Лифантьева Евгения Ивановна : другие произведения.

Ни в коем случае не слушайте бардов!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О четырех "Последних" Владимира Контровского.


"Неужто осталось стоять у дороги и удивляться, как идиот,

Что смысла не было, не было, а поезд идет".

Олег Медведев "Солнце".

  
   Олег Медведев живет в Иркутске и руководит бардовским клубом "Полнолуние".
   Владимир Контровский живет в Питере и пишет повести и романы.
   Какая связь? Никакой. Просто - ассоциация.
   Герой "Последнего повелителя муз" тоже когда-то играл на гитаре. Ну и что?
   А то, что есть странная связь между гитарой и смыслом жизни. Или так только кажется?
  
   Три повести и рассказ, который, наверное, тоже повесть. Все четыре - о том, как меняющийся мир выворачивает человека наизнанку, проверяя содержимое того, что в обиходе принято называть душой. И что из этого получается. Четыре истории о том, как испытывается на прочность родительский "сценарий" героев (в терминологии Эрика Бёрна).
   "Последний из бледнолицых"
   Жил был в далекой Америке хороший парень. Действительно хороший. В повести почти ничего не говорится о родителях Ната, но, вероятно, они были добропорядочными пуританами. И сына воспитали соответствующе: травку не курил, хорошо учился, спортом занимался. И женщину себе выбрал одну - на всю жизнь. И хотел продолжиться в детях, как продолжились в нем его родители.
   Но мир изменился. Самым страшным врагом вдруг оказались те самые цветные, которых добропорядочные предки Ната никогда не обижали. Ведь непристойно же плохо обращаться со своими слугами и другими наемными работниками. Не какие-нибудь там латифундистами, приличными людьми были его предки. Даже, может быть, кто-то из них воевал на стороне северян... Как и у предков, идеалы Ната - идеалы добросовестного труда, дома, семьи... Пуританин - это не ругательство, это определение человека, живущего по принципу: "Возлюби ближнего своего. То, что делается для родных и близких, угодно Богу".
   Но вдруг оказалось, что цветные стали действительно равны белым - не только в декларируемых правах, но и в реальных возможностях. И что дочь потомкам добропорядочных белых колонистов предпочла какого-то индуса...
   "Последний алхимик"
   Та же история, только с российской окраской. Александр - послушный сын, любящий муж, заботливый (когда есть время - а от мужчины большего и не требуется) отец. Талантливый ученый, правда, не достигший в науке особых высот - помешала воспитанная с детства порядочность. Однако та же порядочность и чистоплотность в отношениях с людьми наделила его уважением со стороны коллег и подчиненных. Идеал настоящего советского человека!
   Но вот слово "советский" ушло в прошлое, и заложенный с детства сценарий успеха перестал срабатывать.
   Что имеем на выходе? В обоих случаях герои повестей Владимира Контровского, потеряв привычные с детства ориентиры, пытаются найти новые - и не могут. То, что они принимают за смысл, при более или менее пристальном рассмотрении оказывается болезненной галлюцинацией.
   Сценарий заменяется антисценарием. Родительские заветы истолковываются с точностью до наоборот. В пятнадцать это нормально. В сорок - чревато.
   Нат борется за свое одиночество. Александр - против власти Золотого Тельца. Читатель видит бесперспективность их борьбы.
   Бессмысленный подростковый бунт - только потому, что приличные (на первый взгляд) люди в ранней юности не научились самостоятельно выбирать себе цели. В результате - полный крах и у одного, и у другого героя.
   Обоим им приходится убивать. А ведь для обычного человека убийство и самоубийство - одно и то же, только тот, кто рожден и воспитан воином, имеет право убивать...
   Вывод?
   Родителей, конечно, нужно слушаться. Но строить жизнь нужно самому. Когда родительский сценарий, родительский алгоритм успеха вступают в конфликт с тем алгоритмом поведения, который навязывает общество, ничего хорошего не получится. Хорошо было предкам, жившим в неспешности стабильного мира. А наше время мчится с ракетной скоростью. Все меняется. И если ты привык следовать указаниям извне, то поневоле приходится становиться или подлецом, или убийцей...
   Герой "Последнего казака", наверное, тоже слушался родителей. Хотя - не факт. Григорий наверняка отбунтовал, отбесился свое подростковом возрасте. И вернулся - уже на сознательном уровне - к основам культуры той земли, на которой он родился. Григорий - казак. Потомственный военный, представитель не клана, не рода - особой касты. Касты воинов были у всех народов. Не просто профессия, это - особые отношения с жизнью и смертью. Непонятные для непосвященных. Как там? "Смерть всегда за твоим плечом"?
   Этот путь принимают сознательно, как пожизненную ношу. Этот путь мистичен, он состоит из символов и иносказаний. И этот путь - вне времени. Изменчивый мир ничего не может с ним поделать.
   "И никому из мальчишек - он был в этом уверен - даже не пришла в голову мысль: "Подумаешь... Что эта железка против боевого лазера..."
   Эти слова - ключ. Шелихов имеет право принимать решения потому, что в станицах не давали мальчишкам готовых сценариев. Их учили плевать на изменчивость мира, предлагая в противовес древнюю науку жизни и смерти. Поэтому-то Григорий неожиданно побеждает.
   А что же мама с папой, что же сценарий? И ни что. Потому что уже не о сценариях речь идет, а о подлинном. В отличие от героев предыдущих рассказов, в вывернутой наизнанку душе оказалось кое-что, что можно противопоставить и времени, и обществу.
   Григорий не бунтует. Он делает то, что должно. Делает сознательно - и оказывается прав. Изменчивый оказался бессилен, наткнувшись на собственное решение человека. И уже не мир меняет людей, а люди - мир, заявляя о своих правах с уверенностью хозяев жизни. И смерти.
   И, наконец, "Последний повелитель муз".
   История человека, который никогда не жил чужим умом и всегда выбирал сам. Сначала - стратегию успеха. Время потребовало от мужчин, стремящихся к самоуважению, умения делать деньги. Что ж, Вадим научился это делать. Причем - хорошо. Достиг успеха. И что же? А оказалось, что, кроме внешнего, нужно еще что-то.
   И вот начинается мистика, энергоинформационные поля и прочая эзотерика. Оказывается, кроме успеха, человеку, чтобы уважать себя, нужен смысл жизни. И Вадим снова делает поворот на 180 градусов, возвращаясь к старой гитаре и к стихам, написанным когда-то.
   Интересно, какими были родители Вадима? Наверное, они были умными людьми, сумевшими научить сына жить без сценариев.
   Правда, счастья это герою повести так и не принесло. Но это уже совсем другой разговор. Сочетание гитары и поиска смысла жизни - это коктейль Молотова, способный залить огнем энергоинформационный вакуум, способный взорвать любые сценарии и антисценарии.
   Да, кстати, господа, если вы считаете, что живете правильно, что вы - порядочные люди, ни в коем случае не слушайте российских бардов! А то вдруг попадется песня...
  
   "Эй вы, подземные виноделы, залейте в череп бокал вина,
   Эпоха кончилась, просвистела - кому хана, кому мать родна,
   Края пергаментной Ойкумены свернулись в трубочку на огне,
   А смысла не было, не было ни в ней, ни извне."
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"