|
|
||
Ребенок и драматические события суровой зимы в первый военный год на сибирских просторах. Лирическая проза. |
Зимой, в самом начале 1942 года, мы с моей матерью переехали из Нижнего Тагила в Омск, где у нее жила родная сестра с мужем и младшим сыном.
Смогу ли забыть эту поездку? Забыть три ночи на вокзале Нижнего Тагила, города, в который нас забросили война и этот вечный путаник - случай? Пересадку в Челябинске? Трескучую, зверскую зиму, которой позднее оправдывал себя фриц, остановленный под Москвой?
Трижды подряд меня подымали посреди ночи, при свете керосиновой лампы впихивали в пальто и валенки, надевали варежки и шапку. Нужный нам поезд уходил ночью. В те дни среди множества новых слов для меня зазвучало еще одно: бронь. Достать бронь на поезд обещала соседка по квартире, имеющая связи.
- Не спи, Вова, - говорила мать, застегивая крючок на моем пальто. - Не спи, - повторяла она и, засыпая на ходу, спотыкалась о стул.
Пламя лампы шевелилось и сквозь закоптелое стекло отбрасывало на потолок и стены шевелящиеся незнакомые тени. Мы выходили из комнаты. Меня погружали в автомобиль, присланный за нами из учреждения, в котором работала соседка. Вслед за мной вносили узел с постелью и три чемодана. Итого у матери на две руки было пять мест. В дороге одному чемодану суждено было пропасть. Помню разговоры о том, что в чемодане остался отцовский новый костюм. Для меня остается загадкой, как мать сумела дотащить до Омска, сквозь все мытарства пути, меня, два чемодана да еще узел.
- Раечка, - обращалась соседка к моей матери, и облако пара вырывалось у нее изо рта, - напишите мне обязательно, как доедете.
- Уходите, - сказала мать. - Уходите, вы простудите себе спину. Спасибо за все.
- Счастливого пути! - Соседка вскидывала правую руку, и конец шали, сползая с плеча, повисал на ее рыхлой груди.
В ветровое стекло автомобиля ударяла ночная тьма. Мы уезжали к поезду. Лютый мороз проникал в кабину. Мы приезжали на вокзал, а под утро возвращались ни с чем в свою, ставшую уже чужой, комнату. Так повторялось дважды. В помещении вокзала было сумрачно и тепло. Тяжелая духота подымалась от громоздящихся буграми тел. Люди спали лежа на полу, сидя, привалясь спиной к узлам и чемоданам. Мороз гнал их сюда, в огромный ангар, сплетал их ноги и руки, заставлял любить это удушливое тепло.
Только на третью ночь удалось нам уехать. До сих пор во мне живо ощущение затянувшегося отъезда, вокзальных запахов, смешанное чувство потерянности, неосознанной тревоги и надежды.
Поздно вечером следующего дня мы попали в Челябинск. Бесконечная толпа копошилась на железнодорожных путях. Люди уезжали в разных направлениях. Голодный и сонный, я тащился за матерью, спотыкаясь на каждом шагу. Снежок похрустывал под моими калошами. Справа и слева от меня тянулись рельсы. Никто толком не знал, когда и с какого пути отходит омский поезд. Толпа перемещалась и издавала своеобразный шум, выбрасывая из недр своих то мешочника, то солдата с винтовкой, то бабу с выводком детей. Толкотня и ругань. Ругань и белый пар. Все это обступало меня со всех сторон, дурманило и отупляло. Огромные звезды - заиндевелые сгусточки света, моргая, смотрели на нас с черного неба. Я тер, как учили меня, варежкой нос, и колючее нытье в пальцах рук и ног было для меня единственной неподдельной реальностью. Коченеющей рукой я держался за узел, свисающий со спины матери, моей родной матери. Боязнь потерять ее не позволяла мне впасть в безразличное состояние.
Мы пришли в комнату матери и ребенка. Здесь можно было, сев на пол, расслабиться и задремать. Здесь было тепло. Я заплакал. Я не хотел оставаться один, среди чужих людей. Попросив случайную женщину присмотреть за вещами на платформе, мать вернулась ко мне. С вещами в комнату не пускали. Я плакал и не отпускал ее. Я был голоден. Глаза мои слипались. Я не хотел быть без матери. Я плакал. Судьба вещей беспокоила ее. Она говорила со мной, я не унимался. Тогда мать в сердцах, ослепнув от усталости и горя, несколько раз сильно шлепнула меня куда попало. Я заголосил еще сильнее.
Вдвоем мы вышли наружу, я добился своего. Платформа опустела. Мы были вдвоем, да куча вещей посреди платформы, да редкие фигуры людей. Я хныкал и нестерпимо хотел есть. Мать пугала меня перспективой возврата в комнату матери и ребенка, и я замолкал. И снова принимался хныкать и просить, и жаловаться на усталость и холод.
К тому времени, когда подали омский поезд, я закоченел. Вновь нахлынула суетливая толпа. Моей матери никак не удавалось попасть в основное русло. Словно мутная река в половодье, течение толпы бурлило и сметало двери вагонов, проводников, и всякий раз отбрасывало нас в сторону. Меня сдавили, наступили мне на ногу. Я рванулся за матерью. Нешуточная сила подняла меня на воздух и, ударяя о ступени и перила, протолкнула в тамбур вагона. Я почувствовал, что с правой руки моей сорвана варежка и нет калоша на одном валенке. Рука моментально остыла и начала терять чувствительность.
- Мама! - закричал я и с дикой, сумасшедшей энергией стал продираться между ног, узлов и чемоданов к выходу. Озверелые люди напирали в вагон, врываясь в тамбур под давлением жавшей на них толпы. Кто-то споткнулся о меня, образовалась свалка. Я, как сквозь подземный ход, рвался к выходу. Меня то отшвыривало назад, то на какое-то мгновение я побеждал это скопище огромных тел, эту стихию, и был момент, когда я ухватился рукой за обжигающую холодом ручку двери и на долю секунды увидел перекошенное лицо матери внизу. Темная платформа. Жгучий морозный воздух по лицу. Запах паровозного дыма. Я закричал, завопил - мама! - и, видимо, ослабленный этим криком, тотчас был отброшен от дверей назад, вглубь тамбура. Я успел услышать, как мать кричала мне:
- Иди в вагон!.. Я здесь!.. Иди, не выходи!..
- Мама! - надрывался я, ударяясь о чемоданы и то продвигаясь к выходу, то снова удаляясь от него.
Не знаю, сколько это продолжалось. Ни холод, ни усталость, ни пустой желудок не подрывали так мои нравственные силы, как эта чудовищная, непоправимая беда.
- Мама! - кричал я. И кричал до тех пор, пока моя мама, попав, наконец, на ступеньку вагона, не влезла в тамбур. Я так кричал, осипнув и потеряв голос, так отдался крику, что ничего не слышал и не видел перед собой.
- Пойдем. Проходи, - сказала мама. - Пропади оно пропадом! - зло сказала она. - Пусть пропадает, в конце концов!.. Нет у меня на все рук.
Мы шли по вагону, в котором успело стать тесно.
- Спасибо офицеру, - говорила мать. - Спасибо, помог. Без него я б, наверное, не уехала... - Она продолжала говорить, возбужденная борьбой и раздражением посадки. В руках она держала один узел, других вещей не было. - Садись сюда, - указала она мне на свободную лавку. - Сиди и никуда не уходи. Слышишь? Я сейчас вернусь.
Ее платок начал пропадать за фигурами людей, которые, толкаясь и опережая один другого, старались побыстрее пробежать через вагон, чтобы отыскать и захватить свободные места. Пальцем на ноге я пытался сквозь мягкий валенок, на котором не было калоша, нащупать пол вагона. Я видел, что палец нажимает на пол, но самим пальцем я никак не мог почувствовать этот нажим. Позднее, когда закоченевший палец стал отходить, он заныл. Заныли также пальцы рук.
Вернулась мать с молодым лейтенантом. Они принесли наши два чемодана. Меня о чем-то спрашивали, я сипел в ответ.
- Вова, - мать наклонилась надо мной, - ты не заболел, сын? Горло болит? - Горло у меня болело. - Только бы ты не болел... Только бы ты не заболел!
Она с тревогой вглядывалась в мое лицо, сама такая исхудалая и погрубевшая. И в голосе ее прозвучали забота и мягкая нежность. И в эту минуту я простил ей все окрики и тычки, и дерганья, случившиеся в последнее время.
Я согрелся и размяк. В вагоне было полно людей. Я попросил есть. Но потом я заснул, голодный и заплаканный, и сладко спал до утра. Мать устроила мне постель, раздела меня сонного и уложила.
Утром, когда я проснулся, мать сидела рядом со мной, на лавке, и смотрела в окно. Напротив нас просыпалась упитанная, средних лет женщина в красной шерстяной кофте. Насчет возраста у меня был свой четкий критерий: свою маму я считал молодой, про всех женщин моложе ее я знал, что это девушки, а те, кто старше, были средних лет, пожилые и старухи.
На второй полке над нами поселился мужчина с добрыми глазами. Над ним, на третьей полке, спал капитан, артиллерист, как я выяснил вскоре. Над красной кофтой теснились парень с девушкой, а верхняя полка была завалена вещами. Вещи стояли также в проходе, под столом, под лавками. Как я сейчас понимаю, тот придурковатый и не вовремя задумчивый вид, который с удивлением замечал я у наших соседей и у матери, был вызван тем, что их глаза то и дело пробегали по вещам, проверяя, все ли на месте. Две лавки в проходе занимали девушка и пожилая женщина; я с интересом проследил, как они из нижней лавки сделали стол и два стула, и мне тут же захотелось посидеть именно за этим столом. А там еще в оба конца вагона были люди, и люди, и столько было всего интересного.
Но прежде всего я хотел есть. Мать дала мне кусок серого хлеба и кружку с теплой водой. Она достала из чемодана мешочек, развязала его и всыпала мне в кружку две столовые ложки сахарного песку. Колеса перестукивали, переборки вагона скрипели. Пахло поездом, дальней дорогой. Вагон подпрыгивал, и вода в кружке требовала внимательного к себе отношения.
Толстуха в красной кофте поправила волосы, протерла лицо и принялась за еду. У нее был круглый, огромный корж из серой муки. Она отламывала от него руками, ножом черпала из кастрюли топленое масло, маслила куски коржа и отправляла их в рот. Еще у нее был кусок сала, вареная картошка в мундирах и даже яйца. Последнее не затронуло моего воображения. Но корж, корж с намазанным на него топленым маслом - от этого лакомства я не мог оторвать глаз. У меня засосало под ложечкой, зуд пошел по всему телу.
- Мама, - позвал я. Я помнил, что просить у чужих нельзя. - Мама, я хочу коржа. С маслом. - Я во все глаза глядел на руки, которые держали корж, и на рот, обсыпанный крошками. Мать не слышала меня. Или притворялась, что не слышит. - Мама, я хочу есть. Дай мне коржа. - Мать подпирала рукой подбородок, взгляд ее был устремлен в окно. Я потянул ее за руку. Но глаза мои смотрели на толстуху напротив, прямо ей в лицо. - Мама, дай мне коржа... Дай мне коржа с маслом...
Мать резко повернулась ко мне.
- Перестань попрошайничать!.. Ты только что поел. Ты не хочешь есть.
- Я хочу есть, я не наелся.
- Не попрошайничай!..
- Я не попрошайничаю, я хочу коржа.
- У тебя просто глаза завидущие. Ты не хочешь есть. Не хочешь... А топленое масло ты терпеть не можешь, тебя от него тошнит. - И это была святая правда. Я не любил масла, и, если силой меня заставляли съесть кусочек, меня тошнило от него.
- Я хочу коржа с маслом, - просипел я. - Хочу коржа с маслом...
Лицо толстухи постепенно делалось все более замкнутым. Она не смотрела в нашу сторону и продолжала жевать. Видно, ей было не по себе. Наконец, она не выдержала, повернулась ко мне и, краснея от злости, скорее не дала, а метнула мне кусок коржа с прилепленным к нему маслом.
- Неххоррошо... Действительно, какой-то попрошайка растет. Детей надо воспитывать.
Мать смотрела в окно. Плотно сжатые губы намертво запечатали рот. Лицо ее окаменело.
- Очень это нехорошо, - сказала толстуха, снимая скорлупу с яичка. - Из балованных детей вырастают бандиты.
Сверху свесились хромовые сапоги. Потом показалось галифе защитного цвета. И вот уже встал передо мной капитан с третьей полки, наклонился ко мне и ни с того, ни с сего прочел стишок:
Куркули нам не нужны.
С ним не выиграть войны.
- Правильно? - спросил капитан.
- Правильно, - ответил я, рассматривая его портупею.
- О, где же это мы так охрипли? На митинге речь произнесли? На открытом воздухе? Или, может быть, отдавали команду на фронте?.. Ро-ота! впере-ед, в бой!..
- Нет, я маму звал.
- Да, вот это любовь. Позавидуешь... И, наверно, взаимная. Так охрипнуть, призывая... Это настоящая любовь. А? Как вы думаете?
Мать немного оттаяла, но в разговор вступать не стала. Она была здесь, и в то же время как будто отсутствовала.
- Да, да, такая любовь редкость в наше суровое время. - Я обернулся и увидел мужчину с добрыми глазами. Он стоял на полу и был на голову ниже капитана. Плотный, обтекаемый, с копной волос над морщинистым лбом, он мог сойти за крупного царя гномов из сказки. - Сейчас что главное? Взаимная любовь. И доброта. И я бы даже сказал, что сейчас, когда каждый человек до последнего напрягает силы, когда сотни и тысячи людей, лучших людей, отдают свои жизни, главное, порядочность и взаимовыручка. И в некотором роде, я бы сказал, душевная, истинная интеллигентность.
Он поднял руку с вытянутым пальцем, повернулся к толстухе и сел рядом с ней, потеснив ее плотнее к окну.
- Взаимовыручка, гражданка, и интеллигентность, - повторил добряк, осматривая яства на столе. Он не к месту хохотнул. - Х-ха, х-ха... Какой у вас, извините, обильный стол.
Прекратив жевать, толстуха быстро убирала провизию. Злые глазки ее бегали по сторонам, ни на ком не задерживаясь.
- М-да, - сказал добряк и потянул капитана за рукав.- Присаживайтесь. Места всем хватит. Не правда ли? - И он снова глупо хохотнул. И если бы не добрые печальные глаза на умном лице, он бы выглядел сущим дураком. - Как сказал Драйзер, порядочность - это наш общий недосягаемый идеал. Трудно с этим спорить, вы согласны? Х-ха...
- А как сказал Федоров, - сказал капитан, - куркули - это наш общий враг номер один.
- А вы, синьор, - обратился ко мне добряк, - отчего вы такой серьезный? Вам, наверно, скучно ехать в поезде?
- Нет, не скучно, - ответил я. - А я потерял варежку. Мы едем в Омск к тете и к дяде. Там у меня есть брат Саша. Вы знаете, что Саша значит Александр?
- Синьор уже успел хлебнуть горя, - сказал капитан.
- Как тебя зовут? - спросил добряк. - Какой мальчик, совсем не стесняется... Ты должен знать какие-нибудь стихи.
- Знаю.
- Сколько ему? - спросил добряк у матери. Мать ответила. - Пятый год! - удивился он. - Говорит, совсем как взрослый. Удивительный мальчик. А песню ты нам споешь?.. Так, так, мы сейчас устроим концерт по всей форме.
Он пригласил девушку и женщину из прохода и парня со второй полки быть зрителями.
- Начинаем концерт! - объявил добряк. - Внимание... Внимание... Выступает заслуженный артист, четырежды с половиной заслуженный по возрасту и непревзойденный по многим талантам Владимир - Псевдоним - Инкогнито!..
- Инкогнито? - спросил я.
- Он споет нам, - продолжал объявлять добряк, - песню, которую объявит сам!..
- Я прочту сперва стихи.
- Стихи... Тем лучше, - сказал добряк.
- Страшные стихи, - сказал я.
- Х-ха... Чудесно, - сказал добряк. - Синьоры, прошу тишины!.. Синьор, прошу вас начать!..
И я начал читать почти без запинки страшные строчки про умывальник, умывальников начальник и мочалок командир... Образ, создаваемый стихами бессмертного дедушки Корнея, представлялся мне адским кошмаром. И с выражением декламируя, я изо всех сил старался передать зрителям ужас описываемых событий.
И мочалку, словно галку,
Словно галку проглотил...
В этом месте снималось напряжение, и история устремлялась к благополучному концу, озаренному мягким и спокойным светом. Публика аплодировала. Капитан поставил меня между колен и раз или два опустил мне на волосы свою ладонь.
- Прекрасно!.. Поразительно!.. - сказал добряк. - Какой способный мальчик!.. Талант!.. Какая память!..
- Вы перехвалите его, - возразила мать, но я видел, ей приятно. Лицо ее ожило, и в глазах заиграли веселые, любимые мною искорки.
- Ничего, - сказал капитан, кладя мне руку на плечо, - он уже совсем взрослый. Все понимает.
- Ничего он не понимает, - сказала мать. - Где ему? Потерпите немного, он вам еще себя покажет.
- Это к лучшему, что не понимает, - сказал капитан. - Успеется. Но что надо, он понимает. Верно? - спросил он у меня.
- Да.
- Вот так-то. Порода наша, боевая.
- В некотором роде, я бы сказал, все наше несчастье от большого понимания, - сказал добряк. - Куда какие умные стали, а интеллигентности не хватает. И порядочности...
- Да поди ты со своей интеллигентностью! - сказал парень на второй полке. - Провалиться мне, если мальчишка не споет нам песню.
- И провалишься, - громко сказал капитан и, ухватив парня за голову, стащил его вниз под общий хохот. Не смеялась одна толстуха в красной кофте. Она сидела у окна и делала вид, что ее здесь нет.
- Теперь песню, - сказала пожилая женщина из прохода.
- Песню... Песню, - единодушно подтвердили зрители.
- Синьоры! объявляется следующий номер. Прошу внимания!..
- Война скоро кончится? - спросил у капитана парень. - Мне главное, чтобы...
- Попадешь. Я тебе обещаю. Чтоб скоро кончиться... не тот конец будет. Потом поговорим.
- Товарищ капитан, - сказал добряк, - внимание...
- Всё... Отставить разговоры! - скомандовал капитан.
- Тишина!.. Тишина!.. Какую песню желает исполнить синьор?
- Я спою... Я спою песню... Я спою песню "Огонек". - И я запел фальшиво и охрипло:
На позиции девушка провожала бойца.
Темной ночью простилися на ступеньках крыльца...
Я пел, люди глядели на меня, глаза людей, объединенных общим настроением, подхватили душу мою и подняли в недосягаемые высоты. И я парил на высоте, я купался и нежился в солнечных лучах, в голубом безоблачном небе. Случайные люди перестали быть случайными людьми: волшебная сила невидимкой присутствовала среди нас. Чувство душевной доброты воцарилось в купе.
Я пел.
И подруга далекая парню весточку шлет,
Что любовь ее девичья никогда не умрет.
Все, что было задумано, все исполнится в срок...
- Вот дает! - воскликнул парень и засмеялся.
Добряк хохотнул. Капитан сделал едва заметное движение головой, и этого было достаточно, чтобы предупредить все разговоры. Мать застенчиво улыбнулась одними глазами.
Внимательные лица, благодарные, выразительные глаза людей - когда я допел мою песню, это еще долго оставалось живым для меня.
- Каково?.. Каково!.. - воскликнул добряк. - Нет, вы только послушайте. Восхитительно!.. Строго между нами, я не удивлюсь, если Вова споет нам еще одну песню...
- Нет, хватит, - сказала мать. - Слишком у него воображение разгуляется.
- Достаточно для начала. Надо горлышко поберечь,- сказал капитан. - Нам еще сто лет эти песни распевать. Сто лет, не меньше.
- Красивый мальчик, - сказала пожилая женщина. - Загляденье...
― Красивый... - Ее дочь протянула руку и прикоснулась ко мне. - Он очень хорошо стихи прочитал.
- Душевная песня, - сказал парень.
- Прекрасно!.. Прекрасно!.. - сказал добряк. ― Истинный талант. Талант...
- Да перестаньте вы, - сказала мать. - Не надо его так хвалить. Он балованный.
- Нет, уважаемая, извините, вы не имеете права зажимать талант. Восхитительно!.. Талант!.. Никакого, я бы сказал, права не имеете... Прошу вас всех громкими аплодисментами еще раз поблагодарить исполнителя.
Добряк мне очень понравился. Он купил меня уважением и похвалами. Он восторгался без меры, и я видел, что всеобщее внимание доставляло ему удовольствие. Казалось, тщеславие этого человека удовлетворяется в большей степени, чем мое. На мать я мимолетно сердился, ее возражения мешали мне быть первым, главным, всеобщим кумиром. Я присел на капитанское колено и, посмотрев ему близко в лицо, увидел, что его задумчивый взгляд устремлен на мать. Бойкий на язык, он вдруг сделался молчаливым. Пожалуй, добряк был интересней, но к капитану меня тянуло сильнее. Мне нравился его голос, его движения, весь его облик. Он притягивал меня военной подтянутостью, твердостью и силой настоящего мужчины. То, что он был военный, само по себе много значило для меня в тот период.
На одной из остановок капитан и добряк сбегали за кипятком и новостями. Капитан принес в газете большую кучу красной брусники. Он положил эту кучу на стол и предложил угощаться желающим.
- Вот ведь брусника, - сказал добряк. - Поневоле о тех вспомнишь, кто сейчас в окопах, на морозе... Для чего, спрашивается?..
Брусника была красивая, вкусная, кисло-сладкая. Целая гора лежала на столе, и мы с капитаном всю ее съели почти вдвоем. Он подбадривал меня. Мать возражала, опасаясь заразы. Позднее, к вечеру, у меня появились нестерпимые рези в животе, и меня сильно пронесло.
Добряк наклонился к капитану и вполголоса произнес:
- Лучшие люди... сколько их в эту самую минуту гибнет и увечья получает? А зачем?
- Как так? - спросил капитан.
- Да так, что им брусника уже не нужна больше... Как сказал Марк Твен, лбом стену не прошибешь. Вы согласны?
- Какой Марк Твен?
- Вы не знаете, кто такой Марк Твен? Х-ха...
- В первый раз слышу.
- Х-ха... Это великий писатель. Американский.
- Не говорил этого Марк Твен никогда.
- Как это не говорил, когда я говорю, что говорил? - Добряк повернул голову, чтобы его было слышно в купе.
- Не говорил. Вы это придумали. Для красного словца.
- Я никогда не придумываю.
- Где он это говорил?
- Ну-у...
- В "Том Сойере"?.. В "Принц и нищем"?
- Вот в...
- В "Гекльбери Финне"?
- Да. В "Финне".
- Эх, вы!.. Интеллигент!.. Вы такой же интеллигент, как я аэростат.
Девушка в проходе засмеялась в полный голос.
- Да это вы зря так, - примирительно сказал добряк.- Вы меня не так поняли.
- Я вам вот что скажу. Ослов у нас, конечно, много. И наверху тоже... Но война еще началась. Еще началась, поняли вы?.. Миллионы, как я, живые еще... Напортить... да, много напортили. Но помешать... Нет. Никакие ослы и никакие злыдни не смогут нам помешать. Они сейчас полные штаны наделали, а может, не наделали, а просто с любопытством наблюдают. Или даже с удовольствием...
- Ну, это вы ...
- А может, с удовольствием, - повторил капитан. - Отступление? Потери? Родители в Белоруссии? Да. Да. Да. Стрелять надо, кто виноват в этом!.. Но никакие злыдни не смогут помешать нашей победе!..
Я сидел на руках у капитана и ощупывал кожаную портупею и пуговицы на гимнастерке. В окно светило зимнее солнце. Было тепло и покойно. Я заснул под тихое покачивание вагона. Засыпая, я слышал гневный голос капитана.
- Порядочность... Интеллигентность, - ворковал добряк. - Вы согласны?.. Х-ха...
Капитан передал меня матери. Мать уложила меня на лавку. Я все слышал, но не хотел просыпаться.
Мне приснилось что-то тревожное, и от этого чувства тревоги я проснулся. Была тишина. Мы стояли, и странно было не ощущать толчков вагона. Первое, что я увидел, были винтовки. Настоящие винтовки со штыками и настоящие солдаты. У одного солдата и еще у офицера на рукавах были красные повязки с белой надписью. В проходе, из-за солдатских спин, виднелось приветливое лицо царя гномов. Офицер с нарукавной повязкой стоял напротив моего капитана.
- Я еду по важному делу, - сказал капитан, протягивая офицеру бумагу. - На каком основании вы можете арестовать меня?
Арестовать! Я не мог понять, что происходит.
- Вы останетесь со мной. Основания вам будут сообщены. - Офицер не взглянул на протянутую руку с бумагами. - Собирайтесь и следуйте за мной.
- Это безобразие, - сказал капитан. Он подобрался, как для прыжка, от него повеяло сталью и холодом, но голоса он не повысил. - Вы срываете срочное и важное дело и вы будете отвечать за это!.. Если у вас есть какие-либо... замечания ко мне, сообщите моему командованию. Но срывать выполнение задания, мне порученного, вы не имеете права... Я должен ехать дальше. И я никуда не пойду из поезда.
Офицер приблизился к нему и злобным шепотом произнес:
- Капитан, не заставляйте меня применять силу здесь, в вагоне!.. У нас мало времени. Даю вам две минуты на сборы.
Капитан на мгновение застыл, пораженный гневом. Затем он, ни звука не проронив, отвернулся от офицера и полез на свою лавку за вещами. Он надел шинель, подпоясался и привесил сбоку полевую сумку, ту самую сумку, о которой я не переставал мечтать все военные годы. Я получил ее только в сорок пятом, когда вернулся с фронта мой двоюродный брат. У капитана оказался небольшой чемоданчик, он защелкнул его, уложив свой нехитрый багаж.
- А вам чего здесь надо?.. Р-разойтись!.. - скомандовал офицер, и несколько любопытных голов, заглянувших к нам, тотчас исчезли. - Подождите меня на платформе, - приказал он солдатам.
Мой капитан даже не посмотрел на меня. Он ушел в сопровождении патруля, не глядя ни на кого и не прощаясь. Я пытался поймать его взгляд, а потом ждал, что он обернется, но они увели его к выходу, солдатские шинели заслонили его от меня, и он ушел навсегда.
- Вот что, вы тоже собирайтесь, - сказал офицер царю гномов. - Вы можете понадобиться, как свидетель.
- Я... свой долг... Может быть, меня... Долг свой... Вы понимаете?..
- Ладно, долги после считать будем. А сейчас собирайтесь, да поскорее.
У добряка затряслись губы, лицо сморщилось, и он из царя гномов превратился в старуху-нищенку.
- Письменное заявление... Может быть, я могу...
- Хватит разговоров! Собирайтесь, я сказал... Уж с вами, я надеюсь, мы не будем турусы на колесах разводить?.. Спокойно, не волнуйтесь. Вас посадят на следующий поезд. Только скорей, пожалуйста, времени мало.
Добряк послушался, и они тоже пошли к выходу. Офицер с нарукавной красной повязкой подмигнул мне на прощанье, но я не мог отделаться от враждебного чувства к нему и, не шелохнувшись, смотрел на него исподлобья.
- Мама, почему они арестовали дядю капитана?
Мать молчала. Эта ее привычка с недавних пор молчать и не отвечать на мои вопросы начинала меня раздражать.
- Мама, почему они арестовали дядю капитана? - повторил я, наваливаясь на ее плечо и грудь.
- Не знаю.
- А этого дядю тоже арестовали?
- Не знаю. Перестань почемучкать... На, возьми лучше нарисуй что-нибудь.
И тут парень со второй полки, к моему великому удивлению, громко и длинно выругался. В этот момент вагон дернулся, покачнулся, и мы поехали, набирая скорость. Я удивился не потому, что не знал этих слов, а потому, что, зная их, я был убежден, слова эти предназначаются для нас, мальчишек, но их нужно скрывать от взрослых и, пожалуй, от девчонок, которые могут взрослым наябедничать.
Я незаметно посмотрел на мать, стыдясь ее присутствия.
- Что за шум, а драки нету? - Седой старик, с бородой, с длинными волосами, в рубахе, подпоясанной шнурком, закинул котомку на вторую лавку над нами, которую только что освободил добряк, и присел рядом со мной. Он был небольшого роста, худощавый, с очень прямой спиной, и от него шел приятный крестьянский запах. - Значит, обули Филю в чертовы лапти, - сказал он, живо оглядывая присутствующих быстрым взглядом.
- Ошибка вышла, - сказал парень. - Сволочь эта сладенькая охаяла, - зло сказал он, отмахиваясь от сестры, которая делала ему знаки, чтобы он замолчал. - Вот уж, действительно, волк в овечьей шубе!.. Гудел тут - "интеллигентность... доброта..." Этот, речи медовые, и продал капитана. Его рук дело... Ошибка вышла. Хорошего человека сразу видно...
- Туда ему и дорога!- сказала толстуха в красной кофте. - Каждому по заслугам.
- Постыдились бы такие слова говорить! - сказала девушка из прохода.
- Люся, прошу тебя, - вступила пожилая женщина,- прошу тебя, замолчи сейчас же и не вмешивайся в чужие разговоры.
- Худое - охапками, хорошее щепотью, да и то не всякий раз, - сказал старик. - Эх-хе... Не теснота губит, а лихота. В тесноте живут люди, а в обиде гибнут.
Парень сделал злое лицо и свесился со своей полки, чтобы лучше рассмотреть толстуху. Мне показалось, он от злости готов свалиться вниз, на тюки и чемоданы, а там, глядишь, вцепится в толстуху, и пойдет рукопашная.
- Скупердяйка жадная!.. - прошипел он. - Твое дело брюхо набить!.. Ты вон даже ребенку крошку пожалела от себя оторвать. Тебе не то что обсуждать, сидеть рядом с таким человеком... Отстань! - сказал он сестре.
- Кто, я?.. Брюхо!.. - Первым ее порывом было вступить в перебранку. Надуваясь и багровея, она приготовилась дать отпор. Но, видно, толстуха оказалась с хитрецой. Придумав, как ударить больней, она взяла себя в руки, обмякла и спокойно сказала:
- Ошибки, конечно, ошибками, только зря ничего не бывает. Огонь без дыму не живет!..
Парень повернулся на спину, и мне была видна его правая щека и нос, вздернутый кверху. Сестра уговаривала его, а он лежал неподвижно и угрюмо смотрел в потолок.
- Не печалься, мил человек, все перемелется, мука будет... - Старик помахал рукой, чтобы привлечь внимание парня. - Слышь, не тужи. Бог любит праведника, а черт ябедника. Так завелось на белом свете. Козла спереди бойся, коня сзади, а злого человека со всех сторон... Ну, а жадность, тоже известное дело. Скупому человеку убавит Бог веку.
Вот опять этот Бог, подумал я и постарался себе его представить.
- Это кому же убавит Бог веку? - вызывающе спросила толстуха.
- Да это я так, мила женушка, в обчем рассуждаю. В обчем. - И он продолжал дальше сыпать непонятные мне речи. Мать ни с того, ни с сего улыбнулась, потом рассмеялась. Засмеялись женщины в проходе и приблизились к нам, чтобы лучше слышать. Парень продолжал лежать на спине. Он повернул голову к старику, но взгляд его оставался угрюмым. - Кабы свинье рога - всех бы со свету сжила... В кривом глазу и прямое криво. А ты, парень, не тужи. Молод еще. Еще все у тебя будет. После ненастья всегда солнышко. Знаешь?..
- Старый хрыч, - сказала толстуха.
- Во, во... Бей быка, что не дает молока. Выходит, сперва ты меня повози, а там я на тебе поезжу...
Парень громко расхохотался и, повиснув на руках, спрыгнул вниз.
- Ай, дед!.. Вот так дед!
- У злой Натальи все люди канальи, - продолжал старик. - Ты на это наплюнь. Известные дела, есть одни люди и есть други люди. Бывает, борода апостольская и речи, как мед, а усок дьявольский. Все бывает. Это нам известное дело... А офицерик отдышится, ничего с ним не станет. Верно говорю. К чистому поганое не пристанет.
Непонятный разговор надоел мне. Мне сделалось скучно. Ничто не удерживало меня в нашем купе, и я пошел бродить по вагону. Тоскливо тянулся вечер. Всюду были люди. Всюду были разговоры. Но капитана нигде не было. Я не надеялся, что увижу его, не такой уж я был дурачок в свои четыре с половиной года. Я ходил по вагону, и ничто не радовало меня.
Ночью мне снились кошмары. Утром мы с матерью оделись, забрали свои вещи и сошли с поезда. Было уже светло. Над прохожими, словно это были не люди, а паровые машины, клубился морозный воздух. Мать поставила меня у вокзальной стены на площади, а сама пошла за извозчиком. Я терпеливо ждал возле чемоданов. Новый город, предстоящая встреча с родственниками, которых я ни разу еще не видел, волновали меня. Когда мать вернулась, ведя за собой подводу с лошадью и с мужиком, одетым в овчинный тулуп, мы погрузили вещи и покатили прочь от вокзала по незнакомым улицам.
Так мы приехали в Омск.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"