Аннотация: Статья написана на открытие X Международного фестиваля старинной музыки EARLYMUSIC
16 сентября 2007 года, в малом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялось открытие X Международного фестиваля старинной музыки EARLYMUSIC, который продлится до 8 октября.
Фестиваль является одним из самых значительных событий сезона. Его афиша в этом году удивительно разнообразна и богата: король клавесина Густав Леонхардт из Нидерландов, ансамбль знаменитого испанского гамбиста Жорди Саваля, итальянский ансамбль "Musica Antiqua Roma" под руководством скрипача Риккардо Минази, божественный английский контратенор Майлк Чанс, и многие другие.
Открыл фестиваль французский ансамбль "Le Poeme Harmonique" под управлением Винсена Дюместра. На старинных инструментах (корнете, корнамузее, барабане, лироне, теорбино, барочной арфе) с участием двух певцов и несравненной Клер Лефийатр, были исполнены романсы и плачи старой Франции.
Талантливость и профессионализм исполнителей, их удивительная артистичность, а также необычная для нас старинная музыка, - все это не могло не произвести сильное впечатление на слушателей. Каждое произведение сопровождалось очень красочной пантомимой со стороны певцов. А виртуозная игра на старинных инструментах, довольно примитивных и далеко не совершенных, просто восхищала.
Программа концерта, уместившаяся в одно отделение, оказалась очень разнообразна и включала в себя произведения XV-XIX веков. Часть из них принадлежала неизвестным авторам, часть сформировалась в профессиональной сфере, например, торговцев, моряков. Самыми интересными оказались произведения XVIII-XIX веков, такие как "Куплеты и либретто торговцев" - быстрое, яркое и очень эффектное произведение, - сопровождалось жестами, имитирующими встречу торговцев. "Версия легенды XIX века" - романс, или точнее баллада по стилю, - неторопливая, грустная и лиричная. А "Плач французских моряков" представлял собой очень заунывную и скорбную мелодию, во время исполнения которой певцы передвигались по сцене медленно, с обреченным выражением лиц...
Концерт прошел "на одном дыхании", а это возможно лишь потому, что участники ансамбля - истинные музыканты и единомышленники, - считают, что любая музыка, независимо от того, является ли она инструментальной или вокальной, должна в первую очередь быть выразительной и поэтичной. Такой, какой она была в прошлом и какой должна быть всегда.
Так же хочется подчеркнуть, что концерт не был "концертом" в традиционном понимании данного слова. Это был театр, где каждых жест заменял слова романсов и плачей, исполнявшихся на красивейшем старо-французском языке.
Приятно было видеть, что старинная музыка нашла отклик в сердцах зрителей, среди которых было очень много молодежи, с удовольствием внимавшей рафинированному искусству, а потом... Цветы, аплодисменты, многочисленные вызовы.... Жаль, только, что "на бис", знаменитый французский ансамбль исполнил всего только два произведения.