Радетели высокого искусства наверняка сейчас захотят кинуть в меня тапком или иным тяжелым предметом. Но я все-таки еще раз изложу свою точку зрения.
Есть авторы, которых я про себя называю "Фаберже от литературы". Был ли Фаберже крупным художником? Нет. Он был всего лишь ремесленником-ювелиром, хозяином самой престижной в старой России ювелирной мастерской. Поставщиком Двора Его Величества. Хорошим менеджером, как сейчас скажут. Но все же - человеком с отличным вкусом и великолепным знанием своего ремесла. В результате клеймо "Фаберже" известно до сих пор. А вот имена большинства "настоящих" художников того времени? О тех, кто считал себя "предвестниками нового искусства", я вообще не говорю. О стиле "кубизм" мы знаем только потому, что им переболел ПОЭТ Маяковский...
Так вот: есть свои Фаберже и в литературе. Они никогда не претендовали на какие-то звания. Ругать их - хороший тон в эстетских тусовках. Их имена зачастую становятся синонимом не то чтобы безвкусицы... нет, популярности, точного соответствия запросам массовых читателей. Но самое главное, почему я зачастую уважаю таких авторов больше, чем некоторых авангардных "предвестников", - это умение увлекать, одновременно разбрасывая по тексту кусочки далеко не глупых идей.
Почему-то в этом моем внутреннем списке "Фаберже" много женщин. Может быть, потому, что именно женщинам свойственно спокойно относиться к возможным обвинениям во "второсортности". Их и так в нашей цивилизации зачастую считают людьми "второго сорта". Ну ладно, это так, по ходу дела. А список? Пожалуйста: Кристи, Хмелевская, Донцова, Маринина, Панкеева... Теперь вот в этот список рискует попасть девушка с предельно простым именем Елена Петрова. Такое ощущение, что это - псевдоним, ибо проще может быть только "Маша Иванова"...
Итак, "Лейна". Приключения обычной московской девушки в иномирье, полном эльфами, гномами и другими фэнтезийными персонажами. Вроде бы таких романов было уже - не сосчитаешь. И написан весьма незамысловато. Простая линейная композиция, правда сюжет закручен столь лихо, что догадаться о том, что будет на следующей странице, просто невозможно. Мало того, все время, пока я читала, меня не покидало ощущение, что я прохожу какую-то "квестовку". Роман строится по законам D&D: общий квест - вернутся домой, для чего нужно найти таинственный Вельтсоррский гримуар. И много мелких, следующих один за другим.
Накидка: интеллект и виздом - по максимуму, ловкость - выше среднего, сила - маленькая, удача - по максимуму, харизма тоже не подкачала, но не максимум... Из боевых слотов - стрельба из лука (и все... не густо...) Магии - ноль, хотя способности есть...
Подсчет голдов. Периодические "закупки". Постепенный "обгрейд" героини и соответствующее усложнение квестов. За выполнение каждого - бонус. Бросилась на помощь, услышав жалобный плач - получила в распоряжение личного боевого демона. Разогнала с помощью Малыша банду разбойников - нашла темно-эльфийские клинки, которые потом очень выгодно обменяла на клятву крови темно-эльфийского принца... Решилась поделиться с темными эльфами необходимой им для быстрого строительства порталов энергией - научилась видеть нити силы. И так далее, и тому подобное.
Чисто с литературной точки зрения интересен только примененный прием показа ключевых событий с нескольких точек зрения. Весь роман - чередование внутренних монологов главной героини и членов ее "команды" - эльфов. Интересный прием, применявшийся по большей части в детективах. "Лунный камень" Коллинза весь построен на том, что разные люди видят и знают разное, хотя вроде бы и находятся вместе. Но и тут к Елене у меня очень большие претензии.
Если монолог самой Лейны безупречен - именно так думают и говорят московские девушки двадцати четырех лет от роду, то вот в том, что темно-эльфиййский принц будет употреблять (даже в мыслях) идиомы по поводу "себя, любимого", я очень сомневаюсь. И вообще, мне все же кажется, что эльфы обязаны думать несколько иначе, более куртуазно и цветисто... Да и вообще - мужики они или как? Неужели по поводу внешности Лейны ни одной грешной мысли не возникло? Ладно, старший, а эти, которым всего лет по сто? А то: "для человечки - весьма хороша"... Это когда она перед ними, привыкшим видеть лишь завернутые в многочисленные тряпки от горла до пяток (по местной моде) женские фигуры, чуть ли ни голая скачет... Ага! Так я и поверила!
И все же... И все же роман Елены относится к тем книгам, которые обычно берешь полистать за ужином и, переворачивая последнюю страницу, дико удивляешься: а куда это половина ночи девалась? В данном конкретном случае это происходило перед монитором, но разницы никакой. Пришлось в пять утра чайник ставить и соображать: имеет смысл ложиться или лучше позавтракать спокойненько и ехать на работу?
Чем он берет? Кроме действительно очень увлекательного сюжета - образом главной героини.
Я все же не права, называя ее обычной девушкой. Это УСПЕШНАЯ москвичка, 24-х лет от роду, причем последние шесть лет она сама себя обеспечивает. То есть образование если и есть, то заочное, потому как у родителей денег на ее содержание, видимо, не особо хватало. Бюджетники какие-нибудь, врачи-учителя...
Где-то в коммах Сашка Май бросил мысль о том, что в девяностые годы прошлого века у нас в России шла война. Необъявленная, незаметная, но все же война. Ее жертвы, не сумевшие выдержать прессинга вздыбившегося мира, заканчивают свои дни в теплотрассах (если вовремя не залезли в петлю или не померли от передозы). Но на этой войне росли дети. Дети "запретной" реальности. Способные выкрутиться, выжить и добиться своих целей везде - хоть на московском рынке труда, хоть при эльфийском дворе. Способные при необходимости убивать... считающие всевозможную мораль-нравственность смешными глупостями поколения "шнурков в стакане"... но при этом остающиеся людьми.
Лейна совершенно нормально воспринимает совет старой колдуньи: "Никогда не отказывай тому, кто попросит тебя о помощи". Знает, что лучше делать добрые дела - они окупаются... А внутри у нее до сих пор - смешная девчонка, которая больше всего на свете мечтает снова строить игрушечную железную дорогу на пару с младшим братиком. И которая считает боевого демона просто "собачкой"... Вот такая героиня. Очень современная и очень импонирующая читателям.
Лет шесть-восемь назад во всяких умных литературных журналах шла дискуссия о том, что в новой России исчез "положительный" герой, который мог бы служить образцом для подрастающего поколения. Что, дескать, теперь пишут либо о бандитах, либо о метущихся неудачниках... И что? Вот он - новый герой. Точнее, героиня. Берите! Если какая-нибудь девочка постарается "делать жизнь" с Лейны - ничего плохого не будет. Независимая, умеющая сама себя обеспечить, женщина, предпочитающая честно зарабатывать головой, а не тем, что между ног... Чем не образец? Так нет, вряд ли высокоумные радетели литературы и нравственности примут такую героиню. Да и узнают о ней вряд ли. Читать бабскую фэнтези? Фи!