Я долго не могла собраться с силами и начать читать эту работу. Все в ней казалось не по-моему. Непривычные для произношения (даже внутренним голосом) имена, отрывистые фразы, пугающие неожиданными точками, многоточиями и отсутствием запятых в положенных местах - от этого некоторые предложения с первого раза понимались не правильно. Приходилось возвращаться и перечитывать, чтобы уложить слова в картинку.
Но я набрала в легкие побольше воздуха и нырнула, думая так: если совсем плохо станет, если начну задыхаться, вынырну и все. Поставлю хорошую оценку, потому что, судя по краткому содержанию роман созидательный, а, значит, весьма полезный.
Нырнула и с непривычки погрузилась слишком глубоко. Вынырнуть не успела - хватнула легкими на середине пути и... оказалось "там" можно дышать. И чем дальше я уходила от начала вглубь произведения, тем яснее понимала - это лучшее, что я прочитала на конкурсе.
Я быстро привыкла к коротким и ёмким фразам. А разве иначе можно выразить состояние души? К именам я тоже привыкла быстро. Читала с удовольствием, каждый раз удивляясь и восхищаясь, когда находила красивую фразу.
Не могу не поделиться с читателями сего обзора (из тех которым не повезло прочитать роман) особо понравившимися мне местами:
"...И сердце ухнуло, заметавшись пойманной за хвост белкой"
"...И мир менялся. Становился все более реальным, обретая собственную плоть и кровь, взамен зыбкого марева иллюзии, учился дышать легким вздохом ветров, учился плакать слезами дождя и смеяться зайчиками, бегущими по глади реки, учился петь голосами птиц и тихо шептать шуршаньем песка..."
"...Воздух в степях сухой и прозрачный, наполненный до краев запахом жухлой травы, ветер шелестит осторожно, перебирает пальцами тонкие стебельки, словно струны, поет колыбельную песню. Искорки с треском подскакивают от костра, кружат, теряясь в дыму, иногда, словно опомнившись, улетают высоко, к далеким огням на своде небес"
"...Вокруг не было ничего кроме узкой, извивающейся как ботиночный шнурок тропы, окруженной с двух сторон отвесными скалами."
"...Ноздри щекочет соленый морской бриз, задорно ерошит волосы на затылке, играет зелеными стебельками тростника, бежит дальше, в бескрайние степи, катится душистыми волнами шалфея и мяты, гоняя по коже стада счастливых мурашек. Могучие кедры гудят над его головой, вторя смолистому дыханию ветра, и сойка - неугомонная птица, трещит без умолку, разнося свежие сплетни."
Читая работу, я чувствовала любовь. Даже описание кровавой бойни не смотрится здесь мрачно. А как же иначе? Как иначе показать, что мир прекрасен, если не показать, как ужасна война. Именно так и думаешь, читая страшные слова. Потому что автор не смакует насилие, он преподносит его яркой картиной, как бы говоря: "ну что с них возьмешь, это же люди, просто люди. Они испуганны, они не знают, что им делать. Но они разберутся, обязательно разберутся в себе и в окружающем мире. Они справятся, потому что безумно любят голубое небо над головой, земную твердь под ногами и море, шепчущееся у ног. У них все будет хорошо, не сомневайтесь." Именно так я подумала, дочитав роман до конца.
Если бы была оценка выше десятки, я бы поставила не задумываясь.
Я не увидела в работе недостатков. Ошибки и описки лезли в глаза, и я их машинально помечала. Но придираться сейчас не хочу. Это не главное.
Но было место, немного сбившее меня с толку. Может быть, автор пояснит его мне.
И вот "спящие" появляются неожиданно в виде черных бабочек. Прикоснувшийся к ней становится коконом для стаи будущих бабочек. К первой бабочке прикоснулись трое, в том числе бог Утнапи:
"...Утнапи едва сдержался, чтобы не попятиться.
- Она лежала у лодки, мертвая. Большая, лохматая, с серебристыми точками.
- Ты трогал ее?
- Нет! - поспешно воскликнул Утнапи.
Слишком поспешно и не слишком убедительно. Эмеш встал, подошел, принялся осматривать его, с головы до ног. Он и сам не знал, что точно он ищет, но очень надеялся ничего не найти. Какие признаки? Утнапи все-таки не человек, не вполне человек, возможно это не опасно для него, но кто знает... Мало, что ли, и без этого проблем.
Про этих бабочек Эмеш знал не много, но то что знал - не оставляло сомнений, время пришло. Демоны на свободе, их больше не нужно искать, они найдут сами.
- Кто еще прикасался к бабочке?
Утнапи молчал, поджав губы.
- Кто еще прикасался к бабочке? - медленно, с нажимом, повторил Эмеш.
Утнапи тяжело сглотнул. Отпираться было бесполезно.
- Двое. Вождь Салиш и еще один рыбак."
По фразе "кто еще" и по поведению Эмеша, я делаю вывод о том, что он понял, что Утнапи заражен. Но вот чуть позже появляется другой эпизод:
"...- Что? - Эмеш растерялся, испугался, не желая верить собственным подозрениям. - Убить? Почему?
- Потому, что я тоже брал ее в руки, - ровно произнес Утнапи, - прости, Сар, я не знал, что этого делать нельзя.
Он стоял так спокойно, даже чуть-чуть улыбаясь, чуть-чуть виновато, словно ничего особенного не происходило, словно это не его вечность готова была вот-вот переступить край небытия. И только сверкающие глаза живо выдавали истинные чувства.
Утнапи! Ох, черт побери, как страшно стало! Земля разом ушла из-под ног. Он стоял и не мог поверить. Холод комком свернулся в животе, тянул, заставлял дрожать. Как же так!
- Нет, Ут, пожалуйста, я так не могу, - Эмеш не был уверен, что сказал это вслух.
Утнапи пожал плечами, все еще улыбаясь.
- Если другого выхода нет...
Мир рушился.
Так стремительно, так беспощадно, проваливался в пустоту откуда возврата нет. Этого не может быть, этого просто не может быть! Должен быть выход! Эмеш готов был кричать, рвать на себе волосы, метаться как раненый зверь, но вместо этого только стоял, даже не шелохнувшись, беззвучно шевеля губами.
Должен быть выход. Так нельзя! Нельзя здесь умирать взаправду!
Вечность ухмыльнулась, вильнула лисьим хвостом и скрылась в кустах. Ушла их вечность.
Совсем.
Игра подходит к концу?
- Может тебе показалось, Ут, - спросил, почти жалобно..."
Мне показались эти два эпизода взаимотсключающими или у Эмеша проблемы от переживаний начались, с памятью.
И вот в этом месте:
"- Гизуду, он просто в ярости. Он там просто в ярости! - Иникер взволнованно размахивал руками, изображая всю ярость маленького хранителя кедровых лесов, - он кричит, что это Лару во всем виновата. Говорит, что какой-то царь что-то у него поломал. Я так и не понял.
Эмеш довольно хмыкнул. Ну и царь! Ему удалось, кто бы мог подумать. В капусту? Геро-ой!"
Меня смутило слово "в капусту" как-то не подходит оно к слову "поломал".
Не знаю, понравится ли автору мое замечание, но я споткнулась на некоторых фразах. Они показались мне не очень:
"...Небеса не привыкли спешить, и со всей дури не привыкли" - Не вяжется, на мой взгляд, словосочетание "и со всей дури" со всей фразой, откуда я выдернула цитату.
"...Он прекрасно узнал бога" - ни с чем не противоречит и вполне вписывается в произведение, где многие слова я услышала впервые, а некоторые старые увидела написанными на новый манер (например слово "толи") вот только я про себя откинула слово "прекрасно", потому что не могла представить себе как можно узнать прекрасно или некрасиво или, на худой конец, хорошо.
Кстати о слове "толи". Считаю, что в русском языке давно нужно проводить нововведения. Например, слово "по-моему". Зачем ему черточка. Это совершенно лишний знак. Никто же не читает "по-черточка-моему", а все говорят просто "помоему". И всем остальным тоже ясно, о чем идет речь. А запятые? Выделение в запятые отдельных слов "словно", "кажется", "например" совершенно утомительное занятие - пять нажатий клавиш, чтобы написать "будто" и четыре, чтобы поставить запятые!