Зив-Ами Лиора : другие произведения.

Союз Творца с "Семьей" праотца Авррама. Продолжение эссе ""Семья" против ""Вавилона" (Часть 10)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Династия праотцев народа ТАНАХА" - 10-я глава эссе ""Семья" против "Вавилона"". В этой главе обращается внимание на поразительную сосредоточенность ТАНАХА на семье праотцев, поведение которых вызывает множество недоуменных вопросов. Но причина в Идее союза ТВОРЦА с первичным коллективом, Семьей, в которой человек не только рождается, но и обучается Быть Человеком. Жертвоприношением сына утверждается принцип "Семья": смысл обучения человека, которое начинается в колыбели, в союзе с ТВОРЦОМ. Как развивается этот принцип в Истории продемонстрировали на собственном опыте как евреи, так и арабы (потомки Авраама, заменившие на жертвеннике Исаака Исмаилом).

  Предыдущие главы:
   I. Танах. Два принципа Мирового порядка
   II. Новое время. Запрос на принцип Мирового Порядка.
   http://samlib.ru/editors/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-1.shtml
   III. Движущая Сила Истории
   IV."Человек полей" против "Живущего в шатрах"
   http://samlib.ru/editors/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-2.shtml
   V.Что есть сионизм?
   http://samlib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-5.shtml
   VI.Глобальные проблемы в "лаборатории человечества"
   http://samlib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-7.shtml
   VII. Главная проблема "Нового времени"
   http://samlib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-6.shtml
   VIII. Гора Синай - Живой Дух или фетиш?
   http://samlib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-11.shtml
   IX. "СВОИ". Гора Синай - Будущее
  http://samlib.ru/l/liora_z/mir-porjadok_semja-bavel-13.shtml
  
  X)СОЮЗ ТВОРЦА С "СЕМЬЕЙ ПРАОТЦА АВРААМА"
  
  1.Семья союзников ТВОРЦА человечества
  
  Что представляют собой праотцы, о которых повествует ТАНАХ? Есть три вопроса, которые требуют ответа или по крайней мере внимания.
  
  Первый вопрос касается места праотцев в ТАНАХЕ.
  Рассказ об Аврааме начинается сразу после рассказа о первых опытах человечества и общечеловеческих проблемах. Последняя из этих проблем представлена как раз в рассказе о "Вавилоне". И тут же переход к Аврааму и его семье, как будто о человечестве до Авраама уже все самое главное сказано.
  Далее целая книга из Пятикнижия Моисея повествует о жизни 4-х поколений одной семьи, Авраама, Ицхака, Яакова-Израиля и его 12 сыновей. То есть, 12 из 50 глав книги "Бытие" посвящено человечеству; остальные династии праотцев.
  Странная пропорция, не так ли?
  
  Второй вопрос касается внимания к семье праотцев миллиардов людей, которые связали с ней судьбу своих народов через монотеистические религии, христианство и ислам.
  Почему именно эта семья оказалась столь значимой? Ведь у каждого народа есть собственные праотцы и собственные легенды о них?
  Зачем народам понадобились чужие отцы семейства?
  
  Третий вопрос касается более чем сомнительной нравственности героев ТАНАХА.
  ТАНАХ - не житие святых. Напротив, многие поступки поколения праотцев крайне проблематичны. Хотя бы два из них - обман слепого мужа в заговоре с сыном (Ицхак, Ривка и Яаков) и решение убить родного брата, замененное продажей его в рабство (Йосиф и его братья).
  Какова же роль праотцев?
  
  Ясность вносит Чаадаев. Рассуждая в Седьмом философическом письме о миссии пророка Моисея, Чаадаев пишет:
  
  ЦИТАТА
  "Миссия его заключалась не в том, чтобы проявить образец справедливости и нравственного совершенства, а в том, чтобы внедрить в человеческий разум величайшую идею, которую разум этот не мог произвести сам."
  КОНЕЦ ЦИТАТЫ
  
  И таков весь ТАНАХ.
  
  В ТАНАХЕ представлен не образ "святого народа", а опыт усвоения Идеи Единого, которую народ не в состоянии адаптировать к реальности. Идея слишком абстрактна, и потому ТВОРЕЦ постоянно доказывает свою реальность непосредственным вмешательством, демонстративно нарушая природный порядок, то есть, через всякие "чудеса".
  Но народ, "который отдельно живет", все равно тянется к опыту всех народов, чье многобожие позволяет им связать конкретные области жизни с ответственным за эти области божествами, уйти от универсализма в конкретику. Евреи хотят того же. И царя требуют себе, чтобы управлял народом не Непостижимый ТВОРЕЦ, а конкретный человек. Но национальную судьбу изменить нельзя, так как определяет ее союз ТВОРЦА с праотцами.
  Ключевой момент этого союза - жертвоприношение собственного сына.
  
  2. Жертвоприношение сына
  
  Еще до рождения Ицхака Авраам замечает, что богатство, которым одарил его ТВОРЕЦ, не имеет смысла из-за отсутствия наследника. Рождается Ицхак, наследник, названный единственным и любимым.
  И ТВОРЕЦ требует принести его в жертву.
  
  ЦИТАТА
  "возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе" (Бытие 22)
  КОНЕЦ ЦИТАТЫ
  
  В выборе между союзом с ТВОРЦОМ и единственным сыном Авраам выбирает союз с ТВОРЦОМ, без которого все прочее теряет смысл. Авраам выдерживает это испытание, и в образе несостоявшегося жертвоприношения формируется принцип "Семья".
  
  Принцип "Семья" основан на союзе ТВОРЦА всего человечества с семьей.
  Семья есть первичный союз людей, в котором человек рождается с потенциалом стать Человеком. Без обучения ни один человек этот потенциал реализовать не может. Этот факт доказан разными случаями "маугли".
  Основой обучения является язык, через который из поколения в поколение передается информация, определяющая образ мысли и действия каждого человека. Так формируется традиция, в матрице которой человека учит быть Человеком его ближайшее окружение, его Семья.
  
  В этом отношении традиция единобожия принципиально отличается от традиции многобожия.
  Многобожие удовлетворяет конкретные потребности людей посредством "специализации богов". Ограниченный круг естественных потребностей людей делает ненужным какой-либо развитие. Традиция оказывается самодостаточной.
  И это то, что мы обнаруживаем в Истории - многобожие блокирует историческое развитие народов и их традиций.
  
  Династия праотцев отличается от всех прочих семей тем, что заключила союз не с племенным богом, а с ТВОРЦОМ всего человечества. Поэтому приобщение к Б-гу Авраама тут же вносит в обучение человека проблематику всего человечества. Возникают мессианские ожидания всеединства, появляется стимул исторического развития, и История обретает именно тот смысл, который осознали оба никак не связанные друг с другом мыслителя, Зеэв Жаботинский и Петр Чаадаев.
  
  Единобожие подчиняет все потребности человека союзу с ТВОРЦОМ всего сущего. Все мысли и все действия обретают смысл только в этом союзе, в противном случае все бессмысленно. Вне этого союза весь мир также имеем смысла, поэтому от этого бессмысленного мира нужно отгородиться. И ТАНАХ подробно рассказывает, как эта традиция "ограды" закладывалась в поисках праматерей народа ТАНАХА.
  Никто иной как Чаадаев поразительно точно описал самую суть и последствия союза ТВОРЦА человечества с праотцами народа ТАНАХА и их потомками.
  
  ЦИТАТА
  "Какие имелись более верные средства воздвигнуть истинному Богу неприкосновенный жертвенник среди политеизма, завладевшего всей землей, кроме как внушить народу, хранителю этого священного памятника, кровную вражду ко всякому народу-идолопоклоннику, связать все социальное бытие этого народа, все его судьбы, все его воспоминания, все его надежды с одним этим принципом?"
  КОНЕЦ ЦИТАТЫ
  
  Союз ТВОРЦА человечества с семьей праотцев становится источником универсализма, к которому человечеству лишь предстоит прийти в будущем. Цель будет достигнута, когда каждая человеческая семья заключит союз с ТВОРЦОМ человечества, осознавая единую цель и подчиняя ей все свои потребности. Поступок Авраама - прообраз будущего всего человечества, и поэтому
  
  ЦИТАТА
  "благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего" (Бытие 22)
  КОНЕЦ ЦИТАТЫ
  
  Однако первым народом, реализовавшим этот образ будущего, были не евреи, а арабы, которые считаются потомками другого сына праотца Авраама, Исмаила.
  
  3. Опыт потомков Исмаила
  
  В Коране также сообщается о несостоявшемся жертвоприношении сына (сура 37, айяты 101-113). Только традиция укладывает на жертвенник Исмаила вместо Ицхака.
  Идея, однако, та же: союз с ТВОРЦОМ определяет взаимоотношения людей в том первичном коллективе, в котором человек рождается и учится быть Человеком; все мысли людей, все их чувства и все их дела имеют смысл лишь в союзе с ТВОРЦОМ.
  
  Этот семейный универсализм был тем оружием, посредством которого арабы завоевали полмира, расселившись на огромных территориях обитания народов древнейших цивилизаций Северной Африки, Ближнего Востока, Междуречья и Средней Азии. Перед исламом не устояла ни имперская Персия со своей древней культурой, ни эллинизированные народы Южного и Восточного Средиземноморья. Никакие военные победы не могли сделать то, что сделал Коран, который стал священной книгой всех мусульман. Ведь главное не завоевать. Главное - удержать.
  Универсализм принципа "Семья", который арабы принесли народам, позволил множеству разных, несвязанных друг с другом народов создать и развить национальные мусульманские традиции на основе веры в Единого ТВОРЦА.
  
  Тем самым арабы продемонстрировали, что нет противоречия между Идеей Единого ТВОРЦА и разделением на народы, если союз Единого ТВОРЦА с их отцами становится основой семейной традиции.
  Плюрализм классической мусульманской цивилизации как раз в том и состоял, что в ее рамках "каждый народ идет во имя своего бога".
  
  4. Опыт потомков Исаака
  
  У евреев совершенно иной опыт реализации того же принципа "Семья". Универсализм этого опыта обусловлен многовековым рассеянием потомков Авраама-Ицхака-Яакова.
  
  Во-первых, евреи показали, что принцип "Семья", основанный на союзе ТВОРЦА с семьей, сохраняет единство народа даже тогда, когда его физическое единство невозможно.
  Ни синагога, ни изучение Талмуда не сохранили бы народ, если бы мудрецы не нашли способ подчинить союзу с ТВОРЦОМ весь жизненный уклад еврейской семьи. От еды и семейных отношений до молитв и обрядов, хранящих память о Синае и Земле Обетованной - все основано на союзе ТВОРЦА с праотцами, который через традицию передается их потомкам.
  Такой организованный коллектив обладает потрясающей устойчивостью и продемонстрировал способность выживать в любых условиях и на любой почве.
  
  Во-вторых, евреи показали, как принцип "Семья" позволяет традиции одновременно и сохраняться, и развиваться через взаимодействие с другими народами.
  На протяжении долгих веков рассеяния еврейскую общину окружали и по-разному на нее влияли совершенно разные народы, как христианские, так и мусульманские.
  В этих уникальных условиях принцип "Семья" служил фильтром, пропускающим в традицию универсальные элементы влияния (органичные союзу ТВОРЦА с еврейской семьей), и отсеивающим инородные элементы влияния (неорганичные союзу ТВОРЦА с еврейской семьей): универсальные принимались, инородные отторгались.
  Так в результате многовековой селекции внутри одного народа формировались и развивались разные еврейские традиции.
  Этот опыт позволяет понять, что такое традиция, каков ее потенциал и каковы принципы ее развития.
  
  Во-третьих, евреи в своем опыте продемонстрировали причину кризиса "Семьи" в "Новое время".
  Кризис зародился в Эпоху Просвещения и находится в критической точке своего развития из-за главной проблемы "Нового времени": "отлучение их от власти было необходимо, но это привело к изгнанию Б-га".
  "Изгнание Б-га" разрушило союз ТВОРЦА с семьей.
  Кризис современной семьи - явление очевидное. Но какова природа этого кризиса и почему он возник в "Новое время"? Закономерно, что за ответом на этот вопрос нужно обратиться к опыту потомков тех праотцев, с семей которых заключил союз ТВОРЕЦ всего человечества.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"