Аннотация: Не надо давить пауков! Особенно в детстве
Паук
Честно говоря, я знал, что фильм будет серьезным и про душевнобольных людей. Я знал, что он будет долгим и, наверное, глубоким, фильм про безумие, неторопливый и страшный как само безумие. Я все это честно знал, поэтому захватил с собой фамильную подушку, племенную повязку на глаза и комплект родовых затычек для ушей. Одним словом, я был готов внимать прекрасное всеми анналами своего тела. Долго и мучительно. Внял. Внял так, что да просто позор на мою седую задницу! Вот как я внял некорректно! Признаюсь и каюсь, мне не понравился. Наверное, я толстокожее, бездарное существо, начисто лишенное представлений о глубине мысли. Может, я даже чего-то не понимаю в этой жизни. Но то, что мне не понравилось я еще могу осознать в любом агрегатном состоянии, как и тот факт, что я еле сдержался от созерцания своего внутреннего мира после показа. Обычно я созерцаю его после отравлений, склонившись над унитазом в одном из самых философских мест своей квартиры. Так мне было плохо. Аргументирую.
С самого начала нас просто подло обманывают. Название недвусмысленно намекало на присутствие в фильме хотя бы самого маленького паука. Я бы стерпел даже дохлого паука-дистрофика, но нет, пауков не предвиделось. Шарм фильма для меня был потерян после этого сразу, потому как мои любимые сцены в дешевых фильмах ужасов про пауков это те, когда из-за кадра на голову герою кидают такого резинового паука переростка, после чего, герой, бережно придерживая его, чтобы этот высокобюджетный спецэффект не упал с его головы, начинает благим матом умолять окружающих снять-с-него-эту-тварь-к-такой-то...вставьте по желанию наименование нужного родственника. Тем более, что фильм снял Кроненберг, который обычно веников не вяжет, а снимает что-то доброе, светлое, про мутантов, например, мух там, разнообразных. А тут совсем что-то ничего не мутирует, кроме сознания главного героя, ничего не вызывает приступов ксенофобии, кроме лиц некоторых персонажей, короче говоря застой и упадок. Триллер это, одним словом.
Суть в том, что паук - это Человек. Не в том смысле, что все мы братья и нужно непременно возлюбить близлежащего паука как самого себя, а в том, что это кличка такая у некоего Дениса Клегга. Клегг этот немного не в себе, по мнению большинства, крыша его уехала и вернется не скоро. Хотя, кругом глупые люди и не понимают, что безумие глубоко субъективная вещь и что для одного норма, для другого уже чистый сюрреализм.
Для меня Клегг так и останется вполне нормальным умеренно сумасшедшим депрессивным оптимистом. Ну и что, что человек носит 4 рубашки одновременно, а сверху еще и плащ? Вы вот мерзните? А может, у него просто стиль такой, капустный. Капуста, я вам скажу, очень эротичный овощ. Ее можно так долго раздевать, о-о-о, это что-то... Кхм, ну да я отвлекся... Клегг собирает на улицах всякие мелочи и рассовывает их по карманам, но если дворники не справляются со своими обязанностями, кому-то просто нужно брать мусор в карман? Еще Клегг постоянно записывает все в маленькую книжечку на непонятном языке и бурчит. Когда он не бурчит, он занимается нудизмом. В том плане, что нудит постоянно. Нудный он, тип. Говорит Клегг мало, и это создателя фильма объясняют его крайней антисоциальностью и замкнутостью, на практике выгораживая бездарного сценариста.
Клегг заторможен, осторожен и насторожен. На паука он похож так же, как мое утреннее отражение на разумную форму жизни. Короче, единственное, что Клегг делает странного, так это спит в полной ванне на боку. Вы это пробовали? А я вот как редкостный...естествоиспытатель попробовал повторить этот трюк, в результате чего чуть не повторил подвиг Му-Му. Так можно до смерти поспать, я вам скажу. Из чего следует, что в фильме в этом месте наблюдался спецэффект. Единственный, но очень необычный.
Клегг этот переехал из нормальной психушки в какую-то совершенно ненормальную психушку, система организации жизни в которой смахивает на аналогичную в доме престарелых. В ролях: Домомучительница - эдакий увесистый механизм, в виде бабки, который рассекает по дому и призывает пациентов к порядку, лишая их пищи. Клегг, который приехал сюда разобраться в себе, в результате чего чуть не разобрался с домомучительницей, прочие психи - прочие психи.
Далее невозможно писать о фильме, не рассказав вам о сюжете. Но самый подлый каверз притаился именно тут. Расскажи вам сюжет и смотреть фильм станет просто нерентабельно, потому как в сюжете зарыта основная фишка. Сюжет, кстати, кустарного производства некоего Патрика Маграта по одноименному роману "Паук". Этот Маграт сам признался, что был готов. Это такая констатация факта, мол, готов наш Маграт, выносите. Он вырос на территории крупнейшей в Великобритании психиатрической больницы тюремного типа и любил повторять, что в детстве его возили в коляске серийные убийцы и психопаты. Ну-ну, видно они его там так активно возили, так ездили его направо и налево, что несчастный Маграт наделал...эту книгу. Книга даже ничего, но вот фильм получился одноразовым, в том смысле, что его не получится пересматривать снова и снова, зная основную интригу происходящего. Есть тайна, тайну раскрыли - фильм на помойку. Но я сюжет расскажу, поэтому вы можете послушать, потом пойти на фильм и сделать там вид, что жутко удивились.
Дело было в Англии. Жило там одно семейство стандартной конфигурации. Папа, Мама, сын. Понятно, что живыми из такой ситуации все не выйдут. Почему-то они не ели чай через каждые 5 минут и не пили овсянку по утрам. Совершенно неправильные англичане, и носят они неправильный мед. Папа был водопроводчиком, мама была запором в папином водопроводе, в том плане, что запарывала она ему всю личную жизнь, не давая по вечерам, заправлять свой водопровод пивом в баре неподалеку. О сыне хотел промолчать, потому как это очередной маленький мальчик, забитый жизнью. Снова это какой-то боевой андроид с активностью амебы и аутизмом в нагрузку! Что там фабрику открыли по производству этих андроидов? Меланхоличные тормознутые мальчики со следами великой депрессии на лице уже достали однозначно. Бывают в природе вообще другие мальчики? Или это единственный вид? Меня эти мальчики, одним словом, пугают уже непомерно, потому как клоны атакуют. Куда там овце Долли, мир ее праху...
Мама нежно называла мальчика Пауком. Бывало, сядет рядом и начинает вещать замогильным голосом Дроздова о том где, как и когда пауки откладывают свои яйца, приговаривая "А ты, мой Спидер, хороший, умный, а пауки все сдохли все равно". Вот и спи потом вечным сном после такой сказки на ночь. Паук плел паутинки из всяких веревочек и тормозил по традиции. Один раз Паук пошел в бар за папой, чтобы потом папе не пришлось на бровях домой возвращаться. Там-то он и увидел местную проститутку по имени Ивонна.
Эта, простите, Тутка, сразу ему не понравилась, тем более что папе она подозрительно понравилась. Далее папа идет к Тутке по профессиональному вопросу. Тутка говорит ему, мол, "Водопроводчик, прочисть мне трубы!" и папа чистит, что делать, долг превыше всего. Но мама как-то некстати застукала водопроводчика с Туткой и всей их сантехникой наголо, так сказать. Дело было еще и на огороде, где в изобилии водились лопаты. Папа вспомнил о том, что давно картошку не удобрял и недобро посмотрел на маму. После чего, взял лопату и подкорректировал маме ландшафт лица. Мама ушла в картошку и легла там отдохнуть до следующей жизни. Папа быстренько ее зарыл под кусты и картошка начала расти, что надо. Хозяин! Применяй "Рябушку" - будешь с яйцами, "Борьку" - c мясом, Маму - картошка отрастет по самые не балуй.
Далее, Тутка приходит в дом и говорит Пауку, что, дескать, я твой новый мама, а паук говорит, что все вы живодеры и убийцы, после чего идет под куст, где ложиться на землю и общается с бывшей мамой. Тут внимательный зритель уже видит нестыковку. Откуда паук знал, под какой куст идти? Любой нормальный человек ходит под случайный куст и совсем не маму искать. Да и вообще, паук дома был, пока папа с Мамой "разводились" на огороде лопатой. Жизнь пошла наперекосяк. Тутка - алкаш еще тот, отец паука периодически мутузит, как тузик грелку, на лицо всеобщая нелюбовь. Тогда паук наплел веревок очень хитро, привязал их к плите на кухне и, когда Тутка созерцала там очередной алкоголический сон, открыл газ. Нравится, не нравится - спи моя красавица! Тутка - кирдык, папа в шоке.
Самый большой прикол оказывается в том, что это вовсе и не Тутка была, а его нормальная, ЖИВАЯ Мама. Просто Паук уже тогда сбрендил и все происходящее воспринимал так, как ему самому этого хотелось. Маму он заменил в своем воображении на Тутку, которой и не было вовсе, из папы сделал убийцу и монстра, хотя тот был милейшим существом, да и вообще, мир он видел уже наполовину воображаемый, наполовину реальный.
Взрослый Паук постоянно ходит по местам "боевой славы" как бы заново переживая все события, вспоминает это все, пока не осознает, что он сам и убил свою маму. Обретя истину, к нему возвращается сознание, и он едет обратно, в нормальную психушку. Ну, разве не хэппи-энд?
Теперь, когда интрига мертва и расставлены все точки на "Ё", остается добавить, что операторская работа есть. Можно смело утверждать, что оператор был и что-то делал. Пара кадров очень символична, остальные мрачны и напоминают советские фильмы про безысходность и бессмысленность в грязных тонах. Музыка исполняется отверженным из музыкального училища типажом. Типаж старается, но музыка клонит в сон, своей классической консервативностью.
Главный вопрос фильма: " Когда конец?" Динамика происходящего где-то заблудилась, и вместо нее тянется какая-то вечная английская овсянка сэ-э-э-р... Если бы добрые люди сзади не пинали меня по тому месту, которым я привык сидеть, в надежде потянуться, я бы и сам заснул. Месту было не больно, у меня там давно уже отрос такой гранит науки, что выдержит прямое попадание ядерной бомбы. Из фильма получилась бы очень достойная короткометражка, но вот что-то длиннее - увольте.
Актеры играют сносно, блестяще играет только Рейф Файнс, сам Паук. Иллюзия психически больного человека полная. Это талант, и это одни из лучших "тихих" психов, которых я только помню. А в конце, когда он осознает правду, и в его глазах начинает буквально светиться понимание... Я даже проснулся, от такой красоты. Молодец, хвалю.
А Кроненберга я и не приметил совсем. Невзрачно он как-то выступил на этот раз. А жаль... Короче, фильм - проекция сознания Паука на происходящее. Фильм о том, что человек видит мир таким, каким хочет его видеть и не более того. Бесспорно, такое произведение имеет право на жизнь, а лиши его занудства и прибавь динамики, получилось бы даже что-то удобоваримое.