Все костюмы и реквизит относятся к 1939-1945 годам.
Направления "направо", "налево" -
относительно зрительного зала.
АКТ I
Сцена представляет собой небосклон, горизонт и поле. Пусто, только многочисленные артиллерийские гильзы среднего и малого калибра разбросаны вокруг.
ОТЕЦ, сорокалетний мужчина, в потертом пальто и старой шляпе, стоит посередине сцены. Шляпа и пальто,бывшие когда-то "на выход", теперь деградировали до повседневной одежды. Самодельный, серый полотняный рюкзак. Грязные ботинки.
СЦЕНА 1
ОТЕЦ. Наказание господнее с тобой. Где это видано - только ссать
и ссать!
С правой стороны торопливо входит четырнадцатилетний СЫН.На нем - темно-синий плащ, тесный для него, из которого он давно уже вырос. Лыжная шапочка и рюкзак, похожий на отцовский. СЫН, торопясь, стыдливо застегивает штаны.
ОТЕЦ. Это, наверное, от страха. Что, боишься?
СЫН. Нет.
ОТЕЦ. Труднее всего перейти через шоссе. По шоссе идут автоколонны. Могут бомбить.
СЫН. А что, обязательно переходить?
ОТЕЦ. Иначе не получится. (Пауза.) А вдруг мины? Сейчас везде полно мин. Все заминировано.
СЫН. Подождем до ночи.
ОТЕЦ. У тебя что, голова соломой набита? Ночью еще хуже - бандиты.
СЫН идет налево.
ОТЕЦ. Погоди, куда ты так спешишь. (Идет в правую сторону.) Подожди меня здесь.
ОТЕЦ выходит направо. СЫНбеспокойно оглядывается; увидев на земле артиллерийскую гильзу, приседает и разглядывает ее. Берет гильзу в руку, встает, отходит от места находки и продолжает ее рассматривать. Возвращается ОТЕЦ, на ходу застегивая штаны.
ОТЕЦ. Брось это!
СЫН послушно размахивается, чтобы бросить гильзу.
ОТЕЦ. Не бросай! Может быть, это неразорвавшаяся!
СЫН. Так что же мне делать?..
ОТЕЦ. Говорю, положи осторожно обратно. Слышишь? Хочешь остаться без руки или без ноги?
СЫН испуганно рассматривает гильзу.
ОТЕЦ. Верни ее на место.
СЫНнаклоняется, чтобы положить гильзу на землю.
ОТЕЦ. Она здесь лежала?
СЫН. Нет, там. (Указывает на место, где нашел гильзу.)
ОТЕЦ. Говорю тебе, положи на место. Осторожно, осторожно...
СЫНкладет гильзу нато место, которое указывал раньше. Слышится далекий взрыв и эхо. Оба прислушиваются.
ОТЕЦ. Слышал?
СЫН. Слышал, папа.
ОТЕЦ. Черт возьми! (Пауза.) Ну,ичто скажешь?
СЫН. Стреляют.
ОТЕЦ. Черт побери! Дома сидеть нужно было!
СЫН. Это они или наши?
ОТЕЦ. Наши. (Пауза.) Или они... (Пауза.)Ладно, пойдем.
Идут налево. Затемнение. Нарастающая далекая стрельба.
СЦЕНА 2
Справа входят СУПЕРИЙиДАМА. СУПЕРИЙ- пятидесяти с лишним лет,высокий, статный,с незаурядным лицом. Взгляд - "гипнотизирующий".Полушубок с бобровым воротником, саквояж.Одна нога обута в элегантный, желтый, шнурованный до колена ботинок (в таких европейцы отправлялись в Африку или участвовали в автомобильных гонках в 20-е годы), другая - в обмотках.СУПЕРИЙ опирается на плечо ДАМЫ.
ДАМА - миниатюрная женщинамежду тридцатьюи сорока годами. Одета в плащ с пушистой рыжей лисой на шее. Резиновые ботинки. Кроме того, что поддерживает СУПЕРИЯ, она еще несет небольшой чемоданчик и несессер. Двойная роль - няньки и носильщика - ей явно не по силам, однако, она стоически ее исполняет.
ДАМА. Уже недалеко.
СУПЕРИЙ (останавливается,тем самым задерживая свою попутчицу).Куда? (Пауза.) Куда, собственно, недалеко? Можешь ли ты мне это сказать?
ДАМА. Может, отдохнешь?
СУПЕРИЙ. Это предложение или предположение?
ДАМАопускает чемодан на землю.
ДАМА. Присядь. Болит?
СУПЕРИЙ садится на чемодан,вытягивает вперед обмотанную тряпками ногу и смотрит на неес отвращением.
СУПЕРИЙ. Сколько может весить эта падаль?
ДАМА. Не обращай внимания.
СУПЕРИЙ. Задумывалась ли ты когда-нибудь, сколько весит человеческая нога? Сама по себе, отдельно. Пять, шесть, десять килограмм? Почему ты никогда этим не интересовалась?
СУПЕРИЙ. Я тоже этим не интересовался. Теперь жалею. А ведь имел возможность. Столько их было везде - лежали в окопах, между окопами... Руки, головы, ноги - отдельно... Мог собирать конечности и взвешивать. Как офицер, имел право. А может, и обязанность. Почему я этого не делал? Видно, молод был, без царя в голове... Брежу в горячке, да?
ДАМА. Нет.
СУПЕРИЙ (с раздражением ипохондрика). Хм, как это нет? Откуда ты
знаешь, как я себя чувствую? Говорю тебе, у меня горячка.
ДАМА. Ну, может, чуть-чуть.
СУПЕРИЙ. Не легкая, а очень сильная горячка. Чудесная, необыкновенная горячка. Горячка времен Ренессанса. Раннего Ренессанса.
Посреди сцены, спиной к публике, сидит человек с бритой головой - как у рекрутов или заключенных - в шинели без знаков различия, буро-бежевой, запыленной и потертой. Воротник поднят.С правой стороны входят ОТЕЦ
и СЫН.
ОТЕЦ. ...а я ему отвечаю: "Вы мне здесь не рассказывайте, вы же не знаете, кто я".
СЫН. А он?
ОТЕЦ. Начал извиняться, а я молчу. Говорю ему: "Покажите удостоверение. Без удостоверения и говорить нечего. Предъявить удостоверение! Я хочу убедиться"... Да ладно, хватит об этом!
ОТЕЦ распаляется все сильнее и жестикулирует. Увидев сидящего, застывает.
СЫН (почти шепотом).Кто это?
ОТЕЦ. Тихо, чего орешь.
СЫН (еще тише).Что он тут делает?
ОТЕЦ. Черт его знает.
СЫН. Вооружен?
ОТЕЦ. Возможно.
СЫН. Русский?
ОТЕЦ. Не известно.
СЫН. Немец?
ОТЕЦ. Не известно.
СЫН. Бандит?
ОТЕЦ. А я откуда знаю?..
Пауза.
СЫН. Он нас не видит.
ОТЕЦ. Может, притворяется.
СЫН. Не двигается.
ОТЕЦ. Ну и что?
СЫН. Что будем делать?
ОТЕЦ. Уходим.
ОТЕЦосеняет себя крестным знамением* и идет первым, СЫН за ним. Отойдя от сидящего на безопасное расстояние,ОТЕЦ останавливается.
ОТЕЦ (СЫНУ). Если что-то спросит - ты ничего не знаешь.
СЫН согласно кивает головой. Они проходят за спиной сидящего. Миновав его,СЫН задерживается.
СЫН (шепотом).Папа...
ОТЕЦ (останавливается и поворачивается, шепотом). Чего тебе?
СЫН. Он ни о чем не спрашивает.
ОТЕЦ. Совсем?
СЫН. Ни слова.
ОТЕЦ. Может, лучше самому заговорить с ним?
СЫН. А нужно?
ОТЕЦ. Еще подумает, что мы убегаем.
СЫН. Что же делать?
ОТЕЦ. Лучше все-таки заговорить. Если подумает, что убегаем, начнет стрелять.
СЫН. А что ему сказать?
ОТЕЦ. Ты молчи. Я сам все скажу.
ОТЕЦприближается к сидящему.
ОТЕЦ. Позвольте спросить...
СЫН. Может, по-немецки?
ОТЕЦ. А если это русский? Подумает, что мы немцы и начнет стрелять.
СЫН. Тогда по-русски.
ОТЕЦ. Глупости! Это может быть немец. Извините...
Сидящий и дальше не реагирует. ОТЕЦ вынимает портсигар, открывает его и протягивает сидящему.
ОТЕЦ. Может, папироску?
Пауза.
ОТЕЦ (заискивающе). Какнасчет папироски, а?
Трогает за плечо сидящего, тот медленно заваливается на спину. Его лицо багровое от крови, черты неразличимы. ОТЕЦпятится, продолжая протягивать открытый портсигар. СЫН замер, уставившись на труп.
ОТЕЦ останавливается, закрывает портсигари прячет его в карман. Поворачивается и идет в левую сторону.Останавливается и оглядывается на СЫНА, который продолжает стоять без движения, рассматривая лежащего.
ОТЕЦ. Пойдем.
СЫНнеотрывно, как загипнотизированный, смотрит на труп. ОТЕЦ подходит к нему, и, обняв за плечи, уводит со сцены. Затемнение. Слышен плач младенца.
СЦЕНА 4
Справа вкатывается детская коляска,подталкиваемая БАБОЙ. Коляска наполнена товаром, но неизвестно каким, поскольку накрыта брезентом. БАБА -сельскаябаба, крепкая и простая, не старая; голова и плечи укутаны платком, в юбке и солдатских ботинках. За спиной - узел.
Следом за ней идет ДЕВУШКА, также с узелком за спиной. ДЕВУШКА беременна, это слишком заметно, чтобы оставаться тайной.
БАБА. Господи Иисусе! Говорила же - не брать марки. Марки сейчас cтоят столько же, как и довоенные деньги. А военные - тоже, не дороже навоза. Говорила, бери салом.
ДЕВУШКА. Салом не хотел.
БАБА. Тогда надо было взять махоркой.
ДЕВУШКА. И махоркой не хотел.
БАБА. Не хотел, не хотел, а самогон хотел?.. Ты совсем дура! Зачем я тебя послала, зачем я тебя только родила, Иисусе Назаретский! Зачем мне это все, зачем мне эта мука? Боже всемогущий, ты видишь это и даже не гремишь...