Аннотация: Личное и никому не нужное мнение о произведениях некоего автора
Мысли вслух-2, или Я! Бегу! Домой!
Как-то я услыхал на просторе всемирной сети в некоем авторе Андрее Крузе. Заинтересовался, благо его расхваливали на все лады и на всех перекрестках всемирной паутины. Решил: ладно уж, можно попробовать. И купил, в конце концов, дилогию "У Великой реки". Знакомый по комментам с несколько болезненной страстью автора к оружию и перегруженности техническими деталями все-таки рискнул. Сперва текст вызывал некоторую улыбку и эффект новизны -- познавательно, все-таки. Со временем увлекся, текст с описанием вооружений как-то проскальзывал на периферии сознания, иногда раздражал, ибо некоторые моменты уже повторялись, и я сконцентрировался на героях и сюжете. Ну и немножко на окружающем мире, совсем немного, потому как мир этот собран из стереотипов и клише. Автор даже воспользовался готовыми именами из наследия великого профессора. Скорее всего, автор пытался вывернуть их с некоторой долей пародийности (в особенности, что касается тех же гномов), но, к сожалению, все было не так хорошо, как хотелось: с юмором было туговато, простецкий такой, плоский, как еще говорят. Ну и ладно, хорошая шутка редко у кого получается, даже у признанных корифеев жанра. Проехали, перейдем к следующему.
Сюжет. Ну что тут говорить. Стандартный до зубовного скрежета квест из одной точки в другой в погоне за злым магом. Все это видено много раз, но не так уж и опасно. Главное, как подать. Подано, скажем сразу, неплохо. Есть за что зацепиться. Автор неплохо владеет словом, если не принимать во внимание слишком перегруженные деепричастными и причастными оборотами предложения. Но это кому как нравится. Отдельно стоит отметить экшен-сцены. Они описаны умело и со вкусом, пули летят, гранаты взрываются, герои ловко уворачиваются от вражеских снарядов. И, естественно, колдуют. Не все, конечно, идеологически выверенный главгерой магией не пользуется, предпочитая честный револьвер или что там под руки попадется, благо, оказывается, стрелять гораздо эффективнее, чем колдовать. Действительно сильное колдунство, вроде призвания инфернальных сущностей и то сдается перед пулей ДЕЙСТВИТЕЛЬНО большого калибра. Ну ладно, чтобы почитать, сойдет, без претензий, но увлекательно.
Герои. Скажу просто, картонные макеты, ничего более. Увидеть в них что-то большое можно лишь при очень хорошем воображении. Хорошие герои как на подбор красавцы и красавицы, плохие -- имеют выраженный телесный или духовный дефект, чтобы не было жалко. Ну и гномы как-то себя немного проявляют, но они скорее пародийный образ, чем серьезный.
Ну и как вердикт, неплохое чтиво скоротать вечерок, на большее -- вряд ли. Еще же можно назвать дилогию разбавленной приключениями и магией оружейным справочником.
Так-с, впечатления от первой пробы ближе к положительным, читать интересно, познавательно. Можно переходить к следующему испытанию. А на очереди у меня была широко известная и обсуждаемая "Эпоха мертвых". Некоторые говорят, что одна из лучших у Круза. Допустим; купил и прочитал. Вернее попытался это сделать. Сдох я где-то на половине, потому как меня терзало стойкое чувство дежа-вю. Где-то я все это видел. Во-первых, главгерой ну до боли напоминает ведьмака из Великой реки, только с тем изменением, что он вольно владеет стрельбой с обоих рук, экстремальным вождением, вирусологией, да вообще отличный парень, душа любого разведотряда. Одним словом, мог заставить ядом черной зависти, как допустим камшовский Ворон (было дело, признаю), но он картонный! Чертов безразличный робот с ненастоящими эмоциями и реакциями, а еще потенциально опасный преступник, способный, если что, без колебаний совести стрелять в человека. Ну да черт с этим, такие они, герои новой эры. Остальные положительные персонажи все как один обладают полезными для прокачки навыками. Одним словом, гоп-стоп команда в сборе. Отрицательных персонажей даже вспоминать не хочется: одержимый безумно идеей олигарх, зомби, зомби и вовсе непонятные твари. Короче, полный зверинец. Те, кто становится ходячими трупами словно специально выписаны такими, что их не жалко. Они толстые, больные и, прости Господи, евреи. А если и нет, то, в конце концов, выясняется, что они, как ни крути, толстые больные евреи. Вот такая фигня, малята. Пишем дальше.
А дальше нас ждет невероятно "оригинальный" мир. Рецепт такого мира прост: берется сюжеты из "Обители зла" и "28 дней спустя" (при отсутствии оных можно заменить на любой зомби-триллер более-менее приличного пошиба), смешать, тщательно взболтать, густо приправить статьями из оружейного справочника, пособия для водителей внедорожников и прочей спецлитературы, сбавить по вкусу российской действительностью и, оп-ля!, блюдо готово. Прошу к столу.
Дальше нас ждет растянутые на несколько сотен страниц странствия по Москве, сотни невинно убиенных зомби и прочие прелести пост-апокалипсиса, вроде халявной хавки, лута и оружия. Живи да радуйся, но герои одержимы странноватой идеей добраться до некоего Арзамаса-16 (или как там его - подзабыл уже) -- рая небесного для сурвивалиста. Ну и в путь дорогу, да только читателю для того, чтобы ознакомиться со всем маршрутом придется раскошелиться на еще несколько книг из той же серии. В общем, категорический вердикт этому чтиво: ерунда, если не сказать грубее. Пустая подделка под замечательные фильмы товарища Ромеро. Но те хоть смотрятся повеселее и побойчее, да и героям сопереживаешь. В общем, я решил с дальней порцией творчества автора повременить и перейти на литературу покачественнее, благо мои любимые Олди разродились новыми книгами, да и переводные книги тоже обещали быть хорошими.
Но всегда приходит момент, когда приходится вновь попробовать взять бастион имени Андрея Круза. Теперь мой тернистый путь привел меня к книге из той же серии "Эпоха мертвых" под названием "Я еду домой!" Аннотация обещала захватывающее путешествие по зараженной зомбизмом Америке, и выживание в стиле старых добрых вестернов. Ладно, поехали к новой остановке.
Первое, что видишь при чтении - это брат-близнец главгероя из "Эпохи мертвых", только, как говорят, "труба пониже да дым пожиже". И поехали по городам и весям американским, хотя нет, вру! Основное действие, согласно славной традиции, происходит в одном, не слишком большом городе. А герою требуется добраться на другой край света. На сотню томов, думаю, действие можно растянуть. А сдобрить все это детальным описанием оружием - фетиша крузовских читателей, и получиться очередная скучная до зевоты бродилка. Если бы автор постарался максимально сократить совершенно не нужные для произведения, излишние и перегружающие текст описания ТТХ оружия, сконцентрировался на действии, то получился бы неплохой бодренький боевичок, но нет. Как же обойтись без вечного, на грани оргазмического восторга от того, что ГГ постоянно мародерствует, с жадностью хомячка хапает все, что попадется под руку, когда для эффективного боя достаточно одного-двух видов оружия: автомата (винтовки) и пистолета. Но нет, надо обрядить ГГ стволами, как елку игрушками. Дабы никто не сомневался в его крутости. Но ему до Шварцнеггера из "Командо" далеко, как до луны - типаж не тот.
Автор все еще трепыхается, пытается ввести в произведение кое-каких героев, да вот получается у него из рук вон плохо. Почему он делает так, что людей, превращающихся в зомби, совершенно не жалко? Почему в зомбях нет ни одного красивого человека, почему на глазах ГГ не превращается в мертвяка его близкий друг, дабы пробить слезу у читателя? Да потому, что целевой читатель - бесконечная череда комнатных сурвивалистов, привыкших к стрелялкам и рпг, - высовывает языки и начинает с бесконечной преданностью ждать нового шмона опустевшего дома, в котором обязательно будет загашник с оружием и разнообразными приспособлениями. Им не нужны герои, им нужен сам процесс потрошения и мародерствования, дабы насытить свои квелые головы мечтами о том, что, когда мир рухнет, они сами будут так шуровать, и сурово ступать по опустевшей земле с карабином в руках, двумя снайперками за спиной, связкой гранат на поясе, по пистолету с каждого бока, и, конечно же, с револьверчиком "последнего шанса" под мышкой. И только с разгрузкой. Без разгрузки никак!
А автор превосходно знает свою целевую аудиторию, благо таких сейчас много, и денег срубить можно. А теперь вернемся опять к творчеству многоуважаемого Андрея Круза. Его романы пропитаны кондовым патриотизмом - вот как у них будет плохо, и как у нас все круто. До того круто, что армия раздает оружия согражданам (!). Более фантастическую идею и придумать трудно. Ну вот, а люди хвалят, радостно потребляют. Ради чего? Радости первого приступа мародерства или чего еще?
Не знаю. Трудно что-то решить, но если у нас взахлеб читают беллетризированные оружейные справочники, сдобренные куцым сюжетиком, то о чем это может говорить? Падении вкусов, или появлении нового поколения? Это буду решать не я.