Лохматый : другие произведения.

Русско-китайский пессимизм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор русско-евро-китайского мифотворчества.

  Мировые ипостаси, на которых строятся все мифы.
  1. Яйцо. Мировое, либо золотое или просто в каменной скорлупе, усиленное ковчегом, бронзовым сундуком, медным сундуком, тщательно скрываемая от современного человека тайной.
  2. Рождение героя. Обязательно чудесное. Обязательно от бога.
  3. Окружение. Вокруг героя боги добра и зла. Их война.
  4. Герой взрослеет. Ему становится неуютно от установленных правил. Он переходит черту неповиновения, бросает вызов закону и пошлому мироустройству.
  5.Главная цель героя - обман бога, его убийство. Захват престола.
  6. Исполнение замысла. Констатация преступления. Бегство из ада.
  7. Погоня. Изгнание. Долгая трудная дорога из дома, камень преткновения. Выбор пути.
  8. Большое путешествие. Поиск себя и своих идеалов.
  9. Поучительное фиаско. Возвращение. Миф о блудном сыне. Возврат к корням, смирение.
  10. Захоронение в позе зародыша, либо лицом на точку исхода.
  На этом следует завершение очереного витка эволюции. Возможно, виток напишет историю героя над бесславными подвигами отцов, но, возможно и опустит спираль эволюции вниз, на ступень деградации и раскола.
  Оба варианта - поучительны. Нравственны. Они имеют сотни аналогичных сюжетов в мифологии разных народов.
  Сравните.
  Блудный сын.
  Моисей.
  Одиссей.
  Кецалькоатль.
  Кришна.
  Прометей.
  Колобок.
  Илья Муромец.
  Уход из дома - главный социальный инстинкт, он позволяет человеческим племенам как можно шире расселиться, освоить новые ареалы. Возвращение блудных детей символизирует закрепление прогрессивных качеств генофонда.
  Польза путешествия заключена в неприменном возвращении. Безвозвратное путешествие - всегда фиаско. Поэтому герои мифов обязательно возвращаются из морских глубин и даже из Ада.
  "Нисхождение Инанны в Ад",
  "Орфей и Эвридика", "Путешествия близнецов к подземный богам" (Майяпан).
  "Садко".
  Исключение - бегство Колобка. Этот миф жутко депрессивен, он создан умом выжатого раба, которому без разницы от кого умереть - лишь бы на свободе.
   "Умри - но беги", - девиз его адептов.
   Когда-то возвращение Колобка было обязательным условием и подразумевалось первоначальным скандинавским навигационным мифом о Лепешке, бегающей по небу.
  От Лунной лепешки откусывали разные животные, отчего она преврашалась в календарные объедки: сначала в убывающий месяц, потом полумесяц и, наконец, исчезнув в голодной пасти Лисы, возвращалась на небосвод.
  Без трагедий. Практично. Удобно. Главное - циклично.
  ---------
  Имперский разум неразрывно связан с разумом раба, который выпестован идеей неудачного побега, наказанием, поражением в случае сопротивления.
   Бесполезность воспитания рабов и побега можно заметить и в китайских мифах.
  Например: бегство из земного ада ...
   Усы бога, по которым герой уже вскарабкался на самый верх, вдруг обрываются под тяжестью остальных беглецов и человечество летит обратно в земной ад.
   Имперский разум создается воспитанием, прежде всего.
  Альфы нет без омеги, а властелина без рабов. Внушаемость фиаско происходит в двух империях, сохранившихся до наших дней посредством внушаемости младенцам депрессивных сюжетов древних сказок.
  Достаточно для сравнения рассмотреть, допустим, другой миф о маленьком человечке, рожденным во Франции. Мальчик с пальчик. Куда ж меньше, а вот, гляди-ка великана - людоеда одолел!
  А кот в сапогах? Сумел же, хотя и хвостатый!
  Спрашивается, почему народ в Росиии перестал сопротивляться деспотизму?
  Ответ. Он не прекращал не сопротивляться. Невозможен такой народ. Зато приветствуются сказки о беспрестанной смене власти.
  Уходит старый царь - приходит Иван царевич. Побежден Горыныч - но при этом Илья Муромец не на троне, а всего лишь "По усам текло, а в рот не попадалово".
  Карьеры для Ильи Муромца в русских мифах не предусмотрено.
  Рассмотрим миф о его послдних подвигах и кончине.
  Начинается он с камня преткновения и выбора пути. На камне скрижали:
  " Направо пойдешь - быть убиту, прямо поедешь - быть женату, налево поедешь - быть богату".
   Илья Муромец, как и следует герою, которого царь наебал, выбирает путь смерти. Итак, самоубивец направляется направо.
  Там сидят 40 разбойников. Заметим что цифра СОРОК - срок активной человеческой жизни.
  Герой побеждает свои годы и соловья разбойника. Он возвращается к камню и выбирает иной путь, обещающий: "Женату быть". Илье захотелось обычной человеческой радости: детишек в гнезде, внучат, то, се, хватит воевать.
  Но и здесь он здорово обманулся. Его возлюбленной оказалась - Персефона, которая сбрасывала претендентов в подземную темницу, сквозь ложе смерти, расположенное под брачным ложем.
  Илья Муромец прикончил обманщицу, освободил царевичей из подземелья и вернулся туда, где ему посулили несметные богатства.
  Но и там - полный облом.
  Клад лежал опять таки под землей, под плитой, которую ни один из героев не мог сдвинуть с места. Илья Муромец положил на эту плиту последние силы, забрал золото, но воспользоваться им не сумел. Раздал его людям и тут же окаменел.
  Вот пессимизм то! Воевать - а для чего? Жениться по собственному выбору тоже опасно. Становиться богатым в этом мире - смертельно. Народную любовь золотом не купишь, станешь каменным идолом, пока не рассыплешься в прах.
  Вот тебе и памятник, Илья Муромец. Вот и вся твоя жизнь.
  
  ----------
  Китайская империя своих рабов утешала приятной жизнью на небесах.
  В даосских мифах мало реального, зато много фэнтези. Судьбы героев провозглашают то же самое непротивление насилию.
  Например, Басянь - восьмерка героев (аналогичная русским трем богатырям, которые, кстати, в отличие от доасских, не страдали желанием воспариться и поваляться на облаках.
  В даосизме главное - достижение бессмертия и рая.
  Басянь, бесянь ("восемь бессмертных"), в китайской мифологии - популярнейшая группа героев, символы удачи. Все они достигли бессмертия в результате постижения дао, или "пути".
  
  1.Ли Тегуай ("железная клюка"), ученик основателя даосизма Лао-цзы.
  Он отправился к священной горе, а, вернувшись обнаружил, что его тело нечаянно сожгли. Но герой нашел выход: он реинкарнировался в теле хромого бомжа.
  2.Чжунли Цюань - ученик первого Ли. перед Чжунли Цюанем раскололась стена дома и он нашел наставления о том, как стать бессмертным. Чжунли внял им и на облаке взлетел в небо, став вестником богов. Он толст, лыс, с длинной бородой и веером из перьев.
   3.Люй Дунбинь, увидев вещий сон о тщете всего земного, решил покинуть мир и направился в горы.
   4.Хань Сянцзы - его ученик. Его учитель взял на небо и показал персиковое дерево с плодами бессмертия. Хань стал бессмертным; его изображали с персиком, флейтой или букетом цветов.
  5. Цао Гоцзю был младшим братом императрицы Цао, жившей в эпоху Сун. Однажды он покинул двор и тоже отправился в горы, чтобы вести там подвижнический образ жизни.
  6.Чжан Голао - старец, живший во времена императрицы У из Танской династии. Чжана, приносящего детей бездетным и новобрачным, нередко изображали с персиками.
  7. Лань Цайхэ - бессмертный, которого китайцы представляли себе в облике девушки или женоподобного мужчины с корзиной цветов и фруктов.
  8. И, Xoy И ("божественный стрелок", Стрелок И), в китайской мифологии сын верховного божества, стрелок, который совершил много отважных поступков, кстати,очень похожий на Геракла, тоже успокоился на небе.
  Вбив в свои бошки идею бессмертия и рая, помешанные на эликсирах, формулах и свитках бессмертия, герои не бунтовали против имперской деспотии.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"