Ломака Виктор Петрович : другие произведения.

Разговор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  "... Хорошо! Допустим, я последняя сволочь, но об этом никто никогда не узнает. Как тогда?".
  "Нет, ты опять меня не понял, Дима: тут дело во внутреннем видении, в своей собственной оценке самого себя".
  "Ладно... А если я сам себя смогу убедить, что поступаю правильно, хотя поступаю по-свински?".
  "По-свински, это с какой точки зрения? Если с общественной, то ведь и общества бывают разные, очень даже... У каннибалов, например, отказываться от пиршества человечиной было дурным тоном, а у фашистов - спасти еврея было вообще преступлением".
  "Нет, ну есть же какие-нибудь экзальтированные мерзости - вне времени и пространства, так сказать?".
  "Например?".
  "Например... Ну, вот тебе пример: убийство ребенка!".
  "А-а, ты снова про маньяков? Чего ж тебе еще не ясно? Я уже говорил: рассматривать в качестве доказательства мотивы поведения больных на всю голову людей...".
  "Постой, я сейчас не о том...".
  "А о чем тогда?".
  "Смотри: вот живет такой, с виду приличный человек. Все его уважают, считают достойным членом общества... Пускай он даже герой какого-нибудь там долбанного труда... И вот он умирает, его хоронят с подобающими почестями. Его все помнят, родственники на могилку с цветочками ходят... А он, допустим, жизнь человеческую загубил. Всего одну единственную жизнь!".
  "Да мало ли таких уродов было! И что?".
  "Как что!... Нет, ты вдумайся: никто не знает о его преступлении, ни одна живая душа, и он сам уже умер - не сможет даже покаяться перед кем-то, облегчить себе душу... Может, я путано объясняю, но вот смотри: если в мире возможен вариант такого тайного свинства, которое никогда и никем не будет раскрыто и осмыслено, то в чем тогда смысл всей общественной морали? Ведь если ты можешь безнаказанно и безответно сотворить такое вот зло, то зачем тогда ВСЁ?! Зачем жить по совести, зачем следовать общественным правилам?".
  "Ну, как зачем... Хотя бы для того, чтоб быть чистым перед людьми и перед своей совестью...".
  "Да плевать мне на людей! И на свою совесть тоже плевать: совесть вообще - понятие аморфное, и, к тому же, ее на тот свет с собой не заберешь, как и деньги. Я тогда уж лучше буду жить в свое удовольствие, и плевать на всех...".
   "А-а, я тебя понял! Сейчас ты опять сведешь все к вопросу о боге, да? Набожный ты какой-то стал в последнее время, Дима. В церковь еще не ходишь втихаря, после лекций?".
  "Да иди ты...".
   "... Но, ей богу, трудно мне тебя представить, стоящим на коленях перед амвоном".
  "Перестань... Под словом "бог" - и ты, как разумный человек, обязан это понимать - я подразумеваю не канонического, церковного бога, а некое понятие, силу...".
  "Понимаю: типа, высший разум, да?".
  "Типа... Кстати, все религии тоже ведь начинали не с закона божьего и всяких там катехизисов, а с чего-то более простого. Все эти мысли о добре и справедливости приходили людям и в глубокой древности, когда никаких богов не было еще и в помине. Люди уже тогда подсознательно чувствовали, что нужен какой-то высший, всемогущий и вечный судья, чтобы все несправедливости и беды не уходили в небытие вместе с их причинами. И, исходя из всего этого, становится понятным, почему каждый народ - причем, каждый без исключения - выдумывал для себя какого-нибудь бога, или даже нескольких...".
  "Понятное дело - чтобы сваливать на него всю ответственность за свои собственные гнусности".
  "Нет... Понимаешь, мне кажется, что без такого простого, и в то же время сложного понятия, как БОГ, наша жизнь, это... Это какая-то мерзкая, вонючая помойка и скотобойня! Буйство и круговорот органической материи, снабженной разумом, которая временно получила в свое распоряжение способность осознавать свое мнимое величие, и при этом не осознающая свое перманентное скотство... Потому что мы не просто животные: животные, это лишь сложные биологические машинки, игрушки безумной, но пытливой на всякие гадости природы. Но мы, обладающие разумом и не видящие границ, за которыми он превращается в безумие, мы - это нечто невообразимо гнусное...".
  "Эк тебя понесло-то! Хорошо, а вот возьмем, допустим, императив Канта - он-то как раз не включает в себя понятие бога, хотя принципы вполне схожие. Абсолютная мораль там зиждется на справедливости, основанной на рациональном подходе социума к...".
  "Не путай реальность с идеей! У Канта это абстрактное построение, вариант идеального сообщества равных индивидов, где правит исключительно разум. Но в том-то и фокус, что идеального человека не будет существовать ни-ко-гда! Для этого придется как-то вычленит из него животное, а потом то, что осталось переделать в математически правильно мыслящую машину. Но это уже будет никакой не человек, и вовсе не жизнь. Нет, если люди окончательно выкинут бога из своей жизни...".
  Было уже далеко за полночь, когда он уснул.
  
  Отрывок из повести "Приходящий в ночи".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"