К главе 4
В УМИЛИТЕЛЬНОЙ ЕЛАНИ
Болтовня поэта-венеролога
I
Светлым вечером весенним
я люблю бродить по грязи,
и скользить, и спотыкаться,
и смотреть, и чутко слушать.
Светлым вечером весенним
все хотят на волю выйти:
там по улице Лассаля
триппера мои гуляют.
Триппера мои вдыхают
ароматы луж весенних,
лужи эти и навозом,
и мочей благоухают.
Ароматы возбуждают
трипперов сердца и страсти,
их сердца любови просят,
им отныне запрещенной.
Месяц колкий и двурогий
ухмыляется ехидно,
месяц бледный и рогатый -
он скептически настроен.
Месяц бледный, месяц бедный
импотенцией страдает,
от его скупой постели
убежала прочь супруга.
Потому ехидный месяц
не сочувствует влюбленным,
трипперам моим печальным
он показывает фигу.
Так и я, как этот месяц
Я на вопли всех влюбленных
им в ответ смеюсь тихонько
и показываю фигу.
Трипперам никак не должно
бурной страстью опьяняться,
допустить такого срама
венерологи не могут.
Вот и я, как венеролог,
я б хотел, чтоб все постели
предо мной одним раскрыты,
а другим - закрыты были,
и тогда, поверьте, триппер
был бы всюду уничтожен,
только я один страдал бы,
истощенный от любви,
импотенцией объятый
стал бы скептиком заядлым.
Всем известно, что объятья -
это школа скептицизма.
П
Я среди безумств любовных
скептицизму научился.
Впрочем, практики немного,
и не все еще постиг я.
Потому моя натура,
так сказать, не стопроцентна:
я - чудовищная помесь,
я - скептический мечтатель.
О глазах Лили мечтаю,
о сияющей улыбке,
твердо зная в то же время:
трудно быть гнусней Лилиты.
Впрочем, что же удивляться?
Лиля - это перл творенья,
Лиля - чудо совершенства,
самый яркий выразитель
человеческой природы.
Ну, а сущность человека,
квинтэссенция похабной
человеческой морали -
лицемерие и гнусность
без конца и без начала.
Потому не возмущаясь
лицемерием Лилиты,
я люблю ее, голубку
за ее капризный ротик.
А Лили меня целует,
любит нежно, бескорыстно,
принимая приношенья
только в виде поцелуев.
Всё же женщины отчасти
по природе проститутки,
за любовь свою желают
получать по твердой ставке.
Да, любовницы желают
лести, нежности и страсти,
блеска глаз и остроумья,
и рифмованного вздора.
К счастью, есть и поспокойней
(в скобках должен я заметить)!
кое кто предпочитает
просто чистую монету.
III
Сколько раз я в дождь и в вёдро,
утром, днем и на закате
клялся всякими богами,
что коварных женщин брошу,
и еще звучали клятвы,
но уже через минуту
снова следующей даме
целовал я нежно руки.
В жизни шумной и прохладной
все мы страшно одиноки.
Вы подумайте об этом,
одиноки, одиноки.
Так по холоду и грязи,
смертно плача и тоскуя,
мы бредем дорогой жизни
одиноко, одиноко.
От тоски моей смертельной,
от холодной этой жизни
часто хочется согреться
у живого сердца милой,
к дорогой груди прижаться
головою непокорной,
чтоб она ее тихонько
нежно гладила, лаская,
чтоб волос моих вихрастых
пряди жесткие и злые
навивала ты на пальцы,
дорогая, дорогая.
Можно, правда, и к мужчине
головой на грудь склониться,
но такие излиянья
были б несколько курьезны.
Выбор той иль этой груди -
дело вкуса и уменья.
Лично я предпочитаю
милой грудь из за комфорта.
Грудь ее весьма удобна,
как пуховая подушка:
прижиматься к этой груди
и тепло, и очень мягко.
IV
На дороге жизни скользко,
грязь - не хуже, чем в Елани.
Нужно твердую опору,
чтоб в пути не спотыкаться.
Три могущественных чувства
овладели бедным сердцем.
Как ни странно, в этих чувствах
даже я, я постоянен.
Я боюсь, люблю, тоскую.
Под эгидою тройною
проживу свою пустую
и кочующую жизнь.
Чувство первое - могучий,
темный, злой, необоримый
страх и ужас перед смертью,
перед тайной разрушенья.
Только вспомню о внезапной,
о блуждающей старухе -
сердце дрогнет и сожмется,
сердце плачет и тоскует
и не хочет примириться
с неизбежным, с неизбежным.
Ах, тоска уничтоженья
нам, увы, неразрешима.
Мысли эти и вопросы
от себя я отгоняю.
Чувство мощное - второе -
спазм любви необычайной,
непреклонной, бескорыстной,
удивительной и милой.
Изменял я всем и всюду,
но в одном я неизменен:
я люблю любовью верной
своего родного сына.
Замечательный мальчишка -
милый, умный и капризный,
от рожденья он мечтатель,
от зачатья ярый скептик.
Весь в отца он уродился.
В нем я будущее счастье
и встречаю, и лелею.
И звенит в моей любови
голос рода, голос крови.
Голос рода - вот спасенье
от блуждающей старухи.
Милый сын мой, он в грядущем
сохранит меня и скроет -
То, что в этой глупой жизни я -
и праздный, и ленивый
удосужился не сделать, -
создадут, быть может, лучше
эти самые потомки.
Третье чувство - я тоскую
о тебе, моя Мария,
ты одна неповторима
в золотом калейдоскопе.
Долго ль я твою улыбку
у других искать не брошу,
долго ль буду в исступленьи
через жизнь к тебе тянуться
исхудалыми руками;
Ах, ужель в тоске напрасной
о любови незабвенной
в пустоте и без ответа
тихо жизнь моя иссякнет?
V
За окном кружится ветер,
ветер ставни рвет и стонет.
В умилительной Елани
Я у радио вздыхаю.
темной лирикой тревожусь,
и плыву, и растворяюсь:
так меня обуревают
звуки танго из Варшавы.
Из далека, из тумана,
по волнам эфира легким
шлет гавайская гитара
нежно чувственные звуки.
Забываясь под наркозом
этих призрачных томлений,
я лирически вздыхаю,
счастлив, грустен я и светел.
В сердце бьется звонкий, сладкий
ритм, и строфы за строфами
вновь слагаются, толпятся
в голове моей горячей.
Может быть, другого счастья,
счастья глубже и полнее
в этой бедной, скудной жизни
больше я не испытаю,
никогда таким глубоким
и счастливо-долгим вздохом
не вздохну я, не вздохну я
под гавайскую гитару.
От моих протяжных вздохов
рядом мельница кружится
и скрипит она крылами,
и ворчит она сердито:
будет, милый, разболтался,
перестань, пока не поздно,
не тревожь меня, старуху,
воздыханьями своими.
И от лирики очнувшись,
вновь насмешлив и спокоен,
я лукавыми глазами
в жизнь смотрю и улыбаюсь.
Жизнь - улыбка! Мудрый знает,
что она пройдет бесследно.
Вместе с ней и я исчезну -
улыбающийся скептик.
Пусть незлобивый и мягкий,
праздный, тихий и ленивый
в этой жизни одинокой
и следа я не оставлю,
пусть она течет капризно,
унося мои желанья, -
не пророк я и не воин,
не тщеславный честолюбец.
Эти ж строки, эти строфы,
как и сам я,- несерьезны:
бурно страстны; в то же время
и насмешливы, и сухи.
Эти строки: не поэма
и не исповедь пороков,
не лирические вопли,
не житейский катехизис,
это просто -
БОЛТОВНЯ!
Апрель-октябрь 1931 г. Елань.
К главе 4