Скрут. Бд6_Венец эволюции
Этот
автор, что называется, сам напросился. Без заявки бы, наверное, думать не
стала. Хотя...
Рассказ
простенький, как детский стишок. Типа, в далеком-далеком будущем жен заменят
механические 'домохозяйки'. Конечно, какой-нибудь Сашка Май сразу бы
поинтересовался, в полном ли объеме выполняют роботы 'супружеский долг'. Но -
респект автору - в рассказике всякие пошлости настолько 'выведены за рамки',
что подобные мысли возникают далеко не сразу. Если вообще возникают. Автор
сумел задать такой тон, при котором всякие пошлости просто не приходят в
голову.
Ну,
а содержание... Робот-домохозяйка ссорится со своим хозяином, упрекая того в
бессердечии и отсутствии эмоций. Достаточно забавный диалог, копирующий
супружескую перебранку в интеллигентной семье с 10-15-летнем стажем.
А
вот потом - выверт кибер-юмора. Оказывается, 'домохозяек' подбирают по принципу
психологической совместимости и полезности для хозяев. Факт в описываемом мире
общеизвестный. В результате мужик 'загружается': 'А вдруг я действительно
как-то не так живу, раз меня даже психологически совместимый робот бездушием
попрекает?' В общем, человек-функция проникается и пытается начать более
эмоциональную жизнь...
По
стилистике... Явных ляпов нет, но фразы строятся на уровне 'мама мыла раму'. В
прочем, в данной ситуации это - единственно верный вариант стилистики. Вычурность
и красявости в таких вещах не нужны.
По
композиции - тоже неплохо. Чуть затянут диалог с шофером, дело водилы -
сообщить информацию о психологической совместимости 'домохозяек', а не
распространятся о своих семейных проблемах.
Никаких
'вторых планов', 'подтекстов' в рассказике нет. По крайней мере, я, как ни
пыталась, ничего такого не нашла. Хотя старалась честно. Так что рассказик
пригоден для включения в сборник фантастики для детей младшего школьного
возраста. Поймут, сравнят героев со своими родителями, 'намотают на ус'
информацию о том, что девушкам надо дарить цветы...
Единственная
мысль, которая появилась у меня после прочтения этого рассказа, касается вовсе
не его, а общей тенденции конкурса. То ли птичий грипп на народ повлиял, то ли
'хинтая' пересмотрели, то ли мода такая... Но через один
конкурсные рассказы пахнут кладбищем. Вампиры, волколаки, смерть в разных
образах, пытки, кровь, гной, мухи и прочие радости некроманта. Авторы с
удовольствием убивают бедных героев. Видимо, о том, как жить, писать уже не
принято, хит сезона - о том, как умереть. Антиутопии, опять же, всех видов и
сортов. На фоне всего этого 'Венец эволюции' смотрится как что-то милое и
доброе. Если автор сумеет сохранить оптимизм, и, не впадая в мизантропию,
начнет писать о более серьезных вещах, то получится тот автор, которого я буду
читать с удовольствием.
Дмитриева Татьяна.
Бд-6 Бедная лошадка
Ну
вот... Как и говорилось выше, смерть опять оказывается
активнейшим действующим лицом. На этот раз - в форме придуманной мальчиком
Никошей лошадки. Прозрачной такой, никому не видной... С
крылышками.
Хотя,
если честно, для меня смерть и прочая мистика в этом рассказе почему-то
совершенно не зацепили. Наверное, потому, что мы давно уже обо всем договорились
с одной черномазой девицей. Бывает, приходит она к
людям без лишних рук, кривых мечей и прочей пошлой атрибутики - просто чернокожая
то ли девочка, то ли старуха с очень спокойными и немного 'нездешними' глазами.
И от нее вполне может пахнуть малиновым вареньем...
А
вот атмосфера Татьяниного рассказа... Не знаю, как у
кого, а у меня подобные вещи вызывают мысль о том, что Олдя в своем 'Выйти в
тираж' не просто высказали некоторую художественную идею, но, как Жюль Верн, опередили
науку. Если мысль материальна...
Вот
и 'Бедная лошадка'. Имена героев - прямая отсылка к Гоголю, Станюковичу, к
Толстым...
Мир
- особый, фантастический мир литературных воспоминаний о детстве. Все эти 'Детства':
Никиты, Темы... Мир, в котором большое и маленькое меняются местами, путаются
реальность и детские фантазии, а небо такое голубое, каким оно никогда не будет
после.
То
ли южная Россия, то ли Малороссия: пышная, плодородная, сытая. Обжитые, добрые
края. Позапрошлый век. Или даже позапозапрошлый... Когда
еще все были при своих местах: и баре, и барчуки, и дворовый люд... Покойное,
ровное течение жизни. Сказка для взрослых, напоминание о том, что не все и не
всегда так дерьмово, как думают некоторые...
По-моему,
умение путешествовать по этим мирам, оживлять книжную фантазию, рассказывать о
том, о чем ни строчки не было в написанных (или не написанных) когда-то
книгах - это особый дар, доступный
немногим...
Но все-таки
зачем - смерть? Да ни зачем, а потому что. Как неотъемлемый атрибут жизни. Смерть
в этом мире такая же спокойная, как и жизнь: 'уснул и не проснулся'.
Прозрачная,
никому не видная, с крылышками... Только почудится иной
раз цокот копыт, да позовет кто-то голосом давно умершего любимого человека... Просто
без смерти этот волшебный мир чужого детства был бы каким-то уж очень
конфетным...
Макдауэлл Аарон Кеннет. Бд-6: Города между городами
Когда мне попадаются подобные рассказы, я начинаю тупить. С одной стороны, как-то так сложилось, что я не привыкла считать себя полной дурой. Некоторые зачатки интеллекта у меня имеют, причем этот факт даже окружающие подтверждают. С другой - я ничего не понимаю! Как в том мультике: 'Какой заяц? Какой тулуп? Куда летел?' Может быть, автор что-то хотел сказать, но так старательно зашифровал это что-то в экспрессивно-эмоциональных символах, что до сути добраться у меня как-то не получается.
Есть несколько слабо связанных между собой картинок.
Одна - про больную старуху. Женщину с богатым прошлым. Причем данный тип женщин в постсоветской действительности пока встречается не так уж часто. Нет, конечно, содержанки есть. Но они пока достаточно молоды. Роза же определенно - существо из позапрошлого века, ненавязчиво позаимствованная у кого-то из французов-реалистов. Это те любили писать про престарелых проституток. Поэтому картинка получилась слишком уж нарочитая. Три описательных прилагательных при одном существительном - признак того, что автор не может найти точного слова. Хотя, в принципе, старушка получилась достаточно зримая.
Вторая картинка - мальчик Рома. О прошлом его - почти ничего. Даже о том, почему и как он оказался на улице, а не дома. Понятно, у мальчиков с прошлым обычно не густо. Но все-таки, хоть что-то он в этом мире помнит? Не грудничок же...
Ромка не боится луксоров и даже гладит одну из этих тварей, которая раньше, типа, была его товарищем по играм.
Третья картинка - ангел. Красивый ангел, ничего не скажешь.
В принципе, понятно, что на людей обрушились очередные казни египетские. На этот раз в виде луксоров, в которых люди, собственно и превращаются. Луксоры едят оставшихся живых людей. Ромку, правда, не съели. Ромка вообще оказывается на удивление живучим, и после превращения города в пустыню его забирает с собой ангел.
Но что к чему и почему? И, самое главное, что хотел сказать автор? И вообще - хотел ли что-то сказать, или просто записал смутные фантазии и наивно считает, что это кого-то заинтересует?
Кстати, явление на СИ достаточно распространенное. В принципе, так, выстраивая цепь картинок, можно даже писать. Может быть, молодежь это даже будет воспринимать. Те, кто выросли клипах и нарезках. Вклчаешь телевизор - и начинается. Вот певец скачет по сцене, вот девица на фоне Эйфелевой башни поправляет челку, вот то ли звезды, то ли волны, что-то природно-красивое, вот парень с девушкой садятся на крутой байк и отбывают в голубую даль... А слова в песенке: 'Ты мне очень нравишься, давай с тобой потанцуем'...
Только нужно уметь эту самую цепь картинок выстроить... Чтобы передать хотя бы настроение.
Голдин Ина. Бд-6: Сантойа
Малиновская Елена. Бд-6: Тени
Опять парочкой пришли рассказы, которые вызывают одни и те же мысли.
'Сантойа': не смотря на некоторую напыщенность стиля и полное отсутствие описаний природы, но автору как-то удалось создать ощущение раскаленной солнцем каменистой земли. Испания? Сицилия? Латинская Америка?
'Тени': древне-славянская деревня. Автор, Василиск голубоглазый, как поселился в этих сказочных местах, так и не собирается оттуда уходить...
В обоих рассказах есть определенные речевые огрехи, но из тех, которые правятся, если перечитать собственную вещь где-нибудь через полгодика после написания. Когда переживание уже не так остро, и есть возможность больше обратить внимания на форму. Но есть и точные, не затертые эпитеты, изящные формулировки, которые говорят о том, что авторы хорошо представляют себе миры, о которых рассказывают.
И оба рассказа - прекрасная иллюстрация к ответу на вопрос: 'Зачем вообще нужны мистика и фэнтези'. Зачем нужны 'не наши' миры.
В обоих рассказах - ситуации, мало нереальные в современной России. Точнее, возможные, но только в том случае, если герои (здесь - героини), а также все окружающие их персонажи будут полными идиотами.
Сошедшая с ума после пожара мать... Как бы ни ругались господа радикалы на 'упорядоченное' общество, но в большинстве более или менее цивилизованных стран на такие случаи существуют дурки. Где жизнь, конечно, не сахар, но голодом больного человека никто морить не будет и озорную ребятню к убогому не подпустят. Да и, может, смогут вывести из шока... Не факт, конечно, но вероятность есть.
Инин рассказ - из той же оперы. В описываемом мире ею не существует ни полиции, ни чего-либо подобного. Только закон кровной мести и право силы. Убийство и два изнасилования, причем преступники спокойненько пируют рядом с жертвами и не собираются скрываться... Может, где-то на границе с Чечней такое и возможно, но и то... Вряд ли кто-нибудь из авторов СИ обладает достаточной информацией, все равно пришлось бы что-нибудь выдумывать, списывать у других... Чтобы смоделировать подобную ситуацию в нашем мире нужно очень сильно извернуться, показывая, почему это семья Сантойа такая крутая и неподсудная.
То есть жертвы в этих рассказах не имеют возможности бороться в рамках разума. Зато получают возможность обратиться к иным силам. Запредельное страдание открывает им дорогу в 'иной', запретный мир. Стать над теми, кто принес им страдания, стать для них судьями и палачами, для которых земная сила - ничто...
Кстати. В этом-то была одна из главных функций реально существовавших суеверий. Все эти сказки о привидениях, неупокоенных душах... В средневековье люди зачастую боялись беспредельничать, опасаясь именно вот такой потусторонней мести...
Тень в Ленином рассказе оказалась более милосердной, чем обидевшие ее люди. Маргарита у Голдин Инны с южной страстностью вызвала к жизни такие силы, с которыми сама не смогла справиться. И потеряла последнего родного ей человека...
Но ни там, ни там не было бы возможности рассказать об этом на примерах 'нашего' мира.
Чернышева Наталья Сергеевна. Бд-6: Вопрос этики
Наталья заявилась еще на конкурсе 'Юного техника'. Весомо так заявилась, прочувствованно.
Пока у нее в наработках - несколько то ли больших рассказов, то ли маленьких повестушек. Но, видимо, дело кончится большим качественным романом. Качественным потому, что Наталья потихоньку создает свой весьма оригинальный мир. Причем развивает идеи, к которым авторы обращаются не так уж и часто. Это - не кибер-панк, хотя суперкомпьютер Искинт - герой почти всех ее вещей. Это - не нано-технологии. Не магия в чистом виде. Скорее всего, именно такие вещи и можно с полным правом называть современной НФ. Научная база - смесь генетики, парапсихологии и теории управления. То, что сегодня находится на острие интереса. Но, самое главное, чисто НФ-шный подход. Наталья, в отличие от большинства, не переносит сегодняшние проблемы в необычный антураж, но пытается понять, как изменятся человеческие отношения с развитием тех или иных технологий. Особенно таких, как генетические модификации.
'Вопрос этики' - сюжетик из того же мира. Что делать с полученным образцом, если 'недостаток этой генной линии - пониженная устойчивость личностной матрицы к психодинамическим нагрузкам', и результат эксперимента потенциально опасен для общества? При учете, что 'образец' - 11-летний пацан Тимка?
Каждый из героев рассказа по-своему решает этот 'вопрос этики'. Тимка, кстати, тоже.
Претензий к Наталье немного, относятся они в основном к стилю. К сожалению, у нее иногда не хватает умения более разнообразно строить фразы. Особенно в словах автора при прямой речи. Слов не хватает, что ли? С учетом того, что диалогов у нее много, это режет глаз.
Вот только один пример.
'- Виктор,- терпеливо проговорил Искинт,- моя аппаратная база основана на органике. Определение "электронный" не соответствует истине. Слово "урод" тоже ложно.'
А через пару строчек:
'- Виктор,- кротко проговорил Искинт,- мне без тебя не справиться. Помоги.'
В принципе, слово 'проговорил' как определение интонации суперкомпьютера - хорошо. Понятно, что синтезированная речь Искинта, вряд ли отличается богатством эмоций и модуляций. Но не единственно возможное. Например, во втором случае:
'- Виктор,- голос Искинта был по-прежнему бесстрастен, - мне без тебя не справиться. Помоги.'
Почему бы и нет?
Дальше - вообще забавно:
'- Ты как меня обозвал?!- взвился Искинт.'
Правомерность употребления глагола 'взвился' в приложении к компьютеру вызывает некоторые сомнения. Глагол этот передает ДВИЖЕНИЕ взволнованного человека: обычно под действием бурных эмоций люди вскакивают (если до этого сидели) или резко выпрямляются. В общем, принимают ту позу, в которой выглядят выше, чем обычно, начинают размахивать руками, напоминая взлетающую, взвивающуюся птицу.
Теперь представьте себе это в отношении компьютера... Системный блок прыгает по столу, размахивая кабелями... А при учете, что компьютер - не какая-нибудь грешная 'АйБиэМка', но - супер, и его системный блок может занимать не один десяток кубических метров... Я вообще слабо представляю, как это может 'взвиваться'...
Конечно это все так, придирки. Просто интересный автор, интересные мысли. И хотелось бы, чтобы они были интересно поданы.
Пупкин Васиссуалий. Бд-6: Стена
Интересно, кому пришло в голову взять себе такой ник? Что за человек? Пожалуй, - не юное дарование. Вася Пупкин - знаковое имя еще среди старого фэндома...
Ну ладно, теперь о рассказе.
Если честно, то тут особо думать не пришлось. Автор сам это сделал и сам свои мысли вполне внятно изложил. Рассказ о том, к чему приходят бунтари, если им по какому-то капризу Фортуны удается победить. Тайво не хотел 'быть как все'. В результате стадообразное большинство стремиться хоть в чем-то походить на него, Хорошего Парня...
Кстати, чем все-таки хороша фантастика - можно, не придерживаясь какой-то исторической достоверности и не пытаясь добиваться правдоподобия, нарисовать символ, который каждый читатель наполнит своим содержанием. У меня Тайво почему-то ассоциировался с Фиделем Кастро. Как-то показывали его тут по телевизору: обрюзгший, одышливый... 'Чтобы не стать этаким вот музеем В нужный момент Лучше пойти ко дну...'
Так что, если автор хотел услышать какие-то рекомендации по улучшению своего произведения, вряд ли от меня дождется чего-нибудь толкового. Единственный 'глюк', который я заметила: кто такие 'они' в самом начале рассказа, которые 'слышат' Тайво? Мы, читатели, то бишь? Но как-то не конкретно...
Ладно, будем и дальше читать Васю Пупкина, надеюсь, он не только ради конкурса на СИ материализовался. Или раскроет свой ник...
Щемелинин Денис Васильевич. Бд-6: Переглядевший солнце
По поводу этого рассказ мысль у меня возникла. Хотя сам рассказ относится к тем, по поводу которой снобы-критики, брезгливо морщась, говорят: 'пусто', 'избито', 'бессодержательно'. Но восторженные читатели не устают повторять: 'Как увлекательно, как волшебно!'
А мысль такая. Наконец-то удалось сформулировать очередное определение того, что есть 'фэнтези' и за что его многие не любят.
Рассказ Дениса - вроде бы и не 'фэнтези'. Вроде бы - другая планета, даже какое-то научное объяснение есть. То есть, типа, НФ. Но, с другой стороны, почему-то кажется, что это - 'фэнтези'. С ним рассказ роднит мифологичность идей.
То, что у каждого есть своя мечта - далеко не новость. Как и то, что любовь - весьма полезное чувство, если нужно совершить невозможное. И то, что 'надежда - это совсем немало'. То, что силой НАМЕРЕНИЯ можно творить чудеса - это даже не сказки уже... Не всем правда. И не всегда. Но все мифы всех времен и народов об этом - о тех, кто сумел превзойти границу возможного.
В наше время традиции мифов продолжили авторы 'фэнтези'. Все-таки, по-моему, основная черта этого направления - не обязательное наличие эльфов и гномов, но глобальная, мифологическая тематика. Если уж герой - то Герой с большой буквы. Который или мир спасает, или, на худой конец, древние пророчества воплощает. Никаких полутонов, 'сложных', 'неоднозначных' характеров. Есть у существа мечта - он к ней стремиться. А не пребывает в сопливой рефлексии.
Правда, для многих такой тип героя кажется немного оскорбительным. Потому как сами-то такие читатели давно похоронили все свои мечты и теперь стараются доказать себе и окружающим, что в 'нашем мире' все не так просто, и предательство - вовсе не предательство, а уступка обстоятельствам, и подлость - вовсе не подлость...
Однако же молодежь упорно продолжает писать в 'мифологической' тематике. За что получает по полной программе от критиков и снобов...
Поэтому в очередной раз говорить о идеях из 'мифологического' набора имеет смысл только если сюжет и мораль - дело десятое, а важнее мир, в котором этот миф твориться. Тогда читатель 'проглотит' мораль.
У Дениса (для меня, по крайней мере) мир гораздо интереснее и сюжета, и морали рассказ. А вот не хотите ли познакомиться с пушисто-хвостатыми ютлан-налтю с их разделенным на 'дневное' и 'ночное' сознанием? Автору пришлось даже ввести в рассказ 'научное' объяснение феномена. Забавные 'кричи', нигде подобные не встречались.
Русинов А Д. Бд-6: Нашествие
Хм... Первое - структура рассказа. Количество скобок в первой части - намеренный прием или неумение как-то по-другому выразить, что информация поступает сразу из двух точек зрения? Показать, как мысленно комментируются события?
Второе. Образ главной героини. Тут - автор молодец. Практичная, умная дикарка с полным отсутствием рефлексий. Бесстрашная фаталистка, зубами цепляющаяся за свою жизнь и жизнь ребенка. Такой образ и 'украсть' у автора не грех...
А вот тема, сама ситуация... Честно говоря, я не очень-то поняла, почему белые так испугались нашествия негров. При том уровне развития технологий (автомобили, самолеты, электричество), которое описывается в рассказе, цивилизованное общество должно иметь достаточно ресурсов, чтобы помочь жертвам стихийных бедствий и природных катаклизмов вроде засухи.
Правда, может быть, рассказ - своеобразная реакция на сегодняшнее 'гастарбайтерское' нашествие на Россию и прочий цивилизованный мир. И на растущий в этой связи национализм, на усиливающееся в мире противостояние 'Север-Юг'. Правда, в реальности все не так примитивно-просто.
Ситуация усилена в десятки раз и доведена до абсурда. Как абсурд и воспринимается.
Добровольская Анна Юрьевна. Бд-6:весна
А вот этому автору - большой спасиб. Не смотря на кучу речевых штампов, очень добрый и красивый рассказ. Ладно, со штампами автор как-нибудь сам разберется, с помощью крохотного ИХМО по поводу научить человека писать невозможно. А вот идея... Среди трэшево-киберпанковской чернухи - как глоток чистой воды. Правда, для реализации своей задумки автору пришлось устроить человечеству очередные казни египетские, на 60% сократив население Земли...
Но, оказывается, что есть еще люди, которые верят: и в такой ситуации мир не скурвится окончательно, а человек останется человеком. Врач - врачом. Хм, начать, что ли, крестовый поход против страдающих отсутствием оптимизма?
Пелипейченко Олег. Бд-6: Еретик
Автор умудрился собрать в одну кучу 'Заповедник гоблинов', 'Тайну третьей планеты', Толкиена и даже Чебурашку с крокодилом Геной... Хотя нет, до крокодила дело еще не дошло... Только до Лох-Несского дракона. В общем, из всего этого был сделан винегрет, приправлен солнечными зайчиками и рассуждениями о том, что 'Кровь еретика - сильнейшая отрава для народного сознания'. И получилось на удивление съедобно. Забавно было угадывать отсылки, да и стилистически написано очень и очень неплохо. Не штампованно, забавная игра словами...
Один недостаток - рассказ абсолютно не 'БлэкДжековский'. Вряд ли будет принят благосклонно. На этом конкурсе, как я посмотрю, все больше всякие страсти-ужасы в цене. Трэш, хоррор, предсмертные муки и прочая подобная радость. Юморные рассказики, по-моему, никогда даже в финал не выходили, вне зависимости от их уровня.
Мысль по поводу: а не устроить ли на СИ юмористический конкурс? Нет, не поймут, наверное... Устали, видимо, от Петросяна и прочих.
ВОРОНЦОВА КРИСТИНА. БД-6: ДОЖДЬ ИДЕТ ДЛЯ МЕНЯ
Рассказ будет в финале. Или я - китайский летчик. Другого от Кристины ожидать сложно. Так что хвалить - нет смысла. А вот по поводу мыслей...
 В обзоре конкурсна 'Вербария' я про один из рассказов написала, что с первого взгляда он не имеет отношения к фантастике. 'Защитники униженных и оскорбленных' - та веселая компания, которая сейчас заведует 'сказочным' конкурсом, возмутились. Дескать, я подобными утверждениями пытаюсь 'утопить' хороший рассказ, поставив под сомнение его соответствие условиям конкурса. Естественно, подобной цели у меня не было. Было тогда еще достаточно смутное ощущение, что общепринятые рамки 'фантастики' тесны для многих хороших произведений.
 Сейчас эта мысль оформилась более конкретно.
 Что считается главными признаками 'фантастичности'?
 Во-первых, наличие некоторых фантастических допущений.
 Во-вторых (это мнение неплохо сформулировано Мариной Маковецкой) - тот элемент неожиданности, нарушения общепринятых правил, который заставляет читателя удивиться. Фантастика - литература для тех, кто жаден до новых знаний и новых впечатлений.
 Но есть значительное число рассказов, которые не очень-то укладывают и в эти, более чем просторные, рамки. Один из них - 'Дождь идет для меня'.
 Да, здесь есть фантастические допущения. Хотя... Непрерывно идущий дождь, высокая влажность, сырость... Все детали, которые упоминает автор, вплоть до рассыпающихся в труху книг, в принципе, возможны где-нибудь во влажных тропиках. Но все вместе создает картину сверхреальную, неординарную... Настолько неординарную, что по первой ассоциации после того, как прочитаешь этот рассказ, приходит в голову медицинский термин 'аутизм' и почему-то старый фильм 'Человек дождя'.
 В чем же дело?
 И тут вспомнилось определение... нет, не фантастики, но мифа, найденное кем-то во время склоки на конкурсе 'Оживший миф'. Точнее, определение не мифа, но мифологического сознания. Приблизительно это определение звучит так: 'Мифологическое сознание придает образу, служащему для описания мира и отвлеченных понятий, статус реального объекта'. Мир есть текст. Если что-то можно описать, то это что-то существует.
 И вот в рамки мифа рассказ Кристины укладывается идеально. До смешного идеально. Есть поговорка: 'тут от сырости грибы вырастут'. Понятно, что ни грибов, ни какой-либо другой растительности не будет, ради красного словца сказано. Образ, служащий для описания мира. Но ощущение высокой влажность появляется.
 У Кристины прорастающие сквозь стены орхидеи - реальность и для героини, и для читателя. Они описаны так, что я, кинестетик, начинаю ощущать их сладковато-гнилостный аромат, чувствовать под пальцами водянистую хрупкость стеблей...
 И это только один из образов, самый 'проходной', 'антуражный'...
 Древние создавали богов. Сегодняшний автор создает такие же символические образы, вроде господина Д. К.
 Древние придумывали мифы, чтобы упростить и объяснить сложные вещи, не укладывающиеся в примитивном сознании людей той поры.
 Сегодняшний автор создает миф, чтобы рассказать о нюансах тех неоднозначных ощущений и идей, разговор о которых напрямую, 'в лоб' просто невозможен.
 Причем чем дальше - тем больше. Граница между 'реалистической прозой' и 'фантастикой' истончается, художественное мировосприятие становится все более мифологичным. 'Распределение по жанрам' идет на основе каких-то формальных, 'антуражных' признаков или того, как захотела левая задняя нога автора (критика).
 Фантастика, фэнтези, киберпанк...
 Если компьютеры и роботы - то киберпанк. Если файерболы и волшебные палочки - фэнтези. Если привидения и вампиры - мистика. Если ничего из вышеперечисленного - просто фантастика. Но все это - оболочка, а в сердцевине - мифологичность мировосприятия. Образ, перетекающий в реальность, лексическая игра, становящаяся плотью, миры, живущие не по законам физики и геометрии, но по законам слова и духа...
 
ЖИВЕТЬЕВА ИННА. БД-6: "НЕ" С ГЛАГОЛОМ
Еще одно подтверждение тех идей, по поводу которых я тут только что распиналась. Единственное фантастическое допущение: возможность вызвать любовь химическими средствами. Действительно фантастическое, из серии: 'этого не может быть потому, что не может быть никогда'. Рассказ именно о том, что любовь - настолько сложное чувство, что никакими пилюлями тут не поможешь... И еще об одной тонкости...
 Современный человек стал более придирчив к собственным чувствам. В одной из скандинавских саг мне попалась фраза 'Они стали жить вместе и полюбили друг друга'. Нет, это не пошлое 'стерпится - слюбится'. Холодноватые и гордые северяне под словом 'любовь' подразумевали уважение к достоинству близкого человека, взаимный интерес, взаимную поддержку. В сагах женщина - фригг, то есть дарующая, хозяйка, подательница...
 Потом были века, когда за любовь принимали буйство гормонов, животную похоть, приукрашенную красивыми словами...
 Но современному человеку мало и того, и другого... Нужно все вместе, и еще что-то невыразимое...
 И пилюли тут не при чем. В конце рассказа героиня так и не проглотила розовую капсулу. Только собиралась? Но станет ли это делать?
 Кстати, кажется, этот рассказ - еще один из кандидатов в финал. По крайней мере, по отзывам критиков - так.
САМИ НАПРОСИЛИСЬ
 
ПЛЮС ДМИТРИЙ. БД-6: ТОПОЛОГИЯ ЖИЗНИ
Я подозреваю, почему Дмитрий просит практически всех обозревателей конкурса о том, чтобы они обратили внимание на его рассказ. Может быть, я не права, но рассказ этот достаточно нестандартен, чтобы автор не имел возможности сравнить его с аналогами и самостоятельно оценить его уровень.
 Во-первых, схема. Схематичность, которая сделана художественным приемом. Так, меня сейчас опять начнут обвинять во всех смертных грехах, но все равно напишу: в мировосприятии Дмитрия ведущее - логика. По соционической классификации он наверняка окажется кем-то вроде 'Джека' или 'Штирлица'. Рассказ вырастает не из художественного образа или смутного ощущения, как у многих других авторов СИ, но из четко сформулированной мировоззренческой мысли. Так сейчас не очень-то принято писать. В моде нынче перламутровые переливы оттенков печали или апокалипситические уЖЖасы, чтобы дроЖЖЖь в подЖЖилках... Это считается художественностью, ибо отражает типа сложную и неоднозначную душу творца...
 В основе рассказа Дмитрия - мысль достаточно серьезная, хотя и не новая: с возрастом человек постепенно теряет возможности для выбора. В детстве, в юности степени свободы бесконечны, но с возрастом жизнь человека постепенно уподобляется езде по глубокой колее, из которой не свернуть - разве что только научиться летать. Об этом еще Высоцкий пел ... Но каждый автор имеет право по-своему преподнести читателям старую истину.
 Дмитрий решил поиграть в образы-штампы, наполнив их новым содержанием. Когда заходит речь о свободе, о выборе, очень часто используются устойчивые речевые обороты, взятые из геометрии и физики: вектор движения, линия жизни, спектр возможностей... Описание многообразных миров с различной топологией - великолепная фантасмагория, рассчитанная на читателя с хорошим воображением. Потому как представить хотя бы пятимерное пространство... А потом - перескок с разговора о 'вещных', реализованных мирах к философской идее. В принципе, очень неплохая задумка.
 К сожалению, рассказ портят элементарные речевые ошибки и какая-то детская неумелость, когда речь идет о вещах простых и понятных. С самой первой фразы. 'Редакционное задание пришло еще ночью'. Э-э-э? Куда пришло? Как? Почему ночью? Начальство подняло чувака с постели и послало? Не могло дождаться утренней планерки? Получается, что не журналист ходит на работу, а задания преследуют его, словно стая оголодавших собак, отыскивая в любом уголке Галактики... Кстати, если в описываемом мире столько обитаемых планет, то ночью ПО ВРЕМЕНИ КАКОЙ ИЗ НИХ пришло задание? 'Это не было никаким сюрпризом'. Вообще-то есть устойчивое выражение 'это не было (или было) сюрпризом'. Причем здесь 'никаким'? (Как в том анекдоте: 'Какая ворона, какая ворона? Совершенно никакая'.)
 Следующий абзац - штамп на штампе и штампом погоняет. 'публика должна быть в курсе', 'ваш покорный слуга', 'срочно собирать манатки', 'незамысловатый, но верный по сути'... У меня даже появляется подозрение, что автор вообще-то умеет писать образно и ярко, но пародирует газетный стиль, рисуя, так сказать, портрет 'рабочей лошадки' от журналистики: не особо талантливого, 'не хватающего звезд с неба', но добросовестного репортера. Хотя дальнейшее повествование противоречит этой идее: парень оказывается далеко не глуп. Да и вообще, он - главный и более чем положительный герой, зачем автору его так опускать?
 Правда, когда речь идет о топологической экзотике, шикарное содержание смягчает штампы...
 Ну, а последний абзац - это вообще шедевр неумной 'красявости': 'Тогда я осторожно беру невесомые листочки золотого пергамента, сквозной вязью заношу на них свои впечатления и складываю эту драгоценность в заветный ларец, где-то в глубине души. А когда бывает плохо, вынужденное безделье или просто охота пофилософствовать - я перелистываю золото воспоминаний и не устаю благодарить судьбу за то, что мне довелось увидеть...' Дикий диссонанс с холодновато-логичной манерой описания экзотических миров и разговора с дедом. Есть все, что давно стало не просто штампом, но штампом много раз осмеянным, так что и стебаться над ним - уже штамп: золото, пергамент, заветные ларцы, 'не устаю благодарить'...
 Ладно, надеюсь, автор не обидится. Друг мой Аркадий! Э-э-э... Дмитрий... Друг мой Дмитрий! Не говори красиво. Говори так, как думаешь: у тебя очень неплохо устроенные мозги и прекрасное воображение, ты способен придумать нестандартный образ... Ну на фига же повторять 'красявости', рожденные авторами с совершенно иным типом мышления?
СЕМАШКО ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА. БД-6: ПРАЗДНИК ПОДАРКОВ
  Тоже рассказ о выборе судьбы и о его последствии. О том, что 'переписать' прошлое можно только в фантастике. 'Ах, если бы я знала...' Жизнь одного любимого человека меняется на жизнь другого...
 Добрый рассказ. Хотя и не совсем понятна логика: с помощью Подарка нельзя воскресить и нельзя убить... Но, оказывается, можно, потому что изменение обстоятельств приводят и не к таким последствиям...
 И все-таки... Есть в нем что-то от светлой надежды старых советских фантастов. Почему-то этот Подарок вызвал ассоциацию с 'золотым шаром' из 'Пикника на обочине'. 'Счастья! Всем! Даром! И чтобы никто не ушел...'
 Стругацкие тоже ставили после этих слов очень большой вопросительный знак. Который есть и у автора.
 В прочем, фантастика не обязана быть умной по идеям. Можно взять любую идею и исследовать: а что будет, если... И в меру испорченности автора прогнозировать результат.
 А претензии к рассказу - почти те же, что и к прошлому. Штампов меньше, но они есть. 'Лица прохожих притягивали взгляд почти детским ожиданием Чуда', 'не позволив опомниться, мастерски увлек в чарующий полет танца'.
 Кстати, мысль по поводу. Интересно, откуда в рассказах грамотных в общем-то ребят они появляются. По-моему, из-за лености и нежелания изучать тот инструмент, с которым они работают, - языка наш русский. Типа, великий и могучий. В нем есть тысячи и тысячи образных выражений, кем-то когда-то впервые найденных и с тех пор автоматические повторяемых. 'Лица притягивали взгляд'. Как, типа, магнит притягивает железо. Когда-то кто-то увидел эту общность между действием магнита и невольным движением взгляда... Сказал. И с тех пор за ним повторяют. Ручаюсь, Елена, когда писала, ни о каких магнитах не думала. То есть у нее не образ это уже, но попугайское повторение того, 'как говорят'. От образа осталась лишь словесная оболочка, высохшая шелуха... Это - штамп. А вот умные люди по поводу каждого словосочетания думают: а ПОЧЕМУ так говорят? С чем это связано? Что означало изначально? Может, даже какой-нибудь исторический анекдот на эту тему есть? Может, есть резон поиграть и обновить смысл?
 Ну и так далее, и тому подобное...
Тема 'Сами напросились' продолжается.
ХАНЕР АНТОН. БД-6: СМЕРТЕЛЬНЫЙ СОН
Что сказать? Мне искренне жаль членов жюри конкурса.