Во время раскопок в Гарип-тепе были найдены останки: несколько ребер и поверх них - маленькие трубчатые кости, скрученные кожаным ремнем и просверленные в эпифизах - своего рода украшение. Оно оказалось локтевой, лучевой и плечевой костями годовалого ребенка. Фрагменты взрослого скелета, как установила генетическая экспертиза, принадлежали его матери.
Только кажется, будто наша культура не дает ключа к пониманию смысла кулона из Гарип-тепе.
Каждую осень люди оставляли свои шалаши на плоскогорье Алляйакинлик и спускались на перевал, в пещеры, неся на себе остатки недоеденных туш. Спустя краткое время бураны выгоняли с плоскогорья стада сайгаков, и людям было на кого охотиться всю зиму.
Однажды сайгаки не пришли. Восемь дней подряд снег заносил перевал, а когда вышло солнце и следом за ним - люди, они увидели новый мир, в котором предстояло жить по-новому. Они вернулись в пещеру, посмотрели друг на друга и вывели к очагу девочку, которую еще не отнимали от груди. Ее убили, зажарили, разделили и съели. Мать получила часть внутренностей и руку. Эта пища позволила ей четыре дня копать вместе с остальными снег и откопать туши заблудившихся сайгаков.
Весной люди ушли с перевала еще дальше вниз, и шли, не останавливаясь, до Гарип-тепе. Женщина ушла вместе со всеми. С собой на шее она унесла связанные вместе кости руки своей первой дочери. На Гарип-тепе оказалось много дичи, и люди надолго забыли о голоде. У женщины появились другие дети. Но каждый год, когда выпадал первый снег, она зажаривала немного мяса и показывала своим живым детям украшенную ремешками и сверлением связку, которую носила не снимая. Прикосновение к шершавым костям приносило ей сладкое чувство гордости и смирения с неизбежным. Дети думали, что память об их старшей сестре будет вечна, ведь она пожертвовала собой ради жизни на земле, чтобы каждая из них могла родиться. Никто не жертвовал будущему так много - все свое тело. Даже череп, последнее прибежище мертвеца, раздробили, чтобы вынуть жирный мозг.
Мы не знаем, в какой момент прервалась цепь потомков Гарип-тепе. Может быть, когда царь Азузум вышел из города Эшнунна усмирить жителей долины реки Диялы, и трупы много дней несло водой в Тигр. Или еще раньше, до того, как люди научились записывать имена своих убийц, во времена трудолюбивых убедийцев последние снегопоклонники умирали над занесенными глиной из реки полями, выцарапывая на солнечной терракоте ногтями первые буквы. Их нет. Мы - потомки совсем других людей.