- Это такая древнеславянская обсерватория? - уточнил у меня знакомый, вместе с которым мы отправились на Аркаим.
Тогда я поняла, что с этим памятником что-то нечисто.
Аркаим - это одно из поселений, относящихся к андроновской культурной общности. Находится он в европейской части Челябинской области, в глухой степи.
Город в степи
Круглое городище было окружено рвом глубиной до 4 м, а его стены достигали 3-4 м в высоту. Камня на Аркаиме нет, стены были сложены из утрамбованной земли, укрепленной опалубками и известковой крошкой. Таких стены было две, обе они были окружены рвами - внутренний использовался как канализация, а внешний, видимо, был сухим.
На городище найдено два ряда жилищ (всего их 64). Центральная площадка оставлена свободной. Попасть во внутреннее пространство можно было только через лабиринты (хотя во внешней стене был один незащищенный проем, "для своих").
Городище Аркаим впервые зафиксировано на фотографиях с высоты, - правда, это были военные фотографии с грифом "совершенно секретно", поэтому в поле зрения археологов памятник попал только тогда, когда они сами его нашли - в 1986 г., уже во время строительства платины для будущего водохранилища.
Вид на Аркаим с воздуха действительно впечатляет: то, что на земле кажется просто неровностями и колдобинами, при аэрофотосъемке складывается в контур городища, -особенно утром или вечером, когда длинные тени. Силуэт древнего города проявляется, когда выпадает первый снег - он заполняет жилищные впадины, подчеркивая стены; также сотрудники советуют приезжать на Аркаим в начале мая, во время цветения желтых степных тюльпанов, предпочитающих расти на сухих остатках стен - городище в это время кажется золотым солнечным кругом.
Датируется оно эпохой ранней бронзы: его жители (судя по антропологическим данным, протоиндоевропейцы, - термин "индоарийцы" в современной науке не употребляется) умели изготовлять мышьяковую бронзу, но чаще использовали камень, техника обработки которого была виртуозной. Примесь мышьяка в местной бронзе естественного происхождения - то есть, строго говоря, это не сплав.
Сначала Аркаим датировали XVII в. до н. э., но в последние годы датировки удревнились до XX-XXII вв. до н. э.
Страна городов
Ближайшей аналогией Аркаиму долгое время считалось поселение Синташта: так же, как и жители Аркаима, синташтинцы украшали керамику солярными знаками (свастикой), знали толк в медицине (судя по аккуратно удаленным зубам, следам операций и залеченных прижизненных травм на костяках, происходящих с могильника), использовали повозки на колесах со спицами.
После открытия Аркаима в окрестностях были найдены и другие городища этой культуры - всего около 30. Эта серия памятников условно называется "Страной городов". Все городища строились по единому плану и под общим руководством, правильность планировки каждого из них напоминает военный лагерь. Возникает вопрос, использовались ли подобные городища только для сборов населения (большую часть года занимавшегося отгонным скотоводством) или в случае военной опасности? Научные сотрудники заповедника "Аркаим" в один голос утверждают, что городище было обитаемым круглогодично.
Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, был ли язык жителей "Страны городов" предтечей санскрита, пели ли они авестийские гимны и древнейшие веды.
Можем ли мы говорить здесь о какой-то иной общности, нежели неопределенный термин "археологическая культура"? Была ли "Страна городов" государством? Ответить на этот вопрос определенно, основываясь только на археологических данных, невозможно. Однако мы можем утверждать, что "Страна городов" - первое социальное образование на территории России, так близко подошедшее к созданию государства.
В последующие века никто не селился на месте Аркаима, хотя долина богата археологическими памятниками самого разного времени - от неолита до скифов. Через нее проходили все волны кочевников, идущих с востока на запад: сарматы, гунны, мадьяры.
Заповедник
Чтобы Аркаим не попал на дно морское, началась кампания по превращению Большекарагангской долины в заповедник - не только историко-археологический, но и природный. Природа вокруг поселения уникальна: гора Шаманка в молодости была настоящим вулканом - студентов-геологов сюда возят изучать напластования лавы, а все желающие могут заглянуть в потухшее жерло; тысяча грачей гнездится в березовой роще, суслики стоят возле своих норок, степные лисы заходят в лагерь, а влюбленные парочки орлов перекидываются мышками прямо над головами туристов.
Заповедник был образован в 1991 г., тогда же прекратились и раскопки городища, проводившиеся под руководством Г. Б. Здановича. Большую часть памятника не копали, а исследовали с помощью геофизических методов и той же аэрофотосъемки. Поэтому и сейчас приезжающие могут ходить по древним валам.
На территории заповедника, помимо музея, действует исторических парк - реконструкция скифского кургана Теймур, неолитических жилищ и других археологических памятников, а также этнографический музей под открытым небом, в котором представлены казачья усадьба, действующая ветряная мельница, юрты.
Кроме экскурсий на подлинные археологические памятники, орнитологических и геологических, развивается новое направление - актуальная сейчас во всем мире экспериментальная археология. Здесь действуют экспериментальные площадки древних ремесел - расщепления камня, литья, ткачества, лепки горшков. Каждый может почувствовать себя древним степняком, или даже принести пользу науке: ведь мы никогда не узнаем, как выглядело древнее жилище, если не построим его в настоящий размер. Потому что первая конструкция, возведенная современными людьми, непременно развалится - и пройдет немалое время, прежде чем вновь будут наработаны те или иные навыки. Многие нюансы можно понять только на практике. Возможность непосредственного участия в исследованиях, в решении настоящих научных проблем - это то, что на Западе называется "научным туризмом". Аналогов этому заповеднику как объекту научного туризма на территории Российской Федерации практически нет (если не считать детских археологических школ).
И о "российских Стоунхенджах"
Интерес к Аркаиму возник стихийно, как "инициатива снизу": люди стали приезжать на памятник, когда там еще ничего, кроме экспедиционного лагеря, и в помине не было. Археологи не ожидали подобной популярности и оказались к ней не готовы. Результатом стало стремительное и беспощадное развитие аркаимской мифологии - столпы космической энергии, семинары по синхронному открытию чакр, поиски прародины арийцев и царства пресвитера Иоанна на 100 м2 Аркаимского городища и близлежащих "святых" горах - это мелочи, которые могли бы быть забавными, если бы не так походили на общественный психоз. "Древнеславянские обсерватории" - это ведь печально.
Судьба Аркаима в этом отношении отнюдь не уникальна. Редактор одного журнала спрашивал меня, что общего у Аркаима и Стоунхенджа, если я не хочу писать об астрологии. Полагаю, что пиар. А уж если вспомнить про "науку" пирамидологию, расшифровку Фесского диска, истерию вокруг кавказских дольменов и даже просто Перуново капище (список можно продолжать очень долго), то станет понятно: люди не умеют проводить грань между древним и сверхъестественным.
После посещения Аркаима осталось двойственное впечатление. С одной стороны, он, несомненно, относится к тем местам, куда хочется вернуться; а с другой стороны, было бы грустно видеть, как это прекрасное начинание само себя загнало в тупик.
Аркаим может стать (и будем надеяться, что станет) одной из тех площадок, где встречаются прошлое и настоящее, человек и наука. Но для этого он должен быть востребован как историко-археологический заповедник, а не как центр эзотерических практик.