Нашла в ЖЖ одну неглупую мысль. Причем, что самое забавное, автор этой мысли старательно прикидывается гламурной дурой. Поэтому ссылку не дам - нефига человеку имидж портить.
А мысль вот какая. Есть мода на одежду. А есть мода на стиль жизни, на человеческие типажи. О последней говорят мало, но она существует, несмотря ни на что.
Та дамочка, у которой я нагло скомуниздила мысль, написала о соответствии эпох и тех мужчин, которые кажутся женщинам привлекательными. Ага, именно тех секс-символов, "принцев на белом коне", о которых мечтают ночами. Рассуждения, конечно, могут показаться бессмысленными. Но для авторов, особенно авторов романтических романов, очень даже полезны. Какого типа "героя-любовника" лучше всего воспримут читательницы?
Авторша мысли - существо достаточно молодое, поэтому советскую эпоху помнит слабо. Для нее все, что раньше восьмидесятых - "физики и лирики". А вот начиная с эпохи Горбачева она ориентируется, причем весьма точно.
Конец восьмидесятых - эпоха бунтарей и трибунов. В реале ее символом можно считать Виктора Цоя. Девицы млели, глядя на его портреты. И неправда, что Цой взлетел на волне популярности из-за своей схожести с самураями! Во-первых, об анимэ или всяких шао-линях тогда российский зритель-читатель еще не имел и представления. Во-вторых, певцов с азиатскими рожами у нас в избытке, тот же Леонтьев - отнюдь не славянин. Хотя, может быть, холодная "закрытость" и маловыразительность азиатского лица идеально соответствовала идее "бунта без истерики", "бунта интеллектуального", "бунта побеждающего"...
В литературе, конечно, бунтарь не мог стать главным героем... Все-таки еще существовала цензура. Но - лишь наш бунтарь, современный советский. А вот бунтари "там, в странах загнивающего капитализма", "за рубежом, где все плохо" были весьма доступны. Романтичные революционеры прошлого - "Овод" (хит, однако, блокбастер!) и прочие, в фантастике - куча американских авторов. Американцы-шестидесятники, писавшие о молодежном хиппарском бунте, оказались весьма в кассу в России 80-х. Старшее поколение "косило на Запад" из-за имевшихся там 100 сортов колбасы, а те, кто предпочитал колбасе книги - из-за того, что читали Хайнлайна и Бредбери... В музыке группы "Кино" - отрицание того самого "колбасного счастья". Мир душен, и это ощущение духоты не зависит от уровня благосостояния народа...
Ладно, Союз развалился, и вслед за романтиками-бунтарями на волне перемен поднялись кто... правильно, бандиты. По поводу реальных символов ничего не скажу. Разве что... например, соперником генерала Лебедя на выборах губернатора Красноярского края был небезызвестный вор в законе Бык. И отправили Лебедя в алюминиевую и редкоземельную житницу России лишь потому, что кто-нибудь менее харизматичный вряд ли смог противостоять Быку.
Когда общество рассыпалось, когда нет закона и государственной власти, люди начинают тянуться к тем, кто имеет хоть какие-то понятия. Пусть и воровские. Но понятия. Не то, что сявки-беспредельщики. Притягательны те, кто заботится о своей репутации, пусть и решает вопросы достаточно кровавыми методами.
В литературе "бандитов с понятиями" было валом. В фантастике - в том числе. Косяком пошли тексты о мирах, в которых нет государства и закона как таковых, о мирах с разрушенным социумом. Ранний феодализм и постапокалиптика - эпохи, когда по бандитским понятиям живут все... Есть только одно право - право сильного. И только один герой - сильный, но справедливый, не забывающий о слабых, готовый стать защитой и надеждой...
А рядом с ним, естественно, его верная подруга. Ага. Если мне будут говорить, что в 90-е было мало девиц, мечтающих стать любовницами местных авторитетов, то я не поверю. Неправда!
Другое дело, бандит для совместного проживания - существо весьма неудобное. Он - одиночка, не способный к долгим отношениям. Девицы млели, глядя на Шварцнеггера в роли Конана-Варвара, мечтали побыть с ним... но не надеялись быть с ним до конца дней. Да и не нужен им будет постаревший герой... Бандит 90-х - это "счастье на час". Яркое приключение молодости, после которого остаются романтические воспоминания. В худшем случае - проблемы, когда враги бывшего любимого хотят заставить отвечать за него. В лучшем - ребенок в комплекте с "золотым запасом", достаточным, чтобы содержать его до совершеннолетия.
Символы 90-х - малиновый пиджак, золотая цепь толщиной в палец, езда без правил и "Калаш" в бардачке...
Но наступили нулевые, и бандиты частично ушли в небытие, а частично оцивилили и превратились в просто богатых людей. Очень богатых. Как точно подметила та дамочка, у которой я украла эти мысли, "в той войне побеждали не волки, а лисы". И "принцем на белом коне", мечтой романтичных девиц стал олигарх. Богатый человек. Очень богатый человек. Откуда у него деньги - не важно, но он уже научился правильно пользоваться ножом и вилкой и каждый день менять носки. Наступила эпоха лощеных нуворишей. В реале символы - Абрамович и Прохоров. А в литературе... Не знаю, как там в квази-реализме, а вот в фантастике-фэнтези эта смена вкусов отразилась на том, что модной стали "куртуазные" эпохи. Теперь уже ГГ - не конунг-князь с его дружиной, а герцог-граф, придворный и военачальник. Вместо простых и честных "понятий" - изощренная интрига, сложные вопросы решаются не ударом кулака, а ядом и магией. Закон в фэнтезийных мирах уже есть, но в руках сильных и умных он - "что дышло, куда повернул, туда и вышло". Самый яркий представитель этого сорта героев - герцог Алва Веры Камши. Кто-то здорово про него сказал: "Сволочь, конечно, но какая сволочь!"
А что сегодня, в десятые? Кого предпочитают девушки в реале?
И тут нужно, по-моему, ориентироваться на... сериалы. Не знаю, как, с помощью какого органа, но телевидение очень точно реагирует на смену настроений зрителя. Может быть, дело тут в реально ведущемся мониторинге популярности, от которого зависят цены на рекламу. Но в последнее время ТВ лихо опережает литературу.
Так вот, герой сериалов в последнюю пару лет - это высококлассный специалист. И американский Хаус, и наши герои "Следа"... Он не запредельно богат, но имеет стабильный доход, достаточно высокий, чтобы его женщина могла покупать себе среднего класса косметику и раз в год отдыхать в Египте или Тайланде. Он не связан ни с криминалом, ни с бизнесом - и то, и другое слишком рискованно, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне. Его ценят на работе, но он - не карьерист, поэтому вполне может уделять внимание своей любимой. Мало того - нет ничего отвратнее для женщины, чем "офисный хомячок", дрожащий за свое кресло. А этот новый герой может иногда даже "забивать" на работу - ведь он настолько хорошо знает свое дело, что начальство, не задумываясь, закроет глаза на некоторые его отступления от внутреннего распорядка!
В реале... сложно назвать конкретную фамилию. Наверное, все-таки математик Григорий Перельман. Да, мужик со странностями, но способный на то, о чем остальные даже мечтать не смеют. Отказался от миллиона долларов (причем честно заработанного!) - и миллионы хомячков, живущих ради этого вожделенного миллиона, почувствовали себя оплеванными...
Как это отразится на литературе? Наверное, в том, что снизится доля боевика, и на его место придет психологический детектив.
В фэнтези такой герой уже есть - это тот самый Гарри Поттер. Ага. Мальчик - не бунтарь, но потенциальный специалист экстра-класса. И в ближайшие годы его популярность и популярность книжек про "магические академии" вряд ли снизится.
Мало того, герой-специалист тянет за собой... научную фантастику. Ага. Именно ее - литературу о людях, которым интересно работать и изучать мир.
Герой-любовник такого типа может быть смешным, неуклюжим, ребячливым, странноватым... но он должен быть умным! Причем умным не обычным бытовым умом интригана-приспособленца, он должен знать и уметь больше, чем все вокруг. А уж умная женщина рядом с ним позаботится о том, чтобы ее герой не влипал по своей житейской наивности во всякие неприятности и рос по карьерной лестнице!
Правда, на рыжую стерву или гламурное бландинго такой мужчина вряд ли обратит внимание. Значит, и героиня должна быть под стать. По крайней мере, когда герой, войдя в раж, будет рассказывать любимой об изобретенном им принципе нуль-телепортации, она должна иметь терпение выслушать. И ее лицо в этот момент не должно походить на морду овечки Долли... А если еще хоть половину понять сможет - вообще идеально!
Правда, эта новая мода создает авторшам дамских романов некоторые сложности. Они, авторши, должны хотя бы приблизительно понимать, чем же все-таки занимается их ГГ...