Авторам части рассказов я уже написала немного в комментариях. Что-то перетаскиваю сюда, что-то - не важно.
Хозяйка в его доме
Про женские прически поговорили, хотя эта деталь очень характерна для многих авторов квази-фэнтези. Почему "квази"? Да потому, что авторы пытаются рассказать историю о человеческих взаимоотношениях, вынеся за скобки внешние условия. Миры, в которых случаются эти истории, для авторов абсолютно не важны. Поэтому моделируются из того, что лежит на поверхности: квази-средневековье, "пастушки и пастушки" или "рыцари и дамы". Отсюда - абсолютно искусственный антураж. А человек - он, сволочь такая, - не более, чем продукт окружающей действительности. "Человека вообще" не существует в природе. Поэтому, чтобы описывать героев, выросших в не современной культуре, а в какой-нибудь средневековой, клановой, нужно очень тщательно продумывать каждую деталь и каждое слово.
В той же фразе, где описывается героиня, есть еще одна смысловая ошибка. Восприятие героини идет как бы от имени героя. При этом герой определяет ее как "симпатичную девчушку" - то есть ребенка. Однако в этой культуре 14 лет - почти возраст замужества, в 15 девушка взрослая... Значит герой (который сам очень молод) наверняка воспринимает ее не как ребенка, а как взрослую девушку в возрасте невесты. И таких неточностей слишком много. Автор невольно использует те слова, которые отражают восприятие смоделированной ситуации и ее деталей самим автором (то есть взрослой современной женщиной), а не героем.
Хотя не знаю... требовать от авторов смотреть на действие глазами героев - не слишком ли много я хочу?
Сон во спасение
Это не рассказ, а набросок. Эскиз. Долгое довольно занудливое описание человека, погруженного даже не в свой внутренний мир, а в отслеживание физиологических процессов, происходящих в его организме. Фабула анекдотична: мужик ушел в запой, допился до белочки и похмельной бессонницы, попросил у высших сил возможности заснуть, заснул и бросил пить. Хотя как упражнение в передаче состояния вполне имеет право на существование. Но как самостоятельный текст - нет.
Как-то мне попался альбом с рисунками Рембрандта. Там на нескольких страницах были босые пятки. Эскизы к картине "Возвращение блудного сына", на которой разбитые ноги этого самого сына - символ пройденного им пути. Художник это понимал и долго тренировался рисовать пятки так, чтобы они были по-настоящему грязными и стоптанными. Но сама по себе нарисованная пятка, без остальной картины, никакого смысла не несет, даже если изображена гением. Пятка - она и есть пятка.
Так и тут... Ну, допился мужик до белочки, перепугался и завязал. И что?
Его Рогатое Степенство
Юмореска о вреде лени. Оказывается, несмотря на то, что лень - один из смертных грехов, при служении чертям лень тоже мешает. Вот и пойми после этого чертей...
Чего мне не хватило? Наверное, уровня игры. Автор жонглирует словами, возвращая первоначальный смысл устоявшимся выражениям, играет смыслами и оценками в эпизоде шантажа черта Мандой, но слишком серьезен в обосновании задач черта. По поводу вреда курения кальяна - это просто какая-то цитата из газеты "ЗОЖ". Да и само имя героини - Манда - это юмор самого низкого пошиба. Сомнительно и "наказание" со сменой внешности героев, за исключением половых органов. По сути, никакой смены нет, черт просто вместо среднестатистической внешности, соответствующий полу и гендеру героев, дал им то, что они не могут считать привлекательным для себя. Превратил в уродцев.
В общем, отличная задумка, а вот чувства стиля и меры в реализации несколько не хватило. Поэтому текст не воспринимается на одном дыхании, как должно быть, когда читаешь хорошую юмореску, кажется затянутым и каким-то излишне назидательным.
Приговор
А вот это - не эскиз, а фрагмент. Верно смоделированный эпизод, который легко соотнести с периодом реформации и религиозных войн в Европе. Эпоха хорошо известная, много раз описанная, поэтому мотивация поступка лейтенанта не вызывает недоумения. И исполнение неплохое... Главное в тексте, пожалуй, психологический конфликт между морально-этическими установками лейтенанта, принадлежащего, видимо, к касте потомственных воинов ("главный инстинкт, составлявший существо Гаэрта - защищать беззащитных"), и политикой властей. Впрочем, так было и в реальной истории. И все же невозможно рассматривать этот эпизод как самостоятельное произведение. Шанс выжить, который герой дал девушке, если нет информации о том, зачем она выжила и вообще - выжила ли, - слишком мало, чтобы быть самоцелью текста. Конечно, из таких эпизодов личного мужества и складывается прогресс общества, но о последствиях в тексте - ни слова. Хотя по качеству исполнения эпизод делает заявку на что-то большее, чем просто описание спонтанного действия вследствие эмоции возмущения несправедливостью.
Вечно полный кошелек
Очень приятный рассказ о расхожей, но от этого не менее бесспорной истине. Причем сделан весьма профессионально. Хотя безоблачность финала - это очень большая удача героя... Магия?
Царапнуло лишь одно:
"Алекс стоял перед глухой металлическойдверью, к которой кнопкой был приколот лист бумаги с нарисованной фломастером золотой рыбкой".
Интересно, как можно приколоть что-то кнопкой к металлической двери? Магия, однако?
Автор уже ответила в комментариях, что это - фича. Но мне не понравилось. Если осознанная фича, то не обыграна, герой на этот глюк не среагировал никак. Автор пишет, что герой вообще не реагирует на рассыпанные вокруг него мелочи... Это - умение видеть знаки - другая тема, хотя и близкая к "магии осознанного желания". (Ага, Кастанеда и всякие "Симороны" читаны). Попытаться упаковать все это в пространство крохотного рассказика с простой фабулой - определенная наглость.
Да, и еще - другим комментаторам. Алекс - не лентяй и не бездельник. Просто труд у нас перестал быть делом чести и внутренней потребностью человека, превратившись в примитивное зарабатывание средств на существование. Ничего не поделаешь - эпоха "квалифицированного потребителя".
Взгляд из могилы
Полноценный рассказ с достаточно оригинальным воплощением идеи. Есть несколько огрехов, которые возникли, видимо, из-за правок. Так, "мысленно удивлен" - весьма странное сочетание слов. Удивляются всегда мысленно, показное удивление - это совсем другое.
Очень неплохо подан главный герой - весьма банальный человек, считающий себя "солидным" в примитивно-обывательском смысле.
А вот сама идея... Если бы в рассказе было больше иронии, было бы гораздо лучше. Рассуждать же всерьез о влиянии параноидальных подозрений на шансы бессмертной души достичь блаженства после смерти - это за гранью того, что интересует литературу. Да и вообще людей. Все-таки большинство не столь религиозно, чтобы заморачиваться контролем эмоций с целью обеспечить себе комфортное посмертие.
Шесть солнц
Я уже высказала автору восхищение его экспериментами со звукописью ритмизированной прозы. Так что непонятным осталось лишь одно: реальная ли семья, или все это - магия виртуальных воплощений. Хотя в мире, построенном по законам текста, а не обыденности, возможно все. И желание может стать реальностью, ритм превращается в заклинание, переносящее героя в другой вариант реальности. В общем, очень неплохая вещь.
Доказательство бытия
Тут не могу ничего добавить к сказанному в комментариях:
"Рассказ старый, обкатанный и отшлифованный на конкурсах, поэтому советы по улучшению невозможны. Какой есть - такой есть. Забавный.
Единственное, пожалуй, что хотелось бы написать в связи с рассказом, - он очень постмодернистский. Ага, не удивляйтесь. В нем ключевое - смещение и смешение большого и малого, полное размытие понятия "масштаб". Собственно, для чего глобальная катастрофа? Для того, чтобы ГГ бросил курить и наконец-то зарегистрировал брак со своей многолетней подругой. По логике рассказа - так. Замах на тысячу - удар на рубль. Потому что о том, что будет дальше с миром, читатель не догадывается. Да и автор не знает, поэтому и намекнуть не может. Станет ли мир чище и светлее или окажется под властью озверелых фанатиков, взявших на себя право судить и миловать от имени Бога и готовых убивать тех, кого сочтут "грешниками"? Но для рассказа это не важно. Поэтому у читателя текст вызывает ощущение недоговоренности, некого обмана. Поманили - и бросили... То ли Бог, то ли хакеры. То ли будет, то ли нет... Но вот на уровне личного решение принять можно. Как сейчас принято писать в глянцевых журналах, "начни с себя". Кстати, ощущение, великолепно отражающее сегодняшнее состояние общества. Ну, а вообще, похоже, текст может стать одним из лидеров конкурса".
Говорящие немые
В комментариях я, отрабатывая функции консультанта, придиралась к отдельным словам. Автор вняла и поправила. Впрочем, спорить было не о чем - огрехи явные.
А вот откуда они...
Есть нынче отдельный пласт литературы, оперирующий не впечатлениями реальности, а элементами уже сформированной культурной среды. Литература о культурном коде современного человека. Действие, даже какая-то фабула, - все это не более, чем отражение переживаний от уже созданных объектов культуры. Интересное направление, хотя и очень молодежное - сродни любовной поэзии. Увлечение, которым имеет смысл переболеть в юности, чтобы дорасти до способности показывать собственную личность. Обычно сочетается с бунтом против любых правил и рамок, в том числе и правил сочетаемости слов. И тут порой случаются ошибки - когда игроку в слова отказывает чувство меры.
Но в общем и целом рассказ очень приятный.
Вернуться на Валгалад
Специально не хочу пока читать другие произведения автора. Подозреваю, что вижу в рассказе больше, чем в него вложено. Хотя, как я замечала, авторши женского фэнтези порой гораздо умнее, чем их тексты. Есть среди "старичков" на Самиздате одна девушка - кандидат биологических наук, ведущий специалист в лаборатории, занимающейся чем-то малопонятным для рядового обывателя в области физиологии мозга. А ее героини - сплошь беспросветные дуры с амбициями, при этом весьма милые и и способные, влипнув в неприятности, заставить всех окружающих мужчин бросаться им на помощь с кличем: "Дева в беде!". Поэтому смею предположить, что автор рассказа - гораздо умнее, чем пытается казаться.
Рассказ-пародия, отлично отражающий все недостатки женского фэнтези. И обстоятельное, прямо в духе полицейского протокола, описание объектов и действий, причем очень бедное стилистически. И рационализм, даже некоторая бесчувственность героини - ее действия, ее поведение полностью подчинено представлению о "правильном", навязанном глянцевыми журналами. Поругалась с бой-фрэндом, приревновав того к "деловой партнерше"? Купим кусочек позитива в форме мороженого с коньяком - и все будет ок! Если бы ни вот эта фраза "...свернутые в тугой валик болезненные чувства норовили развернуться и вывалиться неряшливым комком из-за дверок шкафа, в который я их спешно упрятала", то героиню вообще можно принять за робота. Ни появление "демона", ни события вокруг нее не вызывают у героини никакого ответного чувства. Только холодный расчет: насколько это опасно?
Такое ощущение, что смоделированный мир ироничного женского романа, в котором героини, попадая в водоворот событий, умудряются оставаться безразличными наблюдателями, которых больше всего волнует, припудрен ли у них носик, вдруг проник в нашу реальность. Пластмассовый мир победил?
Однако, если в таком стиле будет написано что-то всерьез, это станет миллионной копией уже существующего вала пластмассового ширпотреба.
Альтернативная история Золушки
Это - из того же пластмассового мира. Попытка смоделировать историю бунтующей дочки богатых родителей. О жизни в "великосветских кругах" у автора представление, похоже, весьма смутное. Поэтому берет стандартную "золушку" и выворачивается наизнанку. Типа, замуж за богатого (и вообще замуж) не рвется, устрицам с шампанским предпочитает борщ... Для того, чтобы история стала по-настоящему смешной, не хватает понимание того, что простая смена знака с плюса на минус - это не освобождение от стереотипа, это тот же стереотип, вывернутый наизнанку.
Только люди
Иногда на конкурсах возникает недоумение... вот рассказ. Вроде бы довольно гладко написан. Куча всего наворочено: безумная "прорицательница", повторяющая услышанное по радио, изучающие ее гон шифровальщики, оборонный завод, вспышка на солнце, хроносферный портал... и все для чего? Для того, чтобы сказать простую и в общем-то давно известную вещь: бывают случаи, когда человеку нужно заплатить собой за спасение других людей. И никакие андроиды не помогут. Наворочено столько, что сама мысль кажется какой-то бледной и незаметной. Полная противоположность рассказу "Хозяйка в его доме". Там мир не проработан вообще, здесь автор утонул в деталях и обоснованиях, потеряв по дороге то, ради чего, собственно, и писал.
Метка
Существует целый пласт околохристианских суеверий, основанных на примитивно-народном толковании каких-то аллегорических мест в Библии. Среди них - суеверия вокруг понятия "меченый чертями". В Библии смысл понятия "мета" или "тавро" аллегорический, отсылка к тому, как хозяин метит скот. Однако в Средневековье дефекты кожи могли создать человеку большие проблемы вплоть до казни за колдовство. Сейчас это суеверие сохранилось разве что в поговорках. Хотя, похоже, вдруг из "бабкиных сказок" стало частью современной "окологотической" субкультуры.
На этой идее, собственно, и построен рассказ. Героиня говорит: "Людей бесы делят на меченых и, по их мнению - пока нет..." А салоны тату - это, дескать, некие проводники демонического влияния, ловушки для "морально неустойчивых".
Правда, вот тут - загвоздка. В чем "моральная неустойчивость" героя? Нормальный парень. Со своими тараканами, может на подругу голос повысить, но то - из-за страха за нее. Ну, и за себя заодно. А так - милый, внимательный, заботливый. На роль "великого грешника" никак не годится. Хотя именно вот это отсутствие осмысленной связи между приметой и последствиями - основа суеверий. "Соль просыплешь - будет ссора". С какого перепугу? Да, историки рассказывают, что раньше соль была столь дорога, что рассыпанная солонка по ущербу равнялась потерянному кошельку с зарплатой... но это - раньше. А как сейчас натрий-хлор на полу может повлиять на эмоциональный климат в доме? Бессмыслица. Так и тут: сделал татушку - попал к чертям в лапы. Какая связь? А не важно. Но "знающие люди говорят..." Хотя украсить себя татушкой - это наименьшая и вполне безопасная для окружающих глупость, на которую способен современный человек.
В общем, такое суеверие можно бы было обыграть с юмором. Но автор абсолютно серьезен. Мало того: пытается вытянуть на этой теме что-то вроде хоррора.
Однако вытянуть не удается. Во-первых, из-за стиля. Нанизывать по два-три прилагательных подряд для описания чего-либо - это верный признак того, что автор не может найти одно точное слово. "Оля на ощупь пробиралась в душном закрытом темномпомещении..." А слобо покопаться в памяти и вспомнить, как называются "душные закрытые темные помещения"? Где-то, наоборот, абсолютно точное указание на то, чего героиня знать не может: "Оля сначала сжалась от страха в комок и села на выступающую бетонную балку..." Я глубоко сомневаюсь, что хоть один человек способен в темноте на ощупь отличить покрытую грязью бетонную балку от такой же грязной каменной плиты. Так с какого перепугу Оля решила, что сидит именно на бетоне?
Хотя я, кажется, знаю, откуда. Описание "шахты" и ее "уровней" очень похожи на локации компьютерных игр, где действие регулярно разворачивается в каких-то заброшенных производственных помещениях, где основной материал - бетон. И терминология из игрушек, и интерьеры, которые Оля видит во "снах" - оттуда же.
В общем, получился некий гибрид стилистики постапокалипсиса с бабкиными суевериями. Поэтому воспринимается как нечто неорганичное.
Дар
А вот этот рассказ весьма сильный. И написан неплохо, четко выдержана схема, и тема серьезная: плата за вмешательство в действие божественного провидения.
Хотя ответ на вопрос достаточно невнятный. Нарушил ли герой какой-то фундаментальный закон Мироздания? Ведь вроде бы его "пациенты" все умирали в уготованный им срок, но - счастливыми, без страданий. Или не в уготованный срок, а раньше? Что за дар был у героя - излечивать болезни или избавлять от страданий?
И почему, если его дар - всего лишь избавлять от страданий, то герой спился после смерти любимой девушки? Ведь он сумел подарить ей несколько недель счастья вместо мучений...
В общем, невнятно. Хорошая задумка, но, похоже, у автора у самого нет ответа на вопрос о праве человека на борьбу против смерти, поэтому так смутно.
Вертикаль
Опять христианский миф, переписанный на новый лад. Причем миф, который уже обыгрывался тысячи раз. И опять с какой-то ужасающей серьезностью. Это что, новое поветрие на Самиздате?
Жужики
Теоретически рассказ задумывался, вероятно, как пародия. По некоторым деталям ("шарашка", онкология, излечение) даже угадывается связь с Солженициным. Но как-то не особо смешно получилось. Слово "жопа" меня лично не очень смешит. Самый веселый эпизод - описание процесса скрещения ежа с ужом. Вообще, если дать себе свободу фантазии, генные модификации могут быть весьма веселым делом. Остальное же... Наверное, "гулаговская" тема уже настолько стухла, что даже пародии на нее не кажутся чем-то оригинальным.