Наткнулась в ЖЖ, на читательский отзыв на роман Александры Брагинской "Муниципальная ведьма" Отзыв на книгу
Так как фамилия автора романа то и дело мелькает в "бороде" комментариев на СамИздате, заинтересовалась и прочитала роман. Причем, как это ни удивительно, без особого отвращения. Муниципальная ведьма
Поржала над автором "читательского отклика" и над принципом "пятнадцати процентов".
Откуда "растут ноги у столь негативного отзыва, понятно.
Брагинская - один из тех начинающих авторов, которые по-своему борются с пиратами. На СИ она свои романы полностью не выкладывает. Концовки высылает читателям по личной просьбе. То есть, если все читатели выполнят обещание "не выкладывать концовку", то полной версии в сети не будет до момента публикации в каком-то официальном издательстве. Так делает не только Брагинская, но и многие публикующиеся авторы СИ. С одной стороны, в процессе написания романа автору нужна эмоциональная поддержка, которую дают комментарии читателей. Эту поддержку можно получить, лишь регулярно выкладывая "проды". С другой стороны, не хочется кормить халявой тех читателей, которые не только не поддерживают, но пишут гадости. Вокруг каждого автора создается кружок "поклонников", в конце концов получающих текст бесплатно. Остальные идут лесом - пусть покупают, ищут по пиратским сайтам и где угодно еще - потом. Как говорится, баш на баш.
Почему-то у "духовно богатых дев" такой подход вызывает раздражение.
Гораздо смешнее сам отзыа fusamnan. "Пятнадцать процентов" - то есть чтение нескольких первых глав романа для того, чтобы определить, "пойдет или не пойдет" тебе книга - методика весьма и весьма коварная. Она работает только у опытных читателей, которые к тому же знают, что из каждого правила есть исключение. В остальных случаях "крЫтеГ" рискует выставить себя идиотом, попавшись в те ловушки, которые расставил для него автор.
"Муниципальная ведьма" - добротный, с очень неплохо простроенной детективной линией, РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ детектив. Какой-либо магии или мистики там не больше, чем в романе Донцовой "Привидение в кроссовках". Кстати, прием этот - игра на суевериях и персонажей, и читателей - весьма старый. Достаточно вспомнить Конан-Дойла или Честертона, игравших на увлечении читателей их времени всевозможной готической мистикой.
В "Муниципальной ведьме" много разговоров о колдовстве и... никакой магии. Не знаю, зачем Брагинская поставила в "жанрах", наряду с "детектив" и "юмор" еще и "фэнтези". Видимо, по приколу, чтобы еще больше запутать читателей.
Попалась в эту ловушку и "крЫтеГ": "Итак, от обычных историй про попаданок "Муниципальная ведьма" отличается тем, что гг не попадает в другой мир. В этом и состоит вся художественная новизна произведения, так как прочие составляющие шаблона соблюдены: по жизни гг неудачница, но непосредственно после особенно масштабного фэйла получает Дар Волшебства (именно так, с обеих прописных)".
После такого пассажа стал понятен уровень самого "крЫтеГа", ведь текстов, в которых ГГ обнаруживает у себя некие магические способности, не перемещаясь в иномирье, не меньше, чем текстов про "попаданев". В принципе, некий "дар", скрытый в рядовом человеке - основа одного из древнейших мифологических сюжетов. Все "крошечки-хаврошечки" и "медведки" или находятся под покровительством "высших сил", или несут в себе кровь "истинных властителей". Тот же Арагорн - на начало "Властелина колец" - лох и неудачник, бомж-бродяга, наследник без королевства, у которого от его величия - лишь кусок старой железяки. Но при этом - Истинный Король. Вообще, сюжет "обретение наследства, отобранного теми, кто не имеет на него права" - один из самых распространенных.
Дальше разбор читать уже не было смысла, но я все-таки это сделала, чтобы похихикать над тем, какие выводы можно сделать на неверных предпосылках.
Заинтересовала вот эта фраза: "Но больше всего меня в этом произведении впечатляет моральный облик гг." И тут я задумалась...
Наиболее близкий аналог Брагинской из известных авторов - Донцова. Но - и это главное - у Донцовой ГГ-персонажи - "хорошие девочки". Даже если это - мальчик Иван Подушкин. ВСЕ они отличаются стремлением "быть удобными" для родственников и вообще близких людей. Стараются угождать всем, не могут послать нафиг каких-нибудь дальних родственников, заявившихся в Москву и заполонивших собой жилье любой площади... Именно эта "хорошесть", услужливость и страх перед осуждением со стороны близких - движущая сила многих сюжетов. Сделав какую-нибудь ошибку и боясь насмешки родственников, героини Донцовой лихорадочно пытаются ее скрыть, совершая кучу еще больших глупостей.
Героиня Брагинской Леночка - классическая "стерва", освоившая стандартны приемы манипуляции окружающими, некий идеал многих интернетных ДБД. Ее поведение - то, о котором мечтают, но не могут позволить себе в реальности многие "интернет-воительницы".
Вот, например, такая деталющечка, как "отыгрыш сердечного приступа: " Если маме не нравится что-то из сказанного мной, а возразить нечего, она всегда хватается за сердце, закатывает глаза и начинает повествовать о том, как ей тяжело было растить меня одной и какая я неблагодарная дочь".
А через несколько абзацев, в адрес той самой матери: "- Как у тебя язык поворачивается такое говорить? - выкрикнула я, схватилась за сердце и закатила глаза".
В общем, Леночка - достойная ученица, прекрасно играющая по "социально одобренным" правилам.
О реальности ее герои говорят с таким неприкрытым цинизмом, что я даже немного растерялась. Вот, например, разговор ГГ с ее будущим мужем, в данный момент - мэром города:
"Был у меня приготовлен ещё один очень интересный вопрос, и я не замедлила его задать.
- И спрошу. Чем вы зарабатываете на своей должности, если действительно не берёте взяток?
- Ваше "если" просто великолепно. Я много раз говорил, что не беру, а вы вновь и вновь подвергаете мои слова сомнению. Раз вы мне не верите, есть ли смысл о чём-то спрашивать того, кого считаете лжецом? Но я отвечу. Тут всё очень просто. Мне принадлежат транспортные фирмы. Маршрутные такси. Очень, знаете ли, выгодное дело. Каждый год проводятся тендеры, мэрия выбирает городских перевозчиков. Претендентов немало, ведь, как я уже говорил, это выгодно. Среди претендентов несколько моих фирм, и моя задача, как мэра, не допустить, чтобы тендер выиграл посторонний. Пока получается.
- Раз в год вы жульничаете с тендером, а остальное время, выходит, работаете на благо своих избирателей?
- Отличная шутка! - расхохотался Мэрский. - Скажите честно, неужели похоже, что мне есть дело до избирателей? Уж не сочтите за чрезмерный цинизм. Да вы знаете, сколько труда нужно приложить, чтобы городской транспорт работал как надо? Нет, конечно, откуда вам знать?
- Не хотите ли вы сказать, что городской транспорт работает у нас как надо? - не поверила я.
- Именно это, Елена Михайловна, я и хочу сказать. Не верите? Потому что не понимаете. Мы оба оцениваем с позиции "как надо мне", но вы забываете, что мне надо не так, как вам. Простите за несколько запутанное изложение. Я лучше поясню, что я имею в виду конкретно. Мне нужно поддерживать высокие тарифы на проезд, а также чтобы троллейбусы, трамваи и муниципальные автобусы одним своим видом отбивали охоту ими пользоваться. Кондукторы должны хамить, контролёры - взимать штрафы с тех, кто заплатил за проезд, а мастерство водителя - навевать мысли, что он раньше возил дрова, и перестроить стиль вождения не смог и никогда не сможет. Где набрать подобных людей в нужном количестве? Думаете, легко довести муниципальный транспорт до такого убитого состояния? А потом его в этом состоянии и поддерживать? И это ещё не всё! Есть ведь и частные автомобили. Для них нужно сделать дорогие и неудобные стоянки, отвратительное качество дорожного покрытия улиц, постоянные пробки в центре, а ещё активно действующие банды угонщиков. Неужели, по-вашему, это всё само собой появится? Нет, необходимо неусыпное внимание и каждодневный труд многих людей!
- Если всё это правда, получается, что вы работаете против своих же избирателей. Не могу в это поверить, - совершенно искренне заявила я.
- Для избирателей нужно что-то сделать за последние три месяца перед выборами, тогда оценят. Всё, что было раньше, они забывают. Электорат склонен к амнезии, это давно известно. Ещё вопросы есть?
- Да. Почему никто не знает, что маршрутки принадлежат вам?
- Потому что, как это у нас принято, используются подставные лица. А те, кто пытается разобраться, натыкаются на губернатора - у него тоже есть своя доля в транспортных фирмах. Вот и считается, что держит их губернатор, а моя скромная персона остаётся в тени".
В общем, это даже не реализм, это - гольный натурализм.
Взята схема классического детектива, наполнена нашей реальностью и получился мир, в котором... вообще нет ни одного положительного героя. Самый симпатичный из всех, наверное, бывший бандит Колян. Все живут по законам нашего современного и циничного времени, не прикрываясь никаким рассуждениями о морали-нравственности.
Мир-карикатура... Хотя в конце - классический такой хэппи-энд, честным пирком да за свадебку...
Да, и "главный злодей" оказывается... весьма и весьма мелким существом. Я не читала концовку, но вычислить, кто же подбросил деньги в тайник, несложно:
"- Губернатор последнее время много говорит об отставке. Он уже далеко не юноша, со здоровьем проблемы, да и бухает всё больше и больше. Вот она и решила, что пока он ещё на коне, вовсе не помешает срубить бабла по лёгкому, на чёрный день, как говорится. О том, что Каретников рвётся захватить парк, а ты ему мешаешь, она прекрасно знала, это никакой не секрет.
- И сколько она на мне собиралась наварить?
- Тридцать тысяч бакинских.
- Она с ума сошла? Ради такой мелочи! - Мэрский брезгливо поморщился, мне даже показалось, что он собирается в знак отвращения сплюнуть на пол, но всё-таки передумал.
- Это для тебя мелочь, - возразил Мелентий. - А для неё - серьёзная сумма.
- Не говори глупостей! У губернатора денег куры не клюют. Он наверняка ей даёт достаточно.
- Это он думает, что достаточно. Как и ты. А ей - мало. Вот она и добирает, где может".
Запутать перед финальным монологом "ведьмы-сыщицы", который рассылается по просьбе читателей, автор может... только духовно богатых дев. Или тех дамочек, чьи мечты и цели совпадают с мечтами и целями ГГ Леночки: "Задрав ноги на диванные подушки, я уставилась в потолок и начала мечтать о том, что в моей жизни появится настоящий мужчина, и мне больше никогда не придётся работать. Мы с ним будем круглый год нежиться в тёплом море на фешенебельных курортах, а если вдруг надоест пляж, пойдём в какой-нибудь ресторан. И ноги у меня будут гудеть не от ходьбы на каблуках по обледенелым тротуарам, а от танцев с любимым, это гораздо приятнее. Ну, а по ночам мой половой гигант..."
Стандартных мещаночек, которые имеют привычку "облагораживать" свою обывательскую сущность болтовней о морали-нравственности...
В общем, думаю, что Брагинская никогда не сумеет добиться популярности Донцовой. Донцова гладит мещаночку "по шерстке", жалеет ее, понимая, что бабенка та несчастная и книжка ей нужна как некое обезболивающее, дающее возможность примириться с действительностью. Дескать, у тебя - проблемы, но богатые тоже плачут, а будешь хорошей девочкой - и на твоей улице перевернется КамАЗ с мандаринами... Брагинская не просто не дает надежды, она издевается над всем, что стараются не замечать "хорошие девочки". И над ними самими... Духовно богатых дев, которым "не понравится" моральный облик ГГ, будет, думаю, намного больше, чем тех, кто воспримет текст как карикатуру.