Главный тезис, который я пытаюсь доказать: литература вообще и фантастика - в том числе являются честными и беспристрастными зеркалами нашей жизни.
- Какие уж тут зеркала? - Скажете вы. - Если что ни опус - то сплошные драконы, марсиане, домовые-трамвайные?
А вот и неправда.
Литература отражает массовое сознание. Точнее, сознание определенной группы людей. Потому что не все думают одинаково, но многие думают похоже. Мысли вокзального бомжа отличаются от мыслей юного геймера. Но бомж солидарен со своим соседом-бомжом, а геймер - с приятелем по лестничной клетке, с котором они уже давно завязали свои компы в локальную сеть.
Теперь определимся по поводу конкурсных рассказов. Конечно, каждый из авторов считает себя единственным и неповторимым. Но, как это ни обидно для обитателей СИ, всех нас можно определить.
Во-первых, мы все - пользователи ПС, что говорит о достаточно высоком уровне образования (либо - нацеленности на получение образования). Второе следствие нашей "компьютеризированности" - почти безусловное знакомство с компьюторными играми. Которые стали уже частью реальной жизни. Их логика, их термины применяются и вне компьютеров.
Например, сижу недавно на работе, вожусь с "Фотошопом". Подходит коллега, спрашивает: "Что, новый заказ?" "Не, - говорю, - просто экспу качаю". Он понимает. Соглашается - гут! Хотя, сели бы я начала говорить про необходимость самообразования и повышения профессионального уровня, он бы посчитал меня старой занудой. И таких примеров можно привести массу.
Во-вторых, конкурс БД привлекает любителей фантастики. Что говорит о знакомстве авторов с фантастической литературой вообще.
В-третьих, люди - пишущие сами, осознавшие необходимость работы со словом.
Итак, что мы получаем "на выходе"?
Человека, значительную часть интеллектуальных и духовных интересов которого составляют не объекты "реального" мира, а произведения других авторов, некий искусственный "книжно-виртуальный" мир.
Человека, умеющего ориентироваться в этом искусственном мире, оценивать мастерство того, как сделаны отдельные его части.
Следствие - популярность на СИ вообще и на конкурсе в частности изящно сделанных вещей. Рассказов, которые названы так лишь из-за требований жюри. Которые, на самом деле, являют собой достаточно редкий в России жанр: "стихотворения в прозе".
Теперь зададим себе вопрос: а зачем эти самые стишки писать? Поэзия в загоне, популярности и виршеплетов никакой...
А затем, что СИ - место некоммерческое. Даже если издать сборником все рассказы - победители Блэк Джеков, то особой кассовостью данный сборник отличаться не будет.
Эти рассказы - "литература для литераторов". Как поэзия Серебряного века. Пример то отточенности языка, к которой надо стремиться.
Я - яркий представитель той самой "компьютеризорованной писательской братии", о которой шла речь выше. Поэтому мне лично нравятся именно такие рассказы. Подозреваю, что многим из авторов и членов жюри - тоже.
Поэтому ответ: писать такие рассказы нужно для 1) чтобы поэксперементировать с языком, отточить стиль и 2) чтобы повысить свой шанс победы на конкурсе.
Конечно, под маркой изящества порой проскальзывают излишняя "красявость". Таких рассказов, с галантерейно-ювелирными сравнениями, с "лазурными небесами" и "коралловыми устами" - тоже хватает. Но и стихи бывают плохими, штампованными, вторичными...
А вот к вкусам всей остальной читающей публики данное явление не имеет никакого отношения.
Вкусы остальной читающей публики отражаются в целой группе рассказов на "квази-христианскую" тему - римейки Библии сплошь и рядом.
В группе, наоборот, рассказов, написанных искренне верующими людьми. Точнее - воинствующими неофитами, которые пытаются изложить на бумаге открывшееся им вдруг божественное мироустройство.
В группе, где основная тема - обывательское "постперестроечное" топтание по социалистическим идеям (попробовали бы они вякать в году этак в восьмидесятом).
В группе "городской мистики", в которой урбанистический пейзаж наделяется духами - хранителями...
Показательно и почти полное отсутствие на конкурсе того, что можно назвать "научной" фантастикой. Причем звездолетно-космический антураж - это не НФ, это римейк с "Звездных войн" и прочих космоопер, то бишь источников совершенно не научных.
Почему современным писателям безразлична современная наука? Потому ли, что они не знают, как эффектно подать открытия. Или потому, что наши предшественники успели столько нафантазировать в области технологий, что нам уже ни черта не осталось? Или потому, что те, кто пишет, почти не общаются с теми, кто двигает науку, а в прессе, в отличие от 60-70 годов прошлого века, науке уделяется места меньше, чем гороскопам?
Тоже тема, над которой имеет смысл поразмышлять.
Я намеренно валю в одну кучу и положительные (на мой взгляд) тенденции, и отрицательные. Интереснее быть беспристрастным. Систематизировать. Из этой системы получается, как ни странно, не картина литературы, а картина духовно-эмоциональных интересов современного человека. Причем даже статистическую процентовку можно вывести.
Ну, а те 3-4 вещи, которые "выламываются" из всех групп, сохраняя лучшие качества каждой, - надеюсь, победят на конкурсе.