Как-то год, может чуть больше тому назад, увидел мельком фильм о Антон Семёновиче Макаренко....
Оказывается, что все его идеи -- идеи брата, который воевал в белой армии, все это разработал еще до революции и вообще его брат всегда был против совецкой власти, далее долго про брата.
И вывод так, мимоходом, что Макаренко плагиатор, ничего сам не сделал, и ва-аще...
Кто знает о чём речь, удивится.
Но фильм поставлен грамотно -- ничего по существу, зато понятно...
Последняя фраза всегда в памяти останется, это еще Штирлиц знал, что всегда надо заканчивать разговор запоминающей фразой. Тогда она в памяти и останется...
Еще что-то невнятно говорили, что Макаренко странно умер -- в поезде в 1939 году, как раз в тот самый период, когда кремлевский горец уничтожал в зародыше всех, кто мог думать самостоятельно, и тоже намеки, намеки, намеки....
Имя осталось в истории.
Но вот опыт, уникальный опыт воспитания нового человека -- по выражению самого Антона Семеновича -- остался как-то в стороне.
То, что он начинал с чистого листа -- это очевидно. Никаких тайных эзотерических знаний от мифического гениального брата у него не было. Для этого не надо особо высасывать из пальца сенсаций -- достаточно перечитать "Педагогическую поэму". Кстати, писать Макаренко начал до революции, и весьма успешно.
Так вот макаренко описывает свое долгое восхождение к действительно фантастическим результатам. Фактически у него не было отсева. Колонисты, чтобы попасть в колонию, совершали кражи (колония была для преступников -- просто беспризорников не брали). И это в то время, когда многие сбегали и сменили десяток детдомов -- в литературе есть масса примеров от "Республики Шкид" до "Двух капитанов"...
Мало кто знает, что брака не было и среди выпускников колонии имени Горького -- например, Александр Матросов был воспитан Калабалиным в детском доме (в кн. Макаренко Карабанов). То есть, на глазах уникальный педагогический опыт. И это в то время, когда бОльшая часть авторитетов от педологии того времени считали концепцию воспитания ошибочной, вредной и в конце концов добились отстранения Макаренко от должности заведующего колонией.
Он продолжал свою работу в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники, вчерашние беспризорники построили завод и освоили технологию выпуска одного из первых фотоаппаратов -- ФЭДа, по тем временам все равно, что нанопроцессор или оборудование для МКС. Скажете преувеличение, но это даже преуменьшение, так как сегодня производство рассчитывает на комплектацию извне, а завод в те времена практически осваивал всю технологическую цепочку. Т.е., вчерашние правонарушители, не имея образования, с трудной биографией выполняли работу, требующую высокой технологической дисциплины и высоких профессиональных знаний.
Такие результаты по крайней мере требуют внимания.
Что же сделано для осмысления этого опыта?
Будете смеяться -- практически ничего.
Кроме фамилии о Макаренко и то, что он кого-то воспитывал, фильма, что был снят в оттепель, и давно снят с экранов, да единожды изданного собрания сочинений, которого не найти в библиотеках (середина 50-х - так называемая оттепель) практически о Макаренко ничего неизвестно.
В педагогике "новые" старые идеи педологии, кто не знает, но педологи утверждают, что ребёнку нужно дать свободу, чтобы развилась творческая личность (ой, извините креативная)...
Представляете? Вы должны дать вашему ребёнку максимальную свободу и ждать, когда проявятся все лучшие стороны? Очень удобная позиция для воспитателей. Ошибки брак можно списать на генетику -- сейчас она очень востребована, - клоны, стволовые клетки... и т.д., к тому же химия преуспела -- в США все больше "для излишне активных" (креативных?) детей рекомендуют препараты типа ПРОЗАК (это отдельная тема для серьёзного разговора -- Ф.Фукуяма целую книгу написал)...
Словом воспитание нового поколения это процесс выявления креатива, а отклонение скоро будем регулировать химией -- новые открытия. Очень много надежд на новые компьютерные технологии -- это должно дать нам поколение гениев, по крайней мере талантов...
А воспитании человека речь давно не идёт.
Министр образования Фурсенко всерьез полагает, что нам надо воспитывать поколение потребителей (новых технологий), мол, времена такие. Только вот на что будут потреблять? Или все под гипнозом роста цен на нефть? Так ведь и её надо добывать. А для этого необходимы и специалисты, а не только потребители, ведь даже нефть не только потреблять, но и добывать нужно.
Ладно.
Но почему опыт Макаренко не востребован, не осмыслен.
Во-первых, после 20-х годов в стране произошел переворот в смысле целей -- для общества Сталина не нужны были сознательные строители новой жизни, а нужны были верящие в вождя преданные фанатики.
И Макаренко стал не нужен.
Ему давали работать, но все его выводы, все результаты его работы были не нужны.
Кроме этого, у макаренко было мало времени. Все его последние работы это больше практические советы, перечисление как и чем были достигнуты фантастические результаты в воспитании честных, умных, грамотных людей. Макаренко скрупулезен в описании практике, которая была уже не востребована со стороны общества. Именно это дало возможность людям "теоретикам" заболтать все результаты труда, к тому же проделанного в удивительно короткий срок -- основные принципы были открыты и сформулированы буквально за десять лет. К тому же все это происходило в условиях непрерывного роста колонии, новых воспитанников, давления со стороны всяких проверок...
Может быть, Макаренко просто не успел или планировал заняться обобщением основных принципов -- трудно сказать -- он был прежде всего практик. Но с другой стороны -- выводов у него много, просто желающие и умеющие мыслить могут заняться и сформулировать, а проверенные сегодня на практике -- думаю могли бы послужить не одной темой для диссертаций современных педагогов, тем более в условиях вновь проявившего явления -- беспризорничество новой России.
Желающих могу лишь отправить к книгам А.С.Макаренко, к тому же блестяще написанным с литературной точки зрения.
Для примера, чтобы не быть голословным, приведу один пример в приложении к нашему обществу. По Макаренко воспитание человека возможно только в коллективе. Коллектив для Макаренко группа объединённая полезной деятельностью. Кстати, такое определение есть и у лучших психологов -- скажем Я.Л.Коломинского. Ничего сложного в этом нет.
Так вот для того воспитание в коллективе было бы эффективное необходимо, чтобы в коллективе всегда были ближние цели -- на каждый день, средняя перспектива -- цели известные -- как празднование уборки хлеба (имеющее значение для коллектива и своим понятным и очевидным результатом), начало учебы, подведения итогов производственного плана (не вообще, а своего от которого зависит премия, благосостояние -- приобретение новых вещей) и дальняя -- поступление на рабфак и специальность -- для бывших беспризорников, цель не менее фантастическая, чем сегодня слетать в космос или стать олигархом (для некоторых это одно и то же в плане космического туризма). Так вот глянем на наше общество с этой точки зрения.
Скажем так после 90х -- ближняя перспектива более-менее -- работа, зарплата, по крайней мере для молодёжи. Средняя -- что можно сказать? Что такого в стране, чего мы ждём, что это может изменить, улучшить нашу жизнь? Для большинства думаю ответ не ясен. Про дальнюю перспективу вообще говорить нечего.
Все строится на принципе, что всем нужны наша нефть и наш газ. Ну еще "победили" в конкурсе на проведение Олимпиады, на которую потратим выручку за нефть.
То что начинают появляться тенденции создать образ государства, которое стремится заявить о себе -- хорошо. Но пока это все-таки больше желание. Стать лидером в науке или в том же космосе.... Это сложно. В военном отношении -- мы, что в войнушку не наигрались, тем более ядерную?
Словом, на нет и сюда нет... Так что с перспективами пока сложно. А у Макаренко, это абсолютно необходимое условие для воспитания отдельных воспитанников и развития всего коллектива.
Точно также и падение культуры в обществе вписывается в концепцию воспитания воспитанника в коллективе, только знаки разные -- у Макаренко воспитанник попадал в преуспевающий коллектив, где было интереснее жить, требования с излишком покрывались новыми возможностями, не говоря уж об условиях жизни.
Что мы имели в 90-х?
Новые условия повлекли смену (отсутствие) ориентиров. Большинство утратило уверенность в завтрашнем дне, коллектив (в данном случае общество) отказалось от целей, а главное не высказывало никак ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ в отдельных членах.
А у Макаренко непременное условие -- постоянное внимание к каждому не навязчивое, а в процессе постоянного занятия. В этих условиях просто не возможности реализовывать свои навыки (креативные) воровать, гадить и так далее...
Что касается, что произошло в нашем обществе, да просто наоборот, - все эти бригады, рекет, беспредел на всех слоях общества -- это принцип реализованного креатива в условиях отсутствия какой-либо полезной цели в обществе и для каждого -- ведь не назвать же таковыми принципы -- обогащайтесь любым способом и за любой счет?
А опыт Макаренко -- это опыт последовательного воспитания думающего, самостоятельного человека, который к тому же понимает цели коллектива, человека, который не унижается, но и не унижает другого, словом, действительное искусство (даже методика) воспитание нового человека.
Очевидно, что это практическое знание, которое неинтересно генералам от "педагогики" - они не видят тут возможности для диссертантов, для нынешних практиков это тоже знание неперевариваемое -- а где и как создать коллектив с полезной деятельностью, который у Макаренко главный инструмент воспитания.
Пишу и слушаю по дежурной части о преступлениях против малолетних -- изнасилованиях, маньяков и о неотвратимости наказания и бездушия общества... Но ведь существуют принципы, методика, как воспитывать человека. К тому же ведь все эти маньяки не с неба свалились, - а их все больше и больше... А возраст 20-30 лет (в основном), т.е. Это те кто "воспитались" в условиях концепции о самопроизвольном проявлении "креативных" возможностей.
Как интересно это будут решать при помощи интерактивных досок, новых технологий, или надо, чтобы и авторы новых прогрессивных методик пожали на своих семьях плоды новых педагогических откровений?
А о Макаренко можно говорить долго. Еще интереснее читать. Конечно, хотелось бы, чтобы нашелся человек с педагогическим опытом, сумевший "перевести" выводы гениального педагога на современный язык.
Хотя сомнительно, что такой найдётся. Почему? Потому что, чтобы это мнение стало значимым, необходимо, чтобы этот человек еще и имел бы знание, кто сдавал госэкзамен по педагогике -- знает, нет более консервативнее педагогов-теоретиков.
А именно они и определяют политику в преобразовании нашей новой системы образования...
Но Макаренко (последние слова запоминаются?), по-моему, это Циолковский в педагогике. К сожалению до сих пор не нашедший своего Цандера и Королёва.
Для Цандера и Королева условием явилось потребность в новой технике общества.
К сожалению до сих пор, похоже, обществу нет интереса в принципах воспитания человека -- одна тепловая катастрофа чего стоит, не говоря уж об энергетическом кризисе...