Аннотация: Ранее эти данные я складывал у себя на компе и на ВВВ. Теперь буду выкладывать здесь.
1.Документы и статьи.
Документ Љ 42
Директива по прямому проводу Л.П. Берии начальнику УНКВД по Смоленской области Е.И. Куприянову и начальнику Козельского лагеря В.Н. Королеву о размещении в лагере военнопленных солдат - жителей немецкой части Польши и отправке из лагеря других категорий военнопленных
03.10.1939
Москва
Љ 4446/Б Совершенно секретно
Вручить немедленно
С изъятием ленты
Записка по проводу
Начальнику УНКВД Смоленской области тов. Куприянову
Начальнику Козельского лагеря тов. Королеву
Козельский лагерь предназначен для размещения военнопленных солдат - жителей немецкой части Польши. Все остальные военнопленные подлежат отправлению согласно директивы НКВД Љ 4441/Б от 3 октября 1939 г.1
Предлагаю провести по лагерю следующие мероприятия:
1) сохраняя установленный для лагеря режим, обеспечить хорошее обращение с военнопленными лагеря и их культурное обслуживание, для чего Вам будут направлены политработники, кинопередвижки, редакция газеты, походная типография и культимущество.
2) организовать тщательное изучение и проверку личности каждого военнопленного, установление точного места его постоянного жительства до призыва в армию и выявление возможно скрывающихся среди солдат офицеров, государственных чиновников, агентов разведывательных органов и членов зарубежных антисоветских организаций.
3) разъяснить всем военнопленным, что они оставлены временно до решения вопроса о порядке возвращения - всем им будет обеспечено возвращение на родину.
4) в помощь Вам командируется старший инспектор Управления по делам военнопленных тов. Карелин.
НКВД СССР (Л. Берия)
Верно: [И. Башлыков]
Помета Сопруненко в левой верхней части документа синим карандашом: "В особ[ое] дело".
"Разбор двустороннего учения ВВС и ПВО страны летом 1950 года
ПРИКАЗ ОБ ИТОГАХ ДВУХСТОРОННЕГО АВИАЦИОННОГО УЧЕНИЯ ВВС СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВОЙСК ПВО СТРАНЫ
Љ00171 16 августа 1950 г.
В июле месяце 1950 г. Генеральным штабом Советской Армии было проведено двухстороннее авиационное учение ВВС Советской Армии и Войск ПВО страны.
На учении отрабатывались темы:
Для нападающей стороны - "Воздушная операция Дальней авиации по уничтожению стратегического объекта в глубине страны противника в условиях противодействия ПВО".
Для отражающей стороны - "Воздушная оборонительная операция группы районов ПВО по отражению налетов авиации противника на стратегический объект в глубине страны".
На учение привлекались:
с нападающей стороны: командование и штаб Дальней авиации в сокращенном составе; 5 авиаполков дальних бомбардировщиков, 2 авиаполка истребителей дальнего сопровождения и один полк ближних бомбардировщиков;
с отражающей стороны: командование и Главный штаб Войск ПВО страны, командование и штабы Московского, Донбасского, Киевского районов ПВО и оперативная группа Сталинградского района ПВО, 20 истребительных авиационных полков, одна зенитно-прожекторная дивизия, 3 полка ВНОС и семь ОРТБ BНOC.
Общими учебными целями учения ставились:
Для нападающей стороны:
- проверить умение авиачастей дальней авиации обнаружить цель и метко поразить ее с больших высот;
- проверить действия дальней авиации в нанесении массированных и групповых ударов днем и одиночными самолетами ночью па глубину свыше 2000 км в условиях противодействия сильной ПВО;
- дать практику командованию и штабам дальней авиации в организации управления боевыми действиями авиачастей и соединений при выполнении ими задач на глубине свыше 2000 км;
- дать практику авиачастям дальней авиации в ведении воздушного оборонительного боя на больших высотах при наличии истребителей дальнего сопровождения и без них.
Для отражающей стороны:
- проверить готовность истребительной авиации районов ПВО к уничтожению одиночных самолетов и отражению эшелонированных и массированных налетов бомбардировочной авиации днем и ночью;
- дать практику командованию и Главному штабу Войск ПВО страны в планировании и организации отражения налетов бомбардировочной авиации;
- проверить командование и штабы ПВО в организации, планировании и проведении воздушной оборонительной операции;
- дать практику командованию и штабам истребительной авиации ПВО страны в управлении действиями истребителей и сосредоточении крупных групп истребителей при ведении воздушной оборонительной операции;
- дать практику зенитно-прожекторным частям в поиске и сопровождении целей на средних и больших высотах;
- проверить службу ВНОС в организации обнаружения самолетов противника на больших высотах и своевременного оповещения войск.
Основные замечания по игре:
Проведенное двухстороннее авиационное учение явилось крупным мероприятием в боевой и оперативной подготовке ВВС Советской Армии и Войск ПВО страны.
Участвовавшие в учении штабы, соединения и части обеих сторон получили практику в подготовке и ведении боевых действий днем и ночью в сложных метеоусловиях.
Вместе с тем на проведенном учении были отмечены крупные недочеты, основными из которых являются следующие:
По нападающей стороне:
1. Штаб Дальней авиации плохо обеспечил в метеорологическом отношении полеты групп бомбардировщиков и особенно 45-й бомбардировочной авиадивизии, выполнявшей главную задачу.
Как известно из опыта Великой Отечественной войны и послевоенной практики, разведка погоды имеет особенно большое значение при выполнении полетов в сложных метеорологических условиях и на большие расстояния. Этот ценный опыт не был использован штабом Дальней авиации, вследствие чего мощная кучевая облачность на маршруте полета в районе Дно явилась для командования ДА и командира 45 тбад полной неожиданностью.
2. Командование и штаб Дальней авиации не организовали твердого и непрерывного управления авиачастями и соединениями с земли.
Во время полета 45 тбад положение дивизии в воздухе не было известно и полет дивизии фактически происходил без управления ею со стороны командования ДА.
Имея разрешение командования ДА на обход облачности, командир 45 тбад генерал-майор авиации Набоков самовольно принял решение на коренное изменение маршрута полета, на 425 км в сторону от заданного маршрута, не доложив об этом командующему Дальней авиацией.
Это решение командира 45 тбад является совершенно неправильным и недопустимым, так как подобное отклонение от заданного маршрута в действительной обстановке может привести к срыву выполнения поставленной задачи и большим потерям своей авиации.
3. Управление 45 тбад в воздухе было неудовлетворительное. Полет 45 тбад проходил неорганизованно, с недопустимой растяжкой боевого порядка, а при выходе частей дивизии из облачности командир дивизии не принял мер к сбору дивизии, что в действительной обстановке могло привести к уничтожению авиадивизии по частям.
Плохое управление авиачастями в воздухе со стороны командира 45 тбад привело к тому, что авиадивизия на цель вышла в расстроенных боевых порядках, с опозданием на 35 мин., бомбометание производила в течение 40 мин., вместо положенных 5 мип. На обратном маршруте 45 тбад совершала полет также неорганизованно, без сохранения боевого порядка, что в условиях действительной боевой обстановки могло повлечь большие потери.
4. Уровень боевой подготовки частей 45 тбад пе отвечает требованиям приказа МВС 1949 г. Љ 0250, что подтверждается результатами выполнения маршрутных дневных полетов и бомбометания авиаполками 45 тбад: 362 тбап выполнил хорошо; 203 тбап - удовлетворительно; 52 гв. бап - плохо.
Неудовлетворительное бомбометание одного полка днем и двух экипажей ночью, а также отказ прицела в воздухе свидетельствуют о неодинаковом уровне бомбардировочной подготовки и недостаточном освоении экипажами самолетов Ту-4 радиолокационного прицела "Кобальт".
По отражающей стороне:
1. Основным недочетом в действиях отражающей стороны является безнаказанный пропуск главных сил авиации нападающей стороны (45 тбад) через Московский район ПВО к цели, находившейся в глубине страны.
Несмотря на то что полет главных сил и вспомогательных групп нападающей авиации был своевременно обнаружен службой BНOC ПВО страны, командование Московского района ПВО неправильно оценило воздушную обстановку и не придало значения донесениям постов BНOC о повороте главных сил на юг. Одиночный самолет, следовавший по заданному маршруту в удалении на 400 км от фактического маршрута полета главных сил, неправильно и предвзято рассматривался командованием Московского района ПВО основной целью, и оно подняло на его отражение семь истребительных авиаполков.
Командование и Главный штаб Войск ПВО страны не только не исправили эту крупную ошибку Московского района, но и усугубили ее, так как распоряжением начальника войск BНOC ПВО страны все радиотехнические станции западного направления Московского района ПВО в период пролета главных сил нападающей стороны были выключены, в результате чего эти главные силы безнаказанно проникли через Московский район ПВО к цели, расположенной в глубине страны, выполнив свою задачу.
2. Некоторые командиры и штабы плохо анализировали донесения, поступавшие от радиотехнических постов BНOC, воздушная разведка противника не была организована, вследствие чего воздушная обстановка в ряде случаев освещалась неполно и оценивалась неправильно.
3. Управление радиотехническими постами ВНОС осуществлялось неудовлетворительно, так как командиры радиотехнических батальонов фактически были устранены от руководства подчиненными им постами, а начальники войск BНOC районов ПВО, взявшие непосредственно на себя управление радиотехническими постами, с этими задачами не справились.
4. Штабы всех степеней и летный состав не имеют достаточной практики в использовании радиосредств для управления истребительной авиацией.
5. Некоторые командиры соединений и частей истребительной авиации не всегда создавали превосходство в силах своих истребителей над бомбардировщиками, в результате чего нарушалось требование - бить воздушного противника до полного уничтожения па всем пути его полета.
6. Расчетные рубежи ввода в бой истребительной авиации часто назначались без учета времени, необходимого для оповещения о воздушном противнике и для взлета истребителей, в зависимости от условий каждого аэродрома.
7. В Московском районе ПВО, вследствие отсутствия достаточного контроля со стороны командования и штаба района, радиолокационная система наведения истребителей на цель работала без тесного взаимодействия с радиолокационной системой BНOC района ПВО.
Выводы по работе командования и штабов:
1. Бывший командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант авиации Николаенко и начальник штаба ДА генерал-лейтенант авиации Кролепко не справились полностью со своей работой по организации управления и обеспечения полетов соединений и частей дальней авиации, что и повлекло за собой в значительной степени недочеты в действиях дальней авиации на учении.
2. Главный штаб Войск ПВО страны (начальник Главного штаба по учению генерал-лейтенант авиации Лаврик) не обеспечил должного управления войсками, особенно в вопросах организации службы ВНОC. К недочетам Главного штаба Войск ПВО страны следует также отнести слабый контроль за исполнением отданных войскам приказаний и распоряжений, отсутствие должного руководства разведывательным отделом и взаимодействия между управлениями и отделами штаба.
Управление службы ВНОС ПВО страны (и.о. начальника Управления генерал- лейтенант авиации Адриашенко) со своими задачами на учении не справилось.
3. Командующий истребительной авиацией ПВО страны генерал-лейтенант авиации Савицкий с задачами по управлению истребительной авиацией в основном справился, но допустил следующие недочеты:
- руководство боевой деятельностью авиасоединений и частей осуществлял непосредственно через их командиров, минуя командующих воздушными армиями;
- при решении большинства вопросов по организации боевой деятельности истребительной авиации и управлению он в ходе боя не опирался в достаточной мере на свой штаб и решал их без участия и помощи штаба.
4. Командующий войсками Московского района ПВО генерал-полковник Москаленко и Врид начальника штаба генерал-лейтенант Казарцев допустили крупные ошибки в вопросах организации разведки воздушного противника, в ряде случаев неправильно и недостаточно глубоко анализировали воздушную обстановку, в результате чего принимались необоснованные, предвзятые решения по использованию истребительной авиации.
Командующий 64-й воздушной истребительной армией Московского района ПВО генерал-майор авиации Фокин допускал неправильную практику отдачи распоряжений на вылет авиации непосредственно командирам эскадрилий и даже звеньев.
5. Командующий войсками Донбасского района ПВО генерал-лейтенант Шафранов и Врид начальника штаба полковник Степанов, Врид командующего войсками Киевского района ПВО генерал-майор артиллерии Волкинштейн и Врид начальника штаба полковник Кузьминский, командующий оперативной группой Сталинградского района ПВО генерал-лейтенант Подгорный и начальник штаба генерал-майор авиации Факов, Врид командующего 34-й воздушной истребительной армией генерал-майор авиации Малашкевич и Врид начальника штаба полковник Фатющенко со своими задачами справились.
Выводы по работе летно-технического состава:
1. Индивидуально летный состав бомбардировочной авиации, участвовавший в учении, показал хорошие навыки при выполнении полета в сложных метеорологических условиях, на большую глубину и большой радиус действия как днем, так и ночью.
Уровень бомбардировочной подготовки летного состава полков неодинаковый.
Летный состав истребительной авиации вполне удовлетворительно подготовлен для ведения боевых действий на реактивных самолетах днем в составе эскадрильи и полка как на средних, так и па больших высотах.
Летчики-ночники подготовлены к действиям в сложных условиях в световых прожекторных полях, но подготовлено их очень мало.
Инженерно-технический состав в основном овладел правилами эксплуатации современных самолетов и обеспечил хорошую подготовку к учению материальной части и специального оборудования.
2. К недочетам службы ВНОС необходимо отнести неправильное определение состава групп бомбардировочной авиации, и особенно высоты их полета, а также снижение качества работы в сложных условиях воздушной обстановки.
3. Основными недочетами в работе связи являются:
- не всегда устойчивая радиосвязь земли с самолетами и между самолетами в воздухе;
- недостаточная натренированность личного состава в передаче цифрового текста, в результате чего имели место искажения передач, поступающих от радиотехнических постов.
В целях повышения боевой готовности и боевой подготовки Войск ПВО страны и дальней авиации и для устранения недочетов, вскрытых на двухстороннем авиационном учении, приказываю:
1. Главнокомандующему ВВС Советской Армии и командующему Войсками ПВО страны разработать конкретные мероприятия по устранению вскрытых на проведенном учении недочетов.
2. Главнокомандующему ВВС Советской Армии организовать обучение до конца 1950 г. всех экипажей самолетов Tу-4 полетам в сложных метеорологических условиях и полетам с использованием системы ОСП, в соответствии с решением Совета Министров Союза ССР от 16 января с.г. за Љ 230-68сс.
3. До 1 января 1951 г. провести, совместно с истребительной авиацией ПВО, летные учения бомбардировочных полков на самолетах Ту-4 45-й и 13-й бомбардировочных авиадивизий дальней авиации и до конца текущего года одно учение 45-й бомбардировочной авиадивизии с полетом в сложных условиях на дальность до 1000 км.
На учениях отработать организацию разведки погоды самолетами, вопросы управления боевыми порядками соединений и частей ДА с земли и в воздухе в сложной метеорологической обстановке, выход бомбардировщиков на цель в за-данное время в боевых порядках в составе полка и дивизии, определение цели и высоты ее полета радиолокационной системы BНOC ПВО страны и наведение ис-требительной авиации на цель.
4. До конца учебного года обучить все полки дальней авиации качественному бомбометанию с прицелом "Кобальт": с 52-м бомбардировочным полком 45-й бомбардировочной авиадивизии, показавшим на учении неудовлетворительные результаты бомбометания, организовать подготовку экипажей по специальному плану и до 15 ноября с.г. провести летное учение с бомбометанием в составе полка, в сложных условиях и на предельных высотах.
5. Главнокомандующему ВВС Советской Армии на оперативной игре на местности, проводимой в сентябре с.г. по плану оперативной подготовки с привлечением 50-й воздушной армии ДА, тщательно отработать вопросы управления действиями соединений ДА и обеспечения их при массированном использовании дальней авиации.
Главнокомандующему ВВС и командующему Войсками ПВО страны до 1 сентября с.г. уточнить планы боевой подготовки Дальней авиации и Войск ПВО страны на оставшийся период текущего учебного года с учетом проведения мероприятий во исполнение настоящего приказа.
Планом боевой подготовки на 1951 г. предусмотреть проведение совместных летных учений соединений и частей дальней авиации на самолетах Ту-4 с истребительной авиацией ПВО с привлечением службы BIЮС и зенитных прожекторных частей.
6. Командующему Войсками ПВО страны на предстоящих учениях ПВО в Ленинградском районе (август) и Бакинском районе (октябрь) отработать вопросы управления службой ВНОС и проверить соответствие организации частей ВНОС выполняемым ими задачам.
Распоряжением Главнокомандующего ВВС Советской Армии, для участия в учениях Бакинского района ПВО, выделить один бомбардировочный полк на самолетах Ту-4, предусмотрев отработку с этим полком задач, поставленных настоящим приказом.
7. Командующему Войсками ПВО страны в течение августа и сентября с.г. провести в районах ПВО страны контрольный облет радиотехнических постов BНOC авиацией для тренировки личного состава постов ВНОС в определении цели и высоты се полета. Облет производить внезапно, в сложных условиях воздушной обстановки с применением помех.
8. Командующему Войсками ПВО страны совместно с Главнокомандующим ВВС к 1 сентября с.г. представить согласованный план облета авиацией не менее половины радиотехнических постов ВНОС, расположенных в приграничной полосе.
9. Шире практиковать поощрение летного состава и командиров соединений и частей дальней авиации и истребительной авиации ПВО, успешно выполняющих задачи боевой подготовки.
10. Начальнику Генерального штаба Советской Армии до 1 января 1951 г. рассмотреть вопросы о недочетах в организации и оснащении, базировании истребительной авиации, инженерно-авиационной службе и материально-техническом обеспечении войск ПВО и подготовить предложения для доклада мне и представления на решение правительства.
11. Настоящий приказ довести до командующих и начальников штабов районов ПВО, воздушных армий дальней авиации и ПВО страны.
С командирами авиакорпусов и авиадивизий приказ изучить в части, их касающейся.
12. Исполнение настоящего приказа донести к 1 декабря 1950 г.
Заместитель Военного министра СССР
Маршал Советского Союза СОКОЛОВСКИЙ
Врид начальника Генерального штаба Советской Армии
генерал армии МАЛАНДИН"
(с)уч.Boris ВИФ2ne
Насколько сильна Россия?
("Time", США)
статья опубликована 27 ноября 1950 г.
Сегодня мир столкнулся с фактом, столь же непреложным, сколь и пугающим: еще до конца этого десятилетия, а то и до конца этого года, между США и Россией может начаться война. От нашей оценки мощи России зависит - или, по крайней мере, должен зависеть - масштаб укрепления потенциала самих США.
Какова мощь России - точно не известно; но этот вопрос не настолько загадочен, как часто считается. Некоторые из главных сильных сторон России всегда были очевидны: ее громадная территория, многочисленность и стойкость ее народа. Эти сильные стороны против атомной бомбы эффективны не меньше, чем против наполеоновской пехоты или гитлеровских танков. О других решающих элементах российской мощи - например, численности и боеспособности вооруженных сил или промышленном потенциале - известно меньше.
Однако ни одно современное промышленное государство, даже самое тираническое и скрытное, не способно укрыть от постороннего взгляда все свои промышленные предприятия и военные объекты. В последние годы Запад очень многое узнал о России - и не столько с помощью 'плаща и кинжала', сколько за счет терпеливого, скрупулезного анализа целой горы советских публикаций, официальных отчетов, правительственных постановлений и статистических материалов. Эта информация зачастую искажена, но ее нельзя считать чистой выдумкой; как правило в таких материалах содержится достаточно подлинных фактов, чтобы российское руководство могло управлять народным хозяйством. Независимые ученые, экономисты, работающие на правительство США, и аналитики из разведки по крупицам составили общую картину нынешнего потенциала России.
Численность населения СССР составляет не менее 200 миллионов человек. Из них 140 миллионов проживает в западной части России - внутри своеобразной дуги, на севере проходящей через Ленинград, а на востоке - вдоль Волги до Астрахани на побережье Каспийского моря. Другими словами, 70% населения СССР сосредоточены в районе, составляющем примерно 13% его территории. (В США 70% населения проживают на 32% территории страны).
Из жителей России около 65 миллионов человек - для США аналогичная цифра составляет 40 миллионов - моложе 15 лет, т.е. они скоро смогут взять в руки оружие, или начнут трудиться на заводах и в колхозах. В том, что касается возрастной группы от 15 до 25 лет, численное превосходство русских столь же велико. Однако по количеству людей в возрасте 24-55 лет Россия, из-за потерь во Второй мировой войне, сравнима с США. По мнению некоторых наблюдателей, эта временная неблагоприятная ситуация служит мощным фактором, побуждающим Кремль отложить начало войны на 5-10 лет. Другие скептически относятся к этому выводу, поскольку СССР в любом случае отмобилизует столько живой силы, сколько он в состоянии снабдить продовольствием и снаряжением.
Полностью оставляя за скобками такие факторы, как храбрость и боевой дух, отметим, что по качеству людские ресурсы, которые Россия может задействовать в военных целях, уступают соответствующим ресурсам США, поскольку образование в этой стране находится на более низком уровне, а средний русский имеет меньше опыта в обращении с механическими приспособлениями, включая современное оборудование массового изготовления. Качественное различие людских ресурсов еще более велико на экономическом фронте. Советский крестьянин (больше половины русских занято в сельском хозяйстве) производит на три четверти меньше продукции, чем американский фермер, а производительность труда в русской промышленности составляет меньше четверти от американского показателя.
Что они могут выставить на поле боя?
По оценкам Вашингтона у России имеется от пяти до 60 атомных бомб; наиболее часто называется цифра 20-25. (Оценки американского ядерного арсенала варьируются от нескольких сотен бомб до 'тысячи с небольшим'). Установлено, что урановая руда, которой располагает Россия, довольно бедна. В 1944 г. в Средней Азии, в районе Ташкента, было найдено с полдесятка месторождений. Другим основным источником урана в СССР служит район к северо-востоку от озера Байкал.
Отставание по количеству атомных бомб в краткосрочном плане по-прежнему остается главной слабостью России, и, вероятно, важнейшим фактором, пока что удерживающим Кремль от масштабной войны. Однако американские стратеги не рассматривают атомную бомбу как 'абсолютное оружие', способное само по себе обеспечить решительную победу. Необходимо учитывать также 'обычные' вооружения и методы ведения военных действий.
Сухопутные силы: Общая численность Красной Армии, включая вспомогательные части, составляет 2800000 человек. Из них 1555000 служат в 175 дивизиях (в среднем по 6000 штыков в каждой); полностью развернутая русская дивизия насчитывает около 8000 человек. (Для сравнения: в составе армии США имеется 17 дивизий, и еще три находятся в стадии формирования). Из 175 русских дивизий 125 составляют пехотные (в том числе воздушно-десантные), и 50 - механизированные; в их составе имеются танковые части. По мнению разведки Сухопутных войск США, Россия, где существует разветвленная система обязательной военной подготовки, может в течение 60 дней выставить до 300 дивизий.
Русские всегда были отличными артиллеристами, и сегодня ситуация не изменилась. Их артиллерийское вооружение в целом превосходно - в годы Второй мировой войны русская 76-миллиметровая пушка была одной из лучших в своей категории. Танки у них ничуть не хуже; средний Т-34 уступает разве что новейшим американским танкам, а ИС-3 - возможно лучший из всех, что стоят на вооружении в армиях мира.
Военно-воздушные силы: Во время второй мировой войны СССР с насмешкой относился к стратегическим бомбардировкам: советская авиация почти без исключения использовалась для непосредственной поддержки наземных войск. После войны, и особенно с появлением атомной бомбы, в Советском Союзе стали уделять больше внимания дальней бомбардировочной авиации. Сегодня у России есть около 500 Ту-45 (этот самолет - скопированный у нас шестимоторный B-29), способных достичь большинства американских городов (правда в этом случае они не смогут вернуться на базу). Кроме того, на вооружении у русских состоит несколько сотен старых четырехмоторных бомбардировщиков, которые можно использовать для налетов на Европу и Британию, хотя для современных истребителей эти машины - легкая добыча.
Россия продолжает сосредоточивать внимание на обеспечении тактической воздушной поддержки наземных войск. По оценкам, всего у нее имеется до 14000 исправных самолетов - в основном истребителей и легких бомбардировщиков.
После реорганизации советских вооруженных сил в феврале прошлого года ВВС утратили относительно самостоятельное положение, войдя в состав сухопутных войск. Сегодня советские военно-воздушные силы делятся на три категории - армейскую авиацию, истребительные части ПВО и стратегические бомбардировочные силы.
Все они подразделяются на воздушные армии (каждая армия состоит из тех корпусов, корпус - из трех дивизий, дивизия - из трех полков, полк - из трех эскадрилий). Состав эскадрильи - 30-50 самолетов.
Захватив в ходе Второй мировой войны немецкие авиазаводы и специалистов, русские активно занялись реактивной авиацией. Первые советские реактивные истребители - МИГ-9 и Як -15,* были впервые показаны публично в 1946 г. Их максимальная скорость составляла всего 500 миль в час, но с тех пор появились новые модели с улучшенными характеристиками. Один из лучших образцов - скоростной МИГ-15, с которым пилоты американских реактивных истребителей уже столкнулись в Корее. По скорости этот самолет, скорее всего, не уступает новейшим реактивным машинам, состоящим на вооружении ВВС США.
Военно-морские силы: В последние два года появились признаки того, что Россия стремится войти в число великих морских держав. Осуществлению этих планов способствует уничтожение японских ВМС и захват коммунистами власти в Китае, в результате которого Красный флот получил доступ к ряду незамерзающих портов на побережье Тихого океана. Однако известные нам данные о советском ВМФ свидетельствуют о его крайне незначительной мощи - за исключением подводного флота. Сегодня Россия располагает примерно 300 субмарин, из которых от 30 до 40 оборудованы шноркелями и имеют достаточную скорость, чтобы сопровождать надводные соединения.
В России уже 15 лет строится 2-3 линкора. Как минимум один из них - 'Советский Союз' - мог уже войти в состав Балтийского Флота [Работы на недостроенном 'Советском Союзе' были прекращены в 1947 г.; в 1949 г. он был сдан на слом. Постройка еще двух кораблей этого типа была прекращена с началом войны - прим. перев.]. По имеющимся данным, авианосцев у России нет, однако Красный флот активно развивает морскую авиацию берегового базирования.
Какой у русских производственный потенциал?
Советская промышленность на удивление быстро оправилась от потерь, нанесенных Второй мировой войной, и по объемам производства превзошла довоенный уровень. Приведем последние имеющиеся данные о промышленном производстве в СССР в 1949 г.: сталь - 21,2 миллиона метрических тонн (в 1940 г. - 18,3 млн. т.), уголь - 236 млн. т. (в 1940 г. - 160 млн. т.), алюминий - 160 млн. т. (в 1940 г. - 56,7 млн. т.), электроэнергия - 70000 млн. кВт.ч (в 1940 г. - 48300 млн. КВт.ч).
Во многом эти достижения связаны с совершенствованием технических навыков. К концу тридцатых русские быстро осваивали новые производственные методы, и уже готовы были пожинать, пусть скромные, но плоды своих успехов, однако им пришлось перевести все народное хозяйство на военные рельсы. После нападения Германии в 1941 г. тысячи российских инженеров и техников побывали в США, поработали на американских заводах и вернулись домой, обогатившись ценным опытом. Сравнение показателей 1940 и 1949 г. отчасти свидетельствует и о том, что приобретенные знания были использованы в полной мере.
Эти достижения, однако, не означают, что Россия существенно обновила основные средства производства. Доктор Димитрий Шимкин (Demitri Shimkin), служивший в годы войны в Генштабе Армии США, а ныне работающий в Центре российских исследований Гарвардского университета, после тщательного изучения советских производственных показателей в послевоенные годы пришел к выводу, что достигнутые русскими успехи во многом связаны с интенсивным использованием прежнего основного оборудования. Данные Шимкина, судя по всему, свидетельствуют о том, что после Второй мировой войны русские продолжили максимальными темпами выпускать военную продукцию - вместо того, чтобы сначала уделить основное внимание средствам производства, что в дальнейшем дало бы им возможность увеличить выпуск военного оборудования. Это решение было связано с риском того, что имеющееся основное оборудование окажется не в состоянии удовлетворить потребности будущей войны. Примечательно, что Москва пошла на этот риск, чтобы быть готовой к войне в любой момент.
Сталелитейная промышленность для СССР, как и для любой крупной державы - отрасль номер один. Советские металлурги - рабочая элита; по производительности труда они вдвое превосходят коллег из других отраслей. Увеличение выпуска стали в России серьезно осложняется тем, что 95% разрабатываемых ныне месторождений железной руды сосредоточены к западу от уральского промышленного района, а 85% месторождений коксующихся углей - к востоку от него. Доставка угля и руды на сталелитейные предприятия ложится тяжелым бременем на недостаточно развитую транспортную систему России и замедляет темпы роста отрасли.
Центрами советской сталелитейной промышленности являются Восточная Украина и Зауралье: на их долю приходится 75% выплавляемой в стране стали. Самый качественный уголь добывается в Кузнецком бассейне (Кузбассе); в другой части России. От уральских заводов, не говоря уже о предприятиях в европейской части России, Кузбасс отделяет значительное расстояние. Поэтому на сталелитейные заводы в Центральной России уголь и руда доставляются с Украины и с воркутинских шахт за полярным кругом (там же расположен и знаменитый лагерь, где используется рабский труд заключенных), чья эксплуатация началась в годы войны.
В Сталинске (Кузбасс) русские построили довольно большой сталелитейный завод. Дальше к востоку, по имеющимся данным, действуют только два таких предприятия: одно из них, выплавляющее 200000 тонн стали в год, находится в Комсомольске (к северу от Владивостока), и снабжает сырьем дальневосточные военно-морские верфи и заводы. Поскольку в Сибири месторождений железной руды нет, ее на завод, должно быть, доставляют из западной части России. Еще одно небольшое сталелитейное предприятие расположено где-то в Забайкалье.
Анализируя объемы производства стали в России, можно сделать вывод: ей не хватит этого сырья для длительной войны с масштабными боевыми действиями на суше. Именно поэтому германский Рур превращается в одну из ключевых фигур на мировой стратегической шахматной доске. Сегодня Западная Германия выплавляет почти столько же стали, сколько весь гигантский Советский Союз. Если производственные мощности Рура перейдут под контроль русских, это может изменить стратегическую ситуацию в мире более радикально, чем любые иные территориальные захваты СССР.
Нефть: Объем нефтедобычи в России - она сосредоточена в весьма уязвимом Прикаспийской районе - в этом году, по оценкам, должен превысить 35 миллионов метрических тонн (для сравнения: США добывают 262 млн. т.). Балканские страны-сателлиты могут поставить России еще 2-3 миллиона тонн. Контроль над богатыми нефтяными месторождениями Ирана и Ирака позволил бы русским вдвое увеличить добычу, но любая попытка их захвата встретит решительное противодействие США и Британии.
Впрочем, стратегические последствия нехватки нефти для России не стоит преувеличивать. В отличие от США, которые в годы войны использовали для нужд вооруженных сил менее четверти добываемой нефти, в России лишь небольшая часть этого сырья поступает в гражданские отрасли народного хозяйства. Скорректировать вывод о том, что Россия не сможет воевать, располагая 'всего лишь' 35 млн. т. нефти в год, позволяет тот факт, что Германия вела полномасштабную войну, обходясь 10 млн. т. в год.
С каучуком у России проблем нет. Она стала первой страной, наладившей масштабное производство синтетического каучука (это произошло еще в 1936 г.), и сегодня ежегодно выпускает до 125000 метрических тонн этого сырья.
Электроэнергия: Одним из первостепенных направлений послевоенного восстановления в СССР стала энергетическая отрасль. Если в 1940 г. Россия производила 48 миллиардов киловатт-часов электроэнергии, то в этом году - уже почти 80 млрд. кВт. ч. По этому показателю она по-прежнему сильно отстает от США (350 млрд. кВт. ч.), однако рост производства электроэнергии наглядно свидетельствует о возможностях будущего развития российской промышленности.
Как у них обстоит дело с транспортом?
Транспортные проблемы в целом ограничивают возможности экономического роста в СССР. Как указывалось выше, сырьевые ресурсы России, особенно месторождения железной руды и угля, расположены на большом расстоянии друг от друга. В стране имеется пять основных промышленных районов: северо-запад европейской части России (Москва, Ленинград, Горький); Украина (Киев, Кривой Рог. Днепрострой), новый промышленный центр непосредственно за Уральским хребтом (Свердловск, Магнитогорск и др.), Кузбасс (Новосибирск, Сталинск и др.), и Дальний Восток, по которому разбросаны отдельные заводы, рудники, военные базы и трудовые лагеря. Хотя на Западе бытует мнение, что тенденция развития российской промышленности связана с 'безопасным Зауральем', есть сведения о том, что примерно в 1947 г. Сталин и Ко. трезво рассудили, что американские бомбардировщики смогут наносить удары по районам восточнее Урала с таким же успехом, как и по Украине. Поэтому нынешняя тенденция, судя по всему, состоит в переносе центра тяжести на Украину и западную часть России.
Цель Советов - обеспечить максимальную самодостаточность каждого из этих районов: если один из них в ходе войны будет разрушен, другие смогут продолжать обеспечивать фронт всем необходимым. На деле же промышленные районы России по-прежнему сильно зависят друг от друга, а значит - и от транспорта. К примеру, почти все производство синтетического каучука сосредоточено в Воронеже, а 80% советских грузовиков выпускается в Горьком и Москве, которые отделяет от этого города более 300 миль.
Со времен революции большевики обходились старым железнодорожным оборудованием: из-за ограниченных производственных мощностей выплавляемую сталь направляли на другие нужды. Однако за последние пять лет Россия построила или приобрела в Европе почти 150000 товарных вагонов, доведя их общее количество примерно до 850000. Значительная часть российского парка пассажирских вагонов и более половины локомотивов изготовлены еще до Первой мировой войны. В ходе Второй мировой войны более 50% железнодорожного полотна в стране было уничтожено или сильно повреждено. За прошедшие годы большая часть разрушенного была восстановлена, но строительство новых железных дорог идет медленно.
Другие средства транспорта в России развиты слабо. Автодорожная сеть находится в плохом состоянии, развитие трубопроводного транспорта только начинается. При нынешнем объеме выплавки стали Россия не может одновременно развивать военную промышленность и транспорт, и именно нужды транспорта она приносит в жертву.
Какую помощь могут оказать России ее сателлиты?
Полезность сателлитов для России сомнительна. Народное хозяйство этих стран традиционно было взаимосвязано с Западной Европой. Так, совокупная мощность сталелитейной промышленности стран-сателлитов составляет 5000000 тонн в год - четверть от выплавляемого в России объема. Однако это производство всегда основывалось на материалах, поставляемых Западом - в особенности на шведской железной руде. Нефти сателлиты - прежде всего Румыния (месторождения в Плоешти), Венгрия (Лиспе) и Австрия (Зистердорф) - добывают в шесть раз меньше, чем Россия (6000000 тонн). Однако большая часть этого сырья необходима для нужд их собственной промышленности.
Поддержание промышленности стран-сателлитов - не говоря уже о ее развитии - вероятно обходится России дороже, чем те блага, которые она приносит.
В военном отношении сателлиты имеют для России более важное значение: они могут выставить под ружье до 100 дивизий, чья боеспособность будет во многом зависеть от эффективности пропаганды и политического контроля коммунистических режимов.
Насколько Россия обеспечивает себя продовольствием?
В отличие от промышленности, советское сельское хозяйство еще не достигло довоенного уровня, хотя погодные условия после засухи 1946 г. благоприятствовали урожайности. Советская пропаганда постоянно называет Россию страной бескрайних полей и колхозов, оснащенных по последнему слову техники. На деле же по отношению к численности населения сельское хозяйство России развито недостаточно. На треть превосходя США по населению и практически не уступая по площади сельскохозяйственных земель, Россия производит вдвое меньше зерна. С 1895 г. в стране в среднем раз в пять лет происходит засуха, что приводит к сокращению урожая на 25%.
Доктор Наум Ясный (Naum Jasny), автор вышедшего в прошлом году фундаментального труда 'Обобществленное сельское хозяйство СССР' (Socialized Agriculture of the U.S.S.R.), продемонстрировал, насколько географические и климатические условия ограничивают возможности российской аграрной отрасли. Вся Северная и Центральная Россия непригодна для выращивания зерновых из-за морозов, а значительная часть южных районов - из-за недостаточного количества осадков. Почвы, если мы возьмем за отправную точку город Астрахань в устье Волги и начнем двигаться к северо-востоку, представляют собой сначала полупустыню, затем их качество улучшается - появляются 'каштановые' (темно-бурые) почвы и плодородный чернозем, но после этого идут бедные подзолистые почвы. Российская Черноземная зона по площади не имеет равных в мире, однако большая ее часть расположена севернее 45 параллели (на которой находится Бангор (штат Мэн)): это означает, что урожайность здесь значительно ниже, чем у аналогичных почв на американском Среднем Западе - в 'зерновом поясе' США.
Сравнение с США наглядно демонстрирует основополагающие географические и климатические проблемы России. К востоку от Солт-Лейк Сити (по температуре и влажности климат в этом городе сравним с Астраханью) типы почв в нашей стране точно совпадают с российскими. Однако здесь есть два важных отличия: 1) в большинстве почвенных зон США климат остается мягким и устойчивым (среднегодовая температура составляет 55№ по Фаренгейту), и 2) ближе к побережью Атлантики, где почвы особенно нуждаются в увлажнении, уровень осадков повышается. В России же на севере - в зоне неплодородных почв - средняя температура гораздо ниже, а уровень осадков лишь немного выше. Таким образом, в США, чем беднее почвы, тем благоприятнее становится климат, а в России и почвы и климат ухудшаются одновременно. С точки зрения сельского хозяйства Россия 'расположена неправильно'.
Накануне Первой мировой войны российское сельское хозяйство должно было кормить 137 миллионов человек, из которых 86% составляли крестьяне. Сегодня, когда производство продуктов питания по сравнению с 1913 г. увеличилось на треть, этим продовольствием необходимо обеспечивать крестьянское население той же численности, что и в 1913 г., плюс 60 миллионов рабочих в городах. Получается, что едоков стало больше на 50%, а продовольствия - только на треть.
Это не означает, что русским придется голодать - будь то в мирное или военное время. Однако слабость сельскохозяйственной базы препятствует ускоренному росту промышленности.
Насколько серьезны последствия 'узких мест'?
'Узкие места' в народном хозяйстве России, прежде всего в производстве стали и транспорте, не обязательно обернутся столь же серьезными последствиями, чем это произошло бы в аналогичной ситуации в США. Одна из причин, не отраженная в статистике, но крайне важная, заключается в способности русских беспощадно направлять все имеющиеся ресурсы на военные нужды. Примером такой способности является производство вооружений в стране в 1944 г. На тот момент национальный доход России составлял лишь 20% от американского. Тем не менее, выпуск военной продукции доходил до 35-40% от американского объема, а по некоторым видам оружия был даже равен ему. Несмотря на беспощадную эксплуатацию, российский промышленный механизм не ломается: как выразился один ошеломленный американский экономист, он 'каким-то образом' продолжает производить продукцию.
Аналитики из американской разведки необычайно высоко оценивают способность русских стойко переносить трудности - и умение Кремля контролировать страну, несмотря на дефицит и лишения. 'Российская экономика носит не только гибкий, но и 'спартанский' характер, - отмечает один вашингтонский эксперт. - Они умеют обходиться без того, что у нас считалось бы незаменимым. Не существует изделий, без которых Россия не смогла бы обойтись, за исключение разве что военной продукции - в том простейшем смысле, что им необходимо чем-то по нам стрелять. Всему остальному они найдут замену, или смогут сымпровизировать - и к тому же они готовы годами питаться одним хлебом'. Для США единственный шанс воспользоваться 'узкими местами' российской экономики и парализовать ее военную машину - навязать России такую войну, в ходе которой ей придется расходовать ресурсы быстрее, чем она сможет производить новые. В противном случае, одними стратегическими бомбардировками СССР, вряд ли можно будет добиться победы.
Может ли рухнуть советский строй?
Могут ли США всерьез надеяться, что в случае войны недовольство красными хозяевами России способно перерасти в массовое пассивное сопротивление, саботаж или даже открытое восстание?
Без сомнения, миллионы русских ненавидят сталинский режим, но эта ненависть носит 'безысходный', пассивный характер. Доктор Мерл Фейнсод (Merle Fainsod) из Гарвардского университета недавно издал работу, в которой анализируются тщательно подготовленные интервью с примерно сотней советских граждан, бежавших из страны в Западную Германию. Помимо известных выводов о постепенно усиливающейся неприязни к партийным 'надсмотрщикам', управляющим колхозами и заводами, Фейнсод утверждает, что, по некоторым признакам, хваленая советская национальная политика (на бумаге все народы СССР абсолютно равноправны) не так уж и эффективна. Он установил, что у молодых интеллигентов, принадлежащих к национальным меньшинствам, жесткий контроль советских властей вызывает все больше недовольства, да и молодежь в целом компартия 'держит в руках' не так прочно, как обычно предполагается: дело в том, что коммунистическая доктрина утратила свой революционных дух, 'идейный порыв'. Тем не менее, эта оппозиция существует лишь в умах миллионов отдельных людей, и без организации она абсолютно бесполезна. Признаков же такой организации не наблюдается. Наша эпоха знает весьма впечатляющие примеры того, как диктаторским режимам удавалось контролировать народ даже в условиях жесточайших лишений военного времени. Один из таких примеров связан с самой Россией: в годы Второй мировой войны она не сложила оружие даже после того, как самые важные районы страны оказались в руках врага, армия потеряла 5000000 человек, а условия жизни народа ухудшились до неприемлемого по западным меркам уровня.
Характер будущей войны
Самой заметной отличительной чертой военного потенциала России является его неравномерность. По некоторым направлениям она обладает подавляющим превосходствам, по другим - необычайно слаба. Устранить этот дисбаланс непросто: ведь он связан не с просчетами российского правителя, а с ограничениями географического и экономического порядка.
Анализируя природу сильных и слабых сторон России, наблюдатели способны довольно четко определить, какого рода войну она предпочла бы вести. Ее главная проблема связана с недостаточной мобильностью, особенно на море; в военном отношении Россия остается 'сухопутной' страной, и эта ситуация, скорее всего, не изменится, если ей не удастся завладеть промышленными ресурсами Западной Европы. Кроме того, хотя и в меньшей степени, возможности ее армии сковывает ограниченный потенциал российской промышленности. СССР не в состоянии снабжать свои гигантские сухопутные силы, если им придется действовать в тысячах миль от его границ.
Отчасти этот недостаток мобильности компенсируется международным влиянием Коммунистической партии. Партия позволяет красным вести наступление на далекие страны, обманом заставляет другие народы воевать за интересы России и сковывать военные силы Запада (как это происходит, например, в Корее и Индокитае). Коммунистическая партия - самая эффективная в истории замена морской мощи.
У России есть три важнейших преимущества: 1) мощный оборонительный потенциал, основанный на экономической автаркии и жестком политическом контроле властей над народом; 2) географическое расположение, благодаря которому промышленные центры Западной Европы находятся от нее на относительно небольшом расстоянии, поэтому со снабжением Красной Армии, действующей на этом театре, трудностей не возникнет; 3) наличие атомных бомб, применение которых может сократить производство в США и других западных странах до советского уровня.
Если России удастся в полной мере воспользоваться этими преимуществами, она сможет добиться мирового господства в результате двух войн, или одной войны, разбитой на два этапа.
Первый этап: Россия выдерживает американские атомные бомбардировки; Красная Армия тем временем захватывает Западную Европу, а Коммунистическая партия укрепляет позиции в Азии. В то же время Россия подвергает атомным бомбардировкам США, пытаясь вынудить их к заключению перемирия или по крайней мере помешать им задействовать свой наступательный потенциал.
Второй этап: За счет контроля над Западной Европой и помощи сателлитов в Азии Россия приобретает промышленную базу, намного превосходящую сегодняшние возможности США. Большинство причин, ограничивающих сегодня мобильность России, устраняются за 5-10 лет.
Нынешний потенциал России делает победу красных в первом этапе войны вполне возможной. Такой успех, в свою очередь, делает победу России в ходе второго этапа весьма вероятной.
Откуда у чеха испанская грусть? Чешские и польские самолеты и летчики - участники гражданской войны в Испании
Posted by byakin
• История Войн
• авиация
• авиация Испании
• авиация Польши
• авиация Чехословакии
• гражданская война в Испании
• Жирохов
Дек 23 2013
+
15
-
Аннотация автора: Как известно, гражданская война в Испании 1936-39 годов имела интернациональный характер. Это выражалось в участии военспецов, добровольцев и "солдат удачи" из разных стран, а также в поставках вооружений со всех концов земли, в том числе и боевых самолетов. Вскоре после начала конфликта Лига Наций наложила эмбарго на поставку оружия обеим сторонам. Поэтому как правительство, так и мятежники были вынуждены прибегнуть к нелегальным и полулегальным закупкам. А лучшим местом для этого тогда, впрочем, как и сейчас, оказалась Восточная Европа.
Чехословакия в 30-е годы была одним из крупнейших в Европе продавцов оружия и боеприпасов. Естественно, что гражданская война за Пиренеями не оставила равнодушными чехословацких "торговцев смертью". В Испанию по различным каналам "потекли" чешские винтовки, пулеметы, боеприпасы, ну и, конечно же, самолеты.
В конце 1936 года правительство Испании начало переговоры о продаже истребителей "Летов" S-231 и легких бомбардировщиков "Аэро" А-101. Уже существовавшее на тот момент эмбарго решили обойти старым, как мир, способом - продажей через посредника. В качестве такового выступала Эстония. 23 января 1937 года в Таллине было подписано торговое соглашение, по которому чехи обязались поставить 24 экземпляра S-231, 17 двигателей "Вальтер Mepкюp"VS2, 28 штук А-101, 22 двигателя "Прага Ассо", а также 152 авиапулемета "Виккерс" и "Льюис" и 6 млн. патронов к ним. Позже в дополнение к этому контракту приобрели еще 3 млн. патронов.
Надо заметить, что в дальнейшем условия сделки неоднократно изменялись. Так, по непонятным причинам количество истребителей сократилось до 18. Возможно, это было вызвано, мягко говоря, своеобразной позицией чехов. К примеру, под наименованием S-231 они решили отправить два опытных самолета-S-131.2 и S-331.1, причем на первом стоял двигатель "Хорнет", а на втором - Гном-Рон "Мистраль". Зато значительно увеличилось количество закупленных пулеметов.
Тем временем, на заводской аэродром фирмы "Летов" прилетели первые два истребителя S-231, переданные из 3-й эскадрильи 2-го авиаполка чехословацких ВВС. Вскоре сюда же перегнали и остальные машины из "эстонского" заказа. Тут специалисты провели капитальный ремонт. Аналогичные работы по "Аэро" выполнялись на аэродроме в Градце Краловом.
Кроме самолетов "Летов" и "Аэро", испанская миссия в Чехословакии закупила три транспортно-десантных "Авиа-51". Первоначально их тоже хотели "прокачать" через Эстонию, но потом возникли проблемы и официально машины были проданы частному лицу - Эдгару Сом-меру. Для маскировки самолеты перекрасили в "гражданские" цвета и демонтировали сиденья для парашютистов.
Потом транспортники разобрали и морем отправили в Страну Басков. В республиканской системе обозначений им присвоили коды "ТА", но нарисовать их на бортах не успели. Два самолета ушли на дно вместе с потопленным франкистами транспортом, а третья машина, хотя и добралась до Басконии, но наступление противника было настолько стремительным, что тяжелый трехмоторный самолет просто не успели собрать. В таком (разобранном) виде он и достался победителям. Дальнейшая его судьба неизвестна, так как никаких упоминаний о его использовании франкистами найти не удалось.
Еще один самолет чехословацкого производства попал к республиканцам совсем уж экзотическим способом. Еще в 1929 году фирма "Авиа" продала в Бельгию три прототипа нового истребителя ВН-33. Местная компания SABCA собиралась наладить лицензионное производство, но потом, как это нередко бывает, что-то "не сложилось". Самолеты передали ВВС, и время от времени бельгийские летчики отрабатывали на них высший пилотаж.
Летом 1936 года их разоружили и продали брюссельской авиакомпании "Mulot-Ertas". Но сразу после начала мятежа в Испании республиканские агенты начали скупать по всей Европе любые более-менее пригодные для боевого применения машины. Этот период был настоящим "Клондайком" для авантюристов и "гешефтмахеров" - правительство Испании еще имело средства и не скупилось, порой платя немалые деньги за совершенно негодные использования аэропланы. В Бельгии один самолет купил некто Р.Вандельвельде и продал испанскому правительству. Самолет окрасили в белый цвет, причем на киле сохранялась надпись S.A.B.C.A.3.
26 августа 1936 года французский военный летчик Андрэ Атрикэ (формально уволенный из ВВС) нелегально перегнал машину почти через всю Францию. Два раза ему пришлось садиться на заранее подготовленные площадки в сельской местности, где его ждали агенты с запасом топлива. Однако уже вблизи испанской границы он потерял ориентировку, сел на луг и попал в руки властей. Начавшийся было скандал сразу был замят после личного вмешательства военного министра. Летчика отпустили и 27 августа ВН-33 благополучно приземлился в Барселоне.
По прибытии оказалось, что без оригинальных синхронизаторов вооружить самолет невозможно. Некоторое время бывший истребитель использовался как учебный, потом его следы теряются. А летчик записался добровольцем в испанские ВВС и сражался с франкистами на И-15. Впрочем, наш рассказ не о нем.
Потом транспортники разобрали и морем отправили в Страну Басков. В республиканской системе обозначений им присвоили коды "ТА", но нарисовать их на бортах не успели. Два самолета ушли на дно вместе с потопленным франкистами транспортом, а третья машина, хотя и добралась до Басконии, но наступление противника было настолько стремительным, что тяжелый трехмоторный самолет просто не успели собрать. В таком (разобранном) виде он и достался победителям. Дальнейшая его судьба неизвестна, так как никаких упоминаний о его использовании франкистами найти не удалось.
Еще один самолет чехословацкого производства попал к республиканцам совсем уж экзотическим способом. Еще в 1929 году фирма "Авиа" продала в Бельгию три прототипа нового истребителя ВН-33. Местная компания SABCA собиралась наладить лицензионное производство, но потом, как это нередко бывает, что-то "не сложилось". Самолеты передали ВВС, и время от времени бельгийские летчики отрабатывали на них высший пилотаж.
Летом 1936 года их разоружили и продали брюссельской авиакомпании "Mulot-Ertas". Но сразу после начала мятежа в Испании республиканские агенты начали скупать по всей Европе любые более-менее пригодные для боевого применения машины. Этот период был настоящим "Клондайком" для авантюристов и "гешефтмахеров" - правительство Испании еще имело средства и не скупилось, порой платя немалые деньги за совершенно негодные использования аэропланы. В Бельгии один самолет купил некто Р.Вандельвельде и продал испанскому правительству. Самолет окрасили в белый цвет, причем на киле сохранялась надпись S.A.B.C.A.3.
26 августа 1936 года французский военный летчик Ан-дрэ Атрикэ (формально уволенный из ВВС) нелегально перегнал машину почти через всю Францию. Два раза ему пришлось садиться на заранее подготовленные площадки в сельской местности, где его ждали агенты с запасом топлива. Однако уже вблизи испанской границы он потерял ориентировку, сел на луг и попал в руки властей. Начавшийся было скандал сразу был замят после личного вмешательства военного министра. Летчика отпустили и 27 августа ВН-33 благополучно приземлился в Барселоне.
По прибытии оказалось, что без оригинальных синхронизаторов вооружить самолет невозможно. Некоторое время бывший истребитель использовался как учебный, потом его следы теряются. А летчик записался добровольцем в испанские ВВС и сражался с франкистами на И-15. Впрочем, наш рассказ не о нем.
Вернемся к чешским закупкам. Через польский порт Гдыня чешские самолеты морем отправили в Испанию. Правда, не обошлось без накладок. 15 апреля 1937 года крейсер мятежников "Альмиранте Сервера" перехватил шедший под панамским флагом транспорт "Гордена". На его борту была обнаружена "контрабанда" - 22 "эстонских" А-101. Формально они принадлежали французской фирме "Скотье Корпорасьон", которая на самом деле контролировалась Коминтерном.
Естественно, мятежники без церемоний конфисковали ценный груз. Самолеты были выгружены и собраны в Леоне. Легкие бомбардировщики облетали и приняли на вооружение франкистских ВВС. Они поступили на вооружение эскадры 3-G-10 (аэродром "Витория") и 4-G-10 ("Гранада"). Аппараты получили официальное название "Прага" (по названию двигателя) и неофициальное прозвище "оча" ("гусь" в переводе с испанского). Летчикам машины понравились.
Боевой дебют "Праги" состоялся 5 июня 1937 года в Астурии, вовремя боев за Бильбао. Вскоре был сбит первый бомбардировщик - экипаж в составе Хосе Веласа Медрано и Энрике Карденаса погиб.
Однако на севере "гуси" задержались недолго - главные события того периода войны разворачивались под Мадридом - у городка Брунете. Именно туда была стянута практически вся авиация сторон. Бомбардировщики использовались очень интенсивно - экипажи делали по три вылета в день. Их постоянно сопровождали истребители - преимущественно "Фиаты" из Группы 3-G-3.
По окончании битвы за Брунете "гусей" вернули на Север. После взятия Сантандера они стали базироваться на местном аэродроме.
Из-за потерь две эскадрильи свели в одну, присвоив ей код 5-G-17. В июне 1938 года она принимала участие в боях в провинции Эстремадура. Тогда же эскадрилью "гусей" пополнили двумя немецкими "Хеншелями" Hs 123. Рядом с ней воевала не менее интересная эскадрилья 4-Е-14, в которой совместно летали "Хейнкели" Не 70Е, пара "Юнкерсов" Ju 86Е и даже трофейный СБ!
Данные о боевых потерях за этот период отсутствуют, доступные мне источники сообщают только о гибели двух машин (бортовые коды "17-11" и "17-18") от взрыва на аэродроме кислородного баллона.
После окончания гражданской войны уцелевшие "Праги" передали в школу наблюдателей в Эль Ромпе-дизо, а эскадрилью перевооружили трофейными Р-5.
Оставшиеся шесть "Аэро" из "эстонского" контракта республиканцы все же получили в марте 1938 года. Эти легкие бомбардировщики передали 4-й эскадрильи 71-й группы Берегового командования. Самолеты предназначались для патрулирования побережья, но после окончания войны никаких следов этих машин найти не удалось.
21 марта 1937 года в порту Сантандер с борта транспорта "Сарканы" выгрузили восемь истребителей S-231. Их применение в боях на севере Испании было подробно описано в статье "Яростное небо Эускади".
Оставшиеся 10 машин попали в Испанию в начале 1938-го. Транспорт с ними разгрузился в Барселоне. Машины собрали, облетали и отдали в 71-ю группу Берегового командования, так как для фронтового применения эти машины считались уже безнадежно устаревшими. До конца войны истребители совершали рутинные облеты побережья.
Единственное упоминание о них в хронике испанской войны свидетельствует о том, как 10 октября 1938 года на французском аэродроме "Перпиньян" совершил аварийную посадку S-231 с бортовым номером CL-104. Летчик, получивший легкие травмы, заявил, что сбился с курса. Пилот вскоре вернулся на родину, а самолет по одной версии решили не восстанавливать и оставить во Франции, а подругой - вернули в Испанию, причем уже там его добили франкисты при бомбежке аэродрома.
Три "Летова" пережили войну и вскоре были переданы в гражданский регистр. Правда, запчастей к ним все равно не было, и последний чешский истребитель списали 1 марта 1940 года.
Немного стоит сказать о вооружении этих машин. Дело в том, что аппараты поступали невооруженными, и пулеметами их оснащали на месте. Машины с северного фронта были оборудованы двумя подкрыльевыми пулеметами "Виккерс", а вот на самолетах, использовавшихся в Береговом командовании, ставили один синхронный пулемет в фюзеляже.
В октябре 1938 года в Праге велись переговоры о новой закупке через Эстонию крупной партии чехословацких самолетов. Речь шла о 71 бомбардировщике МВ-200, 40 истребителях В-534 и 30-40 тренировочных S-328, но "мюнхенский сговор", решивший дальнейшую судьбу Чехословакии, положил конец этим попыткам.
Еще одним поставщиком авиатехники в Испанию стала Польша, однако поляки, в отличие от своих южных соседей, сделали ставку на мятежников. Большая часть поставок авиатехники шла через Португалию.
Эмиссары Франко прибыли в Польшу осенью 1936 года с заданием срочно купить партию истребителей. Новые PZL Р.7а получить было нереально, так как они требовались местным ВВС. Зато продавцы предложили устаревшие машины "второй линии" - PWS-10.
Этот истребитель смешанной конструкции был разработан в 1930 году и строился на фирме Podlaska Wytwornia Samolotow в Бяла Подляске. Самолет был вооружен двумя пулеметами "Виккерс" wz. 09/18 калибра 7,7 мм и оснащен двигателем "Лоррэн-Дитрих" Ld 12ЕЬ мощностью 450 л.с, выпускавшимся по лицензии в Чехословакии.
Всего было выпущено 80 машин, но строевые летчики их не жаловали, отмечая тяжелое управление. Уже в 1933 году на смену PWS-10 пришел новый цельнометаллический PZL Р-7а. Самолеты передали в школу высшего пилотажа и деблинский центр подготовки летчиков.
У франкистов же выбора не было, и они заключили договор на поставку 20 PWS-10. Контракт подписали от имени подставной португальской фирмы SEPEWE, конечным пунктом также указывалась Португалия. Кроме самих самолетов, поставлялись 12 двигателей и 10 комплектов запасных частей.
Поставки разделили надве партии. Первая в количестве 15 машин в декабре 1936-го прибыла в Лиссабон. А уже оттуда железной дорогой ее переправили на аэродром "ЛаТаблада" недалеко от Севильи. Тут их собрали польские механики. Существует, впрочем, и другая версия, согласно которой машины прибыли в Виго в ноябре 1936 года.
Оставшиеся пять машин поступили в январе 1937-го. По системе обозначений националистов PWS-10 получил код "4" и, соответственно, бортовые номера от "4-1" до "4-20". А пилоты прозвали истребитель pavipollo ("индюк").
В феврале 1937 года самолеты зачислили в истребительную группу Grupo de Caza Љ4. Тут из них сформировали эскадрилью, которой стал командовать капитан Анхель Салас Ларразабаль (впоследствии известный ас, "отметившийся" даже в 1941 году на Восточном фронте).
Истребители базировались на аэродроме "Леон" и участвовали в боях на этом участке фронта. Однако, если при встречах со старыми "Ньюпор-Деляжами" NiD 52 у мятежников еще были какие-то шансы, поединок с И-15, а тем более - с И-16 мог окончиться для них весьма плачевно.
Поэтому уже в апреле 1937 года "ПВСы" вывели из боевого состава и передали в различные летные школы. Здесь самолет очень пригодился, так как оказалось, что по управлению он во многом напоминает основной истребитель франкистов "Фиат" CR.32. В ходе обучения испанские курсанты разбили в авариях за год четыре машины.
Окончательно самолеты выведели из состава ВВС в середине 1938 года (в Польше его карьера продолжалась ненамного дольше - до начала 1939-го).
Кроме партии истребителей, мятежникам удалось закупить еще несколько польских машин. Уже к концу 1936 года через Португалию прибыли четыре легких связных самолета RWD.13. Им присвоили кодовый номер "30".
Один из них был передан группе 6-G-15. Во время посещения этого подразделения в августе 1937 года на нем летал лучший франкистский ас Хоакин Гарсия Морато. Самолеты ЉЉ30-3 и 30-4 пережили войну и только в 1942 году были переданы аэроклубу Сарагосы. Там они использовались для подготовки летчиков еще шесть лет.
Кроме того, есть неподтвержденные данные, что из Польши националисты получили, по крайней мере, 20 учебных машин PWS-16, но к сожалению, на данный момент автор не располагает фотографиями, подтверждающими этот факт.
Единственными польскими машинами в составе республиканских ВВС были два связных RWD-9, которые в начале войны реквизировали у частных лиц. Один из них - EM-W46 - был разбит при вынужденной посадке во Франции 31 октября 1936 года. При каких обстоятельствах он оказался за границей и что там делал его экипаж, - неизвестно.
В заключении хотелось бы сказать и об участии в войне польских и чехословацких летчиков. В правительственных ВВС летало около полусотни чехословацких добровольцев, однако информации по ним очень мало.
Наиболее известным из чехословаков, сражавшихся в республиканских ВВС был Ян Ферак. В многочисленных исследованиях по испанской войне (причем как на Западе, так и на Востоке) ему приписывается семь побед в воздушных боях. Но "сермяжная правда жизни" состоит в том, что на самом деле он никогда не летал на истребителях и никаких побед за ним не числилось.
Ян отбыл на Пиренеи в конце ноября 1936 года вместе с двумя товарищами (к сожалению, автору известно имя только одного - Ярослава Ухлира). Уже 1 декабря они подписали контракт с испанским правительством и были определены сначала в интернациональную эскадрилью "Эспанья", а потом переведен в "Групо 11" (или, как ее называли по типу используемых самолетов - "Групо "Потез"). Здесь на одном из французских бомбардировщиков "Потез 54" чехословаки составили единый экипаж.
Они совершили несколько успешных боевых вылетов, но 31 мая 1937 года фортуна от них отвернулась. Вовремя очередного налета на Мальорку их "Потез" был сбит. Ферак попал в плен, бортстрелок Зденек Талас и бомбардир Ян Соучек погибли. В плену чех пробыл недолго и вскоре его отпустили домой.
Однако эта история имела неожиданное продолжение в виде одного из многочисленных мифов испанской войны. В 1938 году популярный чешский журнал "Ахой" опубликовал большую статью о приключениях Ферака в Испании. Кроме того, в социалистической Чехословакии уже в 60-х - 70-х годах вышли две книги о его боевой биографии - "V desti bomb" и "Kde olivy dozravaji".
Стоит отметить, что вся "фактология" этих книг была взята именно с той довоенной журнальной публикации. Оттуда и пошла гулять сказка о семи воздушных победах чехословацкого летчика. Дело в том, что его биографами была ошибочно переведена и интерпретирована фраза:
"Капитан Ферак бомбил Мальорку ночью семь раз. Во время последнего вылета он был сбит".
Чехи настолько уверовали в легенду про истребительные подвиги Яна Ферака, что в различных авиационных журналах неоднократно публиковали изображение истребителя "Девуатин" D-510 в песочной окраске с номером CW-15, на котором он якобы воевал, и даже выпускали соответствующий набор декалей к сборной модели этого самолета!
Кроме уже упоминавшихся чехов, в Испании побывали еще несколько их соплеменников, но информация о них крайне отрывочна.
Один из них - Рудольф Больфик. В чехословацких ВВС служил техником в 5-м авиаполку. В Испании воевал как пехотинец в составе 129-й интернациональной бригады. После оккупации Чехословакии эмигрировал в Великобританию, где вступил в RAF. Летал стрелком на "Веллингтоне". Погиб 16 января 1941 года в боевом вылете над Северным морем.
В испанских бомбардировочных подразделениях летали еще, по крайней мере, три чехословака. Один из них - Карел Габула-Криз освоил Р-5, потом пересел на СБ. Погиб 7 декабря 1937 года. Пилотом Р-5 и СБ был также Карел Вейвода. В марте 1938 года он заболел тифом, был комиссован и вернулся на родину. В годы Второй Мировой войны сражался в составе чехословацких частей в СССР. Последние данные о нем - освобождал Киев как капитан-танкист.
Стрелком на Р-5 (а возможно и на СБ) служил Карел Краль, погибший в бою 4 сентября 1937 года в Медиане.
В мемуарах советских добровольцев также часто упоминается стрелок СБ некто "Мирек", однако более конкретных данных о нем найти не удалось.
Польских летчиков, летавших на Пиренеях в годы войны, было гораздо меньше. В основном они имели гражданские лицензии и перегоняли самолеты, закупленные правительством в различных европейских странах. Самым известным был случай перегона трехмоторного "Фоккера" F-XII (гражданское обозначение G-ADZK), в экипаж которого входили Тадеуш Чарковский, Казимир Лазоцкий, Адам Шарек и Казимир Зимбинский. Был ли это единичный случай - опять таки неизвестно.
Кроме того, по крайней мере один польский еврей - Пикар Хацкель летал бортстрелком на "Потезе-54" в эскадрилье "Эспанья".
Кроме того, есть смутные данные о неких загадочных летчиках польской национальности, вроде бы, числившихся в составе республиканских ВВС, но от них остались только прозвища - "Бенгольд", "Абуш" и "Гедалия".
Автору также известен один поляк, летавший на стороне франкистов - Тадеуш Стричек. Но никаких других сведений об этом человеке не сохранилось.