Мальчишки
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Драма из стариковской жизни. Пер. Ю. Лоттина
|
Станислав Гроховяк
МАЛЬЧИШКИ
драма из стариковской жизни
перевод с польского Юрия Лоттина
Санкт-Петербург,
2013 г.
Действующие лица:
КАЛЬМИТА - 75 лет, старик в халате
ЯН ПОЖАРСКИЙ - 75 лет, старик в сюртуке, серебристый ус
ЙО-ЙО - 70 лет, старик в стиле Пиквика, лысина, пенсне
СОПЛЯК - 66 лет, старик-гигант, весьма глуповат
ПРОФЕССОР - 70 лет, старик с эспаньолкой
НАРЦИССА КАЛЬМИТОВА - жена Кальмиты, 55 лет,
запоздалая попугайская элегантность
ГРАФИНЯ ДЕ ПРОФУНДИС - 70 лет, маленькая старушка в трауре
НАСТОЯТЕЛЬНИЦА - 65 лет, напоминает солдата в монашеской одежде
СЕСТРА МАРИЯ - холодная монашеская красота
ВИКТОРИНА
ЗУЗЯ
Действие происходит в Доме престарелых в маленьком городке.
Антракт после первой части, вторая и третья часть разделяются затемнением.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Просторная комната в Доме престарелых, вероятно, бывшем монастыре. Большие арочные окна, двери с рифленым стеклом. Помещение чересчур меблировано - мебель старосветская, изношенная; один стул с торчащей пружиной. На стенах множество фотографий в рамках. В момент поднятия занавеса КАЛЬМИТА сидит на высокой, застеленной кровати, руки его беспомощно опущены. Он блуждает взором по комнате, будто что-то ищет. Открывается дверь, в комнату вваливается СОПЛЯК, волоча белую железную кровать. Слышен грохот в дверном проеме и через мгновение появляется ЙО-ЙО, толкающий кровать с противоположной стороны. Они устанавливают кровать поперек комнаты, садятся на голые пружины, тяжло дыша и вытирая пот.
СОПЛЯК. Ну!
ЙО-ЙО. Давно я так не вкалывал. Ой, давно...
СОПЛЯК. Ну!
ЙО-ЙО. Для тебя, Сопляк, это ерунда. Ты же молодой, самый младший из нас.
СОПЛЯК. Это точно. Всего тридцать четыре года... до ста. (Смеётся.)
ЙО-ЙО. А во мне все трещит. Хуже всего - ночью. Просыпаюсь, срываюсь и слышу треск. Что ж это так трещит? - думаю... А это я сам.
СОПЛЯК. Ржавчина тебя пожирает. Сейчас повсюду влажность, Йо-йо. Наверняка ржавчина тебя ест. Как обычно по весне.
ЙО-ЙО. Ржавчина! Весь скелет трещит... Когда рассыпется, вот пыли-то будет! (Смеётся поглядывая на КАЛЬМИТУ.) А Кальмита прекрасен! Наверное, даже ноги помыл... Видишь, Сопляк, какой Кальмита сегодня приличный?
СОПЛЯК (соглашаясь). Точно! Женщина ведь приезжает.
ЙО-ЙО. Но какой-то он осовевший, нет? (Кричит.) Кальмита! Эй, Кальмита!
СОПЛЯК. Да не трогай ты его. Приготавливается парень. То есть... я хотел сказать: пан Кальмита готовится.
ЙО-ЙО. Он готовится, а мы тут надрываемся, спины гнем. Разве для этого я сорок лет был причетником в костеле Святого Иосифа, чтобы на старости лет кровати для утех таскать?
КАЛЬМИТА (не двигаясь с места). Придурки.
ЙО-ЙО. Что он сказал?
СОПЛЯК. Придурки, сказал. Имел ввиду кого-то.
ЙО-ЙО. Это я-то дурак? Ей, Кальмита, имей хоть какую-то жалость. (Смеётся.) Так всегда бывает, когда старику приспичит жениться на молодухе. Сколько ей лет, этой твоей Нарциссе?
КАЛЬМИТА (не двигаясь с места). Под пятьдесят!
ЙО-ЙО (СОПЛЯКУ, словно тот не слышал этого тысячу раз). Случилось это перед войной... Перед той, второй, ибо тогда уже были такие себе танцы-шманцы. Кальмита подвыпил и влетел в какой-то дансинг... Хорошо выпив, человек любит попялиться на гёрлс. Ну, попялился - и Бог с тобой... Но наш Кальмита романтик. Не на ножки посматривал, а на мордашки. А здесь смотрит: личико, как у ангела!.. Невинные глазки, румяные щечки, чистая лилия, одним словом! Только вот ножками непристойно так дрыгает... Нехорошие ножки, непослушные! Даже так: бедные ножки, от нужды на посмешище выставленные, на позор! Потому как Кальмита сразу почуствовал, что душа-то у девочки осталась невинной! Ах, как же он забеспокоился об этой душе...
СОПЛЯК (серьезно). Душа - это основа, фундамент! Так всегда наш приходской священник говорил.
ЙО-ЙО. Церковного человека учишь? Ясное дело - фундамент. (КАЛЬМИТЕ со злостью.) Итак, где мы эту твою душечку разместим?
КАЛЬМИТА (лениво поднимается, опять садится). Откуда я знаю. Где угодно.
ЙО-ЙО. А где она спала в прошлом году? Может она уже имеет здесь какое-то свое место?
КАЛЬМИТА. Откуда я знаю. Где угодно.
ЙО-ЙО (хватаясь за кровать). Возле дверей?
КАЛЬМИТА. Возле дверей.
ЙО-ЙО. А может возле окна?
КАЛЬМИТА. Ладно. Возле окна.
ЙО-ЙО. Здесь?
КАЛЬМИТА. Здесь.
ЙО-ЙО. А может там?
КАЛЬМИТА. Откуда я знаю. Где угодно.
ЙО-ЙО (двигая кровать с СОПЛЯКОМ). Возле окна, Сопляк. Пусть её обдувает. Сделаем это для Кальмиты: пусть её задует и завертит... Пусть знает, что и для артисток тоже приходит свое время.
СОПЛЯК. О, это такая элегантная пани! Мушку имеет на щечке. Городская штучка.
ЙО-ЙО. Но ведь старая рухлядь!
СОПЛЯК (упорствуя). Элегантная пани! (Неожиданно, глядя в окно.) Йо-йо!
ЙО-ЙО. Что там еще?
СОПЛЯК. Ну, посмотри, Йо-йо! Ну, обязательно!..
ЙО-ЙО (прижимая лицо к стеклу). Святой Иосиф! (Хихикает.) Кальмита! Иди сюда, Кальмита!
КАЛЬМИТА (неохотно поднимается). Что там?
ЙО-ЙО (смеётся). Профессор... Профессор с графиней де Профундис!.. Посмотрите, срывает для неё цветочек. Ну и свинтус! Срывает цветок с клумбочки сестры Марии!
СОПЛЯК (сочувственно). Точно! Попался на горячем!
ЙО-ЙО Сейчас её под de pache...*
КАЛЬМИТА Какой пакостник!
ЙО-ЙО. А она как воробышек!.. (Породирует мелкие старушечьи шажки.) Чик-чирик, чик-чирик, пан Профессор, и какого же вы мнения о comtesse de Noailles?** Не правда ли, чирик-чирик, её поэзия полна меланхолии..? (Неожиданно басом.) Я не разбираюсь в этом, моя дорогая графиня. Я физик, поговорим лучше об укрощении молний! (Опять сопрано.) Ах, боюсь я вас, пан Профессор, вы такой диктатор... Хотя, правду говоря, чик-чирик, чик-чирик, и в молниях есть что-то необычайно поэтическое...
СОПЛЯК (глуповато). Хе-хе-хе!
КАЛЬМИТА. Над чем смеёшься?
СОПЛЯК (испуганный). Я?
КАЛЬМИТА. Ты. Над чем смеёшься, сопливый?! (Грубо остраняет СОПЛЯКА, сам занимет его место у окна.) Не для тебя это вид.
СОПЛЯК (отступая). Ну, конечно.
КАЛЬМИТА (смотрит в окно с нарастающим удовольствием). А мне тут проповеди читал... Помнишь, Йо-йо, что он вообще говорил о женщинах?.. (Цитирует.) "Сочувствую вам. Только этот один род воспоминаний! Это всё, что вам осталось!"
ЙО-ЙО. Наша графиня де Профундис - та еще шельмочка. Сначала подцепила на крючок Пожарского, а теперь Профессора... О, смотрите - танцуют..? Святой Иосиф, они танцуют!
КАЛЬМИТА. Нет. Да. Нет. Ну да, танцуют вальс. (Напевает мелодию.) Согласитесь - вальс! (СОПЛЯКУ, покорно стоящему рядом.) Ну, подойди уж! Посмотри...
СОПЛЯК. Благодарю, пан Кальмита.
КАЛЬМИТА. Профессор неуклюжий... Поэтому, скорее всего, и остался старым холостяком. Боже, как же он делает chasse?! *
ЙО-ЙО. Я вот был женат, а танцевал только раз - на поминках по покойнице. Разное бывает, Кальмита.
КАЛЬМИТА. Но она-то!.. Какая элегантность, господа!.. (Опять напевает.) Взгляните,с каким шиком, господа, с каким шиком!
ЙО-ЙО (завистливо). Как бы их не застукала настоятельница! Святой Иосиф!
СОПЛЯК (трусливо). На неделю остались бы без полдника.
ЙО-ЙО. Думаю, все ограничилось бы только лишением десерта. Настоятельница в последнее время демонстрирует верх снисходительности... Среди здешних цветов это тубероза. Вы знаете, господа, что она простила Пожарскому рисунок в туалете?.. (Ужасаясь.) А он нарисовал все! Даже с волосами...
КАЛЬМИТА (будто не слышал). Хотел бы я её встретить лет пятьдесят назад... Наверное, она была тогда белой и легкой. Воздушной!
ЙО-ЙО (предостерегающе). Кальмита!
КАЛЬМИТА (будто не слышал). Не терплю этого всего!.. Это свинство! (Резко отворачивается от окна.)
СОПЛЯК. В чем свинство, пан Кальмита? В том, что танцуют? (Робко.) Ведь они все еще люди...
КАЛЬМИТА. Люди?.. Не о том я говорил. Не знаешь, о чем я говорил?
СОПЛЯК. Нет...
КАЛЬМИТА. А ты, Йо-йо?
ЙО-ЙО (с важностью). Я не думаю о том, что ты думаешь. Что было, то было. Что есть, то есть... Нам уже некогда думать, Кальмита. (Поворачивается к окну, опять хихикает.) Вот так потеха, господа!
СОПЛЯК (с сожалением). Перестали.
ЙО-ЙО (с досадой). Профессор все испортил. У старого хрыча слабое сердце... Графиня танцевала бы еще с час. Вам не кажется, что в последнее время Профессор вообще ведет себя по-свински?..
СОПЛЯК. Подлизывается к настоятельнице...
КАЛЬМИТА (резко).Сопляк! Много говоришь!
СОПЛЯК (смиренно). Извините, пан Кальмита. Но, право же...
КАЛЬМИТА (глядя в окно). Сел на скамейку. Расстегивает воротник... Да, врач прав... Эти молнии что-то в нем нарушили. (После паузы.) А она смотрит. Видите, как она смотрит?
ЙО-ЙО. Неистовая!
СОПЛЯК. Жалкое зрелище.
КАЛЬМИТА. Вчера я возвращался с прогулки и встретил её возле стеклянных дверей в коридоре. Знаете, в этих дверях отражается все. Она стояла напротив дверей и смотрелась в них, как в зеркало. Я кашлянул. Она отпрянула - вскрикнула и убежала.
Все отворачиваются от окна. Входит ЯН ПОЖАРСКИЙ. Он в плаще, безумным взглядом окидывает присутствующих и с размаха садится на стул с торчащей пружиной.
ПОЖАРСКИЙ (зычно). Война!
ВСЕ. Что?
ПОЖАРСКИЙ (хлопнув ладонями по коленям). Война, говорю! Война, война и еще раз - война!
ЙО-ЙО. Веселый же день сегодня выдался. Приезжает жена Кальмиты, профессор танцует с графиней, а сейчас еще и война. Война, Святой Иосиф! И когда?
КАЛЬМИТА. Пожарский! Отвечай: когда? Разве уже то-то началось? Они двинулись?
ПОЖАРСКИЙ (стиснув зубы). Сегодня! И, черт подери, без предупреждения!
СОПЛЯК. Ну, конечно! Такие бомбардировки...
КАЛЬМИТА. Не встревай, сопливый! Это уже четвертая в моей жизни. Четвертая! (К ЙО-ЙО.) Йо-йо, ты в каком звании?
ЙО-ЙО. Сержант.
КАЛЬМИТА. Низковато. Тебя не возьмут. (Потирает руки.) А я предполагал! Предвидел!
ЙО-ЙО. А ты?
КАЛЬМИТА. Я? Я старый штабист!.. (Осматривается.) Нужно что-то делать. (К ПОЖАРСКОМУ.) Настоятельница знает? Ты рассказывал кому-нибудь?.. Ты уже сказал настоятельнице?
ПОЖАРСКИЙ. О чем?
ЙО-ЙО. О войне?
ПОЖАРСКИЙ (презрительно). Настоятельнице? Если бы я ей сказал, то она сразу же бы стала на сторону того империалиста, сотворила бы из себя нечто вроде... вроде... (Крутит руками.) ...что-то вроде партизанки. Я не могу допустить, чтобы мне опять ударили в спину. (Встает, грозно.) Запасники - на фронт! На передовую!
СОПЛЯК. Ну, конечно... Пан Пожарский лучше знает.
КАЛЬМИТА. Пожарский, очнись! О чем ты говоришь?
ПОЖАРСКИЙ. О чем? (Сбрасывает плащ, вынимает из-за пазухи литровую бутылку водки и с размахом ставит на стол.) Об этом. Такую громницу* сейчас себе зажжем..!
ЙО-ЙО (потирая руки). Война, не война. Пожарский не шутит... Целая литровка стоит.
СОПЛЯК. Ну, ясно, что стоит.
ПОЖАРСКИЙ (собираясь с мыслями). Вышел я, как знаете, на прогулочку. Как раз закончилось майское богослужение...
КАЛЬМИТА (поникший, смирившийся ). Именно...
ПОЖАРСКИЙ. Именно так. И вот вижу: шествуют эти черные квочки, эти инфузории копченые в кадиле, эти фитили поминальных свеч... Я подумал: Пожарский, полный вперед! Подкрутил усы и - вперед! (Все иллюстрирует жестами.) Кручу зонтик как мельницу, приподнимаю шляпу, раздаю поцелуи. А они пищат, отмахиваются от меня, как от назойливой мухи, некоторые даже крестятся. А я с реверансами: "Ах, от какой прекрасной обезьянки милая пани Флотц происходит, потому как пани слишком уж красивая!" Или: "А не впасть ли нам, пани, со мной в некий грешок? Тогда бы пани имела возможность хоть в чем-то исповедаться!.." Вот такие шрапнельки, а они по мне из тяжелой артиллерии: "Антихрист! Безбожный старикашка! Чтобы вместо пива ты смолы адской напился, большевик!"
СОПЛЯК. Вместо пива?
ПОЖАРСКИЙ (переводя дух). Вместо пива. Но это еще что! Закусил я удила и влез в притвор. А там перед светлым образом горит громница. Толстая, как эта литровка. И на бристоле - на таком тонком картоне - запись розовыми чернилами: молимся за души безбожников... А черными чернилами, слышите, господа - черными, дописано: за Яна Непомуцена Пожарского и какого-то Гавдзика, тоже запойного пьяницу...
ЙО-ЙО. Вот это номер, господа!
ПОЖАРСКИЙ. Еще какой! Сам приходской священник вызывал меня на поединок! Слышите, господа? Приходской священник!
КАЛЬМИТА (разочарованный садится на свою кровать). А-а, такая, значит, война?
ПОЖАРСКИЙ. Такая! А ты бы какую хотел? Разве она недостаточно позорна? (Пристально смотрит на КАЛЬМИТУ, будто в первый раз его видит; сменив тон.) Йо-йо!
ЙО-ЙО. Откупорить!
ПОЖАРСКИЙ. Что?.. Ах да, открывай! И пусть Сопляк прихватит в кухне рюмки! (Моргает СОПЛЯКУ, конспиратвино.) Лучше заодно с Викториной...
СОПЛЯК. Ну, конечно! Будет сделано. (Выходит.)
ПОЖАРСКИЙ (не отрывая взгляда о т КАЛЬМИТЫ). Йо-йо, кто это?
ЙО-ЙО. Некто Кальмита, семьдесят пять лет. Во времена режима Пилсудского* был эксплуататором...
ПОЖАРСКИЙ. ... кровопийцей?
ЙО-ЙО. ... кровопийцей, но относительно умеренным. Один заводик содовой воды.
ПОЖАРСКИЙ (припоминая). Сейчас... сейчас... Заводик содовой воды? Итак, это мой знакомый Кальмита?
ЙО-ЙО. Боюсь, что да. Ты его не узнал, потому что есть в его облике сегодня нечто аристократическое. Ноги помыл.
ПОЖАРСКИЙ. Неужто орден получил?
ЙО-ЙО. О, нет, орден он еще получит в свое время. Как обычно. А пока Кальмита пребывает в ожидании визита жены...
ПОЖАРСКИЙ. Не возбуждай меня, Йо-йо! Ты имеешь ввиду ту молодую актрисочку с ямочками на щечках?
ЙО-ЙО. Да, речь идет о сладкой Нарциссе, которая, как ты знаешь, производит фурор во всех знаменитых опереттах!
ПОЖАРСКИЙ. Очаровательное создание! Хотя в последнее время несколько сдала... А как ты её находишь, Йо-йо?
ЙО-ЙО. Несколько жопастая.
ПОЖАРСКИЙ. Подгрудок у ней обвис.
ЙО-ЙО. Ревматизмы донимают. И уже не с самого утра двигает каждой ножкой по отдельности...
ПОЖАРСКИЙ. Как здесь не удивляться? Вышла замуж за дедушку! Некто Кальмита... что-то очень вульгарное, будто бы бывший производитель газировки. Ты должен признать, Йо-йо, что для молодой, полной жизненных сил особы, подобный мезальянс может быть проклятием.
ЙО-ЙО. А ты еще не понял, что она от него избавилась?
ПОЖАРСКИЙ. Да что ты говоришь!
ЙО-ЙО. О, скоро уже десять лет, как она засадила старика в приют.
ПОЖАРСКИЙ. Поздравляю! Развелась?
ЙО-ЙО. Куда там! Артистки обычно весьма религиозны. Каждый год, ближе к годовщине свадьбы, актрисочка навещает своего мужа. Приезжает на день или два... Тогда коллеги Кальмиты вносят в его комнату дополнительную кровать.
ПОЖАРСКИЙ. И ставят у окна?
ЙО-ЙО. Да. Там адский сквозняк. Дует как у Вельзевула.
ПОЖАРСКИЙ. Значит может когда-то...
ЙО-ЙО. ... может когда-то?..
КАЛЬМИТА (лениво поднимаясь с кровати). Может когда-то... её там кондрашка хватит.
Влетает СОПЛЯК, очень нервный. Дрожащими руками расставляет на столе рюмки.
СОПЛЯК Все сделано, пан Пожарский. Две рюмочки, стаканчик и горчичница. Ничего другого не нашлось.
ЙО-ЙО. Сопляк! Тебя кто-то видел?
СОПЛЯК. Н-нет. Но крутятся. Ужасно подвижные.
ПОЖАРСКИЙ. Кто крутится?
СОПЛЯК. Птицы небесные. Сестра Мария и прочие...
ЙО-ЙО (энергично). Господа, надо раздеться до кальсон. Как на моих последних именинах. Тогда они не войдут... (опускает подтяжки, СОПЛЯК делает то же).
ПОЖАРСКИЙ. Я! До кальсон? Из-за нескольких монашек?
ЙО-ЙО и СОПЛЯК замирают.
ЙО-ЙО. Крутятся здесь разные... В последний раз ты сидел в кальсонах.
ПОЖАРСКИЙ. Ну и что с того! Никакая монашка не разденет меня до подштаников! Вот бы сейчас приходской священник потешился! (Осторожно.) Может графиня де Профундис украсит нашу компанию. В страстную пятницу она тоже митинговала в коридоре... Как вы знаете, я признаю за ней определенные убеждения. Что ты думаешь об этом, Кальмита? (ЙО-ЙО прыскает смехом. ПОЖАРСКИЙ вспыльчиво.) Не вижу здесь ничего смешного! (После паузы.) Конечно, не скрою: всю жизнь я был радикалом, а она графиней. Согласен. Тогда мы боролись друг с другом. Но, господа, мое дело победило... Сопляк, шагом марш за графиней! (ЙО-ЙО опять смеётся. ПОЖАРСКИЙ со злостью.) Этот причетник определенно действует мне на нервы. Это трагично: быть церковным сторожем и склеротиком - одновременно! (После ухода СОПЛЯКА, подозрительно.) Йо-йо, а не ты ли это нашептал ксендзу о моей задумке с поминальной свечой?
ЙО-ЙО (испуганно). Я? Побойся Бога!.. Я с ксендзом?! Против тебя? Жариться мне в аду, если это так!
ПОЖАРСКИЙ (машет рукой). Хорошо, хорошо. Налей.. (Следит за тем, как ЙО-ЙО наливает.) Для Сопляка половину. И не разливай по столу.
КАЛЬМИТА. Мне тоже половину.
ЙО-ЙО (КАЛЬМИТЕ). Она не любила, когда ты выпивал?
КАЛЬМИТА. Нет.
ЙО-ЙО. А ты пил все чаще?
КАЛЬМИТА. Пил. (Подносит осторожно рюмку ко рту, принюхивается, как если бы это был коньяк.) Я изменял ей.
ЙО-ЙО (смакуя). С извращениями? Расскажи, Кальмита!
КАЛЬМИТА. Можно изменять только прикосновением руки, лишь упоением чужим голосом... Некоторые имели хрипловатый голос. Мне это нравилось.
ПОЖАРСКИЙ. Тогда зачем она за тебя вышла?
КАЛЬМИТА (пожимает плечами). Не знаю. Зачем-то.
ЙО-ЙО (со смущением). Не гневайся, старый. Можно спросить..?
КАЛЬМИТА. Спроси.
ПОЖАРСКИЙ. Только деликатно, Йо-йо, деликатно.
ЙО-ЙО (стесняясь). А ты... Ты как?.. Ну... чувствовал к ней что-
нибудь?
КАЛЬМИТА в размышлении смотрит на ЙО-ЙО, выпивает водку, хочет ответить, но... входит СОПЛЯК с ГРАФИНЕЙ ДЕ ПРОФУНДИС. При виде шустрой старушки все встают, она с улыбкой протягивет им руку для поцелуея. Сцена будто со старинной гравюры.
ПОЖАРСКИЙ. Наконец-то луч солнца среди этого серого дня!.. Дорогая графиня, а вы опять помолодели! И как вам только это удается?
КАЛЬМИТА. Пожарский не врет. Я видел вас через окно... (Многозначительно напевает несколько тактов вальса.) Это был Штраус?
ГРАФИНЯ (смеётся со смущением, свойственным молодым женщинам). Легар, Легар! Не Штраус... и не Кальман, пан Кальмита! (Смеётся.) Однако вы меня состарили... Ах, и жестокий же вы человек!
ПОЖАРСКИЙ. Да он всегда был неловким, как все представители мелкой буржуазии! Советую вам ставить на радикалов. И поэтому с превеликим страхом осмеливаюсь... да, хочу вас просить... Но только вы не обижайтесь, пани Эмилька!
ЙО-ЙО (подмигивая СОПЛЯКУ). О! Эмилька!
ГРАФИНЯ. Должна, однако, увидеть сколько? В прошлый раз было слишком много. Пан профессор потом очень жаловался на почки. А я стала очень... очень воздушной.
ЙО-ЙО. Не преувеличивайте, графиня! Тогда только Сопляк напился как мопс.
СОПЛЯК (изумляясь). Я?
ПОЖАРСКИЙ. Сегодня мы будем наливать ему через раз! Торжественно вам обещаю...
ГРАФИНЯ. А вы, пан Пожарский? Сейчас ведь на кухне дежурит Викторина...
ПОЖАРСКИЙ. Пани Эмилька! Это не повторится. Могу ли я с вами быть откровенным?.. Инцидент с Викториной был рефлексом бунта, детского... (Откашливается.) ...детского протеста. А вот если бы вы, пани, меньше обращали внимание на того беззубого почтальона... Но сегодня все будет иначе, совершенно иначе. (ЙО-ЙО с трудом сдерживает смех.) А ты что там опять? Какие-то аллюзии, Йо-йо?
ГРАФИНЯ. Мои мальчишки, мои любимые мальчишки, ведите себя потише! Сестры - это еще полбеды. Хуже с соседками. Сами знаете.
СОПЛЯК. А что, разве не все глухие?
ГРАФИНЯ. На одно ухо... Второе прикладывается к стене.
СОПЛЯК (заговорщицки). Особенно бабушка Пелопоннес.
ГРАФИНЯ. Хорошо, я спозаранку сяду в коридоре возле иконки святой Цецилии и буду молиться. За вас, мальчишки. И прежде всего за вас, пан Пожарский!
ПОЖАРСКИЙ (остолбенев).Что?!
ГРАФИНЯ. Тихо, тихо, безбожный старикан! (С задорным хохотом убегает, ПОЖАРСКИЙ замер и уставился на дверь.)
ПОЖАРСКИЙ (охрипшим голосом). Сопляк, налей водки! Это она зажгла ту громницу... Налей водки, Сопляк!
СОПЛЯК (наливая). Конечно. Уже наливаю, пан Пожарский.
ПОЖАРСКИЙ. Еще рюмаху! (Выпивает, вытирает губы тыльной стороной ладони.) Сговорились все! Это какая-то паутина, господа. В самой середине голова и тело паука: приходской ксендз. Передние щупальца - все эти святоши, а задние конечности - настоятельница, графиня и ты... (Указывает пальцем в сторону ЙО-ЙО.) ... и ты, Йо-йо! Думаешь, что это кадило, которым ты пропитывался сорок лет, выветрелось как камфора?.. Иезуит ты, иезуит!.. Не отрицай!.. (Меланхолично.) Вдумайтесь, господа: Паганини не позволили даже закопать!... А меня? Меня на зло всем похоронят в освященной земле, с ангелочками у изголовья, с настоятельницей справа, и с церковным сторожем слева!.. Ну, почему ты молчишь, Кальмита? Ты единственный здесь имеешь хоть какую-то совесть! Отзовись.
КАЛЬМИТА. Я думаю.
ЙО-ЙО. О чем?
КАЛЬМИТА. Что это даже хорошо.
ПОЖАРСКИЙ. Что тут хорошего ты узрел, черт возьми?
КАЛЬМИТА. Тебя.
ПОЖАРСКИЙ. Меня? (Совершенно окаменел, примирительно.) Ты с ума сошел, да? И боишься в этом признаться, да?
КАЛЬМИТА (смеясь, почти радостно). ...потому что мы еще сидим на конях, господа! Пожарский на большом белом жеребце и, посмотрите, как ему славно с этим зонтиком, поднятым как копье...
ПОЖАРСКИЙ. Напился!
КАЛЬМИТА. ... а мы цепью за ним... (К ЙО-ЙО.) Ну, вскочи на скакуна, Йо-йо! Выше голову! Покажи её! У тебя прекрасное чело... (ЙО-ЙО понимает шутку, изображает, что скачет на коне.) А ты, Сопляк, чего ждешь? Обозник ты, потому что обозник, но иногда и тыловики выигрывают войны! Смелее! Отпустить поводья! Рысью!
Сейчас все втроем изображают скачущую цепью конницу.
Топать господа! И пусть им штукатурка обвалится на головы! Если война, так война! Топать, господа пенсионеры! Мы ведь тяжелая конница!
ЙО-ЙО (не переставая скакать). Эй, эй, Кальмита! Вижу ксендза на линии горизонта!.. Стоит над большой бочкой и мешает зонтиком розовые чернила Пожарского...
ПОЖАРСКИЙ (подскакивает к СОПЛЯКУ, резко осаживает его на месте). Стой! (Все замирают, тяжело посапывая.) Смеётесь надо мной? И ты, Сопляк?.. (С силой.) А я боролся за тебя! (Показывает щербину на зубах.) Вот!
СОПЛЯК. Вы мне уже показывали, пан Пожарский!
ПОЖАРСКИЙ. Это было в тысяча девятьсот пятьдесят...* Я стоял на баррикаде, а тут неожиданно...
КАЛЬМИТА. ...казачья лава! Офицер подступил под самую баррикаду и выстрелил Пожарскому прямо в лицо. (После паузы, с уважением.) Серьезно говорю: тогда погибла та единственная, которую Пожарский любил...
СОПЛЯК разливает всем, над своей рюмкой задерживает руку, умоляюще смотрит на КАЛЬМИТУ и ПОЖАРСКОГО.
ПОЖАРСКИЙ. До краев, до краев. Выпей и ты.
СОПЛЯК. Спасибо, пан Пожарский. (Выпив, несколько расслаблено.) Господа наверное думают, что я напрашиваюсь. Но я ведь тащил эту кровать, да так и остался. Приятно послушать...
ПОЖАРСКИЙ. Ладно, ладно.