Аннотация: Фотография Бориса Вадимовича Пичугина по адресу: http://artfoto.uka.ru/cgi-bin/ratinglist.pl?data_file=1036
ПРЕДИСЛОВИЕ к рассказу "Поезд опаздывает на час..."
С недавних пор просмотр очередного игрового фильма на тему авиакатастроф и т.д. - стал для нас (для моей жены и меня) обязательным воскресным развлечением, благо 47 каналов доставляют это удовольствие частенько. Пассажиры выступают в каждом новом фильме неизменной командой, как то : 2-3 монашки, старик-сердечник, мама с ребенком , мускулистый молодой человек, почти всегда проявляющий в процессе фильма малодушие, беременная женщина , террорист(ы), пилот (если не очень красив - будет убит в первой трети фильма, если красавец - то только ранен) и, естественно, стюардесса, которая будет мужественно сажать огромный боинг, следуя указаниям по радио с земли.
Зритель, насмотревшись подобных фильмов, при посадке в самолет недоуменно смотрит на пилотов с немым вопросом в глазах: А что это вы тут делаете в кабине? В самолете же есть стюардесса.
Та стюардесса, которая сядет за штурвал, в течение 10-ти секунд разберется со всеми приборами , та , у которой при разбитом взрывом стекле кабины при посадке (посадочная скорость у пассажирских самолетов может превышать 300 км/ч!!!) будет лениво шевелиться только пара локонов, та ..... Извините, пересказывать далее, думаю, не надо.
И если бы это касалось только авиации ! Существует еще более загадочный вид транспорта - это железная дорога. Да - да, она самая- железная. Ну, если работу пилота представляет себе каждый , то с работой машиниста вообще произошли какие-то загадки. Что делает машинист в кабине, кроме как катается по рельсам и смотрит другие города, никто вообще понять не может. Любой человек при упоминании поезда N2 Москва-Владивосток осознает, что пассажир обречен неделю раскачиваться в вагоне, слоняться днем по составу (уже на 2-й день пути), спать ,как можно больше, чтобы ускорить время. Это понимает каждый.
Но чего не понимает почти никто , точнее, даже не пытается задуматься, так это о роли в этом процессе машиниста. Во время одной из поездок я неудачно пошутил, когда в купе после запоздалого застолья и отхода ко сну высказал предположение, что машинист уже давно спит, а мы своим галдежем ему мешаем.
Ехали мы уже весь день, и мои попутчики, наверное, впервые задумались о том, что их жизни зависят сейчас от того человека, который сейчас там, впереди всех.
Желая подлить масла в огонь, я посетовал, что не смог бы вот так не спать всю дорогу от Москвы до Феодосии (Крым, 2-е суток пути), как машинист. В ту ночь я, наверное, был единственным, кто смотрел цветные сны.
Любой пассажир имеет уверенность в том, что машинист, отправляясь из пункта А, прибывает вместе с ним в пункт В , до тех пор, пока не задумается о том, как долго машинист может не заснуть. Когда же пассажир узнает, что, к примеру, в локомотиве нет туалета, то тут он задумывается еще сильнее.
Во время просмотра в кинотеатре Перекоп (Москва, рядом с площадью трех вокзалов) фильма Остановился поезд произошел маленький эпизод (эти эпизоды возможны при каждом просмотре фильма на тему ж/д). По сюжету фильма в пути в одном из вагонов пассажирского поезда возник пожар. Помощник машиниста, открыв окно, замечает сие событие и, взяв трубку рации, объявляет машинисту: У нас пожар! СООБЩАЮ В МИНИСТЕРСТВО! Почему помощник решил сообщить в министерство, а не ниже (к примеру, на соседнюю пожарную каланчу) я объясню позже.
В напряженной тишине зала раздался гомерический хохот 2-3 человек. Даже не видя и не зная этих людей, могу утверждать - это были машинисты или их помощники.
Если в пути следования помощнику машиниста сквозь треск помех доблестных советских радиостанций удавалось докричаться до соседней станции, то это можно было рассматривать, как техническое чудо.
О том, что в то время (не знаю, как сейчас) у машиниста даже не было связи с начальником поезда, мало кто знал.
Теперь о каланче.
В титрах фильма этого (да и всех других) обязательно есть фамилии консультантов, и чем выше ранг этого консультанта, тем фильм ..... (точки заполните по собственному усмотрению). У меня давно была идея (уверен, не только у меня) собрать всех создателей, к примеру, фильма про мужественных стюардесс посадить их в самолет и отправить в небо, дав пилотам парашюты (пилот пассажирского самолета не может иметь прашют), в крайнем случае, посадить их в поезд.
Невольно у читателя может возникнуть вопрос: к чему такое длинное предисловие?
Я хочу, чтобы читатель понял, на какой риск я иду, представляя на ЕГО суд рассказ, посвященный машинисту БОРИСУ ВАДИМОВИЧУ ПИЧУГИНУ (Москва-3, Тч-18). Это очень сложный рассказ , может быть, сложнее, чем НИТЬ, поэтому мне важно ваше мнение, мнение любого железнодорожника, помощника , машиниста; любые технические замечания будут для меня на вес золота. Если у кого-то есть знакомые машинисты (ведь их очень мало), я был бы очень рад услышать их отзыв .
В связи с невозможностью заменить некоторые слова на доступные (отсутствие синонимов), может быть, вам помогут несколько расшифровок (очень поверхностно):
АЛСН - автоматическая локомотивная сигнализация. Непрерывно подает информацию в кабину о цвете светофора впереди , свистит периодически в течение 7-9 секунд; если машинист не нажмет на кнопку в течение этого времени, произойдет экстренное торможение .
Скоростемер - прибор, записывающий параметры на ленту . Проезд на красный сигнал светофора означает увольнение с работы (в 99,9% , в 80-годы)
(когда-то ради интереса открыв книжечку с картинками различных сигналов светофоров, насчитал 124 варианта картинок . Пример: два желтых, верхний мигающий, две светящиеся зеленые полосы.)
Свояк-тормозной кран, тормозящий только локомотив без вагонов.
Шунт-это .... (короче, чем на страницу, не смогу объяснить)
Контроллер- выглядит, в зависимости от типа локомотива, как рычаг, ручка или руль и при изменении положения (поворота) увеличивает тягу локомотива.