Лукашевич Денис Николаевич : другие произведения.

Судейский обзор финала конкурса "Свободное творчество-2012: Чудо чудное"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Судейский обзор финала конкурса "Свободное творчество: Чудо чудное"

   Несмотря на то, что я избран одним из судей этого конкурса, это отнюдь не значит, что я профессиональный критик и стоит ждать от меня объективных рецензий. Напомню (в который, черт возьми, раз) в данном случае (да и во многих других) я просто-напросто читатель и оперирую лишь понятиями "нравится" и "не нравится". Мои рекомендации продиктованы исключительно моим личным мнением и вкусовыми пристрастиями, и только сам автор решает прислушиваться к ним или нет. Возможно, кое-какие обзоры покажутся чересчур резкими или даже оскорбительными, но я замечу лишь одно: оценке подвергается рассказ, а не личность автора. Здесь нет личных оскорблений, так как я не могу оскорблять человека, которого в и глаза-то ни разу не видел. Так или иначе, в этом конкурсе нет ни моих друзей, ни братьев, ни сватьев, так что, возможно, мне удастся быть хоть немного объективным. И сожалею, что мое собственное "нра -- не нра" станет мерилом успеха на этом конкурсе. Хотя не я один здесь такой.
   Ну да ладно, с вводной частью покончено, поэтому -- с Богом. И, как говорят у нас, у инквизиторов: "Хвороста хватит на всех".
  

Буденкова Т.П. Вдова вампира

   Вот хотелось бы спросить, а о чем, собственно, рассказ? О том, как жена убила мужа, или о том, как человека в халате приняли за восставшего из могилы покойника? Жанр рассказа указан детектив, но детективной-то интриги я так и не увидел. Как ясно из определения жанра, детектив -- это жанр произведения, который описывает процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Так где здесь загадка? Понятно, что возможно повествования от лица преступника в детективе, когда читателю известно, кто кого, но тогда это описывается процесс открытия тайны преступления другими персонажами, но и этого здесь нету. Нет здесь и какого-то умственного напряжения читателя и(или) персонажей: все происходит как-то само собой, без особого напряжения. К тому же, нет в рассказе наблюдается одна из главнейших бед начинающих писателей: слишком много лишних персонажей, событий и описаний, которые не несут ровным счетом никакой полезной нагрузки для дальнейшего повествования, а для короткого рассказа -- это фатально. Почему пимокат -- несомненно, важнейший персонаж в рассказе -- появляться только ближе к концу, а на Настеньку и отца Натали уделяется столь большой объем текста, хоть они тут -- не пришей кобыле хвост. Зачем вводить метания отца невесты, когда они ни к чему не приводят и муж-упырь помирает сам по себе? Зачем в рассказе Настенька? Совершенно лишний персонаж, который не играет никакой роли? Они пустышки, утяжеляющий балласт. А описания? "Белая перчатка, покрывающая руку" - вы действительно думаете, что читатель такой дурак, что не поймет, на что одета белая перчатка? Или "она молча взяла вилку и нож, но руки так дрожали, что слышно было звон этих столовых предметов о край тарелки". "Этих столовых предметов"? А я думал это она ногтями по тарелке скребет. Совершенно неуклюжее предложение, которое надо полностью переписать.
   Если же рассматривать рассказ, как стилизацию, то она получилось уж совсем как-то неуклюже. Нет проявлений времени, тех очаровательных архаизмов, что создают атмосферу -- произведение достаточно нейтрально, чтобы с легкостью (достаточно, легкой редакции) переписать под любую эпоху. Чтобы написать стилизацию недостаточно использовать обороты и эпитеты дореволюционного происхождения, требуется и недюжинная историческая подготовка. Да, и еще: описание города в начале. Зачем оно? Что хотел показать им автор? Что он такой же, как и все остальные городки? Для этого достаточно было так и указать, а если автор действительно хотел показать особенный городок, пусть тихий и уютный, но со своей изюминкой, то пусть вспомнит классиков: "В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть".
   Итак, резюме: невнятный рассказ, требующий тотальной корректировки. Рекомендации автору: научиться находить важное и отсеивать лишнее.
  

Терехов А.С. Седина

   При прочтении: Богдана? Есть такое женское имя? Если и есть, то здесь она с первых же строчек вызывает непонятки. О Богдане я не буду ничего знать, пока она исчезнет. После этого предложения я попытался понять, как коррелируется Богдан и "она". Потом, конечно, понял, но для рассказа такие словесные выверты ничего хорошего не несут. Почему не Варвара?
   А тем после прочтения. У Говарда "Наше Все" Лавкрафта есть рассказ "Прохладный воздух", где ученый изобрел способ продлевать свою жизнь, но для этого ему приходилось постоянно поддерживать низкую температуру в своей квартире. И однажды кондиционер сломался... и понеслось. Именно этот рассказ мне вспомнился, когда я читал "Седину", но если у Лавкрафта был ужастик, то здесь мы видим драму, написанную ярко, сочно, с деталями и признаками времени, правда, время то -- не наше, а некое будущее, где людям вживляют чипы, превращающие их после смерти в зомби. Небольшой диссонанс. Но все было бы хорошо, если бы рассказ не превратился в исповедь извращенца-фетишиста. И, будь я на месте девушки, я бы побоялся с ним сталкиваться., будь он хоть кинозвездой. И вроде рассказ достаточно светлый, то порой пробирала невольная дрожь: небольшое отступление в сторону, ошибка -- и рассказ превратился бы в психологический хоррор. Но так в целом -- неплохо. Резюме: хороший рассказ, хоть автор и перебарщивает с описанием вещей (вещизм). Рекомендации автору: пусть девушка будет Варварой, а не Богданом, то бишь, Богданой.
  

Львова Л.А. Ключики

   Когда хвалишь рассказ, то надо не так уж и много слов. Написал просто: хорошо. И ясно все с первого раза. А рассказ этот действительно хорош. Жизненный, человечный, хоть и с мистикой. Тут какая штука: мистика здесь выглядит абсолютно уместно, жизненно и реально. Мистика, в которую веришь сразу и безоговорочно. И за это спасибо. Ладно, не будем перехваливать автора. Резюме: отличный рассказ, на данный момент -- мой лидер. Рекомендации автору: продолжать в том же духе.
  

Баев А. Ковер

   После прочтения рассказа возникает одно-единственное чувство: недоумение. Вроде и сюжет понят, вроде и герой ясен, а вот что, зачем, почему... Неизвестно. А еще в более глубокую прострацию меня повергли сложно составные эпитеты, густо разбросанные автором по тексту, без которых он вырождается в короткое: ГГ приснился ковер, а после этого он получает ковер-самолет и улетает в Багдад. Все. То есть, по сути, за лексикологическим водоворотом нет ничего, звенящая пустота бессмысленности, а это, как ни крути, не есть гуд. Резюме: тяжелое чтение, хотя порой затягивает, стоит признать, но, в целом, бессмысленно. Рекомендации автору: проще надо быть.
  

Ососкова Л. Папины сны

   На самом деле, рассказ хороший и правильный. Не будем вдаваться в детали событий российско-грузинской войны -- тут у нас, возможно, будут диаметрально противоположные мнения -- но в целом мне понравилось. Поначалу. Действительно, самое сильное в рассказе -- это начало. Описание жизни малыша и его отца, поданное от лица малыша. И почему-то сразу веришь, что это да, сам сын рассказывает. Эпизоды в реальности самые замечательные и трогательные, а вот сон и таинственное путешествие во времени, гм, несколько выбиваются из общей картины. И смущают, здорово смущают.
   Итак, резюме: в целом, неплохо, но недостаточно для "хорошо". Рекомендации автору: избавиться от снов и прочей мистики и сконцентрироваться именно на реальной жизни -- она получилась выше всяких похвал. Чудо здесь, видимо, путешествие во времени.
  

Быстров В.С. Тайны Города Семи Дорог

   При прочтении: "в плачевном имущественном положении" - при выбранном стиле данный канцелярит выглядит несколько инаково...
   И это ж как надо подвернуть ногу, чтобы довести себя до такого состояния? Видать, не вывих то был, а открытый перелом!
   Тренированный? Надо было написать вообще -- накачанный.
   После прочтения: простенькая притча о том, что чудеса создаются человеческими руками. Хорошая, годная идея, но, к сожалению, стилизация под старину не удалась. Особенно, поле "тренированного" визиря. Где караван-сараи, где паши и падишахи, где дервиши и гурии, а? Вот-вот, нет эффекта узнавания. Город этот Семи Дорог может быть где угодно и каким угодно.
   В итоге, резюме: сойдет как нравоучительная басня. Рекомендации автору: учить матчасть, то бишь, если пишите стилизацию, то читайте соответствующие произведения.
  

Каримов Д.Ж. Ведьмак

   А вот этот рассказ стал для меня отдушиной, глотком свежего воздуха адеквата среди всякой посмодернистской хрени, захлестнувшей Самиздат. И за это автору большое человеческое спасибо.
   Ну а по рассказу... Классическая фантастика во всем своем великолепии, в традициях Пола Андерсона, Гарри Гаррисона и прочих. Во время прочтения вроде и были небольшие помарки в стилистике, но обращать на них внимания совершенно не хотелось, поэтому, резюме: отличный фантастический рассказ, рекомендации автору: так и дальше держать.
  

Палау Правильные поступки лейтенанта Пименова

   Сидел я как-то вечером, читал финал. Дело близилось к ночи, и я понял, что пора завязывать, закончив, так сказать, на хорошем, на "Ведьмаке". Я уже закрыл файлик с обзорами... и тут мой взор упал на "Правильные поступки", зацепился за первые строчки, ухватил и повлек за собой. Да так повлек, что я не успокоился и дочитал его до конца.
   Нравится мне такое чтиво, короткое и правдивое, умеющее ухватить самую суть, честное перед автором и перед читателем. От него не ждешь слишком многого, и поэтому тем более приятно удивляешься, получив гораздо большее. И ведь в рассказе главное не водный мир, по мнению некоторых скупо и стереотипно описанный (а, собственно, зачем больше? Наметки, намеки, скупые фразы -- и уже в голове есть необходимая картина), а сам Пименов, его поступки, дурацкие и бессмысленные со стороны других, но для него абсолютно правильные. И если другим никогда не вырваться из круга своего бытия, то Пименова удается-таки, увидеть и познать большее, чем доступно остальным, потому что он поступал правильно, так, что он всегда оставался честен перед собой и другими.
   В итоге, резюме: еще один отличный рассказ, два подряд -- это ОЧЕНЬ неплохо. Рекомендации автору: правильной дорогой идешь, автор!
  

Васильева Т. Н. Татка

   Наверное, этот рассказ просто не мой. Вроде так и неплохой, и придраться не к чему, ан нет, как-то не пошло. Тема, может, и правильная, и посыл верный про детство, которое не стоит забывать, только вот главная героиня, гм, смутила. Некая тетка, без детей, без семьи, скуривающая по две пачки в день, питающаяся батонами и сосисками плюс еще с работой на дому -- это диагноз. Тут и призраком из детства не исправишь. Итак, резюме: не мое, к сожалению, рекомендации автору: развожу руками -- нечего и предложить.
  

Тихонова Т.В. Леший

   Тематика ВОВ не поднималась только ленивым. Да и я сам, признаюсь, грешен. ВОВ, по сути, превратился в очередной штамп, стереотип, но, наверное, это оттого, что не принято в наших пенатах как-то глядеть со стороны, незаинтересованным взглядом на события того времени. Просто сколько таких деревень было сожжено именно немцами? Не полицаями, ни всякими "галичинами", а именно немцами? Даже Хатынь и там постарались свои же, бывшие свои. Но это совсем другая тема, и, так или иначе, патриотизм -- это хорошо. Но когда начинаешь вникать в тему, разбираться, узнавать новое, начинаешь воспринимать ВОВ несколько по-иному. Так или иначе, резюме: хорошее патриотическое чтиво, рекомендации автору: так держать.
  

Гасилин А. Быть

   Оригинальный взгляд на то, как можно достичь нирваны. Достаточно стать психом и отказаться от всего мирского, суетного. Понять, что единственным смыслом жизни является она одна. С этим можно согласиться, а можно и нет. Но, так или иначе, эта точка зрения имеет право на жизнь. Резюме: сложилось такое впечатление, что автор и сам успел побывать в соответствующем месте, но на рассказ "Быть" не тянет. Так, очерк или даже небольшое эссе. Рекомендации автору: прочитать рассказ "666 способов познать Будду".
  

Аноним Смальта, кобальт, лазурь, ультрмарин

   Вроде же всем хорош: слог, образность, затягивающий текст, но вот конфликта-то нет. Нет сюжета, нет напряжения. Это не рассказ, а просто еще один размышлизм на оторванную от реальности, ничем не подкрепленную тему. Так некоторые китайские мудрецы любили обсуждать сколько волосков в гриве у дракона, то бишь тематика философского анализа понятна только им самим. СКЛУ красив, но бессмыслен, как пустая ваза, картина, переведенная в слова. Резюме: мистико-философская чушь (уж простит меня автор за эти слова), рекомендации автору: этот талант да в нужное русло...
  

Эйприл М.Д. Отражение

   Знаете ли, но душевные терзания офисного планктона оставили меня совершенно равнодушным. Ну да, кинул напарника, ну да -- потом выясняется, что у него жена-дети, дочка нуждается в операции. Ну да, просыпается совесть. И заверте... Короче, очередной слезодавильный штамп про внезапное благородство после совершенного злодеяния. Сколько подобного уже было... Короче, резюме: офисный планктон не зря так называется -- уж лучше бумажки перекладывать да квартальные отчеты строчить, чем на производстве гайки крутить. Очередной ничего не производящий тунеядец. Рекомендации автору: вы бы про трудовой подвиг, про сталеваров, про сварщиков...
  

Маверик Д. Циркач и проститутка

   При прочтении: спектакль? Или в цирке принято говорить "выступление"?
   После прочтения. Коротенькая история про любовь и мужчину, похищающего женские сердца и свободу. Может, она достойна и большего, только я там это большее не увидел. Извините, но не мое. Резюме: рассказ с недотянутой идеей. Рекомендации автору: ничего конкретного посоветовать не могу -- может, и хорошо, только у меня рассказ отклика не вызвал.
  

Даймар С. Дед Пыхарь и звезды

   Вот я буду исключением, но этот рассказ не читал и мне он понравился. Тут, как говорится, все на месте: и сюжет, и персонажи интересные имеются, и нет пространных рассуждений и толика доброго юмора, то, что мы и ждем от короткого фантастического рассказа. Легкая детективная интрига, не особо закрученная, но достаточно интересная. Читалось легко и с удовольствием. Резюме: добротный, хороший рассказ. Рекомендации: так держать.
  

Тимонин А.В. Ети

   Хочется вспомнить бессмертную цитату из "ДМБ":
   - А как с ети быть?
   - А етим? Мыть чаще надо.
   Так точно такая же ситуация с рассказом. Автор так рассписал историю в начале, что уже ждешь закрученную любовную историю а-ля "Евгений Онегин" или же "Дубровский", а потом все сводит к банальному анекдоту. Так к чему было расписывать любовь NN, раз она никак не влияет на сюжет. Рассказ вообще множно было свети к озорной миниатюре. Не больше. Короче, резюме: замах на рубль, а удар на копеечку, стилизация получилась, да как-то все мелко, Пушкин, наверняка, успел не раз и не два перевернуться в могиле. Рекомендации автору: да, в общем-то, учитесь отделять действительно важное для сюжета и рассказа от второстепенного и лишнего.
  

Нейм Н. Печенье удачи

   Небольшая история, подобные которой обычно пишут в газетах в рубрике "Курьез" или "Невероятно, но -- факт". Так или иначе, история на один раз развлечься, подивиться превратностям судьбы и забыть. Ничего она за собой не несет, но написано неплохо, интерес при чтении был, ну типо того, который обычно бывает, когда наталкиваешься на статью о чем-то необычном, написанную умелой рукой. Резюме: легкое ненапрягающее чтиво на пару минут. Рекомендации автору: да как-то ничего в голову не лезет, удачи, что ли.
  

Ледовский В.А. Условия для выживания

   Название совершенно не подходит его название, а вот что касается всего остального, то весьма и весьма. Рассказ бы получше вычитать, заменить неуклюжие фразы и получится вполне приятное научно-фантастическое произведение. Даже можно развить в увлекательный роман в духе старой "планетарной оперы" - влияние Берроуза ой как чувствуется. Одно замечание: есть в начале эпизод, когда резко меняется стиль, предложения становятся короткими, рублеными, но потом лучше. Итак, резюме: немного подкорректировать -- и все будет тип-топ. Рекомендации автору: продолженьица бы!
  

Лебедева М.И. История одного чуда

   Необычный рассказ, который тщательно шифруется за потоком знаний из еврейской демонологии, но от этого плохим не становится. И такая форма рассказа имеет право на существование. Дело в другом, что не каждый узнает в нем библейскую притчу. Как резюме: читать было немного странно, но интересно. Рекомендации автору: стиль выбран верно, необычный и запоминающийся.
  

Матюхин А. Полон прозрачной воды

   Еще один просто хороший рассказ. Не надо выискивать скрытых смыслов, пробираться сквозь дебри лексикологических конфузов и чесать в голове от поднятых философских вопросов. Тут все просто: городская сказка про любовь и стареющего журналиста, однако именно эта простота и подкупает. Спасибо автору. Не вижу смысла повторятся в резюме, да и автору мне нечего пожелать -- он и так хорошо справляется.
  

Ерофеев А. Таинственный посетитель

   Как в известной поговорке: "садишься обедать с дьяволом, запасись ложкой подлиннее". Другими словами, перед тем, как заключать сделку с дьяволом, стоит все хорошо обдумать. Не самая оригинальная мысль, да и сам рассказ, хоть и написан с понятием о литературном стиле, отлично выверенный и подготовленный, не оставил особенного отклика. Один из многих, хоть и качественно написанный. Придраться к чему-то сложно, поэтому перейдем к завершающему аккорду. Резюме: неплохой рассказ, но без изюминки, достаточно банальный. Рекомендации автору: работать над темами, искать оригинальное, но не превращаться в завзятого "оригиналиста" - не стоит бросаться в крайности.
  
   Уф, и я заканчиваю. Наверное, последним, но успел. Но хотелось бы отметить, что финал "Чудо Чудного" мне понравился, именно таким я и хотел его увидеть: не без недостатков, не без неудачных рассказов, но в целом очень даже ничего. Авторы неплохо владеют литературным языком, умеют ставить правильные вопросы и увлекать читателя. Одним словом, спасибо. Думал, что будет разгромный литобзор, а получилось совсем наоборот. Еще раз спасибо и отмечу, что быть судьей на конкурсе подобного уровня -- это всегда приятно и почетно.
   P.S. Теперь как бы оценки расставить, а то все хорошо да отлично -- так десяток и девяток не напасешься.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"