Эллин Асгерд : другие произведения.

И все это имени Ленина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Про метро. Для Новых хроник http://novchronic.ru/3548.htm

  Кроме двух своих основных функций - транспортной и защитной - метрополитен обладает и еще одной, неявной, но тем не менее весьма существенной. И функция эта - прославлять и увековечивать.
  
  Потенциал метро как средства пропаганды состоит в том, что как бы мы к нему не привыкли, как бы ни считали синонимом слов "толкучка" и "час-пик", как бы машинально не двигались по десятки лет неизменному маршруту с новенькой "читалкой" в руках - все равно мы помним, что мы под землей.
  
  Что-то внутри нас об этом помнит, какая-то древняя, первобытная, пещерная (простите за каламбур) наша часть. И она знает, что никто не рисует на стенах бизонов из любви к искусству. Их рисуют потому, что эта пещера - святилище. А если и не святилище - то изнанка города, скелет, к которому там, наверху, подшиты клочки реальности разного размера. То есть все равно особое место, нижний мир.
  
  И пойди объясни своему внутреннему неандертальцу, что метро - это просто транспорт.
  
  Станции первой очереди - от Автово до Восстания - совершенно откровенно являли собой храмы Ленина и - в проекте - Сталина (перед открытием часть изображений вождя была заменена на защитников Ленинграда и т. п.). Наземные вестибюли строились как соборы с античными портиками и периптеры. Торжественная строгость их долженствовала вызывать благоговение перед входом на эскалатор.
  
  А вот с подземными залами большевики вообще аккуратно попали в один из древнейших архетипов - мифологему о хрустальном или золотом дворце. Хрусталь и золото - это атрибут тридевятого царства, тридесятого государства - то есть, по В. Я. Проппу, иного мира. Расположенного, например, под землей.
  
  Возведение такого дворца - одно из испытаний нового правителя, доказывающее его связь с другими мирами (то есть его шаманскую силу), а также посвященность в воинский союз - ведь образ этого самого дворца восходит к так называемому "большому дому" (только не в смысле новейшей истории, а в смысле этнографическом - к месту воинского братства).
  Сказочная хрустальная гора была так же красива, как метро "Автово" (если помните фильм "Властелин колец" в переводе Гоблина).
  
  
  
  Станция метро "Автово"
  
  
  1. Подземный мир Сенной площади
  
  Бесчисленны легенды об ушедших под землю городах. Колокольный звон провалившихся церквей издавна слышался по городам и погостам. Скрывались церкви, которые, вместе с прятавшимися в них жителями, замыслили сжечь разбойники. Куда назначали попа польского или литовского. А как-то раз, во время нашествия Батыя, в Нижегородской области скрылся под водой даже целый город - Китежем назывался. Так и показывают на горы рядом с укрывшим его озером: под этой - Ивановская церковь, под этой - Успенский собор, а под той - Благовещенье.
  И такие "горы-церкви" есть везде, где жили славяне и финно-угры...
  Собственно, чаще всего эти самые холмы оказываются городищами. Знаю одну сопку.
  Но вообще-то эта статья о событиях не столь древних.
  
  Совсем недавно, в начале марта сего года, в славном городе Питере нечто подобное и на самом деле появилось - речь, конечно же, идет о ст. м. "Спасская", получившей свое название по церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, известной в народе как "Спас на Сенной".
  
  
  
  Ст. метро "Спасская"
  
  Это самая известная из утраченных церквей Петербурга. Да и Сенная площадь - одно из самых непростых в Питере мест.
  Построенный в середине XVIII веке архитектором А. В. Квасовым (с возможным участием самого Ф. Б. Растрелли) на средства богатого откупщика С. Я. Яковлева, барочный храм доминировал над шумным Сенным рынком (имплицитная отсылка к Раскольникову и вечнобеременной Лизавете, ага). Надо заметить, что и пока церковь была цела, место считалось нечистым - ну даже не в том смысле, что нечисть там водилась, а скорее просто грязным. Низким.
  Здесь, в доме купца Таирова, во время эпидемии 1831 года находился главный холерный госпиталь - в него полиция отправляла всех, кого могла заподозрить в переносе инфекции. Из госпиталя каждый день выносили десятки мертвецов. В городе говорили, что вместо лечения пациентов врачи в этом госпитале выводят такую заразу, которая загонит в деревянный ящик весь Петербург. И однажды люд с Сенного рынка перекрыл дорогу очередной полицейской карете, везущей в госпиталь холерных больных, и освободил их. Чтобы утихомирить людей, уже ворвавшихся в больницу и выкидывающих врачей из окон, Николай I лично (в сопровождении нескольких гвардейских полков, правда) вышел к народу и на глазах у всех выпил лекарство от холеры. Этот эпизод - наравне восстанием декабристов - изображен на пьедестале памятника Николаю I на Исаакиевской площади.
  
  А на рынке торговали мясом, птицей, рыбой-корюшкой и рыбой-ряпушкой, огурцами, чаем, самоварными трубами. Были и еще кое-какие диковинные товары (эта байка рассказывается после того, как во время прогулки по Сенной площади ваши друзья решат перекусить шавермой или пирожками с мясом). На Сенном рынке, в том павильоне, который ближе к Гаупвахте (сейчас в ней Сбербанк), раньше продавали "пижонов". Вы не знаете, что такое "пижоны"? Это битые голуби, на обед. А для самых бедных там стояли огромные корзины с воробьями - по 5 копеек за десяток. А чего, ощипать - да и суп будет...
  
  В советское время веселый рынок сменился скучными магазинами, какое-то время на пустой огромной площади был автовокзал (да, географически Сенная - это въезд в город с юга, здесь берет свое начало Московский проспект, плавно переходящий в Ленинградское шоссе).
  
  А в январе 1961 года был взорван Успенский собор, дабы освободить место строящейся станции метрополитена "Площадь Мира". Кстати, говорят, наземный павильон этой станции заходит на фундамент церкви лишь левым уголком ступеней...
  
  
  
  Успенский собор
  
  ...Потом началась перестройка, потом площади - и станции - вернули имя "Сенная" (то есть станции его не вернули, конечно, а просто дали), потом на месте Успенского собора построили часовенку.
  В 1991 году была открыта "Садовая" (в проекте носившая наименование "Площадь Мира - 3") - односводчатая станция глубокого заложения, ныне принадлежащая к пятой линии, а до 7 марта с. г. - к четвертой.
  
  А потом на "Сенной" упал козырек. Вот так взял - и отвалился, и придавил собою семерых человек. 10 июня 1999 года, прямо в час пик, железобетонный козырек вестибюля рухнул. Город вспомнил про погребенную под площадью церковь - и с какой-то жутью вспомнил. Причины трагедии не ясны до сих пор. Металл "устал"... Бывает.
  
  Перед 300-летним юбилеем города разогнали вновь спонтанно образовавшийся на площади рынок (в 90-е годы на Сенную со всех районов ездили за овощами, было забавно), оставили только несколько барыг, скупающих антиквариат и золотишко (ну они уже местной достопримечательностью считаются, их туристам показывают; к тому же помните, где князь Мышкин (имплицитно - "идиот") обменял свой серебряный крест на оловянный? То-то и оно, что на Сенной...), разместили по периметру площади десяток отличных кафешек... С центральной части площади убрали бетонный забор, скрывавший метростроевский долгострой - вроде бы, планировали строить наземный павильон "Садовой". Тогда же над четырьмя выходами с этой станции, расположенным по разным углам площади, были построены легкие стеклянные торговые павильоны, имитирующие "железные" корпуса Сенного рынка. И площадь преобразилась. Но то ли близость всегородской дыры - Апрашки, то ли просто что-то "нехорошее" в энергетике...
  
  И вот пришло время открытия самой глубокой из трех станций - "Спасской", обозначавшейся в проекте как "Площадь Мира - 2". Низкие потолки, широкие пилоны, узкие платформы... Отделка станции выполнена из желтого китайского мрамора, на ключевых местах расположены мозаичные панно на тему зодчества Петербурга (говорят, что изначально там должны были быть изображения Спаса на Сенной и других утраченных церквей, но не успели - как не успели и проверить по словарю фамилии некоторых архитекторов - "Детомон" вместо "Тома де Томон" (все три слова - это фамилия, звали его Жан), "Монферран" с одной "р" и т. п.).
  
  
  Если так разбираться, то между византийскими крестово-купольными храмами и пилонными или же колонными метровокзалами есть внешнее сходство - у них обоих трехнефная структура. Напомню, что слово "неф" происходит от вульгарно-латинского "navis" - "корабль", и в церковном зодчестве обыкновенно понимается как вытянутая в длину часть храма, ограниченная с одной или с двух сторон отдельно стоящими опорами. В апсидах нефов располагаются пределы - то есть алтари. В первых советских метровокзалах (особенно у Питере, где большинство станций имели один выход) центральные "апсиды" активно использовались.
  На "Спасской" об этом почему-то вспоминаешь, хотя похожа она скорее на печоры, чем на храм. Те самые, в которых древние монахи укрывались от врагов и в которых хоронили почивших отцов и братьев.
  
  Собственно говоря, это была распространенная у большевиков практика - строить метро на месте церквей. В 1955 году на месте снесенной в 40-м Знаменской церкви открылась одна из первых в Ленинграде станций - "Площадь Восстания". Проектируемая третья станция пересадочного узла "Площадь Восстания" - "Маяковская" будет носить название, как вы уже догадались, "Знаменская". Впрочем, будет это только тогда, когда метрополитен стянет своими подземными скобами Ручьи, Ржевку и Охту с Петергофским шоссе и Лигово. Лет через 20, будем надеяться.
  Официально считается, что строительство (и даже проектирование) этой линии еще не начато. Но краеведы любят показывать грибки вентиляционных шахт во дворах колодцах между площадью Восстания и Смольным. Втрое метро?.. Или просто какие-то бомбоубежища?
  
  
  
  Ст. метро "Площадь Восстания"
  
  
  Далее оранжевая (четвертая) ветка метро должна пойти на северо-запад, к Театральной площади. Диггерские сайты полнятся фотографиями рабочей шахты <номер не скажем, ищите сами>. Впрочем, открытие "Театральной" обещают только в 2014 году. И на эту тему в городе уже слышится апокалиптический юморок: "Давайте выкопаем на Театральной еще один котлован. Может, после этого Мариинка, наконец, уйдет под землю?"
  
  Доля шутки в этой шутке становится очевидна, если знать, что строительство второй сцены Мариинского театра на том и закончилось, что фундамент ушел в болото. И даже метростроевцы, с опытом замораживания размыва, не помогли строителям с инвесторами. Вместо задуманного архитекторами огромного золотого купола пока что есть котлован - гордо претендующий на статус самого большого подземного сооружения Петербурга (его размеры - 150 на 80 м, глубина - 11,5 м). "Не послушаем оперу, так хоть поплаваем", - шутят местные жители (дома которых за время строительства злополучной второй сцены дали осадку 40 см).
  Интересно, есть ли мифологические аналогии легендам о затонувшем театре?
  
  И еще одна легенда о питерском метро и затоплении - правда, вроде бы, экзогенная (то есть придуманная масквичами) касается, разумеется, ноу-хау питерской подземки - наших несчастных "горизонтальных лифтов". Якобы эти двери, отделяющие туннели от пассажиров, установлены для того, чтобы, если хлынет вода, люди на станции не утонули. Достаточно посмотреть на зазоры между дверями и стенами, чтобы понять абсурдность этого предположения. На самом деле, просто такие станции строить было быстрее и удобнее: перегонные тоннели проходятся транзитом, проходческий щит не демонтируется, вслед за туннелями проходят станционный зал, а затем pаскpывают пpоемы. И еще на отделке экономия. Красота.
  Но вот ездить по ним оказалось дороже и медленнее: пропускная способность "станций закрытого типа" сильно страдала из-за как дополнительного времени на синхронизацию дверей вагона с дверями на станции, так и из-за узости самих платформ. К тому же дополнительнвые средства требуются на обслуживание точной автоматики, регулирующей двери (да-да, возможность остаться между дверьми фактически исключена - за тем, чтобы пространство между поездом и дверью было пустым, наблюдают сразу две системы, отключающие в случае чего напряжение в контактном рельсе).
  
  2. Фиолетовая ветка.
  
  Наконец-то метро провели на кладбище. В блокадном Ленинграде был популярен такой анекдот. Встречаются два человека. "Как живешь?", - один спрашивает. "Да как трамвай 4-й номер: по Голодаю, по Голодаю, а потом на Волково". Теперь на Волково можно ездить на 5-ой линии метро.
  Согласно мрачноватой городской легенде, на строительство Петербурга пригнали толпы шведов, плененных в ходе Северной войны. Они быстро умирали на тяжелых работах, и хоронили их отдельно от православных, на далеком пустынном поле по древней Новгородской дороге, переименованной ныне в Лиговский проспект. Закапывали их неглубоко, и по ночам из соседних лесов на поле приходили волки, разрывали могилы, жрали трупы... И кладбище это прозвано было Волковским Лютеранским. На самом деле Волковское (Волково) кладбище названо так по ближайшей деревне (хуторам при Александро-Невской Лавре), а та, в свою очередь, получила название от фамилии первопоселенцев в XVIII веке.
  
  И в 1756 году по указу Сената было основано кладбище для погребения бедняков - на правом берегу реки Волковки, а в 1773 - Лютеранское (или Немецкое) - на левом. К кладбищу вела улица с печальным названием Растанная, где была сосредоточена вся кладбищенская инфраструктура - мастерские для изготовления надгробий, лавочки для продажи венков и цветков, трактир "Расстанье" с залами для поминок и богадельня. Первое питерское иноверческое кладбище разрасталось быстро - там хоронили и лютеран, и католиков, и старообрядцев. В войну некоторые участки были заняты братскими могилами.
  
  Сейчас этот несколько специфический район Питера выступает в качестве последней границы старого города - за ним на юг только глухая винтажная промышленная зона XIX века. А за ней - новостройки самого большого спального "раёна" в городе - Купчино. Строительство Фрунзенского радиуса, видимо, ускорит процесс слияния Южного Купчино и основной части города - ведь ненормально, когда в район, где живет больше миллиона человек, удобнее всего ехать на электричке (станция метро "Купчино" стоит в юго-западном углу этого жилого массива и транспортную проблему решает далеко не полностью).
  
  
  
  Витраж на ст. метро "Волковская"
  
  
  Так что значение будущих станций "Бухарестская" и "Международная", открыть которые обещают в 1912 году, недооценить трудно.
  А покамест работает только "Волковская". Нереально низкий потолок, черничные стены, напоминающие саркофаги скамейки и панно с пустынной волчьей речкой Волковкой в торце зала. Есть и светлые, уже полюбившиеся народу персонажи - сова и рыженький полосатый мраморный котег на флорентийской мозаике напротив входа. Кота полагается гладить. На всякий случай.
  
  
  Предшествующая "Волковской" станция "Обводный канал" пока честно отыгрывает роль станции-призрака (первой такой стала расположенная на этой же ветке "Адмиралтейская", которой стоит посвятить отдельный очерк). Есть надежда, что после открытия "Обводного" питерский автовокзал станет более осмысленным (ибо сейчас им пользоваться крайне неудобно). Для строительства надземного вестибюля пришлось снести старейший в городе кинотеатр, в котором фильмы, конечно, уже давным давно не показывали, а помещение снимал ночной клуб под названием "Нора".
  
  Продолжение следует.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"