|
|
||
В. В. о том, как надо писать стихи о войне, и не (с)только об этом. Комментирование - только под регистрацией. |
Уважаемые коллеги, почему я решил обратиться к короткому и малоизвестному эссе В. В. Маяковского "Поэты на фугасах? Бродя по серым просторам Самиздата в поисках настоящих стихотворений, я встречал буквально клонированные какие-то вирши на одну и ту же тему, написанные одними и теми же словами. Более того, авторы независимо друг от друга выбирали одинаковые стихотворные размеры. Это наводило на определенные подозрения: неужели Самиздат гигантский виварий клонов одного и того же мозга? Уж не Ктулху ли это, дремлющий и грозящий проснуться? Сегодня я вдруг вспомнил о существовании короткого, но, как всегда, точного и по-хорошему задорного текста В. В. Это довольно скандальный для своего времени вызов поэтам, писавшим о войне 1914 года. В этом эссе вычерчивается отношение Маяковского ко многим поэтам-современникам, но В. В. излагает и важные для любого поэта вещи. Наконец, Маяковский выступает в этом эссе пионером... постмодернизма! В любом случае, полезное и приятное чтение. Итак,
Владимир Маяковский,
ПОЭТЫ НА ФУГАСАХ
Ах, как я рад! Мы пять лет орали вам, что у искусства есть задачи выше, чем облегчение выбора ликеров по прейскурантам Северянина, или щекотание отходящего ко сну буржуа романами Вербицкой. Извиняюсь - я вам мешал! Конечно, каждому приятно в розовенькой квартирке пудрой Бальмонта надушить дочку, заучить пару стихов Брюсова для гражданского разговора после обеда, иметь жену с подведенными глазами, светящимися грустью Ахматовой, но кому нужен я, неуклюжий, как дредноут, орущий, как ободранный шрапнелью! А теперь, когда каждое тихое семейство братом, мужем или разграбленным домом впутано в какофонию войны, можно над заревом горящих книгохранилищ зажечь проповедь новой красоты. Конечно, война -это только предлог. Наше искусство должно будет жить и тогда, когда по полям, изрытым траншеями, опять прорежется плуг. Каждый цикл идей рожден и крепится своим укладом жизни. Ведь вчерашняя красота держалась за зеленую юбку деревни, а для кого же секрет, что Крезо, Армстронг, Крупп так радостно ломают готические арки только для того, чтоб встало на развалинах тысячеэтажие небоскребов! Какая же разница между тем, что делали, и тем, что должны делать? Ведь о войне писал каждый. Пример: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Свистел булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Отбросьте крошечную разницу ритма, и оба четверостишия одинаковы. Покойный размер. Равнодушный подход. Неужели ж между племянничьим чувством и бьющим ощущением сражений нет разницы. Прямо хочется крикнуть: "Бросьте, Александр Сергеевич, войну, это вам не дядя!" Одинаковость эта - результат отношения к поэзии не как к цели, а как к средству, как к вьючному животному для перевозки знания. И все поэты, пишущие сейчас про войну, думают, что достаточно быть в Львове, чтоб стать современным. Достаточно в заученные размеры внести слова "пулемет", "пушка", и вы войдете в историю как бард сегодняшнего дня! Пересмотрел все вышедшие последнее время стихи. Вот: Опять родного нам народа Мы стали братьями, и вот Та наша общая свобода, Как феникс, правит свой полет. Заря смотрела долгим взглядом, Ее кровавый луч не гас; Наш Петербург стал Петроградом В незабываемый тот час. Кипи же, страшная стихия, В войне да выкипит весь яд, - Когда заговорит Россия, То громы неба говорят. Вы думаете - это одно стихотворение? Нет. По четыре строчки Брюсова, Бальмонта, Городецкого. Можно такие же строчки, одинаковые, как баранки, набрать из двадцати поэтов. Где же за трафаретом творец? Какая великолепная вещь - война! Всеобъемлющий аршин: сидели старички, ругались на молодую поэзию, не пуская никого к работе, цеплялись за хлебные места толстых журналов, а война их вымерила, и оказалось, что это только живые трупики, терпимые только скопческой психологией поросшего покоем обывателя. Впрочем, мне вас жалко. Хотите - научу? Поэзия, господа, не теплое одеяло, сшитое из пятачковых лоскутьев фельетонной мысли, не пишется потом филолога, выносившего в университете ямбы. Поэзия - ежедневно по-новому любимое слово. Сегодня оно хочет ездить на передке орудия в шляпе из оранжевых перьев пожара!
[1914]
Публикация для СИ
подготовлена 03 марта 2008 г.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"