Литвинавичюс Вилюс Миколович : другие произведения.

О романе Вячеслава Ракитянского "Приют одиннадцати"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Есть произведения, которые просто требуют рецензии. Так откроем такой раздел!


   Вилюс Литвинавичюс
  
   О романе Вячеслава Ракитянского "Приют одиннадцати"
   И не было приюта двенадцатому...
  
   Если о довольно объемистом романе можно сказать, что он вызывает интерес, хорошо читается, то это, конечно, комплимент автору, но о самой книге сказано еще недостаточно. Хотя все читательские интересы сводятся именно к этому краткому определению. Дебютный роман Вячеслава Ракитянского, автора из Одессы, поучился настолько зрелый, что его можно смело причислить к приятным открытиям. Прежде всего, для читателя.
   Сам же автор причисляет свое произведение к историческому детективу, хотя там видное место занимают элементы фантастики и мистического триллера. В итоге увидевшее свет в издательстве YAM Publishing произведение в большей мере является синтезом популярных жанров, чем просто детективом или чистой воды фантастикой. Казалось бы, о паранормальных явлениях, исследованиях столько уже написано, да в телевизионных передачах на эту тему недостатка нет, но художественная литература требует не дословного пересказа, что об этом думают ученые, а хорошо поставленного напряженного сюжета, также чисто художественных доказательств, насколько это важно исходя из точки общечеловеческих духовных ценностей. И как не кренил бы автор свое произведение в сторону приключенческого жанра, именно общечеловеческое составляет суть конфликта и создает напряжение. И являются оно не только пресловутым камнем раздора, но также средой, в которой развязывается любой такой конфликт; в художественном произведении это в неизбежном порядке подразумевается.
   Главный герой романа, Манфред Лист, все время оказывается непонятно где и как, его беспрестанно преследуют неизвестные лица. Зачем? Почему? Вместе с ним по крупице, странную, абсолютно невероятную историю воспроизводит и читатель. Что же может быть в этих записях, которые велись в нацистской научной лаборатории, мы можем предполагать, но ради чего же, все-таки, ведется сама игра? И кто ее ведет? Но постепенно возникают вопросы и другого, уже нравственного толка: а кем же является Манфред - благородным рыцарем или просто при неясных обстоятельствах утративши память негодяем? Когда чуть не каждую минуту над головой нависает смертельная опасность, не так-то просто ответить и на любой, даже самый простой вопрос. Приходится бежать, бежать, бежать...
   Куда? Конечно, любая такая история приводит к открытому противостоянию друг другу враждебных сил. Это неизбежно, если уж жанр ориентируется на детектив. Это же суть разгадки. И где-то там, начиная свой путь в сталинском ГУЛАГЕ, намеренно и уверенно движется Павел Завьялов. Но именно эта целеустремленность лишает его главного - человеческого выбора. Когда у Манфреда, персонажа в "рассыпном состоянии", такой выбор имеется. Пусть он будет даже самым тяжелым. Пусть он даже станет драмой. Но там, где только "четкая линия", предначертанная Силой, не может быть не только драмы, но и смысла.
   Автор умышленно избегает дешевых трюков, так часто встречаемых в американской литературе, используемых для эффектной развязки. Но предлагает читателю немного поразмыслить, над тем "чтобы бы было, если..." Может это и не ахти как сложно, но дает совсем другой ответ, и это уже по сути, а не по предугадываемым деталям. Для одного и другого у читателя уже достаточно "материала".
   Действие романа развертывается то в Германии, то в СССР, то во Франции, наши времена меняет вторая Мировая война. Но такая "туристическая поездка", сопровождаемая паранормальными явлениями, конечно, не для слабонервных путешественников. И к какой же точке близится весь этот круговорот невероятных событий? Ответ автор дает, как этого требует логика детектива. Но создается впечатление, когда закрываем последнюю страницу, что мы видим, как под обстрелом автоматных очередей, по склону горы движется несколько альпинистов. Крошечные фигурки на фоне огромной горы, смертоносные искорки на белом снегу, и вся картина под наблюдением огромного, безмолвного неба. Куда движутся эти несчастные? Это вечность. Увы, такова наша история.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"