Казалось бы, что общего может быть у еврея-сиониста Зеэва Жаботинского с русским дворянином, христианином Петром Чаадаевым? Национальное происхождение, социальный статус и вероисповедание бескомпромиссно делает их "ЧУЖИМИ".
Стоит, однако, обратиться к представлению обоих мыслителей о Движущей Силе Истории, как ситуация меняется, и они превращаются в "СВОИХ".
Осмысление Истории - характерная особенность всех авраамических религией. Она вызвана необходимостью вписаться в общий процесс "Акт Творения - мессианская эра" с целью конечного объединения.
Но если целью историософии "Старого время" было объединение народов единой верой, то у историософии "Нового времени" появляется иная цель - осознать состояние разделенных народов, представить образ единого человечества и определить способ перехода от разделенности к единству.
Эти вопросы оказываются в центре внимания как Чаадаева, так и Жаботинского. В поисках ответов оба мыслителя создают поразительно совпадающие историософии "Нового времени", в которых оживает ТАНАХ, погруженный религиями в летаргический сон.
Историософия "Нового времени" превращает этих "ЧУЖИХ" друг другу мыслителей в "СВОИХ".
2. Исторические нации в "Новое время"
И Жаботинского, и Чаадаева к размышлениям об Истории побуждает состояние народов, которое проявилось с наступлением "Нового времени".
Жаботинский, как и все поколение халуцианства, к которому он принадлежал, остро ощущал новизну исторического момента. Историософская проблематика - то единственное, что объединяло всех сионистских мыслителей, которые во всех прочих вопросах оказывались противниками, часто непримиримыми.
Все доказывали, что сионизм призван покончить с многовековой зависимостью евреев от чужого развития и чужого влияния, которая в галуте стала нормой. Все были убеждены, что народ созрел для возвращения на Землю предков, чтобы в качестве политической нации взять на себя всю полноту ответственности за собственную национальную судьбу, а не возлагать ее на другие народы.
Однако никто так четко, как Жаботинский, не выразил это общее ощущение исторического момента через само определение сионизма: "Сионизм - это когда евреи начинают сами созидать свою историю".
Чаадаев размышляет о человечестве, и обнаруживает, что историческое развитие привело все народы к новому состоянию. Продолжение этого развития требует осмысления Истории.
ЦИТАТА.
"если внимательно всмотреться в дело, то окажется, что все сырье истории уже исчерпано; что народы выявили все свои традиции; что если и предстоит еще дать лучшие объяснения прошедшим эпохам, то эта задача будет решена не той критикой, которая способна лишь копаться на свалке истории, а приемами чисто рациональными, то по отношению к фактам не предстоит никаких новых открытий. Итак, истории теперь осталось только одно, - осмысливать"
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
3. Общий порядок - порядок зависимости
Каким же образом народы к этому состоянию пришли?
Оба мыслителя приходят к выводу: на людей воздействует неподвластная Человеку Сила, которая ведет к единству и в единстве проявляется.
И эту Силу оба мыслителя находят в ТАНАХЕ.
Жаботинский в письме к сыну делится своими мыслями о воздействии на человека Б-жественной Силы, которую сам человек своим разумом осознать не может.
ЦИТАТА
"Тысячу раз можно преподать моральные правила без всякой связи с Б-жественным. Так делал и я всю сознательную жизнь, но теперь я считаю, что правильнее рассматривать основы этики как нечто, данное изначально свыше, как нечто недоступное разуму исследователя. Не только из соображений обычной вежливости, ведь в конце концов, Библия ─ это действительно наш первоисточник, и почему мы должны это скрывать?"
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
"Связь с Б-жественным" проявляется в единстве народа. Для евреев это станет очевидным лишь тогда, когда народ начнет объединяться в собственном государстве.
ЦИТАТА
"Когда начнем строить жизнь ... государства в соответствии с нашими национальными идеалами - станет очевидным, что основа основ наших "национальных идеалов" в ... чудесной связи с Б-жественным Духом" (Из Письма Жаботинского раву Юнгстеру)
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
И Чаадаев пишет о воздействии на Человека Того, кто вложил в него стремление к постоянному движению.
ЦИТАТА
"Никогда, нет, никогда не остановится и не погибнет мысль, которая должна подчинить себе мир: для этого ее должно было бы поразить свыше особое повеление того, кто вложил ее в душу человека."
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Общий результат движения - единство. И Человек, действуя активно как субъект, на самом деле подчиняется Силе, которая вынуждает стать всех в порядок общий, "порядок зависимости".
ЦИТАТА
"Вся наша активность есть лишь проявление силы, заставляющей нас стать в порядок общий, в порядок зависимости. Соглашаемся ли мы с этой силой, или противимся ей, - все равно, мы вечно под ее властью."
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Отсюда следует, что историческое развитие народов также есть результат воздействия Силы, над которой никто не властен. И это логично - ведь ТВОРЕЦ разделил человечество на народы, чтобы к "концу дней" каждый народ смог пойти "во имя своего бога", то есть сформировавшейся коллективной личностью.
Чаадаев отмечает результат исторического развития народов.
ЦИТАТА
"Народы - существа нравственные, точно так, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей воспитывают годы"
Только на этой основе и может произойти объединение человечества.
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
4. Человечество в "конце дней"
Как же в таком случае будет выглядеть человечество "конца дней", если в процессе развития каждый народ сформировался как "нравственное существо" в матрице религиозной веры?
Оба мыслителя, и Жаботинский, и Чаадаев видят человечество как союз взаимодействующих национальных индивидуальностей, народов, осознавших себя и объединенных общей целью.
Так описывает будущее человечество Петр Чаадаев.
ЦИТАТА
"У всех народов образовалось бы истинное национальное сознание, состоящее из некоторого числа положительных идей, очевидных истин, выведенных на основе их воспоминаний, из твердых убеждений, которые господствовали бы в большей или меньшей мере над всеми умами и направляли бы их к одной и той же цели. И тогда национальности, которые до сих пор лишь разделяли людей, избавившись от ослепления и от страстного преследования своих интересов, объединились бы для достижения согласованного и всеобщего результата; тогда все народы протянули бы, может быть, друг другу руки и вместе пошли бы к одной цели."
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
И Жаботинский, рассуждая о человечестве, отмечает потребность в разнообразии человеческого опыта.
ЦИТАТА
"Если бы национальных различий не существовало, то в интересах всего человечества их надо было бы изобрести, чтобы дух человеческий мог проявляться во всем разнообразии оттенков"
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Человечество в представлении Жаботинского является союзом взаимодействующих национальных индивидуальностей. Для представления этого союза Жаботинский обращается к образу оркестра, который состоит из музыкантов, играющих на разных инструментах. Только личное совершенство каждого музыканта позволяет всем вместе достичь абсолютной гармонии, добровольно подчиняясь Дирижеру.
ЦИТАТА
"Когда мы слушаем оркестр, беспрекословно повинующийся палочке дирижера, и у нас создается впечатление абсолютного единства, это значит, что каждый из оркестрантов вложил огромный труд в достижение этого единства. Отнюдь не дирижер принудил его к этому, а он сам, его стремление к совершенству. Высочайшая цель человечества - достичь абсолютной гармонии всех личностей, всех их устремлений, чтобы "музыканты" не мешали друг другу, а создавали все вместе и каждый в отдельности прекрасную симфонию. Собственно, понятие "человечества" и предполагает "единство"".
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Полное соответствие идеям и образам ТАНАХА
5. Где начинается путь к универсализму?
Возникает вопрос: а каков механизм взаимодействия народов? Как разрозненные народы могут прийти к универсальным идеям?
Чаадаев описывает этот процесс: общие идеи вызревают постепенно в практике конкретных народов, внутри их традиций.
ЦИТАТА
"Для того, чтобы стать достоянием человечества, идея должна пройти через известное число поколений; другими словами, идея становится достоянием всеобщего разума лишь в качестве традиции."
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
К каждому народу результаты иных традиций попадают через общение. Формы общения разнообразны: это и торговля, и война; это и имперская политическая система и, наконец, общая авраамическая религия.
Все эти формы общения вносят в традицию одного народа элементы традиций других народов. Усвоение этих элементов требует обобщения разных опытов, их универсализации, которая происходит постепенно внутри традиции каждого народа.
Процесс этот, начавшись в одном поколении, продолжается в следующих до полного сплавления опытов. Так что через традицию каждый человек обретает объединенный опыт своих и чужих предков уже в качестве общечеловеческого.
ЦИТАТА
"Народы живут только сильными впечатлениями, сохранившимися в их умах от прошедших времен, и общением с другими народами. Этим путем каждая отдельная личность ощущает свою связь со всем человечеством."
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Ну а теперь главный вопрос: как именно отдельная личность усваивает универсальные идеи?
И тут можно лишь поражаться совпадению позиций обоих мыслителей, Зеэва Жаботинского и Петра Чаадаева: образ мира человек получает в кругу традиционной семьи, в кругу тех людей, которые дают ему жизнь и учат быть Человеком.
Так видит эту связь Петр Чаадаев.
ЦИТАТА
"речь идет здесь отнюдь не только о тех традициях, которые сообщаются человеческому уму историей и наукой: эти традиции составляют лишь часть мировой памяти...их влагает в глубину душ неведомая рука, их сообщают сердцу новорожденного первая улыбка матери, первая ласка отца. Таковы всесильные воспоминания, в которых сосредоточен опыт поколений: всякий индивидуум их воспринимает с воздухом, которым дышит. И в этой-то среде совершаются все чудеса сознания"
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Жаботинский также пишет о переносе образа, который закладывается в семье, на большой коллектив людей. И хотя его волнует национальная проблематика (разрозненность общин - единство народа), принцип тот же.
В "Слово о полку", анализируя письма, которые солдаты посылают домой с фронта, Жаботинский обращает внимание на письма евреев, для которых весь мир - собственная семья. Это чувство еврей сможет перенести на весь народ, когда у него появится государство.
ЦИТАТА
"Бесконечная нежность к своему дому - не к стране, не к городу, не к улице, а только к одной квартире... Мне вспоминалось талмудическое речение: "Дом его есть его жена". Кто знает: может быть, это и лучше патриотизма; может быть, это есть основа патриотизма. Может быть, если этим людям дать настоящий "дом", такой, где квартира, и улица, и город, и страна сплетены в одно целое, взаимно обусловленное как ступени одной и той же лестницы, где сломай одну - посыплются другие, то и получится психология зелотов Бар-Кохбы?"
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Ключевая роль семьи в процессе движения к единству человечества возвращает к ТАНАХУ.
Этот удивительный источник поражает странным сочетанием глобальности (от Акта Творения всего сущего к человечеству мессианской эры) с, казалось бы, нелогичной сосредоточенностью на трех поколениях всего одной семьи - на праотцах народа ТАНАХА, Аврааме, Ицхаке и Яакове.