Аннотация: Попытка отследить сюжет книги Блока "Разные стихотворения"
РАЗНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
(1904 - 1908)
Ал. Блок. Из предисловия к "Собранию стихотворений" 1911-ого года:
"...многие из них, взятые отдельно, не имеют цены; нокаждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать "романом в стихах"".
Цель данной работы проследить сюжет главы второго тома трилогии - "Разные стихотворения".
Из вступительной статьи "О ВТОРОМ ТОМЕ ЛИРИКИ БЛОКА" в "Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах" А.А. Блока:
"Заглавие, избранное Блоком, восходило к единственному прижизненному авторскому сборнику "Стихотворений" Аполлона Григорьева (СПб., 1846), состоявшему из двух разделов: I -"Гимны", II - "Разные стихотворения".
Готовя в 1914-1915 гг. издание "Стихотворений Аполлона Григорьева" (М., 1916), Блок сохранил неизменной структуру прижизненного сборника и ввел дополнительные разделы, в одном из которых повторил заглавие Григорьева. В примечаниях к книге Блок указал: "Третий отдел я обозначаю тем же именем Разных стихотворений (под цифрой II), собирая здесь те оригинальные стихи, которые не вошли в книжку..." (СС-1211. С. 360;). "
"Жду я смерти близ денницы..."
* * *
Л. Семенову
Жду я смерти близ денницы.
Ты пришла издалека.
Здесь исполни долг царицы
В бледном свете ночника.
Я готов. Мой саван плотен.
Смертный венчик вкруг чела.
На снегу моих полотен
Ты лампадный свет зажгла.
Опусти прозрачный полог
Отходящего царя.
На вершинах колких елок
Занимается заря.
Путь неровен. Ветви гибки.
Ими путь мой устели.
Царски-каменной улыбки
Не нарушу на земли.
Январь 1904
"Леонид Дмитриевич Семенов (19 ноября (2 декабря) 1880, Санкт-Петербург - 13 (26) декабря 1917, убит бандитами) -- поэт и прозаик, внук знаменитого ученого и путешественника Петра Петровича Семенова Тян-Шанского. Во время учебы на историко-филологическом факультете (был университетским товарищем А. Блока) слыл монархистом и "белоподкладочником". Был близок кругу Д. Мережковского и З. Гиппиус, в Москве подружился с А. Белым."
Судьба этого молодого человека повторила в некоторой степени судьбу Блока. Про нашего поэта рассказывали, что в 905 видели его на демонстрации с красным флагом, а Семёнов в Кровавое воскресенье был в первых рядах того "хождения к царю", уцелел чудом. Сразу после революции у Блока местные крестьяне сожгли в Шахматово его дом, его библиотеку, а Семенова убили самого, рукописи сожгли, в дом кинули гранаты. Причем, расправой руководили крестьяне, близкие его семье, близкие великому Тянь-Шанскому.
Блок написал рецензию на первый сборник стихотворений Л.Семенова. Вот строки оттуда:
"...в "Бесах" Верховенский говорит Ставрогину:
" - Мы пустим пожары... Мы пустим легенды... Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам... Ну-с, тут-то мы и пустим... Кого?
- Кого?
- Ивана-Царевича.
- Кого-о?
- Ивана-Царевича; вас, вас!
Ставрогин подумал с минуту.
- Самозванца? - вдруг спросил он, в глубоком удивлении смотря на исступленного. - Э, так вот, наконец, ваш план.
- Мы скажем, что он "скрывается", - тихо, каким-то любовным шопотом проговорил Верховенский, в самом деле как будто пьяный. - Знаете ли вы, что значит это словцо: "он скрывается"? Но он явится, явится. Мы пустим легенду получше, чем у скопцов. Он есть, но никто не видал его... А главное -- новая сила идет... Нам ведь только на раз рычаг, чтобы землю поднять. Все подымется!"
Из Ставрогина Ивана-Царевича не вышло, потому что холодный зажигатель, швейцарский гражданин, укусивший генерала за ухо, был все-таки "дрянным, блудливым, изломанным барчонком". И вот, "гражданин кантона Ури висел за дверцей" в светелке. Его настигло самоубийство -- марево, мнимая смерть. Случилось так, что мы знаем, до какой степени такая смерть мнима, нереальна, и вот, зная об этом, не верим смерти настоящего Ивана-Царевича. (Источник: http://blok.lit-info.ru/blok/kritika/semenov-sobranie-stihotvorenij.htm)
Напомню, что перед объяснением с Любовью Дмитриевной Блок написал предсмертную записку и взял на него пистолет.
Напомню стихотворение Блока из зимы 1902 года:
"Я шел -- и вслед за мною шли
Какие-то неистовые люди.
Их волосы вставали под луной,
И в ужасе, с растерзанной душой
Зубами скрежетали, били в груди,
И разносился скрежет их вдали.
Я шел -- и вслед за мной влеклись
Усталые, задумчивые люди.
Они забыли ужас роковой.
Вдыхали тихо аромат ночной
Их впалые измученные груди,
И руки их безжизненно сплелись.
Передо мною шел огнистый столп.
И я считал шаги несметных толп.
И скрежет их, и шорох их ленивый
Я созерцал, безбрежный и счастливый.
1 января 1902"
Видение Моисея здесь прорисовано предельно отчётливо. И вот от Исхода до:
"-- Мы пустим пожары... Мы пустим легенды... Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам... Ну-с, тут-то мы и пустим... Кого?
-- Кого?
-- Ивана-Царевича.
-- Кого-о?
-- Ивана-Царевича; вас, вас!"
От Моисея до Ставрогина, от пророка до беса - вот какова была амплитуда колебаний видения будущего у Блока. И нам известно, какое из них воплотилось.
Возвращаясь к исходному стихотворению - "царь", "царица", "умирание"... В предыдущем произведении книги - "Ночная фиалка", нам показали, как это выглядит со стороны:
"...А старик и старуха на лавке
Прислонились тихонько друг к другу,
И над старыми их головами
Больше нет королевских венцов."
Ночная Фиалка
В этом - взгляд изнутри.
Из Примечаний к данному стихотворению в "Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах" А.А. Блока:
- "Жду я смерти близ денницы ..." - Денница - здесь: утренняя заря. Мотив смерти на заре - один из традиционных в поэзии русских символистов. В финале "Северной симфонии" Белого восход утренней звезды - Денницы - означает эсхатологический "конец мира" и начало "новых времен"."
Андрей Белый. Северная симфония. (1-я, героическая):
"...На озере, там, где косматый утес оброс соснами, жил старик.
Он пробудился на заре. Сонный взошел на вершину. Ударил в серебряный колокол.
Это был знак того, что с востока уже блеснула звезда Утренница.
Денница...
Ударил серебряный колокол."
"Я восходил на все вершины..."
* * *
Я восходил на все вершины,
Смотрел в иные небеса,
Мой факел был и глаз совиный,
И утра божия роса.
За мной! За мной! Ты молишь взглядом,
Ты веришь брошенным словам,
Как будто дважды чашу с ядом
Я поднесу к своим губам!
О, нет! Я сжег свои приметы,
Испепелил свои следы!
Всё, что забыто, недопето,
Не возвратится до Звезды -
До Той Звезды, которой близость
Познав, - сторицей отплачу
За всё величие и низость,
Которых тяжкий груз влачу!
15 марта 1904
Обращение... к последователю? К юному другу?
Сначала воспоминание о недавнем прошлом - прошлом не поэта, но "провидца и обладателя тайны". Это бывает так:
Я восходил на все вершины,
Смотрел в иные небеса...
Это было так:
Мой факел был и глаз совиный,
И утра божия роса.
В последнем предложении ударение на слове "мой", здесь продолжается перечисление: вершины, небеса, факел, глаз совиный (то есть ночное зрение, способность видеть и без факелов. Сравните, стихотворения из лета кошмаров 902-ого года:
"Сбежал с горы и замер в чаще.
Кругом мелькают фонари...
Как бьется сердце -- злей и чаще!
Меня проищут до зари.
Огонь болотный им неведом.
Мои глаза -- глаза совы...
21 июля 1902")
- "За мной! За мной!.." - а в этом предложении - не призыв, не команда ("Всем следовать за мной!"), а констатация факта: поэт оглянулся... Даже не так - как поэт ни оглянется, он видит того (тех?), кто следует за ним, за ним...
- "Ты молишь взглядом, // Ты веришь брошенным словам..." - Например, вот таким:
"...Я шел -- и вслед за мной влеклись
Усталые, задумчивые люди.
Они забыли ужас роковой.
Вдыхали тихо аромат ночной
Их впалые измученные груди,
И руки их безжизненно сплелись.
Передо мною шел огнистый столп.
И я считал шаги несметных толп.
И скрежет их, и шорох их ленивый
Я созерцал, безбрежный и счастливый.
1 января 1902"
Слова - "брошенные"... Не выкрикнутые, не провозглашённые, а брошенные. Как брошенные дети, как выброшенные ненужные обёртки от не очень сладких конфет.
- "Как будто дважды чашу с ядом // Я поднесу к своим губам!" - то есть, как будто можно чашу со смертельным ядом выпить второй раз!
- "Всё, что забыто, недопето, // Не возвратится до Звезды..." - всё, миссия закончена. Всё, что не сделано - не выполнено навсегда, осталось лишь память о той Звезде.
- " ...величие и низость, // Которых тяжкий груз влачу!" - это плата за: "До Той Звезды, которой близость // Познав, - сторицей отплачу..."
Из Примечаний к данному стихотворению в "Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах" А.А. Блока:
"- "Я восходил на все вершины" ... - Восхождение на гору - библейская ситуация, предваряющая общение пророка с Богом.
- "О нет! Я сжег свои приметы, // Испепелил свои следы!" - По фольклорным представлениям, уничтожение следов препятствует возвращению оставившего следы (Афанасьев, /. С. 38) ."
"Ты оденешь меня в серебро..."
* * *
Ты оденешь меня в серебро,
И когда я умру,
Выйдет месяц - небесный Пьеро,
Встанет красный паяц на юру.
Мертвый месяц беспомощно нем,
Никому ничего не открыл.
Только спросит подругу - зачем
Я когда-то ее полюбил?
В этот яростный сон наяву
Опрокинусь я мертвым лицом.
И паяц испугает сову,
Загремев под горой бубенцом...
Знаю - сморщенный лик его стар
И бесстыден в земной наготе.
Но зловещий восходит угар -
К небесам, к высоте, к чистоте.
14 мая 1904
- "Ты оденешь меня..." - "ты" - это "подруга", которая "одела его в серебро", которую он когда-то "полюбил".
- "...оденешь меня в серебро" - "серебро" - обычный атрибут лунного света у Блока.
"...месяц - небесный Пьеро" - в период "Стихов о Прекрасной Даме" луна воспринималась Блоком как око, которым, через которое Лучезарная смотрит на него, следит за ним, напоминает ему о себе: