Ранний железный век на украинских землях. Мир кочевников
Ранний железный век - один из периодов развития человечества за археологической периодизации. Отмечается расселением индоевропейцев, технологическим переломом в изготовлении орудий труда и оружия, возникновением первых государственных образований, периодом существования ярких кочевых образований. На территории Украины эта эпоха приходится на I тыс. до н.э. - Начало I тыс. н.э. и хронологически соответствует Киммерийском, скифского и сарматского суткам истории
Геродот - выдающийся древнегреческий историк. Много путешествовал Малой Азией, был в Египте, Вавилоне, Финикии, Сирии, Западном Причерноморье, Ольвии. Автор труда, условно названная "Историей", которая представляет собой первую широкую историческую рассказ о государствах и народах Азии и Европы. Излагая различные версии, Геродот проявлял критическое отношение к собранного материала. Еще в древности Геродота назвали "отцом истории". В эллинистическое время александрийские ученые разделили "Историю" Геродота на 9 книг (по количеству греческих муз). Четвертая книга является ценнейшим источником по истории, этнографии и географии Северного Причерноморья.
1. Ранний железный век
Утверждение железа как распространенного металла на землях Украины состоялось в 7 в. до н. н.э., о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок.
Появление железных орудий труда и оружия повлекла бурное развитие хозяйства и военного дела.
Земледельческие племена начали применять железный плуг, с помощью которого можно было вспахать больше земли, а значит - собрать лучшие урожаи.
Скотоводы степи за те сутки зажили кочевой жизнью, постоянно переходя вместе со скотом на новые земли. Они научились ездить верхом на лошадях и преодолевали на этих быстроногих животных огромные расстояния.
С изобретением железа скотоводы-кочевники превратились в непобедимых воинов. Историю воинственных кочевников на наших землях основали киммерийцы.
Киммерийцы
Киммерийцы являются древнейшими из числа известных по своему имени народов, обитавших в Восточной Европе.
Вот идет народ от страны северной, и народ великий поднимается от краев земли. Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосердны, голос их шумит как море, и несутся на конях, выстроены как один человек. Мы услышали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, мучения как женщину в родах.
Иеремия, ветхозаветный пророк,
глава 6, стих 22-23, VII-VI века до нашей эры.
С ними связана эпоха, которая освещается не только немыми археологическими материалами, но и свидетельствами письменных источников, что имеет особое значение для исторической науки. Они оставлены нам ранними греческими писателями и подкреплены данными переднеазиатской клинописи.
Киммерийцы - кочевой ираноязычный народ, пристранствовал из Нижнего Поволжья в причерноморские степи в 9 в. до н. н.э. и царил здесь на протяжении двух веков.
Киммерийцы - первый народ на наших землях, чье название нам известно. Сохранили ее письменные источники, правда не самых киммерийцев, поскольку они не имели письменности, а ассирийцев и греков.
Давнее упоминание о киммерийцев содержится в знаменитой "Одиссее", а подробное - в труде Геродота.
Загадочными и непостижимыми выдавались жители причерноморских степей греческим авторам.
Настоящими чертами полны ассирийские и вавилонские свидетельство о киммерийцев, так народам Ближнего Востока пришлось пережить их нашествие
Нашествие киммерийцев из Причерноморья в Малую Азию потрясло 2700 лет назад многие государства. Киммерийцы применяли новую для тех мест тактику боя: обманное бегство с обстрелом преследователей из луков, обернувшись назад. Все подвергалось разрушению и опустошению. Явившиеся без женщин, молодые воины-киммерийцы постепенно рассеялись и растворились среди местных народов. И позднее степи не раз порождали подобные нашествия - скифов, гуннов, монголов.
Происхождение имени "киммерийцы" вызывает споры. Одни ученые производят его от финикийского слова - "темный". Другие исследователи считают, что оно происходит от греческого слова "зимние", то есть люди стран, в которых, по представлениям греков были холодные зимы. Имя "киммерийцы" пытались также перевести с фракийского и хеттского языка. Однако, наибольший интерес вызывает объяснение этого имени с позиции древнеиранского языка как самоназвания "подвижный отряд ираноязычного кочевого населения евразийских степей".
Первые известия о киммерийцах сохранились в поэмах гениального Гомера, датирующихся 8 в.до н.э. "Закатилось солнце ,- рассказывается в "Одиссее" ,- и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами - ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными" (Одиссея ,XI, 12-19). Гомер помещает киммерийцев где-то на крайнем севере, рисуя их обиталище как преддверие царства мертвых.
В Библии Гомер (т. е. "Киммериец") - это старший сын Иафета-Япета, который считается родоначальником всех индоевропейских (арийских) народов. А, старшим сыном Киммерийца был соответственно Скиф. Более поздние уже русские источники сообщают, что сыновьями Скифа были Рус и Словен (Славен). Мы видим полную преемственность - от древнейших времён до наших дней. Кроме того, надо отметить тот факт, что распространение имени "киммериец" можно увидеть на значительных просторах: древнегреческий Гомер-Киммериец, кимвры Ютландии и Британии и т. д.
Местонахождение Киммерии - по-прежнему одна из исторических загадок. Геродот и Страбон утверждают, что именно здесь, в Юго-Восточном Крыму, между Боспором Киммерийским и горами Демерджи и располагалась эта загадочная страна, "печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков" (Гомер, "Одиссея"), чьё название в переводе с финикийского значит "тёмный".
Более точно, на северном побережье Черного моря, локализует киммерийцев "Отец истории" Геродот. От причерноморских греков и скифов он узнал, что вся страна, которую в его время (5 в. до н.э.) занимали кочевые скифы, ранее принадлежала киммерийцам, покинувшим ее под давлением скифов, пришедших с востока, из глубин Азии. В подтверждение своих слов он пишет: " и теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы, есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор (IV, 12). От Геродота мы знаем также о могиле киммерийских царей у реки Тираса (так греки называли в древности Днестр). О ее появлении здесь рассказывается в известном предании о вторжении скифов в Северное Причерноморье. Опасаясь многочисленных скифов, киммерийцы решили уйти со своей земли. Однако, их цари предлагали бороться с врагами. Не получив поддержки со стороны народа, цари разделились на равные части и сразились между собой. Убитых в этой битве царей погребли в кургане, который был виден и много лет спустя.
Серебряная обкладка горита из кургана Солоха
В одном из самых известных скифских погребений - кургане Солоха - археологи обнаружили накладку на колчан для лука и стрел, изображающую, по мнению ряда авторитетных исследователей, сцены из скифо-киммерийской войны. Два киммерийца изображены сражающимися пешими со скифским всадником. Пехотинцы имеют типично "арийскую" внешность (светлые волосы, тонкие, "аристократические" черты лица), их лики дышат красотой и благородством. Один из них сражается при помощи топора, другой держит в руке кинжал. В то время как их конному противнику присущ так называемый степной евразийский тип внешности: широкое лицо, стройный нос с легкой горбинкой, чуть более темный цвет волос. Бородатое лицо всадника искажено гримасой ярости и гнева. Вообще, многочисленные изображения скифов, попавшие в руки археологам, свидетельствуют о том, что мужчины этого племени обычно носили густые бороды и длинные волосы, выбивающиеся в бою из-под шлемов.
Ряд ученых считает, что у рассказа Геродота есть некие реальные основания - под натиском скифов киммерийцы и в самом деле раскололись. Часть из них бежала знакомыми путями в Переднюю Азию, другие, видимо, господствующие племена этого этнического союза - двинулись в район Днестра, где и приняли бой со скифами. В результате грозные киммерийцы оказались вынуждены бежать куда-то на Север. Далее следы этого племени теряются во мраке веков.
В подобных рассказах, вероятно, содержатся отголоски исторической правды о киммерийских владыках, о тех, кто становился во главе отрядов киммерийцев, совершавших далекие походы в страны древнего Востока. Их имена (Теушпа, Лигдамис, Сандакшатру) упоминаются как в античных литературных источниках, так и в ассиро-вавилонских клинописных текстах.
Так начался переднеазиатский период в истории киммерийцев, о котором достаточно подробно сообщают уже древневосточные (ассирийские, вавилонские, древнееврейские) письменные источники. Они весьма многочисленны и речь в них идет о вооруженных столкновениях киммерийцев с Ассирией, Мидией, Лидией и Урарту. Для жителей этих стран киммерийцы или "гамирра", как их называли, были пришедшими с севера дикими кочевниками, живущими грабежом и войной. Легко предавая и меняя союзников, нападая на богатые города, киммерийцы повсюду несли с собой смерть и разрушения.
На этрусской вазе киммерийцы изображены в виде всадников в высоких шапках, символизирующих Верхний Египет - инициатора изгнания гиксосов. Всадников сопровождают южные короткошерстные собаки. Впрочем, возможно, гиксосов киммерийцы вовсе и не прогоняли - просто их репутация грозных воинов заставляла античных мастеров лепить образ "врага" именно с них.
Изображение киммерийских лучников на этрусской вазе
Кочевая жизнь киммерийских племен отразилась и на их внешнем виде. Сохранилось всего два изображения на расписных вазах VI в. до н.э., на которых, как считается, запечатлены киммерийцы. На этрусской вазе показаны киммерийские всадники, а на греческой - киммерийский лучник. Одежда людей на этих изображениях полностью отвечает тем степным "стандартам", которые были выработаны кочевыми условиями жизни. Киммерийцы одевались в удобные для верховой езды узкие штаны и приталенные рубахи с расширяющимися полами, на ноги обували мягкие сапожки с короткими голенищами, а головы покрывали высокими островерхими шапками-башлыками.
Изображение киммерийца на греческой вазе
Конец киммерийскому владычеству в Передней Азии положили их недавние враги - вторгшиеся сюда скифы. Потерпев от них ряд поражений, киммерийцы отступили в район города Синопа на юге черноморского побережья, а около 600 г. до н.э. их окончательно разгромил лидийский царь Алиатт. После этого киммерийцы сошли с исторической арены, но, несмотря на это, они до сих пор остаются одним из самых загадочных народов.
Среди клинописных документов выделяются шпионские донесения с границ Урарту, хроники ассирийских и вавилонских царей, их дипломатическая переписка, оракулы бога Шамаша. Все они говорят о народе гамирра(гумиртае?), то есть киммерийцах, который начиная с последней четверти 8 в.до н.э. стал сначала тревожить северные границы государства Урарту, а затем проник в Ассирию и Малую Азию. По этим данным, около 714 г.до н.э. киммерийцы появились у северных границ Урарту, и Руса I, царь урартов, ходил на них не слишком удачным походом. Против киммерийцев были собраны чуть ли не все урартские войска, причем в них находился и сам царь, его туртан (главнокомандующий), и к тому же по меньшей мере 13 областеначальников. Несмотря на концентрацию сил урартов, киммерийцы нанесли им сокрушительное поражение, наголову разгромив войска туртана и еще 2 областеначальников и захватив их самих в плен. Остальные 11 областеначальников были вынуждены отступить, а сам царь поспешил в Урарту, оставив свои войска. Эти сообщения свидетельствуют о значительной боевой мощи киммерийцев, которые были способны противостоять объединенным военным силам такой крупной державы, как Урарту.
Опустошительные набеги грозных северных кочевников оказали сильное впечатление на современников, а их внешний вид был настолько необычным, что образ киммерийских воинов был запечатлен не только в текстах, но и в изобразительном искусстве, например, в вазовой живописи.
Появление киммерийцев на исторической арене было связано со многими процессами, происходившими в конце II - начале 1 тыс. до н.э. в степных районах Восточной Европы. Существенным фактором, вызвавшим формирование раннекочевнический образований на этой территории, было ухудшение природно-климатических условий. Наряду с другими причинами, оно способствовало распаду таких крупных культурных общностей эпохи поздней бронзы как срубная и белозерская. Их население имело комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство, и иссушение климата вынудило стенных обитателей перейти к кочевому скотоводству. Однако, с ростом засушливости и уменьшением продуктивности степных ландшафтов в 10-9 вв. до н.э. неокрепшее еще кочевое хозяйство, также, по-видимому, начинает переживать кризис. Это заставило значительную часть населения покинуть степные районы и переселиться в места с более благоприятными природными условиями. Данное положение можно проиллюстрировать некоторыми цифрами. Так, в 12-10 вв. до н.э., по сравнению с предшествующим периодом, в степной зоне между Доном и Дунаем наблюдается десятикратное уменьшение количества поселений и погребений. Те же тенденции сокращения населения проявляются в степном Причерноморье и в последующую киммерийскую эпоху, что находит свое отражение в отсутствии на этой территории поселений и стационарных могильников.
Расселение киммерийцев, вероятно, проходило в несколько этапов и в нескольких направлениях. В первую очередь, они переселялись в районы, которые в значительно меньшей степени пострадали от понижения уровня увлажненности, так как находились в зоне с положительным балансом влаги. Это лесостепь и прилегающие к ней районы правобережья и левобережья Днепра, территории предгорного Крыма и Северного Кавказа, в частности Закубанья, где в предскифский период отмечен резкий прирост могильников. Многие из них несут в себе черты, свидетельствующие о контактах со степными племенами. Данное обстоятельство явилось важным фактором формирования одной из групп киммерийских памятников, получивших в науке название "новочеркасской". Она была названа по кладу бронзовых предметов, найденных в 1939 г. в г. Новочеркасскс. Основной территорией распространения "новочеркасской" группы является Предкавказье и лесостепное Днепровское Правобережье. Культура этого населения сформировалась, преимущественно, в процессе тесных контактов ранних кочевников и местного населения Северного Кавказа.
Вместе с тем, следует отметить, что указанные выше переселения не привели к запустению степей. Часть кочевого населения осталась там, сосредоточившись в местах, наиболее пригодных для жизни, например, в долинах больших рек. Именно с ней следует связывать другую группу киммерийских памятников. Она названа "черногоровской" по захоронению в кургане у хутора Черногоровский в Донецкой области. Эта группа памятников локализовалась на широкой территории от Заволжья на востоке до низовий Дуная на западе. Именно черногоровское население более тесно связано по обряду погребения и общему облику материальной культуры со степными культурами эпохи поздней бронзы юга Восточной Европы.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что сложение киммерийской культуры было достаточно сложным процессом. Оно осуществлялось в условиях коренной перестройки хозяйства и быта, этнического смешения и высокого диапазона связей. Киммерийцы являлись создателями первого крупного объединения кочевых племен на юге Восточной Европы. Как и многие кочевнические объединения, они включали ряд группировок, имевших свои особенности в материальной культуре и, возможно, разное происхождение. Наиболее ярко это демонстрирует существование двух крупных групп памятников: черногоровской и новочеркасской.
Оружием ближнего боя в киммерийскую эпоху были мечи и кинжалы из бронзы и железа или имевшие бронзовую рукоять и железный клинок. Большинство из них имело крестовидную рукоять с грибовидным или валиковидным навершием и перекрестье в виде опущенных вниз острых треугольников. Более совершенного оружия в то время не существовало, и поэтому оно широко распространилось на Северном Кавказе, в Центральной Европе и Волго-Камье. Были знакомы киммерийцам и железные наконечники копий. На некоторых из них в основании пера имеется пара небольших отверстий. Вместе с металлическим оружием в некоторых погребениях предскифской поры были встречены каменные цилиндрические молотки. К числу предметов, обычных для воинских погребений киммерийцев, относятся также каменные оселки.
Для конской сбруи характерны бронзовые удила с однокольчатыми, стремечковидными и двукольчатыми петлями на концах. Им сопутствуют псалии различных модификаций, среди которых преобладают трехлопастные с лопастью на одном конце либо трехдырчатые изогнутые псалии с утолщением вокруг отверстий и шляпками на концах. Украшениями уздечек служили разнообразные бляхи с петлей на обороте, лунницы, шлемовидные подвески. Набор богато орнаментированных уздечных украшений из кости представлен в Зольном кургане близ
города Симферополя.
Для киммерийского искусства более всего типичны геометрические орнаменты в виде одинарных и концентрических кружков, розеток, разнородных спиралей, меандров и ромбовидных фигур. Этому искусству не были чужды и зооморфные образы, известные пока по единичным экземплярам.
Знакомство с конским убором и вооружением киммерийцев убеждает в том, что их отряды не зря считались грозной силой в государствах древнего Востока, не случайно в борьбе с ними пали цари Фригии и Лидии, а ассирийцы искали союза с киммерийцами. Превосходство киммерийцев над лучшими армиями Передней Азии состояло, прежде всего, в их новой тактике, которая основывалась на создании массового легкого конного войска практически без обоза. Такое войско было необычайно подвижно, а при большой дальнобойности и пробивной силе киммерийских стрел, отличающихся высокими баллистическими качествами, могло постоянно держаться на безопасном расстоянии от противника. Стрельба велась в основном не через голову коней, а назад по ходу скачки. Кони, летящие табуном в сторону от опасности, почти не нуждались в поводьях и могли управляться одними шенкелями. Таким образом, обстрел велся на скаку, когда конный отряд мчался мимо противника и в сторону от него, но при всем том был убийственным. Боевые качества древневосточной конницы и колесничного войска не отвечали требованиям ведения войны с таким чрезвычайно быстрым, маневренным противником, каким были киммерийцы.
О могуществе киммерийского войска образно говорится в Библии: "Не будет в нем (народе, дальнем от края земли ,- С.М.) ни изнемогающего, ни утомленного; он не будет дремать и не будет спать; пояс не снимется с чресл его, и не разорвется ремень у сандалий его; стрелы его заострены и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колесницы его, как вихрь.
Однако, киммерийцы как этнос исчезли далеко не сразу. Часть их откочевала на запад и в лесостепные районы Украины, а другая - на протяжении еще довольно долгого времени продолжала противостоять скифам па малоазийском театре боевых действий. Это, однако, не исключало существования между скифами и киммерийцами кратковременных союзнических отношений, особенно во время их конфликта с Ассирией в 70-ые годы 7 в.до н.э., когда скифы впервые появились на исторической арене и нуждались в поддержке хорошо ориентировавшихся на древнем Востоке киммерийцев.
Значительный интерес в этой связи представляет рассмотрение характера и динамики взаимоотношений киммерийцев с различными древневосточными государствами в 8-7 вв. до н.э. В последней четверти 8 в.до н.э. были военные столкновения киммерийцев с Урарту. В 7 в. до н.э. при преемниках ассирийского царя Саргона II -Асархаддоне (681-669 гг. до н.э.) и Ашшурбанипале (669-627 гг. до н.э.) свидетельства клинописных текстов о киммерийцах становятся более подробными и частыми. В 679/678г. до н.э. киммерийцы вторглись в Ассирию, но их царь Теушпа был разбит где-то в Малой Азии. Далее они фигурируют в качестве ассирийских наемников. В 676-675 гг. до н.э. киммерийцы вместе с урартами напали на Фригию. Поход был успешным. Урарты захватили много добычи и пленных, а Фригия была отдана на разграбление киммерийцам.
С 70-х годов 7-го века до н.э. военные действия киммерийцев переместились с востока Малой Азии па запад полуострова. Причиной тому было отсутствие на западе региона сильных государственных образований - ни Лидия, ни разрозненные греческие города ионийского побережья серьезной угрозы для киммерийцев не представляли. Напротив, они являлись удобными объектами для грабежа. Бесчинства киммерийцев привели к тому, что около 660 г. до н.э. Лидия и Табал обратились за помощью против них к Ассирии, что не помешало номадам напасть на Лидию. В битве с ними около 644 г. до н.э. лидийский царь Гиг был убит, а столица его царства, город Сарды, была взята и разграблена победителями. Вслед за Лидией киммерийцы обрушились на греческие ионийские города. Большой интерес представляет сообщение Стефана Византийского о том, что киммерийцы около ста лет владели городом Антандром на берегу Эгейского моря в северо-западной Малой Азии, и этот город даже назывался Киммеридой. О киммерийской оккупации малоазийской исторической области Вифиния сообщал Арриан.
В 50-х годах 7 в.до н.э. на помощь Лидии наконец пришла Ассирия. Направленные царем Ашшурбанипалом скифские отряды под предводительством Мадия разбили киммерийцев, которых тогда возглавлял Лигдамис и его сын Сандакшатру. Известно, что первый из них погиб в Киликии, в юго-восточной Малой Азии. Победа скифов над киммерийцами привела к поселению киммерийцев в Каппадокии и у города Синопа на южном берегу Черного моря. В конце 7 в. до н.э. лидийский царь Аллиат нанес им окончательное поражение.
Такой в целом представляется история пребывания на древнем Востоке киммерийцев, которые в течение довольно длительного времени (последняя четверть 8 -третья четверть 7 вв. до н.э.) играли значительную роль в жизни существовавших там государственных образований.
Об этнической принадлежности киммерийцев известно мало. На основании сохранившихся отдельных личных имен лингвисты делают вывод, что по языку, вероятнее всего, они были иранцами.
Рассмотренные нами свидетельства письменных и археологических источников позволяют сделать вывод о реальности киммерийцев как древнейшего из народов Восточной Европы, оставивших заметный след в событиях мировой истории 1 тыс. до н.э. По масштабам и мощи воздействия на окружающий этнокультурный мир, киммерийцы предваряют собой все те изменения древнего мира, которые еще в больших масштабах происходят в эпоху скифского господства в Европе и Азии.