Дядюшкин Сон
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Версия для театра Юрия Лоттина
|
Ф. ДОСТОЕВСКИЙ
ДЯДЮШКИН СОН
версия для театра
Юрия Лоттина
Премьера: С.-Петербург, БДТ им. Г.Товстоногова,
10.05.2008г.
Санкт-Петербург,
2007 г.
"Соловьи монастырского сада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада
И что эта отрада - в любви..."
И.Северянин
Действующие лица:
КНЯЗЬ К.
МОСКАЛЕВА МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
АФАНАСИЙ МАТВЕЕВИЧ, муж её
ЗИНАИДА, её дочь
МОЗГЛЯКОВ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
НАСТАСЬЯ ПЕТРОВНА, дальняя родственница
Москалевых
мордасовские дамы
КАРПУХИНА СОФЬЯ ПЕТРОВНА, полковница
АННА НИКОЛАЕВНА
НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА
ФЕЛИСАТА МИХАЙЛОВНА
ЛУИЗА КАРЛОВНА
ПРАСКОВЬЯ ИЛЛИНИЧНА
ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА
ОЛЬГА СЕМЕНОВНА
слуги в доме Москалевых
ГРИГОРИЙ, камердинер Афанасия Матвеича.
СОФРОН, кучер
АКУЛИНА, молодая служанка
ГАВРЮША, казачок
Действие происходит в двухэтажном особняке Москалевых, что на Главной улице губернского города М., а также - в двухкомнатном номере городской гостиницы.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
1
ЗИНАИДА, НАСТАСЬЯ
У Москалевых. Раннее утро, еще не рассвело. Мерцают лишь тусклые свечи по стенам и исчезают в глубине коридора, выхватывая из темноты, слева и справа, белые двери. У дверей в комнату Зинаиды, со свечой в руках, замерла Н а с т а с ь я. Она тихонько стучит в дверь и так же тихонько несколько раз зовет: "Зинаида! Зинаида Афанасьевна!" Спустя минуту - дверь беззвучно приоткрывается.
НАСТАСЬЯ. Прибегала Авдотья, ихняя кухарка... Только что ушла... (Вслушивается в шепот Зинаиды, лицо и фигура которой скрыты в полумраке.) Что?.. Уже восемь, только что пробило. (Говорит полушепотом, все время оглядываясь и прислушиваясь.) Плох, говорит, совсем плох!.. Что?.. Бледный, весь высох, трудно дышит, кашляет... Что? Нет, нет, маменька еще не выходила... нас никто не видел. Авдотья рассказывала, что, когда в себя придет - стихи читает и за вами посылает. Когда ненадолго становится лучше - пишет... Сказывала, что уж очень вас зовет, заклинает всеми святыми, всем, что было между вами прежнего! Только о вас и говорит... больше ни о чем. (Зинаида отвечает коротко, слов не разобрать.) Не пойдете?.. А вдруг, того... совсем уж не поправится?.. Может он проститься хочет! (Достает из кармана конверт, предварительно оглянувшись с опаской по сторонам.) Вот она еще и письмо от него принесла...
В дверях, в длинной белой сорочке, появляется
З и н а и д а. На плечи наброшена шаль. Она необыкновенно бледна, волосы в беспорядке, глаза припухшие от слез.
ЗИНАИДА. Ну чего же ты молчишь! Давай скорее... (Нетерпеливо разрывает конверт, читает.) Послушай, Настя, как пишет... Ласково. "Полтора года я тебя не видел! Ведь с тех пор, все это время, я был один-одинешенек и, кажется, минуты не было, чтоб я не думал о тебе! Главное - видеть, что ты простила меня и больше не сердишься. (Пауза.) Долгими, бессонными ночами я лежал и много думал о нас... Думал о том, что если ты даже и простила меня, то я сам, заверяю тебя, этого своего проступка не прощу себе никогда! Ты умнее, лучше меня, ты чище сердцем, я ведь знаю, что недостоин любви твоей, но... Я хочу только одного - увидеть тебя, еще раз смотреть неотрывно на тебя... хочу опять целовать твои руки, как прежде, и умереть, не приметив смерти..."
Где-то поблизости послышался скрип дверей.
НАСТАСЬЯ (быстро). Кто-то идет. Я побежала! (Задула свечу и тотчас же исчезла в полумраке.)
З и н а и д а тихонько закрывает дверь.
2
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, НАСТАСЬЯ
Комната Марьи Александровны, которую она называет "будуаром". Главное здесь - столик с зеркалом, за которым любит сиживать хозяйка, постоянно приводя себя в порядок, одновременно приводя в порядок и дела дома, а может быть, и всего Мордасова. Марья Александровна - первая дама Мордасова, с которой все берут пример. И этим все сказано.
Часы пробили девять раз. М а р ь я
А л е к с а н д р о в н а, как полководец-труженик, давно уже готовится к предстоящему боевому дню, внося последние поправки и коррективы в свой облик. Рядом с ней - Н а с т а с ь я П е т р о в н а З я б л о в а, дальняя родственница и вдова. Ей нет еще и сорока, она моложава, недурна собой, со свежим цветом лица и живыми темными глазами. После смерти мужа-офицера живет в доме Москалевых. Характера она довольно бойкого и, бесспорно, весьма себе на уме, но с виду - сама кротость.
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Вторую ночь не сплю! Под утро разве сомкну глаза, да и то лишь на минутку... Чует мое сердце, что добром это не кончится! Два дня не выходит из комнаты, к обеду не спускается, не ест, не пьет... Чего, ну чего от матери-то запираться? Я что, враг ей? Вчера битый час простояла перед запертой дверью, уговаривала, умоляла...а она молчит, только слышно как плачет... И стучала, и кричала, и... ты не поверишь, даже на коленях просила, даже... плакала! А она все назло матери! Не знаю даже, в кого только она такая гордая, такая упрямая?
НАСТАСЬЯ. Вот когда позавчера прибежала кухарка от учителя, с тех пор она и заперлась...
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Проклятый Ромео, где он только взялся на мою голову! Полтора года было тихо, я и думать о нем забыла. Поверила, что с Шекспиром покончено... И вот тебе - опять объявился!
НАСТАСЬЯ. Кухарка и вчера прибегала, но Софрон её не пустил, как вы велели. На кухне рассказывала, что ее молодой барин совсем плох, третий день в горячке. Лежит, бредит, а в себя придет - просит мать сходить за Зинаидой. Зовет проститься... в предсмертный час.
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Куда ей идти! К чему устраивать эти театры на потеху врагам моим! Мало над нами все смеялись полтора года тому?
НАСТАСЬЯ. Лежит в беспамятстве, а в себя придет - письма пишет, стихи и только Зину кличет.
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Какие стихи? Кому пишет?
НАСТАСЬЯ (суетливо). Я хотела сказать - читает... читает по памяти, много наизусть знает.
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Проклятый Шекспир! Ой, чует мое сердце - не к добру все это!.. Ну за что мне эти казни египетские?! И так - одна! Кручусь как белка в колесе! Что такое деревенька в сто двадцать душ? Много от неё пользы? За всем нужен глаз да глаз: за всеми следить, всех подгонять, всех проверять. Третьего управляющего меняю! Нет честных людей в России, совсем нет. Крестьяне воруют, пьют... как никогда! Где это видано?.. На того бездельника, что в деревне сидит, никакой надежды, у него под носом стащат - он и не заметит...
НАСТАСЬЯ. У Анны Николаевны душ двести, кажется?
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Да нет, поменьше. У них сто пятьдесят или сто шестьдесят, не помню уж.
НАСТАСЬЯ. Дом вон какой каменный в прошлом году выстроили!
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (злясь). Настасья Петровна! У ней муж - прокурор! Понимаете? А у меня кто?.. Был бы у меня муж прокурор, я бы целый дворец выстроила. Да еще с башнями!
НАСТАСЬЯ. Вчера опять к нашим дамам на репетицию в Дворянское собрание прикатил этот...
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (язвительно). С бакенбардами!
НАСТАСЬЯ. Да, да - Сушилов! Сидел там, пока они репетировали водевиль, а потом посадил Анну Николаевну в свои сани и повез домой. А час был уже десятый!
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. И все видели? (Н а с т а с ь я кивает.) Срам! Срам! Так открыто амурничать? У всех на виду... Люди совсем стыд потеряли!
НАСТАСЬЯ. Так он к ней по три раза на дню ездит: и утром, и днем, а уж вечером - обязательно! Вечер в вечер....
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Еще бы! Если муж до пяти утра режется в карты у судьи! Что ей остается? Не книжки же читать?.. Не может быть, чтобы кто-нибудь не донес прокурору. Думаю, ему доносят... Мог бы устроить ей головомойку, поколотить для приличия...
НАСТАСЬЯ. Ну как поколотишь, когда ему шестьдесят три, а ей тридцать один!
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Да, и то верно!.. (Вдруг.) Настя, писем, я надеюсь, она никаких не передавала? Только правду мне говори!
НАСТАСЬЯ. Да нет, Марья Александровна! Я бы уж заметила.
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Настя, гляди в оба! Если что - перехвати! У неё ума станет еще отписать ему. Еще одного письма я не переживу. Как вспомню, что было полтора года тому - мурашки по телу! Ладно, иди, Настя, и смотри... (Найдя перед собой бумаги, новым тоном.) Да, Настасья Петровна, окажите любезность, возьмите это... Я тут начала писать нашому професору Шнайдеру и уже месяц не могу закончить. Сейчас мне и вовсе не до этого... Перепишите, голубушка, и добавьте от себя... ну, как вы это умеете. А завтра отправьте в Карльсруэ. Да, и заодно на почте продлите подписку на журнал этот... ну, в такой желтой обертке?..
НАСТАСЬЯ "Отечественные записки"?
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Ну да, да, "Отечественные записки"! Благороднейший журнал. И название какое, особенно мне нравится это - "отечественные"! Словно все Отечество сидит и записывает! Преполезный журнал... И такой толстый. (Вздыхая.) Сколько денег уходит на эти газеты да журналы! Но мы ведь не можем жить медведями... не зная, что творится в Петербурге, о чем там спорят?
НАСТАСЬЯ (присев в полупоклоне, отвечает в тон). Да, да, Марья Александровна! (Выходит из комнаты.)
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. А ну, как сорвется и побежит?.. Разве её кто остановит? Разве она мать послушает! (Вздыхает.) Ах, Зина, Зина...
3
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, МОЗГЛЯКОВ,
НАСТАСЬЯ
Часы бьют десять раз. Просторная и светлая, со вкусом обставленная гостиная с эркером, которую хозяйка в торжественных случаях называет "салоном". Несколько дверей: слева - в прихожую и столовую, справа - во внутренние комнаты (одна из дверей никогда не открывается, она забита). Много окон. В простенках, между окнами - зеркала. Справа - камин, над ним зеркало. Около затопленного камина в живописном беспорядке расставлены кресла, между ними маленький столик. Слева - стол побольше; кипит серебряный самовар, рядом чайный прибор, салфеткой прикрыты закуски. В глубине комнаты - превосходный рояль красного дерева, на нем ноты. В углу - большие напольные часы, которые протяжными ударами отсчитывают время.
У камина в живописной позе застыл П а в е л
А л е к с а н д р о в и ч М о з г л я к о в и столь же живописно ведет рассказ, что ему свойственно. Он молод, недурен собой, хорошо одет, весел, с претензией на юмор и остроту. У самовара хлопочет
Н а с т а с ь я. В центре, на изящном диване - М а р ь я А л е к с а н д р о в н а. Она заметно взволнована, будто живописец перед огромным загрунтованным, но еще пустым полотном у себя в мастерской.
МОЗГЛЯКОВ. Спешу напропалую! Одним словом - лечу, словно с цепи сорвался! В десяти верстах от города вижу: лежит на боку огромная дорожная карета, кучер и лакей стоят перед нею в недоумении, а из кареты несутся раздирающие душу крики и вопли. Хотел было проехать мимо, но превозмогло чертово человеколюбие. Я и мой ямщик спешим на подмогу и подымаем, наконец, экипаж. Смотрю: боже мой - князь! Князь Гаврила! Вот так встреча! Кричу ему: "Князь! Дядюшка!" Он, конечно, не узнал меня с первого взгляда. Но со второго... узнал, обнимает меня, а сам весь дрожит от испуга и плачет. Объявил мне, что едет в Светозерскую пустынь, к иеромонаху Мисаилу, которого очень почитает. Я еле уговорил его пересесть в мой возок и хоть на один день заехать ободриться и передохнуть в Мордасов. И везу его прямо к вам, многоуважаемая Марья Александровна! Он говорит, что вы самая очаровательная дама из всех, которых он когда-либо знал...
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (восторженно). Я так рада, так рада, Павел Александрович, что вы привезли ко мне этого милого князя! Я готова кричать об этом всем и каждому из окошка. Не говорю уже о том милом сюрпризе, который вы сделали мне и Зине, приехав двумя неделями раньше условленного срока! О, чем был для меня этот очаровательный князь в прежнее время, лет шесть тому назад, помните Настасья Петровна?
НАСТАСЬЯ. Да, не было и дня, чтобы он не появлялся у вас в салоне.
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Да, он часто у меня обедал. Через день! Он приехал в Мордасов, промотав уже все свое состояние, поэтому и жил в гостинице, скромно, только со своим камердинером. Пытался спасти свою деревеньку, но ее так и продали с публичных торгов.
НАСТАСЬЯ. Он был душка, весь из себя! За обедом мы всегда смеялись, он сыпал остротами, каламбурил, шутил и без конца рассказывал какие-то необыкновенные анекдоты... Весь из себя!
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. А к кому он прибежал поделиться своей радостью, когда у него умерла тетка? Ко мне первой!.. Мы потом весь день пили шампанское.
НАСТАСЬЯ. Он очень любил шампанское, очень. Бывало за обедом по десятку бутылок уходило...
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Представляете, ветхая старуха, о которой все давно забыли, умирает где-то в Париже, а за месяц до смерти собственноручно хоронит своего племянника, законного наследника. И князь, вдруг, нежданно-негаданно, сделался единственным наследником и получает великолепное имение Духаново, в шестидесяти верстах от нас! И вдобавок к этому еще четыре тысячи душ! Представьте - че-ты-ре! Да у нас во всей губернии у самых богатых и по две-то не наберется.
А здесь в один миг - четыре!
НАСТАСЬЯ. А какой прощальный обед по подписке устроили ему наши дамы! Это когда он уезжал в Петербург улаживать все дела с наследством. Прощаясь, он дал слово по возвращению устраивать в Духаново беспрерывные праздники, балы, пикники, фейерверки. Здесь он жил, как привык раньше, за границей... Он был большой дамский угодник!
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (грубо перебивая). Вы не поверите, Павел Александрович: я была его руководительницей, сестрой, матерью! Он слушался меня, как ребенок. Было что-то наивное, нежное и облагороженное в нашей связи, как-будто что-то пастушеское...
НАСТАСЬЯ. Возвращаясь из Петербурга, он проследовал прямо в Духаново, даже не заехав в Мордасов!
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Да, Павел Александрович, согласитесь, что все это как-то странно: богатый помещик, четыре тысячи душ, с его связями, родством в Петербурге... Он мог стать влиятельным лицом в губернии, да хоть губернатором, если бы захотел. А он?.. Заперся у себя в деревне и шесть лет - шесть! - нигде не показывался!?. Право же странно... Не иначе, как эта чудовищная женщина, Степанида Матвеевна, просто околдовала его?!.
МОЗГЛЯКОВ. Вы бы видели её! Огромная, как мужик, с усиками над верхней губой, ходит в ситцевых платьях, с ключами в руках. Она, говорят, самовластно хозяйничает в его имении: уволила управляющего, прислугу, и все делает сама. Князь слушается её, как ребенок, и не смеет шагу ступить без её позволения. Говорят, она даже моет его своими руками, балует, носит на руках и тешит его, как ребенка...
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (задумчиво). Да-а, совершенно непонятная связь, совсем... необъяснимая.
МОЗГЛЯКОВ. Отдаляет от него всех посетителей, просто не пускает... А особенно - родственников! Меня она в прошлом году чуть ли не метлой прогнала!
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Наконец вы его вырвали из этих клещей! (После паузы.) А знаете, Павел Александрович, вы, пожалуй, спасли его тем, что привезли ко мне. Нам надо воспользоваться случаем и спасти его окончательно!
МОЗГЛЯКОВ. Я думаю, это невозможно. Дядюшка просто случайно оказался без опеки. Степанида Матвеевна получила вдруг письмо из Петербурга, там у неё кто-то при последнем издыхании: отец или дочь, не знаю... может быть отец и дочь вместе! (Хохочет.) Она была так оконфужена, что в один вечер собралась и утром укатила в далекую столицу, дней, сказала, на семь, не меньше.
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (с беспокойством). Однако, что же он так долго не выходит?
МОЗГЛЯКОВ. Дядюшка-то? (Хохочет.) Я думаю, он еще часов пять будет одеваться! Так как у него совершенно нет памяти, то он, скорее всего, забыл, что приехал к вам в гости... Вы его видели шесть лет назад, а я всего час тому! Ведь это только воспоминание о человеке: волосы у него накладные, глаза вставные, ноги пробочные и весь он на пружинах... (Смеётся.) Уверяю, что он носит корсет, так как в молодости лишился ребра, неловко выпрыгнув из окна во время одного из многочисленных своих любовных похождений, то ли в Италии, то ли в Испании, я уж и не припомню. А ногу ему приставили в Париже, какую-то особенную, пробочную, потому что собственную ему сломали в какой-то передряге. (Смеётся.) Вследствие такой долгой бурной жизни в Европе - теперь это полукомпозиция, а не человек!
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Боже мой, как не стыдно вам, родственнику, говорить так про этого почтенного старичка? Вспомните, что это остаток, так сказать, обломок нашей аристократии. Это все оттого, что вы начитались какого-нибудь вашего Шекспира! Поверьте, Павел Александрович, ваш Шекспир давным давно уже отжил свой век, а если бы и воскрес, то со всем своим умом не разобрал бы в нашей жизни ни строчки! Если есть еще что-нибудь рыцарское и величественное в современном нам обществе, так это в высшем сословии. Князь и в лачуге будет как во дворце! А вот Наталья Дмитриевна, хоть пятьдесят кринолинов на себя напяль - как была кадушкой, так кадушкой и останется...
МОЗГЛЯКОВ (прерывая её). Марья Александровна, а где же Зинаида
Афанасьевна?
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (после мгновенного замешательства, начинает громко смеяться). Mon cher Paul?, как же вы молоды, как неопытны! Ну разве молодые девушки встают в такую рань? Только рассвело... Пусть, пусть поспит, понежится, пока живет у матери. Потом, замужем, придется вставать рано, чтобы вести дом... Я даже не знаю, проснулась ли она (переглянулась с Настасьей). Схожу наверх и узнаю о князе, не нужно ли ему чего-нибудь, а то ведь с моими людишками... (поспешно скрывается за дверью, ведущей в прихожую).
НАСТАСЬЯ (потирая руки). Марья Александровна, кажется, очень рады, что князь не достался этой франтихе, Анне Николаевне. А та уверяла всё, что родня ему. То-то разрывается сейчас, должно быть, от досады!
М о з г л я к о в быстро подходит к Н а с т а с ь е, не спуская глаз с двери, за которой скрылась хозяйка.
МОЗГЛЯКОВ (шепотом). Вот вам, Настасья Петровна... за труды! (Лихорадочно сует ей в руки деньги, которые та быстро прячет. Оглядываясь, тихо.) Ну... что? Говорили ли вы с Зинаидой Афанасьевной?
НАСТАСЬЯ (полушепотом). Имела беседу... и не раз! Заговаривала и при
маменьке, и с глазу на глаз.
МОЗГЛЯКОВ (нетерпеливо). Ну что, что? Не томите! Быстрее, сейчас сюда войдут!
НАСТАСЬЯ (также полушепотом). Я и так и эдак расхваливала ваши
достоинства... только они очень неохотно об этом говорят. Сказали, что не отказывают вам решительно. Надобно подождать!
М о з г л я к о в облегченно вздохнул и начал возбужденно ходить по комнате.
МОЗГЛЯКОВ (нервно смеётся). Я так спешил, что приехал даже раньше
обещанного!
НАСТАСЬЯ (подчеркнуто громко). Павел Александрович, объясните мне
хорошенько ваше родство с князем. Я чего-то не поняла. Вы ведь называете его дядей?
МОЗГЛЯКОВ (с самодовольной улыбкой). Ей-богу, не знаю, Настасья Петровна! Кажется, седьмая вода, может быть, даже и не на киселе... Просто я называю его дядюшкой, а он и откликается!
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (появившись из дверей, ведущих во внутренние комнаты). Он кажется сейчас сойдет! Настасья Петровна, заварите скорее нового чаю! (М о з г л я к о в у.) Ach, Paul, я повторю - сам господь бог надоумил вас привезти его прямо ко мне! Я трепещу при мысли, что бы с ним было, бедняжкой, если бы он попал к кому-нибудь другому. Да его бы здесь расхватали, разобрали бы по косточкам и съели!
МОЗГЛЯКОВ. Ах, боже мой, да к кому еще его везти! Ведь не к Анне же Николаевне?
НАСТАСЬЯ (оживившись). Ой, я и забыла сказать, Анна Николаевна уже присылала справиться. Еще и девяти не было! Анютка ихняя прибегала на кухню и расспрашивала. А сразу за ней прибегала и кухарка Натальи Дмитриевны...
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Будто я интересуюсь знать, что думает эта ваша Анна Николаевна? Я уж, поверьте, не стану никого подсылать к ней на кухню. Я решительно удивляюсь, почему и вы, и все в городе считаете меня врагом этой бедной Анны Николаевны? Ну из чего я буду врагом её? За первенство? Пусть ее, пусть будет первая! Я же первая готова поехать к ней и сама поздравить её с этим её первенством...
4
Те же и КНЯЗЬ К., потом ЗИНАИДА
В дверях гостиной появляется К н я з ь К. С первого, беглого взгляда Князя К. можно принять за юношу. Лицо набелено и нарумянено необыкновенно искусно, на нем почти нет морщин. Эспаньолка, усы и бакенбарды мастерски подстрижены, а слегка вьющиеся волосы уложены идеально. Одет он совершенно по моде, словно вырвался из модной лавки: визитка изящна; жилетка, галстук, перчатки - белоснежны. Князь немного прихрамывает; но так ловко, словно и это необходимо по моде. В правом глазу - монокль, которым он манипулирует с ловкостью циркового фокусника. Он не в ладах с памятью - поминутно сбивается, часто повторяется и даже совсем завирается. В его манерах - что-то небрежно-франтовское, не заученное, а сохранившееся, как-то бессознательно, от прежней бурной жизни.
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (всплеснув руками). Боже мой! Это он, он!
Я узнаю его из тысячи! Наконец-то я вас вижу, mon prince?!
Бросается навстречу К н я з ю К. Обнимает, целует его, затем усаживает в одно из кресел у камина.
Садитесь, садитесь, князь! Боже, вы совсем не переменились, все такой же comme il faut!?? Шесть лет! Целых шесть лет не видались - и ни одного письма, ни строчки во все это время! О, как вы виноваты передо мною, князь, как виноваты! Но чаю, Настасья Петровна, чаю!
КНЯЗЬ (немножко заикаясь). Б-бла-го-дар-рю, б-бла-года-рю! Вин-но-ват! Я, представьте себе, еще с прошлого года хотел непре-мен-но сюда ехать... Ну, как ваш муж, милая Анна Николаевна? Все по своей прокурорской части?
МАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (немного заикаясь от растерянности). Н-нет, князь, мой м-муж не п-прокурор...
МОЗГЛЯКОВ (заливается смехом). Бьюсь об заклад, что дядюшка принимает вас за Анну Николаевну Антипову!
КНЯЗЬ. Ну да, Анну Николаевну... все забываю... Антипову, именно Анти-пов-ну!