Писарь... Звучит довольно буднично... Сразу представляешь канцелярию, ворох бумаг на письменном столе и человека, который деловито строчит что-то... Мирная картина.
Но стихотворение Константина Ваншенкина, написанное уже в мирное время, в 1948 году, всё-таки о войне. О том, как важно было на войне с достоинством и честью выполнять свои обязанности, какими бы простыми и будничными они ни показались на первый взгляд. Танкисты, лётчики-истребители, штурмовики, артиллеристы, пехотинцы, бойцы стрелкового полка и... писари. Все они были солдатами. Все они многое сделали для Победы. Сам Константин Ваншенкин прошёл Великую Отечественную войну до Победы, демобилизовавшись в 1946 году. Он ушёл в армию в 1942 году из десятого класса и служил, как пишет в автобиографии "О себе", главным образом в воздушно-десантных войсках, участвовал в боях на 2-м и 3-м Украинских фронтах".
Да, вклад каждого солдата в дело победы достоин уважения, даже если этот солдат служит писарем, как лирический персонаж Ваншенкина:
1)В каждой стрелковой роте,
Где-то в тылу, в каптёрке
Писаря вы найдёте
В глаженой гимнастёрке.
В чём же заслуга "писаря... в глаженой гимнастёрке"? В следующих семи строфах говорится об обязанностях "писаря нашей роты",которые он с честью выполнял:
2)Годность любой шинели
Определит он сразу,
Знает за две недели
Текст полковых приказов.
3)Мелочь любая в роте:
Фляжка, ремень от скатки -
Всё это на учёте,
Всё у него в порядке.
4)Хлопцам даёт советы,
Парень такой негордый...
Если бы писарь этот
Мог воскрешать из мёртвых,
5)Силой любви огромной,
Силой мужской заботы
Так же без крика, скромно,
Он воскресил бы роту.
6)Он не шагал в походе,
Ехал в обозе где-то,
Спал по ночам в подводе,
Вздрагивал, ждал рассвета.
7)Всё же он был солдатом, -
Он со степей изрытых
Письма в родные хаты
Слал матерям убитых.
8)Пальцы его в чернилах
Были всегда и всюду,
Только была в нём сила, -
Хлопцам казалась чудом...
Здесь в поэтической форме говорится не только о службе писаря, о его месте в боевом строю, которое на войне не выбирают. В этих строфах даётся исчерпывающая характеристика солдата: он в "глаженой гимнастёрке", "парень такой негордый", "хлопцам даёт советы". С помощью единоначатия в третьей строфе стихотворения (Всё это на учёте, / Всё у него в порядке...) подчёркиваются такие важные качества человека, как знание своего дела, добросовестное отношение к своим обязанностям. А в пятой строфе тот же художественный приём (Силой любви огромной, / Силой мужской заботы...) усиливает воздействие поэтической интонации, композиционно связывает данные строки с последними двумя четвёртой строфы: "Если бы писарь этот /Мог воскрешать из мёртвых...". В то же время повтор помогает понять глубину души "парня такого негордого", его любовь к людям.
Звуковая организация стихотворения тоже способствует нашему восприятию. В рассматриваемой части произведения (условно назовём её первой) наблюдаются и аллитерации, и ассонансы. Особенно активны звуки п, п, р, р, л, л, и, о, которые связаны с ключевыми сло-вами писарь, сила любви огромной.
Инверсированное прилагательное "огромной" выделено, во-первых, изменением порядка слов (в строке оно поставлено последним), во-вторых, употреблением в третьей строке контекстуального антонима "скромно". Все эти приёмы усиливают смысловую нагрузку эпитета "огромный".
Эпитетов-прилагательных и эпитетов-наречий в тексте стихотворения немного, гораздо больше глаголов, что придаёт ему динамичность: найдёте, определит, знает, даёт, воскресил бы, не шагал, спал, вздрагивал, был, слал, казалась, стоят, строятся, движутся, получать, прибирать, вспоминать, вписывать. Использование глаголов оправдано авторской идеей доказать необходимость любой должности на войне, показать, какую пользу в это суровое время приносит писарь. Поэт восхищён силой характера этого человека:
Только была в нём сила, -
Хлопцам казалась чудом...
Просторечные слова (хлопцы, каптёрка, парень) соседствуют в строфах с нейтральными. Профессиональной лексики как таковой нет, но тем не менее военная тема, конечно же, отражается в речевом строе стихотворения: старшина, батальоны, знамёна, гимнастёрка, шинель, ремень от скатки, махорка, полковые приказы, стрелковая рота. Ощущение простоты, естественности происходящего также создаёт отсутствие высокой лексики. А поставленный рядом, в одной строфе с просторечными словами "хлопцы" и "парень" глагол "воскрешать", несомненно, окрашенный в религиозно-мистические тона, делает фразу смысловым центром стихотворения:
4)Парень такой негордый...
Хлопцам даёт советы,
Если бы писарь этот
Мог воскресить из мёртвых,
5)Силой любви огромной,
Силой мужской заботы
Так же без крика, скромно,
Он воскресил бы роту.
Смысловым центром эту фразу, растянувшуюся на полторы строфы, делает и синтаксический перенос, придавая речи неожиданный смысл. И инверсия "писарь этот", создавая паузу в конце стиха. И многоточие в конце второй строки четвёртой строфы, передающее взволнованность... В предложении угадывается гораздо более значительное содержание, а стихи приобретают в авторской речи возвышенное звучание.
И хотя в тексте стихотворения мало слов, которые непосредственно выражали бы эмоции, но повтор ключевых слов "писарь", "слава", "воскрешать", а также пунктуация (два многоточия и два восклицательных знака) позволяют без излишней патетики выразить чувство гордости боевым писарем и его скромной, но такой необходимой деятельностью:
Слава! Большая слава
Писарю боевому!
Стихотворение не заканчивается этой единственно пафосной фразой. Напротив,эти строки как бы делят его на две части. Во второй части четыре строфы, причём если все строфы в стихотворении представляют собой четверостишия, где строки связаны перекрёстной женской рифмой, то здесь имеется двустишие со смежной рифмой. Переход от четверостишия с неизменной до этого момента перекрёстной рифмой к строфе другого типа как бы нарушает ровность ритма и интонации. Появляются новые оттенки. Возвышенное звучание предложения, прославляющего писаря, сменяется спокойной, ровной интонацией, с которой вновь перечисляются все "заботы писаря нашей роты" .
10)Тихо стоят знамёна
В штабе соединенья.
Строятся батальоны,
Движутся на ученья.
11)Сколько опять заботы
Писарю нашей роты:
12)Вновь получать махорку
Со старшиною вместе
И прибирать каптёрку
Медленно, честь по чести,
13)Путь вспоминать неблизкий,
Дьявольскую погодку
И в боевые списки
Вписывать первогодков.
Стихотворение написано не обычным ямбом, а хориямбом. Хориямб здесь образуют первые четыре слога. А разнообразие ритма достигается с помощью пиррихия, который чаще наблюдается во второй стопе, а во 2-ой, 12-ой, 13-ой строфах - в первой стопе.
Читая последние строфы о повседневных заботах писаря, понимаешь всю ценность этой должности на войне. Это не просто писарь, это солдат, "была в нём сила, - / Хлопцам казалась чудом..." Сила, которая смогла остановить фашизм.