|
|
||
Маршак о поэзии и прозе. Полезно ознакомиться любому автору. Включен режим комментирования только для залогиненных авторов. |
"О МАСТЕРСТВЕ", Маршак. Рецензия
Все поэты, да и вообще все, кто бывал у него,
могут подтвердить, что общение с Маршаком
было для них целой поэтической академией.
Ираклий Андронников
Писатель должен чувствовать возраст каждого слова.
С. Я. Маршак
В библиотеке Максима Мошкова лежит великолепная подборка материалов Самуила нашего Маршака. По моим наблюдениям, воспитанникам позднесоветского и реформенного периода словосочетание "Самуил Маршак" навевает какую-то нездоровую веселость, будто за этим именем стоит некий анекдот. Меж тем за именем Самуила Яковлевича стоят великолепная детская литература и замечательные литературные переводы. Шекспир? В переводе Маршака. Бернс? В нем же... Самуил Яковлевич прекрасно знал поэзию и прозу, любил и ценил русское художественное слово и оставил массу заметок и писем, посвященных анализу поэзии, советам литераторам, иллюстрированию своих доводов примерами. Хотите про принцип художественной новизны? Про образность? Пожалуйста: "Может ли быть мастерство там, где автор не имеет дела с жесткой и суровой реальностью, не решает никакой задачи, не трудится, добывая новые поэтические ценности из житейской прозы, и ограничивается тем, что делает поэзию из поэзии, то есть из тех роз, соловьев, крыльев, белых парусов и синих волн, золотых нив и спелых овсов, которые тоже в свое время были добыты настоящими поэтами из суровой жизненной прозы? Правда, этот готовый поэтический набор, которым пользуются литературных дел мастера, то и дело меняется. В одну эпоху это - роза, в другую - греза, в третью - синий платочек. Но из-за плеча такою литератора, какой бы моды он не придерживался, всегда выглядывает тот же писарь, - "сытый, здоровый, мордатый, с красным затылком", набивший руку грамотей, который "может хорошо писать...". Хотите о "хороших и плохих" рифмах? Маршак говорит и о них: "Говоря с начинающим автором о бедности глагольных рифм, о том, что они являются для стихотворца линией наименьшего сопротивления, рецензент должен только предостеречь поэта от нечаянного, бессознательного пользования этими простейшими рифмами. ... Впрочем, заботиться о качестве и новизне рифмы, размера и ритма следует каждому поэту. Только это не должно быть рассудочным, комбинаторским делом". Еще вы найдете: - сравнение поэзии Некрасова и Фета, - анализ прозы Гайдара, - эссе о читателе, - о вольном стихе, - поразительно точные и неподдельно восхищенные оценки детской и "взрослой" литературой Пушкина. С анализа сказок А. С. и начинается файл, в который я сегодня приглашаю коллег-поэтов. Предупреждаю сразу, там больше одного мегабайта. Но сами тексты довольно коротки, читаются легко, ведь даже объясняя ремесло, Маршак великолепно легок - не поверхностен! - а именно легок. Любо дорого почитать.
Желаю интересного и полезного чтения:
"Воспитание словом "
Сайт С. Я. Маршака.
21 февраля 2008.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"