно!" Хоть режьте, не могу представить ни место действия, ни полковника-качка, сидящего на стероидах, ни кипу пластиковых бумаг. Суд, чудесные минуты пребывания в открытом космосе и стремительное спасение понравились динамичностью и напряжением. Именно тогда ощутила, что читала текст не зря. Перечислять речевые ошибки выше моих сил. Удачи этому нескучному тексту!
Серая Мыша, "Мышь обиделась"
Годный текст. Вроде как... Смутили факты из нафталинного прошлого, засунутые автором во времена активного освоения космоса. Кто бы мог подумать, что внучки ГГ СУШАТ САПОГИ НА БАТАРЕЕ! На сей день существуют разнообразные электрические сушилки для обуви - и с ультрафиолетом для избавления от запаха/бактерий, и с ароматизаторами, и другими наворотами. Пошто такой регресс? А уж очереди к "немногочисленным кассам"... Да ещё пресловутый квартирный вопрос. Плюс табельщица, замучившая придирками кандидата наук. Вызвал недоумение "старческий климакс". Он, климакс-то, может грянуть задолго до старости - когда жизнь перевалила за пятидесятилетний рубеж ))) Именно этот срок автор счёл гранью, за которой начинается дряхление человеческого организма. Ничо так, Лев Толстой о Шерер выразился похлеще - "старуха сорока лет" ))) ГГ бегает кроссы, занимается плаванием (о современных средствах ухода за собой, в том числе и омоложения, автор умолчал или не знает?) - она по определению не должна ощущать себя старухой. А зацикленность ГГ на семейных проблемах, опустошение и осознание собственной ненужности, ИМХО, более свойственны домоседкам, нежели человеку, занимающемуся научной работой. Во времена моей молодости говорили, что пятидесятилетие - это пик достижений и открытий в сфере науки ))) Поэтому скачок ГГ из "вышедшей в тираж" женщины в разведчицу не воспринимаю как обоснованный. От сюжета повеяло рассказом Павла Нилина "Впервые замужем"; мотивы так называемых повстанцев - предотвратить использование атмосферы планеты и научной технологии исключительно богатыми людьми - показались надуманными; захват заложников в Средиземном море и перемещение их в космос воспринялся весьма роялисто. Ну а финал вместо умиления вызвал смех. А так читалось легко, нескучно, временами с удовольствием. Понравилась композиция рассказа, способ подачи характера ГГ, строго выдержанный фокал, а речь восхитила. Ещё возлюбленный Боря получился колоритным. Хороший рассказ.
Стандур Т. В., "Незнакомец"
Уважаемый Автор и нетленный Незнакомец, простите меня, негодницу, за плохую оценку. Честно прочла начало текста, выписав множество недочётов, но вот после этого отрывка всё бросила: "Он возник на моем пути внезапно. У него были довольно светлые волосы. Еще на пару тонов светлее и их можно бы было назвать белоснежными, но присутствовал желтоватый оттенок. Что только лучше сочеталось с цветом его глаз, которые тоже отдавали желтизной и завораживали каждого, кто осмелился посмотреть прямо в них. Они словно гипнотизировали и уже никуда не отпускали свою неосторожную жертву, заманивая в этот омут. И ты уже не можешь вырваться из их плена, открывая все свои секреты. Черты лица были утонченными и словно благородно-аристократичными. Словно эти черты создала искусная рука талантливого скульптора. Кожа была очень светлой и словно мраморной, и это только подтверждало наваждение с ожившей статуей". Из уважения к коллеге-участнику рассказ осилила, но комментировать это объяснялово беременности ГГ не могу, ибо ржу.
Панасенко О. В., "Шутки богов"
Прочла не без интереса, но запуталась в табели о рангах небесной канцелярии. Итак, есть Демиург и его сестра Ангела, которые ведут себя как обычные дети: умеренно безобразничают, пакостят друг другу по мелочи под присмотром любящей и снисходительной мамы. И совсем не боятся божественного ремня... Ах да, отец семейства почему-то в тексте отсутствует. А зря, он быстрее и доходчивее объяснил бы всю ответственность Создателей за их дела. Но и рассказа бы тогда не было... Продолжим. На Фиоре имеется группа, мнящая себя креативной: Создатель-Профессор, Создатель-Учитель, Созатели-Ученики и Команда Зачистки. Они творят реальность при помощи синемографа, не подозревая о том, что сами являются результатом творчества Демиурга. А на Земле малышка Ангела претерпевает неупорядоченные эволюционные превращения, побывав в теле насекомых, земноводного, грызуна и птицы. Это месть её братца-шалуна. Весьма затейливо. Только для чего? Многовариантности и иллюзорности того, что мы принимаем за реальность, рассказ не иллюстрирует. Может, автор хотел призвать читателя любить и почитать всё живое, невзирая на внешний вид и примитивность жизнедеятельности, а также привить уважение к тайным процессам миротворчества? Или попросту - знать своё место? Короче, идею не поняла. Перемещения сознания Ангелы "из шкуры в шкуру" занимательны, читается рассказ легко. Недочёты, конечно, есть, не понравился и "синемограф". Ну да ладно, автор советовал не воспринимать рассказ всерьёз.
Истратова И., "Деньги"
Рассказ душевно повеселил и понравился. До сих пор не понимаю, как автору удалось увлечь меня так, что прочлось в один дых и воскликнулось: "Хех!" Он (уважаемый автор) провёл по верхушкам и граням явления, не коснувшись сути, но идею воплотил, и фантдопом - биологической основой товарно-денежных отношений - огорошил, и лаконично, зато ярко, художественный мир создал. Респект!
Катрушина Ю. А., "Между мирами"
Простите, автор, но первая часть перевёртыша получилась такой скучной, что свело челюсти. Вторая показалась поживее. Увы, в сети столько подобных текстов, что рассказанное вами уже эмоций не вызывает.
Angotea, "Дни седого февраля"
О, а вот такое я люблю! Однако завораживающая атмосфера быстро рассеялась при попытках приделать мистике фантастические ноги. И к финалу читалось уже не с грустью по маленькому призраку, которого обязательно забудут, а где-то даже с досадой: и мир искусно создан, и образы живые, и саспенс имеется, - а вот поди ж ты, органического единства не чувствуется. Поэтому говорю автору не комплименты, а высказываю претензии. Старик Красилов на профессора не похож ни разу. Скорее на городского сумасшедшего. Вы только гляньте - удумал продлевать тёплое время года, повышая температуру воздушных масс кострами и нагревателями! Сколько столетий существуют теплицы, а всё потому, что малое пространство обогреть вполне реально. А если ещё в земле проложить трубы и прогонять горячий воздух, то вот вам и вечное лето. Однако некоторые деревья всё равно откажутся зеленеть, просто сбросят листву в нужное время. Кроме того, в тексте есть красивые, но странные сентенции: Ведь лето - словно обман, иллюзия, воплощение быстротечности всего сущего... Истина начинает просыпаться осенью и снисходительно улыбается зимой Никак не врублюсь, отчего быстротечное лето - обман и иллюзия, а зима - улыбчивая истина. Это она скорее обман и иллюзия жизни, сон с грёзами, неподвижность и смерть. А вообще любое время года - часть единого цикла, оно само по себе уникально и неповторимо, и каждое скрывает улыбку Творца. ИМХО. Вот от чего в восторге, так от того, как автор пугает читателя. Слова Красильникова, страшный сон (блин, самой в детстве такой снился во время ангины), поворачивающийся в двери ключ... Блеск! Автор здорово запутал: почему-то подумала, что призрак - это ГГ. Сны мёртвых деревьев, люди-фантомы, мистически прекрасны и хоррорно великолепны. Спасибо за рассказ!
Шабельников И. Ф., "Ганджубас"
Ну... э-э... хм. Парни, водку сталкеру пить можно, даже нужно - водка выводит радиацию По названию я было решила, что автору приплачивает Минздрав, а вышло вон оно что... нужно с умом выбирать дурные привычки. По содержанию текст не понравился, ибо показался калькой охотничьих баек о том, как пьяница поборол медведя. Но чисто формально - образ рассказчика создан неплохо. Только к чему старания автора - создание психологической достоверности, подбор соответствующей лексики, имитация момента речи, - если сам текст практически ни о чём? Ну, обкурился, ну, привиделось. И чо? Фантдоп явно из количества промилле - какие дюзы у тарелки, какое поддомкрачивание? Правильно ГГ выразился: не инопланетяне, а кенгуры. Стёбно, разухабисто, но попусту.
Воронов А., "Простой рассказ о петле времени"
Понравился этот "простой рассказ", но не фантдопущением, а драматической коллизией, крепко повязавшей героев. Одна петля на двоих - это занимательно: Нас осталось двое, которым на нас не плевать Не менее, чем предельная субъективизация одной из форм существования материи. Однако утверждение - "Человек - это целый мир" (с) приемлю лишь в качестве метафоры, поэтому при чтении приходилось давить протест и с трудом, но всё же следовать авторской мысли "Всё, что происходит в мире, происходит в нём всегда, у мира нет прошлого, настоящего и будущего, они есть только у человека. Почему? Потому что жизнь человеческая и есть истинная машина времени, человек создан, чтобы субъективно придать времени направление и движение, для того, чтобы поверить, что оно проходит, и ужаснуться." Пушай человек - истинная машина времени, пущай имеется некое сослагательное пространство под стать её работе, но отсутствие прошлого, настоящего и будущего надо бы как-то более основательно объяснить. Не поняла, чей внутренний монолог дан в третьей части. Если мёртвого Люиуса из прошлого, над которым "трудятся" в будущем, то жаль, что эта линия потерялась. Дала себе слово не делать замечания по поводу речи, орфографии и пунтуации, но пришлось взять его назад. Автор, в таком тексте - философском и драматичном - недопустима неточность словоупотребеления. Ну как можно уволочь его сюда? Только приволочь. Или ещё поржала: - А может ты пойдешь на ...? - А может на ... пойдешь ты? - А я только что оттуда. - А я до сих пор там. ИМХО, даже не гнушаемущуся крепким словцом автору, следовало бы употребить предлог "в".
Ерофеев А., "Нана"
Спасибо за рассказ! Прочла с удовольствием. Автору удалось меня удивить: по мере прочтения трижды менялось представление о художественной реальности и главном герое. Сначала показалось, что мир рассказа - обычный постапец, а ГГ - сталкер. Затем происходящее воспринялось затухающими отголосками какой-то войны, а сталкер предстал обыкновенным героем, который никак не может примириться с побеждающим "ослом" и готов отдать жизнь за останки "бобра". И лишь в финале на фоне красивой, но спорной метафоры увидела... обычного человека, дядю Макса, который обречён следовать идее. А ему хочетелось бы просто жить - среди умиротворённого рая тихих домиков и их обитателей.
Михайлов М., "Научно-фантастический рассказ "Выбор"
Не, это не моё. Если бы не конкурс, не одолела бы. Рассказ выбесил, но, думаю, автору мои эмоции не нужны. Успеха у других читателей!
Кузнецов Н. В., "Тот, кто не спит"
Пустячок какой-то, зарисовочка. Пусть порадуются другие читатели.
Вербовая О. Л., "Белое солнце Марианны"
Название красивое. Идея правильная. Что ещё сказать, не знаю. Рассказы Ольги Леонидовны удивляют прямолинейностью, принципиальностью, боевитостью. Думаю, если бы воскресли Белинский, Писарев и Чернышевский, она бы им что-то доказала и, возможно, удостоилась. А так... Короче, мне не понравилось.
Васильев С. В., "Истории из истории"
Кому как, а мне понравилось. Повеселили "соавторство" с подростковым креслом летописца, краснеющий за владельца дневник. Понравилась структура текста. Однако смутил рассказчик, комментирующий картинки "из истории". Ощутимы теплота и юмор, а вот некой суъектной связи с очаровашкой-летописцем нет. Это мир не ребёнка, а взрослого, который пытается позатейливее передать свои выдумки. Так мне показалось. Есть и "глазоцарапки", как-то: "непринято", пунктуация при прямой речи. Несмотря ни на что, понравилось, и это отразится в оценке.
Маугли Д., "Без остатка"
Мастерски созданный текст. Помню по БД. Не без удовольствия перечитала, но непонятки не исчезли. Так и не уяснила, откуда явились к ГГ два качка и босс. Что это за способ воспроизводства во Флорианском посольстве? Отчего фло так помыкает "растителем" - это у неё генетическое или просто следствие мягкотелости ГГ? Почему герой позволяет вытворять такое с собой - он отравлен соседством с флорианкой? Понятно,"в раба мужчину превращает красота", но не в дурака же. Его вопросы не вызывают сочувствия:"Почему нам необходимы те, кому мы сами не нужны? Почему они играют нами и мучают нас? И как превозмочь боль?" Ясно ведь, что пока фло превращалась в женщину, герой всё больше становился подобием эмоционального субстрата, питая её тем, что теряла его личность. Ещё более смешон ГГ, решивший отправиться вслед за флорианкой. Ибо воспринимается обиженной и покинутой системой гидропоники в теплице.
Имя фамилия, "Сокровища аборигенов"
Занятно. Какое-то шутовство, карнавальная вседозволенность и полный имморализм. Будь более легковесно - сказала бы, что стёб. А так наталкивает на мысль, что многие географичекие открытия прошлого именно с этого и начались - с неоплаченных займов, охоты за удачей и откровенного геноцида аборигенов. А чем космические конкистадоры хуже земных? Разве тем, что более напоминают мародёров. Их безбашенность прямо умилительна. Возникает вопрос: а после "атомных грибов" разве уцелеют "густарники кружевники"? Не лучше было бы нейтронной бомбой шарахнуть - всему живому капец, а материальные ценности в сохранности. Как и природа планеты, мать их.
Серебряков А.С., "Заповедник"
Зарисовка. Нужно отметить, весьма атмосферная. Ибо даже ляпы, пунктационные ошибки, отсутствие композиции, логичного сюжета и характеров не мешают ощутить некое безвременье, когда унылые полуразрушенные формы чего-то наполняются каким-то настроением, чувствуется поиск чего-то зачем-то, почему-то и т. д. Герои такие же неопределённые, с полуясными чувствами и мотивами. Идея лично от меня ускользнула. Ну, случилось так, что человека и его жилище стало необходимо поместить в заповедник быта и традиций. Ну, возникло некое шевеление в сторону возрождения человеческой культуры. И чо?
Flyingtost, "Механические сны"
Мои собачки видят сны, хотя читать не умеют, впрочем, как и все животные. Даже если допустить, что чтение исчезнет как вид деятельности, то вряд ли это повлияет на деятельность НС таким образом, как написано в рассказе. Хотя возможны, конечно, некоторые изменения. Автор явно забыл о том, что НС, равно как и все системы организма, способна к замещению. Взамен одной функции разовьётся другая, ибо самосохранение заложено на уровне генов. Есть описание опытов сенсорных голодовок, при которых люди галлюцинировали. А в тексте даже не голодовка, просто иной, подземный, страшный, несправедливый мир. Так что факты, изложенные в тексте, никак не могу принять за фантастическое допущение. За аллегорию - запросто. Речь понравилась, она гармонична по отношению к миру. Мрачный пафос посветлел к финалу, надежда появилась. Так что рассказ скорее понравился, чем нет.
Прошунин А. И., "Человек"
Славная сказочка, понравилась. И всё же первобытный человек в наскальной живописи отражал прежде всего еду: оленей,мамонтов, - а также жизненно важные моменты охоты или расправы над врагами. Его представление о красоте отражено в фигурках так называемых "Венер каменного века" с огромной грудью, гипертрофированными филейной частью и половыми органами. Но почему бы и не предположить, что склонный к созерцательности герой совершил скачок в понимании красоты и гармонии? Хотя Чернышевский в "Эстетических отношениях искусства к действительности" утверждал как раз обратное: аристократам милее хрупкость и бледность, крестьянам - громадные ноги, мукулистые руки и так называемая "молочная грудь". Почему-то Ыи показалась "невоспитанной": удивила, поела и свалила. А как же подарок доброжелательно встретившему её прародителю сапиенсов?
Трубицына А. А., "Паучья жизнь"
Рассказ нормальный, герои получились занятные. Но сколько таких вещиц в сети - не перечесть. Всё же очень легковесно.
Мальчевский В., "Штуковина"
Неплохой текст, однако не люблю, когда не показывают, а рассказывают. Язык тяжеловат.
Алёшина О., "Полина"
Написано умело, однако текст на любимую тематику не особо понравился. Не верю в таких героев: юноша потерял возлюбленную, обзавёлся персональным призраком и водит друзей на поглядки; а его особо одарённая сестрица, всерьёз желающая через укус вампира жить вечно, вдруг помогает герою и призраку понять друг друга. Мистический опыт превращён в фарс и закончен не вяжущейся с предыдущим повествованием пафосной сценой.
Зарубина Д. Н., "Музогедова болезнь"
Прочла с интересом, оценила качество текста, но проникнуться не смогла. Дело не в теме и, так сказать, фактуре, а в несоответствии рассказа заявленному в аннотации продолжению соревнования между богами. Пусть и шутка, но собственно культурный контекст совершенно исчез в специфических проблемах пациентов венеролога, не спасла даже "россыпь звёзд" в глазах Саши. Идея возродить культуру половым путём, конечно, весёленькая. Но культура не только, как скажет венеролог, "приобретается через странствия души", но и прививается/воспитывается с детства. Жаль, что останется не охваченной фантдопущением довольно большая часть населения мужеска пола - от детсадов до армии. В тексте фантдопущение реализуется довольно невнятно: Саша, перночевав у носительницы грибка, внезапно услышал Рахманинова по радио, потом мелодию Моцарта в мобильнике. И что? Этого не может быть в реале? И лишь после того, как Модест осознал, что его картины - мазня (вот это настоящая фантастика), я догадалась, что Саша понятия не имел о композиторах. И всё равно неясно, почему Модесту, которому открылось понимание художественной ценности картин, нравится "грудастая женщина в металлическом бюстгальтере и дракон". В тексте масса неточностей различного плана, к примеру, "толстая цепь белого золота на ОБЕ перси". Слово перси не имеет единственного числа. Или "Если бы он хотел слушать жалобы, пошёл бы в терапевты". Жалобы пациента, сбор анамнеза - первый и универсальный способ диагностики. Показался натужным юмор венеролога - "Утреннего Шумана? Листа при мочеиспускании?..." И всё же этот славный текст заслуживает довольно высокой оценки.
The L., "Don't worry"
Понравилась сатира на любимые страхи и развлекушки человечества. Не знаю, может это только моё личное восприятие, но показалось, что и в ужасе, и в стремлении развлечь себя человек двадцать первого столетия одинаково туп. Однако авторский "постапец" вышел колоритный: "Затем воздух содрогнулся, словно кто-то сытно срыгнул, после чего затхлый запах гнусных нечистот лениво прошелся по узкой кишке тоннеля. В конце концов послышалось подозрительное пыхтение и хлюпающие звуки, будто где-то там - далеко позади, очнулось от древнего сна неведомое чудовище и принялось медленно продвигаться по тоннелю в поисках добычи". И всё же события, которые могут враз оборвать жизнь людей, поданы через штампы, которые существуют в их сознании. Конечно же, это образы культовых фильмов. Возникает мысль: а если вдруг грянет реальный постапец, то не увидим ли мы то, что надолго перекосило наше воображение, вместо объективной реальности? Хороший рассказ.
Петрова О. А., "Синтетик"
Решила прочесть, что пишут о рассказах подсудной группы обозреватели ХиЖ, пришла в ужас. Снова понимаю тексты с точностью наоборот. Наверное, взгляд наивного, не разбирающегося в фантастике автора насмешит, но мне пофиг. То, что подверг остракизму уважаемый Пепел А Ц, глаз не кольнуло, и "Синтетик" понравился безусловно. Да, недочёты, на мой взгляд, имеются, но радуют композиция рассказа, реализация идеи, язык без наворотов. Понравился образ ГГ, хотя со времён Пиркса уже достало традиционное изображение андроидов. А то, что написано вне традиции, надуманно и неинтересно. Поставлю хорошую оценку.
Баев А., "Наледь"
Отзыв перенесён из обзора другого конкурса. Трудно найти слова, чтобы выразить читательскую признательность за погружение в светлую трагедию героя, который смог преобразовать вымороженный мир в тепло участия и сопричастности. Текст написан мастером, тут и анализировать не хочется - читаю, думаю, учусь. Мир рассказа гармоничен, наполнен живыми человеческими чувствами. Жизненные реалии - быт больницы, размеренное и заурядное существование людей в городке - автор превратил в двери, распахнутые навстречу чуду. И вот тут-то интересно порассуждать, чем является мистический опыт, отражённый в рассказе. Сначала автор "действует" в колее обывательских размышлений рассказчика, человека образованного и ответственного, доброго, но вымотанного жизнью до предела, за которым - только опустошение и тоска. Он недоумевает при встрече с паранормальным явлением и всеми силами души стремится объяснить, обосновать, загнать в привычную для разума колею небывалый факт. Затем фактов накопилось настолько много, что рассказчик всё же насмелился на открытое объяснение с ГГ. И оно стало настоящим откровением, епифанией. В компе была выписка с сайта www/testsoch.info-istolkovanii-dzhojs-epifanii/ о поэтике Джойса: "В церковной лексике слово "епифания" означает "богоявление". Джойс использует его для обозначения моментов духовного прозрения человека, наивысшего напряжения его душевных сил, позволяющего проникнуть в сущность явлений, понять смысл происходящего. В "Стивене-герое" Джойс писал: "Под епифанией он подразумевал внезапное раскрытие душевного состояния, проявляющегося в грубости речи, в жесте или в просветлении разума. Он считал, что дело писателя запечатлеть эти епифании с большой тщательностью, понимая, что сами по себе они очень эфемерны и мимолетны". В истолковании Джойса "епифании" - это и моменты познания, высшая ступень восприятия, это прозрение, помогающее определить место того или иного явления во всей сложности его взаимосвязей с окружающим. "Епифании" - это вместе с тем и необходимое условие постижения прекрасного, заключительный этап в постижении красоты. В этом процессе Джойс выделяет три этапа, три ступени, каждая из которых соответствует трем основным свойствам красоты. Он определяет их, используя терминологию Фомы Аквинского, как integritas, consonanta, claritas - цельность, гармония и ясность(прозрение). Способность ГГ к чудесному преображению мира (спасению чеченских ребятишек, щенка, всяческую помощь добрым людям) оплачена по наивысшему "тарифу": он обречён на одиночество, вечный холод и вечную тревогу-боль за реальный мир. Зато способен растопить грани этой реальности - в финале и рассказчик чувствует возможность "снять наледь с души". Однако подобное чудо не удастся до тех пор, пока он не будет удостоен высокой и мучительной чести - принести себя в жертву. Уже после написания отзыва мелькнула мысль, что вовсе не к епифании автор подводил читателя, а просто создал версию ангельского перерождения человека. А может, то была часто используемая в искусстве энтелехия?.. В общем, загадок больше, чем слов в последнем абзаце, который убедительно показывает, что чуду есть место в душах современных людей. Спасибо за рассказ, автор!
Лев Елена, "Последний объект"
Отличный рассказ! Спасибо, автор.
Вивер О. И., "Абсент"
Рассказ очень понравился. Высшую оценку не поставлю только потому, что темка достаточно избитая, да и сюжет показался пресказуемым. Но исполнено замечательно!
Пащенко Д. И., "Альтернатива"
Замысел понравился, характеры рассказчиков получились отличные. Поначалу купилась на обманку, насторожил лишь "младшенький", точивший зубы о мебель. Вопросы автору: по идее в каждом помёте, пардон, при каждых родах должно появляться несколько юных люпулов. Чем объяснить снижение рождаемости? Научно-техническим прогрессом, развитием культуры? Предок не мог взять в пасть "горящую головню", не рискуя опалить морду. Да и зачем? Шерсть и подшёрсток обогревают получше огня, а желудок изначально создан для переваривания сырого мяса и костей. С какой целью так осложнять себе жизнь и творчество: писать пером, когда можно выцарапать или выгрызть; создавать какую-то мебель? Вторая часть понравилась стёбной мифологией, а хоми показались такими гнусными тварями. Третья часть немного нудная, а послесловие лишнее.