|
Краткие пояснения к художественным методам, попадающим под определение "Нереальная Новелла"
На конкурс "Нереальная новелла" будут приниматься произведения, которые в основе своей являются реалистическими, то есть стремящимися к изображению известной нам действительности. Но методу, с помощью которого они написаны, не полагается быть "чистым реализмом". В повествовании обязан присутствовать фантастический элемент, который, изменяя акценты, давая неожиданный взгляд на жизнь, придает ее показу яркость и выпуклость. Другими словами, в произведении должна присутствовать оригинальная идея, а не просто бытописание с натуры.
Мифический и мистический реализм, сюрреализм, альтернативная история подходят. Близкие к ним методы или сочетания разных методов тоже будут приняты.
Занимательные истории типа фэнтези или постмодернизма преноминацию, скорее всего, не пройдут: развлечение участников целью конкурса не является в принципе. Чистая фантастика, не имеющая отношения к социальным проблемам современности, тоже будет отсеяна.
|
Мифический реализм
События в основе реальные, узнаваемые, но мифологизированные автором. В повествовании может быть использован явный вымысел, не исключены персонажи, невозможные в реальности. Действительность, проецируемая сквозь мифические образы, должна быть видна не менее отчётливо, чем в чисто реалистическом произведении.
Известные литературные образцы: "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова, "Сто лет одиночества" Г.Г.Маркеса. Хотя многие литературоведы относят Г.Г.Маркеса к магическому реализму... А есть ещё символический реализм Андрея Платонова...
Каждый автор властен использовать свой набор инструментов, красок, кодов. Придираться не будем.
Сюрреализм
Сюрреализм в литературе - направление, где в качестве реальности преобладает сфера подсознания. Логические связи в таком произведении заменены свободными ассоциациями. Изменённое состояние сознания, совмещение сна с реальностью или значительный отрыв от нее допустимы. Не исключена и реальность абсурда (нелогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу).
Из примеров я лично вспомнила симпатичных мне Уильяма Фолкнера и Франца Кафку. Но не будучи безумной поклонницей сюрреализма и абсурдизма, не исключаю, что есть другие примеры, имеющие свое типическое своеобразие.
В любом случае, поданное на конкурс сюрреалистическое произведение должно иносказательно и с поэтическим подтекстом рассказывать о проблемах жизни. Постмодернизм вряд ли пройдет преноминацию. Выдумка ради выдумки, форма ради формы в рамки "Нереальной новеллы" не впишется.
Альтернативная история
Произведение может выглядеть как описание реальных событий, но... они не случились, хотя могли бы. Это возможный путь истории, как бы параллельный реальному в тот или иной исторический период. Судьбы народов, государств, континентов и героев повествования, конечно.
Пример? Да хотя бы любимые с пеленок "Три мушкетера" Александра Дюма. Но, авторы, мы же с вами не развлекаться собрались, а подумать о судьбах страны -- можно писать так же весело, но хоть чуточку серьезности, пожалуйста!
|