По этому поводу решила собрать в одно место некоторые мысли, которые появлялись не только в связи с этим романом, но и вообще - по поводу и без повода.
Мысль первая - о канонах
Как только формируется какое-то достаточно массовое литературное направление, как только внутри него появляются какие-то "законы жанра", сразу же находятся люди, которые стремятся эти законы вывернуть наизнанку.
Стиль "ироничная Мэри-Сью" как раз и представляет сейчас такое "массовое течение". Причем - весьма модное и кассовое. Писатели пишут, читатели (точнее - читательницы) - читают. И будут читать.
Потому что стиль "ироничная Мэри-Сью" очень точно отражает мечты и чаяния современных относительно образованных девушек. Да-да, тех самых офисных инфузорий в туфельках, которые росли, твердо уверенные, что их, таких хороших, обязательно возьмет замуж какой-нибудь богатый дяденька. Вот прям так - приедет на белом "мерседесе" и освободит от необходимости корпеть в душных офисах.
Но на всех богатых дяденек не хватает. Реальность почему-то не желает преподносить все и сразу, причем на тарелочке с голубой каемочкой. Да и дяденьки... даже если они появляются в ближайшем окружении таких девочек, то почему-то не спешат сходу посадить их себе на шею. Хотят несколько другого... В результате у потенциальных читательниц "ироничной Мэри-Сью" - полное разочарование в жизни, "все мужики - сволочи, все бабы - б...."
Ну, а если в реальности ничего не получается, то почему бы ни унестись в очередную фантазию?
"Конина" и прочие "сталкеры" - это чтиво для прыщавых подростков. Для тех, которые долгими одинокими вечерами мечтают о том, что бы они сделали со своими обидчиками, коли удалось бы волшебным образом стать большими и страшными. Причем именно - волшебным образом. Потому как эти подростки подсознательно понимают, что естественным способом, то есть с помощью занятий физкультурой и прочими единоборствами, им нарастить мышечную массу слабо. Слишком ленивы и слишком жалеют себя, любимых, чтобы начать пахать в спорзале. А вот коли бы волшебный мир... Ну, или, для более здравомыслящих, не признающих всякую магию-шмагию, - коли бы добрый АКМ в руки, да возможность палить без разбору и риска познакомиться с дяденьками-милиционерами...
"Ироничная Мэри-Сью" - то же самое, только в девичьем варианте. Сублимация комплексов и обид на весь мир и окружающих мужчин, помноженные на желание все-таки обзавестись официальным мужем, который будет кормить, поить и лелеять.
Для меня, как читателя некоторых феновских форумов, не ясно только одно: почему девичья мэрисьюшная литература считается полным отстоем, а к "конине" в стиле "Мужского клуба" читатели относятся даже серьезно?
Впрочем, к "Дракоше" Елены Беловой этот вопрос никакого отношения не имеет.
Мысль вторая - об антиканонах
К счастью, читательская аудитория не состоит из одних инфузорий (любого пола).
Да и постоянно писать об обиженных богом и мужиками дурах, в какие бы эльфийские уши они ни рядились, мало радости.
Но повеселиться хочется всем. Любовь к веселью - вовсе не признак отсутствия мозгов. Вон, даосские мудрецы как веселились! И ничего - оставались мудрецами.
Есть и еще один маленький нюансик. Комплексы - это примета затянувшегося подросткового возраста. Однако, как ни странно, со временем каждый человек хоть немного, но умнеет. Нет, я, конечно, знавала и тридцатилетних тетенек, по уровню инфантилизма не уступавших семиклассницам. Но большинство находит в себе силы понять и простить нашу единственную, пусть и не очень комфортную реальность, и начать жить уже по-взрослому, отвечая за себя и окружающих. А вот воспоминания о пережитых и изжитых комплексах становятся одним из предметов веселья. "Вы только представьте, девочки, какой дурой я была! Хи-хи-хи!"
В результате получаются востребованы и следующие этапы развития "канона" юмористической фэнтези - "Мэри-Сью наоборот". То есть вроде бы все, как всегда: некая земная попаданка в неком волшебном мире. Но вот вместо эльфоподобных с разной степенью остроумия ехидничающих красавиц в последнее время появляются героини более чем нестандартные.
У Елены Малиновской в "Наперекор канонам" героиня - никакая не красавица, а даже наоборот. И не ехидничает она - не до того. И сказка эта вовсе не о "сбыче мечт", а о том, что в любых обстоятельствах надо оставаться человеком - и тогда изменится и окружающий тебя мир.
У Владимира Контровского в "Последнем оргазме..." героиня, наоборот, стандартная до карикатурности. Оригинальность лишь в позиции автора: обычная Мэри-Сью - это "новая версия, улучшенная и дополненная" и автора, и читательницы. А здесь автор активно ненавидит свою героиню. Честно говоря, я просто не поняла, откуда у взрослого человека столько злости по отношению к маленьким дурочкам, воображающим себя эльфийскими принцессами. Видимо, там дело не столько в отношении к реальному офисному планктону, для которого сочиняются всякие "Мэри-Сью", а в зависти к успехам авторов, которые для тех инфузорий пишут.
И вот снова мне в руки попадается роман про попаданку с предельно нестандартной героиней. "Ты дура! Или приключения дракоши!" Елены Беловой - это сказка не про Золушку, ставшую принцессой, а про Марью-царевну, отправившуюся на поиски Фениста Ясна Сокола.
А нам всегда чего-то не хватает
Считается, что в любой сказке на начало действия главный герой чего-то лишен. Часто - всего и сразу, как та же Золушка. Ни родительской любви у нее нет, ни платьев, ни денег, одни... Но иногда вроде бы у героя есть все или почти все. Он и царь, и герой, да только нет ему жизни без какой-нибудь Жар-птицы или еще чего-нибудь такого не менее бесполезного в повседневной жизни.
Чего лишена на начало романа его героиня, дочка олигарха Александра Морозова?
Если вести речь только о том, что можно купить за деньги, то у нее есть все. Любимая дочь богатых родителей, к которой относятся по принципу "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не героином". То, о чем героини мэрисьюшных романов даже мечтать не очень-то решаются, Александра получает нахаляву.
Не, обо всяких багамах-канарах даже упоминать нет смысла. Как и о прочем шмутье любых кутюрье. У девочки есть все. Вплоть до самых красивых мальчиков, которых она снимает с той же легкостью, что драйверы-дальнобойщики подбирают на трассе плечевых проституток.
Но странность человеческой натуры состоит в том, что доставшееся нахаляву не ценится. И мужчины-проститутки героине романа уже надоели до зеленых чертей. Ей хочется настоящего, не покупного, чувства, настоящих друзей, а не "девушек из той же тусовки".
Вместо того, чтобы попытаться купить понравившегося ей мужчину, девушка предпочитает "поменять судьбу" - причем уже в нашей реальности. Устраивает весьма неудачную авантюру, притворившись обычной "офисной инфузорией". С этого, собственно, все и начинается.
Кстати, начало романа очень точно психологически. Именно этим он меня и подкупил настолько, что я стала читать дальше.
Минусы первой "дракоши"
Для очистки совести напишу о минусах романа. Главный из них - темповый и сюжетный "провис" примерно в середине.
То есть где-то до половины романа - великолепная "комедия положений", приправленная буйной фантазией автора. Героиня - из тех, кого называют "генератором неприятностей". Ну, просто девушке никогда в жизни не приходилось думать о последствиях своих поступков. Все возникающие проблемы решались при помощи папиных денег. В результате она сначала делает (причем, как правило, ничего плохого не хочет), а потом хлопает глазами и удивляется: что же это получилось-то? А в волшебном мире, куда угодила Александра, папы под рукой нет, а она сама превратилась в дракона-оборотня. В результате последствия ее "я не хотела, так получилось!" оказываются гораздо более разрушительными, чем были на Земле.
Правда, маги тоже не дремлют и все время пытаются героиню во что-то превратить...
В общем, до половины книги - просто и откровенно, по-доброму, смешно. Этакий женский вариант Чарли Чаплина с крыльями, постоянно влипающий во всякие абсурдные ситуации.
Но дальше, к сожалению, следование правде развития характера немного подвело автора. Александра - не клиническая идиотка, и, в конце концов, понимает, что пора умнеть и как-то приспосабливаться к новому миру, причем с минимальными для этого мира потерями. И как раз оказывается, что местные драконы не против принять ее на воспитание. Ведь по их возрастным меркам она - сопливая девчонка.
И начинается обычная жизнь обычной юной дракоши - не принцессы, не героини (несмотря на разгром, учиненный в замке черного мага), простой дракоши из простой, но уважаемой драконьей семьи.
И вот тут сюжет "встает колом". Автор увлекся описанием драконьей жизни. Нет, конечно, за буйную фантазию это можно почти простить. Понятно, что и Александре все вокруг нее ужасно интересно, и автору тоже - в кайф описывать все эти драконьи порядки. Но вместо калейдоскопа событий начинаются длинные описания, вместо боев со злобными магами - милое девичье щебетание о пустяках, пусть даже девицы крылаты, хвостаты и по размерам не уступают большегрузным фурам.
Что тут делать - не знаю. Героиня - персонаж не государственный, ее действительно больше всего волнуют отношения с молодым шаманом, на которого она свалилась... (впрочем, не буду заниматься пересказом). Но у читателя это замедление действия вызывает некоторое недоумение. Если бы роман с самого начала был любовным, а не приключенчески-развлекательным, то все бы было нормально, хотя и не так весело. А тут - словно два разных романа, перетекающие один в другой.
О плюсах
Несомненные плюсы романа - это совершенно оригинальный мир и великолепно проработанные второстепенные персонажи.
Ну где вы еще встречали, например, крылатую мышь размером с дракона? Или колыбельку-термостат? Или... В общем, море интересных находок.
Второстепенные персонажи - отделяная тема. Вроде бы они не особо нужны для развития сюжета. Но зато как сочно и весело описаны!
Маг, превращенный в гигантскую лягушку, и другие маги, превратившие героиню в мышь. Названный "братец" дракон, драконята и "дикие" драконы. Дракоши - подружки героини... Чего стоит только история о пьяной дракоше, не рассчитавшей свои силы в общении с человечьим спиртным! Даже банные мочалки в романе обладают собственными личностями...
В общем, это сложно пересказывать, это нужно читать, представлять зрительно и время от времени стекать под стол от хохота.
Тут мимоходом мысля: если "вторые серии", продолжения фильмов порой гораздо слабее, чем первые части, то писатели, бывает, с опытом "расписываются".
К счастью, тут именно такая ситуация.
Во второй части "Дракоши" по-прежнему сохраняется тот уровень психологической точности, который меня привлек в первом романе. Появляются несколько новых второстепенных персонажей, еще более смачных, чем в первой части. Например, почти разумный куст, который сменяет главную героиню на посту основного "генератора неприятностей".
Центральная сюжетная линия, построенная на борьбе с черным магом, никуда не убегает. Ну, то есть те, кому положено, с опасностью борются, а остальным остается просто жить.
Хороший ход - объединить врагов. Драконам противостоят "золотые мантии", магам - черный маг. Теперь эти отрицательные персонажи находят друг друга и становятся союзниками.
То есть роман обещает быть композиционно более ровным и взвешенным, чем первый.