Здесь собраны краткие впечатления и мысли, навеянные
произведениями, участвующими в конкурсе "Блэк
Джек-13".
Рассказы выбираю по принципу - куда мышь кликнет, того и
бить буду. Поскольку курсор мыши перемещается не случайно, а по определенным
правилам, то желающие могут значительно повысить вероятность получения отзыва
на свой рассказ. Для этого достаточно внимательно прочесть "Правило мыши",
оставить к нему развернутый комментарий или написать обзор.
Критерии оценивания не привожу, поскольку непосредственных
оценок не ставлю. Вместо выставленного балла к каждому рассказу указан прогноз
наиболее вероятной его конкурсной судьбы. При этом исхожу не только из личных
вкусов, но и из среднесудейских впечатлений, характеристик среднестатистических
победителей, аутсайдеров и финалистов, а также результатов подбрасывания
монетки.
Внимание! Читая далее, вы принимаете соглашение о том, что
ниженаписанное есть всего лишь имхо отдельно взятого человека.
СПИСОК ЖЕРТВ
Захарченко
А.В. Бд-13: Просто оружие
Леданика Бд-13:
Осколки трупа
Джиллиан Бд-13:
Зеркальце
Макдауэлл
А.К. Бд-13: Стрелки
Чернышева Н.
Бд-13: Незванкина дорожка
Сорокин А.В.
...из-за моря привези!
Inspektorpo...
Бд-13: Creeping Death
Anno N. Бд-13:
Сериал
Морок М. Бд-13:
Ягодные бусы
Ососкова Л. Бд-13: Кукла (Ave, Formidabilis)
Звонарев С. Бд-13:
О красавице и чудовищах
Истратова И.
Бд-13: Деньги
По структуре текст полностью соответствует принципу
короткого рассказа - одна мысль, и вся работа только на нее. За счет этого в 4
кБ вместился полноценный рассказ. Он цепляет за счет ярких образов, и даже
возникает некое сопереживание главному герою. Но традиционно рассказам-малышам
непросто конкурировать с более весомыми собратьями. Например, здесь осталось за
кадром, почему герой вырос таким, какие отношения у него были с окружающими, с
Лопесом, в частности.
В концовке главный герой обвиняет в предательстве игрушечную
винтовку. Но после прочтения остается мысль - не сам ли герой, не его ли
положительная сторона сама вынесла себе приговор? Ведь винтовка - это просто оружие...
Прогноз: полуфинал или чуток не дотянет.
Второй из прочтенных наиболее коротких рассказов - снова
удачное попадание и снова жаль неиспользованные 8 кБ. Рассказ вполне можно
превратить в классический детектив с запертой комнатой. И тогда помимо юмора
появятся интрига и загадка, более ярким будет образ офиса, где произошло
убийство.
Настроение поднято. В этом смысле рассказ выполнил свою
функцию на все сто. А большего в него, к сожалению, и не было заложено. К тому
же, автор, отлично владеющий словом, зачем-то решил использовать шаблонный
прием оживших вещей. По этой причине рассказ, вероятно, забудется через несколько
дней.
Горшок жалко.
Прогноз: при наличии чувства юмора у судей группы может
прорваться в полуфинал.
Милая, простенькая зарисовка, хотя почти и не фантастика.
Так - тонкий мистический налет, который вполне может сойти за воспоминания
героя вперемешку с фантазиями и реальным отражением в потертом зеркальце.
Интересная находка, что некие загадочные существа
перемещаются с тополиным пухом. Очень правдоподобно описано поведение главного
героя: жесты вроде заворачивания зеркальца в платок, постоянное напоминание
себе, что человек-то он деловой и прагматичный, невольное цепляние взглядом
женских рук. Язык и стиль на месте.
Прогноз: вероятно, уступит место в полуфинале более
фантастичным вещам.
Название не самое удачное. Открывая текст, ожидал, что будет
кровавое месиво, поскольку "Стрелки́", а оказалось нечто грустное,
поэтичное и даже девчачье, потому как "Стре́лки". Или всё-таки
"Стрелки́"?
Объективно рассказ вполне на уровне. Субъективно - не
понравился. "- Сюжет! - кричит Шут, картинно расставив руки. - В чем
сюжет?" Нечто подобное хотелось сделать и мне сразу после прочтения
рассказа. Да, несчастная межклассовая любовь. Да, роли, которые мы исполняем.
Но всё это многократно было, и в данном случае есть просто хорошая песня, спетая
еще раз.
Вероятно, главный герой этого рассказа вышел именно таким,
каким был задуман. Чего уж - автор умеет рисовать. Вот только на роль Шута
требовался и был создан рукой автора человек, который не слишком симпатичен, а
потому и не особо получалось ему сопереживать.
Прогноз: сойдет с дистанции до полуфинала.
Прошелся по обзорам, смотрю, рассказ хвалят. Прочел. За дело
хвалят, хороший рассказ. Я для разнообразия поругаю.
Стиль:
Как на мой вкус, перестилизовано малость, особенно самое
начало. В дальнейшем к тексту быстро привыкаешь, хотя всё равно отдельные
заковыристые слова выдергивают из погружения в мир рассказа.
Вкус и послевкусие:
Со вкусом полный порядок. В смысле, пока читаешь, всё вкусно
- эмоционально, жалостливо, трагично. Ведуньи с утопленницами, вообще, моя
слабость.
А вот по прочтении включается логика и начинает вопрошать:
"Что это было?" А было в сухом остатке примерно следующее (утрирую
малость, но суть именно такова). Старую деву восемнадцати лет позвали замуж, а
потом поразмыслили немного и решили, что нет, ошибочка вышла, с другой уже всё
договорено. Вопиющая несправедливость, одним словом. "Ах, вы так?! -
решила потерпевшая сторона. - Пойду тогда совершу подвиг и утоплюсь заодно.
Поймете потом, какая я была хорошая, и пусть вам будет стыдно".
Именно в таком ключе воспринимается героиня. Ее поступок не
героический, как это, вероятно, задумывалось автором. Это чисто детская поведенческая
реакция вроде: родители мне мороженое не купили - возьму, выпрыгну из окна,
чтобы им тоже плохо было.
Также есть вопрос к ситуации на болоте, на выходе из леса,
где Незванка казар повстречала. Другие действующие лица там не упоминались.
Тогда откуда Прытко и компания узнали о том, что Незванка казарам говорила и
что она их в село ведет?
Прогноз: финал.
В процессе чтения вспомнился анекдот, что женщины всегда
досматривают порнофильмы до конца, чтобы узнать, женится ли он на ней после
этого или нет. С этим рассказом та же история.
Угадайка про овуляцию хорошо, улыбнуло.
Заглянул в комментарии к рассказу. Главгера там хают
по-всякому, врача ему предлагают. А мне он понравился. Суровый такой мужик. Ну
да, с бабой не церемонится. Так это издержки профессиональной деятельности. И
времени на близость всего-то ничего. Тут не до предварительных ласк и прочих
нежностей.
А год-полтора трудработ за нелегальный залёт - вообще
ерунда, если сравнивать с солджерами, запеченными в танке. Не стоило и париться
по этому поводу.
Если попытаться определить жанровую принадлежность этого
рассказа, я бы отнес его к социальной фантастике. Дело ведь не в конкретном
герое и героине. Здесь показан целый пласт социальных отношений. Косвенно,
обрывочно, намеками, но тем больше остается читателю места для фантазирования.
И немного дегтя напоследок. Название так себе. Не значащее и
настраивающее, скорее, на сказочный лад. Слишком много непонятных слов в начале
рассказа, тяжело через них пробиваться.
Прогноз: ХЗ, т.к. разброс оценок, вероятно, будет широкий.
Сейчас на литературных конкурсах отношение к библейским
сюжетам, скорее, отрицательное. Во-первых, они приелись. Во-вторых, для их
глубокого понимания нужно досконально знать первоисточник. В-третьих, тема уж
очень скользкая, с которой легко скатиться в межнациональную и межрелигиозную
вражду. По третьему пункту автор откровенно провоцирует, так что не удивлюсь,
если во избежание накала страстей рассказ снимут с конкурса.
Некоторые судьи, насколько я знаю, любят снижать баллы за
названия на латинице. И это правильно - что у нас своих букв мало?
По структуре рассказ четко разделяется на две части. Часть
первая, занимающая восемьдесят процентов текста - это экспозиция. Часть вторая
- Моисей проснулся. Единственный присутствующий в рассказе конфликт -
противостояние Змию - только намечен и то лишь в конце рассказа. Отчасти проблему
можно решить за счет композиции - поменять местами первую и вторую части. Но в
любом случае нужно существенно перерабатывать первую часть, чтобы в ней не
просто рассказывалась история от сотворения мира, а было видно постепенное
взросление Моисея.
Из плюсов можно отметить хороший образ вскармливания
младенца змеиным ядом. Другой вопрос, правда, с чего вдруг тогда еще обычный
ребенок отказывался пить нормальное молоко?
Прогноз: прибьют в первом туре.
Начало хорошее. Героиня, приготовившаяся плакать, сразу
настроила на веселый лад.
Что мы имеем? Типичную женскую прозу, которую обычно я на
дух не перевариваю. В данном случае прочел с удовольствием от начала до конца.
Сижу вот и думаю - почему так получилось? Сюжет-то, по сути, простенький.
Наверно потому, что очень живыми получились персонажи. С человеческой такой
неправилинкой. Мол, я вся такая гордая, но тут счастье рядом идет, незнакомое,
побитое - думать нечего, хватать надо какое есть.
Фантастика ли это? Или помутнение сознания на почве семейных
проблем и ухода от реальности в мир сериалов? Полагаю, что каждый судья будет
отвечать на этот вопрос по-своему в зависимости от того, понравился ли ему
рассказ или нет. И каждый будет прав.
Каких-либо замечаний по языку, стилю и сюжету не имею. Здесь
всё на месте - ни добавить, ни отнять.
Прогноз: в полуфинал наверняка пройдет, а там затопчут
твердые фантастические монстры.
Самые качественные рассказы, как обычно, буду ругать больше
остальных. Приступим.
Тесновато рассказу в 8 кБ. В который раз удивляюсь, почему
авторы не используют весь доступный объем? Ведь середина рассказа явно изложена
конспективно.
Немного неудачно, на мой взгляд, прорисовывается образ
героини. Автор уделяет ее лицу и волосам два абзаца. Многовато, кстати,
описания без каких-либо событий. К этому моменту в голове у читателя полностью
сформирован образ эдакой простой сельской женщины каких часто можно встретить
на рынке, за прилавком со свежими овощами или творогом со сметаной. И тут резко
дорисовываются штрихи: женщина - нищенка, мир средневековый. Это идет вразрез с
представлениями читателя и выдергивает его из рассказа. Сюда же замечание к
описанию: "Возраст еще не высушил ее кожу и не выбелил волосы". Автор
пытается сказать, что женщина еще достаточно молода, а у читателя
вырисовывается образ высохшей седой старухи, потому как частица "не"
и образное мышление - две вещи несовместные.
Еще царапка: "растяпа неловко встает с четверенек и
роняет при этом серебряную монету из кармана" - существовали ли карманы в
описываемом мире? Всё-таки это довольно позднее изобретение.
Пока читал рассказ, мне вспомнился фильм
"Парфюмер". Такое же сочетание необыкновенного дара, низкого
социального статуса и недалекого ума. И из таких ингредиентов в обоих случаях
получилось создать достойную вещь.
Особенно ценным в этом рассказе считаю наличие серьезных
вопросов, вроде вариантов использования дара, готовности пройти предначертанный
путь.
Прогноз: а почему бы и не финал?
Амбивалентное отношение у меня возникло к этому рассказу. С
одной стороны, добротный рассказ, эмоциональный, можно даже сказать,
пронзительный. С другой - после килобайта-другого у меня мелькнула мысль, что
пора бы уже герою перестать заниматься рефлексией, а автору переходить к
действиям. Тогда я еще не знал, что оставшаяся часть будет почти такой же.
Действий минимум, только глубокое самокопание. Нет, скучно не было, хотя и не
скажу, что читалось взахлеб - не особенно я люблю подобные вещи. Еще не
покидали мысли, что незачем девушкам такие рассказы писать, и куда же катится
наш мир, если всё-таки пишут.
Понравился образ переулка, преследующего героя из города в
город. Мальчишка понравился. Герой - не очень. Сначала он давит на жалость,
потом при покровительстве мальчишки возвращается в Грозный вытаскивать своих.
Герой тем самым победил себя? свою трусость? Трусость - да, себя - вряд ли. Я
считаю, никакое это не решение. Это замкнутый круг. Выведет он пару десятков
таких же, как сам, и будут они со справками ходить по мокрым переулкам. Дальше
что?
Хочется у героя спросить: "А слабо после всего
случившегося жить нормальной жизнью?" Кстати, дарю мысль и надеюсь увидеть
ее воплощение в следующем рассказе.
Прогноз: одноногие собачки в хорошем исполнении - почти беспроигрышный
вариант. Почти. Могут серьезно срезать баллы за давку на жалость и слабую
фантастичность. Высокие шансы на подходе к очередному рубежу недотянуть, но
попасть в список Мошкова как фаворит.
Рассказ определенно интересен. И интересен он, прежде всего,
заложенной в основу идеей, точнее, сочетанием идей - разным субъективным
восприятием одних и тех же объективных фактов и влиянием окружающих на это
восприятие. По большому счету, данные идеи не претендуют на новизну. Соотношение
объективного и субъективного - давняя философская проблема. А то, что наше
восприятие зависит от окружающих - известный психологический факт. Например,
достаточно вспомнить, что поржать над комедией веселее вдвоем, а не в одиночестве.
Более того, ни одна из упомянутых идей фантастикой не является. Заслугой автора
здесь, пожалуй, следует считать сведение двух этих проблем воедино и их
гиперболизацию.
Если же говорить о реализации, то она достаточно средняя.
Во-первых, подача материала осуществляется в лоб - прямым текстом через лекцию.
Во-вторых, нет особых сюжетных поворотов. Родился себе такой вот особенный
человек, жил тихонько, приспосабливаясь, как мог, нашел случайно девушку, с
которой симптомы почти перестали проявляться, ухватился за нее, и будут они
жить долго и счастливо. Если бы вместо этого автор задумался, как мог герой
использовать свою особенность, какие эксперименты могли бы ставить над ним
злобные и гениальные ученые, как задействовали бы его спецслужбам, получилось
бы действительно увлекательное чтиво. Впрочем, это был бы совершенно другой
рассказ.
Прогноз: пройдет в полуфинал на ровных оценках (пятерки
плюс-минус один) где-то на грани. При подходе к финалу высока вероятность
чуть-чуть недопрыгнуть и попасть в список Мошкова как недопроходной рассказ.
А вот и рассказ с которым не стыдно потолкаться за место на
пьедестале.
Здесь всё на месте: и авторский стиль, и запоминающиеся внеземные
формы жизни, и, конечно же, яркие герои, как наши, так и инопланетные. Хотя при
различающемся внешнем виде, суть наших и ненаших "разумных" существ,
как оказалось, одна и та же.
Единственная, но довольно существенная царапка: заявление
госпожи Нисимовой, что она разрывает контракт. Такая дамочка и вот так сходу
отказывается от денег?! Ее слова вполне смотрелись бы как попытка шантажа Эванса,
как угроза, которую она и не подумает пускать в ход. Но, как видно в конце,
Нисимова таки осуществляет свои намерения. Еще более фантастичным выглядит
вариант, что Нисимова подписала договор с "Туземными товарами", досконально
не вычитав бумаги и не разобравшись толком, чего от нее хотят, а буквально за
пять минут беседы поняла, что ее используют, и стала открещиваться от сотрудничества.
Нет, пожалуй, есть еще одна царапка. Затея "Туземных товаров"
со шкурками работает только потому, что дело пахнет геноцидом. А Нисимова в
курсе, что ничем таким и не пахнет. На эту контору она слегка в обиде, и ей
ничего не стоит разболтать всю правду о тиграх. По этой причине наиболее
разумным ходом Эванса было бы временно посадить Нисимову на карантин как
контактировавшую с паразитами, а в это время по-быстрому снимать сливки.
Прогноз: однозначный финал с претензией на медальку.