Береза Анна : другие произведения.

Иличевский А. Анархисты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Новый роман Александра Иличевского "Анархисты" - это интеллектуальный роман-сказ. Выбранная автором классическая стилистика подчеркивает преемственность многих идей романа с интеллектуальным дискуссионным полем девятнадцатого, отчасти двадцатого века, но все эти идеи получили в романе совершенно новую, оригинальную интерпретацию. Роман целиком и полностью актуальный, если так можно выразиться - по-современному нервный и дерзкий.
  
   "Анархисты" имеют трехуровневую структуру - три среза, в рамках которых и выстроено произведение. Обозначим их как психологический, интеллектуальный и идеациональный ландшафты романа ( используя один из любимых терминов Иличевского - "ландшафт"). Следует отметить, что названные срезы романа находятся между собой в горизонтальной связи - ни один из срезов не является доминирующим. Более того, их чрезвычайно трудно вычленить для анализа - настолько они взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Но все-таки поговорим о каждом из них в отдельности, не забывая, впрочем, что разделение это будет весьма условным.
  
  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ
  
  Основу психологического ландшафта романа создает динамичная сюжетная линия любви главного героя Соломина, в прошлом небезуспешного бизнесмена, а ныне рефлексирующего художника, к нереально красивой наркоманке Кате. Любовь ли это в обычном ее понимании, или какое-то другое чувство - не так важно. Для психологического ландшафта романа гораздо большее значение имеет, что чувство это безответно и переживается героем на протяжении всего романа, как еще одна неудача в его и без того никчемной (по мнению самого Соломина) жизни. Еще одна важная сюжетная линия - отношения Соломина и доктора-анархиста Якова Турчина. Турчин - полная противоположность Соломину - он молод, энергичен, жесток, деятелен, рационален. Турчин с Соломиным терпеть друг друга не могут. Существование и образ жизни Турчина являются отрицанием всего того, что значимо и ценно для Соломина. Существование и образ жизни Соломина ставят под угрозу теоретические построения Турчина об идеальной анархической социальности.
  
  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ
  
   Главной темой интеллектуального ландшафта романа являются дискуссии вокруг проблемы анархизма, его истоков и современного преображения концепции. Анархия в романе определяется как умный союз автономных личностей, способных к добровольному созидательному труду и взаимопомощи. В анархической социальности нет места вертикали власти, связи между индивидами горизонтальны, неформальны, а сами индивиды равноправны. Одной из важных черт анархического сообщества является отсутствие принуждения, а также осознанная социальность в противовес либеральному индивидуализму. Прообразом, а может быть даже реальной формой анархической горизонтальной структуры является Интернет с его феноменальными способностями к самоорганизации и саморазвитию. Эти и другие интереснейшие идеи Иличевский развивает через захватывающие полемические беседы, которые ведут между собой герои романа. Иличевский сам сторонник идей анархической социальности, а потому, казалось бы, он должен быть незримо всегда на стороне анархиста Турчина. Но Иличевский предельно честен с читателями и с самим собой. Он не пытается подогнать теорию под реальность. В полном соответствии с высказанной в романе идеей о множественной истине, он подвергает теоретические построения анархизма испытанию реальностью, с которой эти самые построения вступают в видимое противоречие, а также критике со стороны иных мировоззрений (Соломин, отец Евмений). Порой Турчин противоречит сам себе. Так, доктор говорит об отсутствии принуждения в анархическом сообществе, и сам же высказывается довольно жестко за то, чтобы принудить Соломина и Катю трудиться на общественно-полезных, по мнению Турчина, видах работы. Также по ходу выясняется, что анархическое сообщество, по версии Турчина, вполне целесообразным считает применение остракизма по отношению к автономным индивидам, которые все-таки не желают добровольно созидать. Но разве остракизм не есть форма принуждения, при этом весьма жесткого? Турчин от того и злится, что иного пути не видит для того, чтобы "вписать" таких, как Соломин в анархическое сообщество. Между рациональным и социальным Турчиным и иррациональным, антисоциальным Соломиным нет ни доверия, ни понимания - ничего, на чем бы мог базироваться их союз автономных личностей. И как может быть по другому, если "анархические пчелы" Чаусова ни стихов, ни картин не пишут, а Соломину Шекспир дороже всех людей вместе взятых?
  
  ИДЕАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ
  
   В основе идеационального ландшафта романа лежат поиски героями "лика Бога", осмысленного существования, попытки понять и осознать соотношение конечности человеческой жизни и бесконечности Вселенной (Вселенных), примириться с неэстетичной эстетикой смерти, понять значение творчества в процессе познания Бога. В этих идеациональных мировоззренческих исканиях главная роль отводится Соломину. Соломин пытается искать Бога в красоте, ее созерцании и попытке слиться с ней в творческом освоении. Красоту же Соломин ищет в пейзаже. Именно в пейзаже, уверен Соломин, присутствует "лик Бога". Соломин видит отражение этого лика в картинах Левитана. Соломин бродит по тем местам, где в свое время бродил Левитан, ищет те точки, с которых Левитан писал свои пейзажи, чтобы также приобщиться к левитирующему левитановскому взору, к "лику Бога", чтобы осознать, почувствовать себя частью Вселенной, доказать небессмысленность своего пребывания в этом мире. Но, словам Капелкина, к слову одного из самых симпатичных героев романа, проблема Соломина в том, что он ищет Бога в безлюдье, а ведь "красота без человека - пшик". Но, видимо, Соломин что-то такое почувствовал. Он почувствовал некую "стерильность" своей жизни, своей созерцательной экзальтированности и впустил в свою жизнь Катю. Ведь "с одной стороны, нет для тебя ничего ценней, чем покой; с другой, привязанность - и телесная и душевная - хоть и будоражит, но дает особенное чувство жизни." Катя не любит Соломина. Соломин же разрывается между красотой земной, человеческой, чувственной и красотой безлюдной, но идеальной и вечной. Пожалуй, именно через преодоление этого фундаментального противоречия, в конце концов, и родится новый человек с новым типом сознания, и именно этот новый человек и станет тем автономным индивидом, который образует анархическую социальность Турчина?
  
  Но пока...Соломин и Турчин не понимают друг друга. Пока Соломин и Катя гибнут, осознав, что смерть грязна, но их жизнь еще грязнее, гибнет и Турчин какой-то нелепой, но такой логичной турчиновской смертью. И тем не менее, конец романа ощущается, как оптимистичный ведь Соломин смеется, осознав, что "с помощью пули ничего нельзя поделать со вселенной", а лики Бога все-таки отражаются в быстро бегущей реке, по берегам которой еще недавно бродил Левитан и еще один странный и грустный человек...
  
  В итоговом абзаце можно было бы сказать - вот, собственно, о чем написан, а лучше сказать потрясающе выписан, роман Александра Иличевского "Анархисты", но не скажу. Потому что в коротком отзыве невозможно рассказать о всех смыслах и идеях и образах этого романа. Роман этот больше и глубже, чем любая рецензия. Есть в нем какое-то обещание...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"