Аннотация: к дню ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА. воспоминания 30 летней давности.
В начале было...
Мои воспоминания о корабельной жизни посвящаются забытым ветеранам флота и ради наших кораблей, безвременно ушедших из флотской жизни.
"Безупречный" родился ещё задолго до того, как я имел честь служить на нём.
В Российском Императорском и советском ВМФ до ЭМ пр.956 имя "БЕЗУПРЕЧНЫЙ" носили три корабля аналогичного назначения:
Миноносец английской постройки типа "Ярроу", (миноносец "Палтус" переименованный в "Безупречный" принадлежал к самой большой серии эскадренных миноносцев, построенных по программе "для нужд Дальнего Востока", принятой в 1898 г. Все они строились на Невском Судостроительном и механическом заводе в городе Петербурге и являлись последними миноносцами, спроектированными на основании "Программы для составления проектов эскадренного миноносца до 350 тонн". 1 июня 1902 г. завод спустил миноносец "Безупречный". ЭМ "Безупречный" погиб ночью 14-15 мая 1905 года со всем экипажем после боя с крейсером "Читосе".
А также ЭМ "Безупречный" проекта 7 на Черноморском флоте стал участником легендарной обороны Севастополя. Эсминец "Безупречный" 26 июня 1942 года был вынужден выйти в море не ночью, а в светлое время суток, что было крайне опасно, но другого выхода не было. По пути следования корабль был обнаружен немецкой авиацией, и завязался упорный бой. Эсминец отбивался всеми имеющимися огневыми средствами, включая стрелковое оружие солдат. Силы были неравные. Вскоре зенитные орудия оказались повреждены, а после прямого попадания бомбы в машинное отделение эсминец потерял ход и стал доступной мишенью для врага. Команда отчаянно пыталась спасти корабль, но на корабле уже полыхал пожар, и в 40 милях к югу от мыса Ай-Тодор эсминец "Безупречный" затонул.
и ЭМ проекта 30бис.
Каждому кораблю удалось с гордостью пронести в своей службе имя "БЕЗУПРЕЧНЫЙ".
Ракетно-артиллерийский лидер эскадренных миноносцев 1-го ранга "БЕЗУПРЕЧНЫЙ" пр.956 (шифр проекта "САРЫЧ") заводской Љ 865.
1й командир корабля из офицерского состава КТОФ капитан 2 ранга Симкин Анатолий Михайлович.
1й командир корабля из офицерского состава КСФ
капитан 2 ранга Ничипуренко Виктор Александрович.
Служба на эсминце "БЕЗУПРЕЧНЫЙ"
Время, проведённое в поезде от Владивостока до Ленинграда летело быстро. Праздно проводить время в отдыхе, после кошмарного начала корабельной службы на БПК "Петропавловск", было замечательно. Ехали, списанные с кораблей КТОФ "лучшие" представители флота по разным причинам, голодно, без пайка и "пайковых", но весело и с водкой, которой угощали нас погранцы. В Хабаровске, во время стоянки поезда, пришлось с голодухи "обуть" призывников на деньги.
В Ленинграде экипаж корабля был уже в основном сформирован из моряков КТОФ и жил во флотском экипаже. Наш корабль был ещё не заселён и стоял у стенки Ждановского завода, рядом с легендарным крейсером "АВРОРА". Нас каждый день возили на работы. И мы по ходу дел суетных и бытовых принимали участие в разборке "Авроры". Даже не знаю, чья легкая рука вписала меня в список пополнения на новейший эсминец, а не оставила меня на БПК, который готовился отметить своё десятилетие и встать в ДОК на длительный ремонт.
Краткая справка: ЭМ пр.956 "БЕЗУПРЕЧНЫЙ" (заводской номер 865) летом 1985 года прошел приемные испытания на Балтике.
В ноябре 1985 года был подписан приемный акт и корабль был переоформлен на КСФ.
Так, наш ЭМ пошёл с тихоокеанским экипажем на север,
а 4й корпус, ЭМ "ОСМОТРИТЕЛЬНЫЙ" с северным экипажем, на тихоокеанский флот. Офицеры менялись уже после прихода кораблей к местам своего назначения.
'Безупречный'' стоял у спецпричала завода, еще совершенно не похожий на боевой корабль. Всё рождение корабля проходило на моих глазах и с моим самым непосредственным участием. Это то я, сухопутный парень, только мечтавший в своём Норильске о кораблях, зачитывавшийся "Цусимой", творил историю флота.
Я в БЧ-7, в ''радио-техническом дивизионе'' тянул лямку. В РТД я числился радиометристом радиоэлектронной борьбы, на станции МП-401С. МП-407 у нас, из-за нехватки финансирования, не было. А на ЭМ "Современный" и "Осмотрительный" была.
Первый "килограмм" группы РЭБ был в звании лейтенант и родом из Ленинграда и очень не хотел из него уезжать, после прихода на севера, закосил и списался домой. Учил меня изощренным для меня в то время, методам секса. Он единственный известный мне офицер, который сумел тайно взять с собой в море на несколько суток женщину. Жила она в одном из РЭБовских боевых постов, и никто, кроме его подчиненных не знал об этом.
Капитан-лейтенант Ковешников Борис Борисович, тоже коренной Ленинградец из флотской семьи, прибыл на ЭМ с аналогичного проекта с КТОФ. Он был добрый и терпеливый. Его девизом, было: "не высовывайся", а то мамонты вымерли-то, а клопы живут до сих пор. Я перед дембелем его смог довести.
В моей команде РЭБ обязанности старшины команды всегда исполняли старослужащие старшины срочной службы. Позже и я был назначен старшиной команды РЭБ.
Флагманским РЭБовцем курирующем эсминцы на КСФ был тогда капитан 1 ранга Чехартишвили, грузин. Очень порядочный человек и обходительный офицер.
Командиром на "Безупречном" с момента формирования экипажа и до прихода на КСФ был капитан 2 ранга Симкин Анатолий Михайлович. Старшим помощником капитан третьего ранга Назаров Александр Иванович, весь экипаж его не уважал страшно, а то и боялся. Не повезло ЭМ "Осмотрительный", так как именно он стал его командиром и при переходе на КТОФ загубил все котлы.
Второй командир корабля, до моего увольнения в запас, был капитан 2 ранга Ничипуренко Виктор Александрович, в последующем кап. раз и кавалер ордена Красной звезды. Старшим помощником капитан третьего ранга Гелетин Владимир Иванович, в последующем командир "Безупречного". Но именно с ними наш корабль выполнил все свои первые боевые службы и дальние походы.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
В ВМФ СССР призвали меня 08 мая 1984 года, а вольную дали 28 июня 1987 года.
После "учебки" КТОФ на Русском острове в РТШ я попал на БПК "Петропавловск" в Шкотово-17. А уже в ноябре 1984 года началась моя настоящая служба, на ЭМ "Безупречный", который на тот момент был "новостройкой" на одном из заводов Ленинграда.
Еще несколько дат из моих воспоминаний:
19 мая 1984 год - прибыл в РТШ (в/ч 70024) на острове Русский КТОФ, где знаменитая на весь КТОФ "кича".
03 октября 1984 год - отправлен из "учебки" в Шкотово на БПК "Петропавловск" КТОФ (в/ч 98668).
18 ноября 1984 год - прибыл в экипаж эсминца "БЕЗУПРЕЧНЫЙ" (в/ч 30933) строящегося в Ленинграде.
январь 1987 год - "БЕЗУПРЕЧНЫЙ" вышел на "боевую" в составе отряда кораблей КСФ, во главе с ТАКР "КИЕВ", курс - Средиземное море.
1987 год - "БЕЗУПРЕЧНЫЙ" заходит в порт Триполи (Ливия).
24 июля 1987 год - после шести месяцев "боевой службы" эсминец вернулся в Североморск.
май 1986 год - отпуск, который мне объявили ещё 23 февраля, как "лучшему" при загрузке боезапаса главного калибра.