Аннотация: Революционный дух свободы был посеянпредсмертным проклятием Булач-Хана...
ПРОКЛЯТИЕ КРОВИ.
Часть 1я.
На арене общественно-политической жизни Кавказа местнический сепаратизм занимал во все времена важную роль. Отчего же так вышло, что Кавказ заселялся примерно в одно время схожими этносами, но одни мирно сосуществуют с соседними этносами, а другие не знают покоя в этом мире? В последние годы стало модным публично обличать колониальную политику Российской империи на Кавказе. При этом совершенно забывая об интересах местной национальной элиты, партийно-производственной номенклатуры или как модно сейчас стало называть, кланово-родовых олигархов.
Гимринец Газимухаммад Длинный в 1828 году начал обновлять шариат и распространять тарикат. Выступил Газимухаммад и двинулся с великим войском на гумбетовцев и андийцев и победил их, повернув их на путь шариата. Оттуда Газимухаммад направился, было в сторону Хунзаха (Авар).
Уповая только на Аллаха, Газимухаммад в рамках священной войны за веру совершил затем походы против таркинской крепости, Эндирея и Дербента. И перебил он тогда множество лицемеров - мунафиков и отрубил головы тем кумыкам и эмирам, которые держали сторону неверных. В благословенном месяце джумада алахира 1831 года напал Газимухаммад на крепость Кизляр, захватил её, разграбил имевшиеся там богатства, убил целый ряд кизлярских мужчин и взял в плен кизлярских женщин и подростков.
Величайший имам Шамиль был мудрым правителем и законодателем, вера которого заставляла воевать за справедливость. Он был прекрасным полководцем и поначалу лично участвовал в боях: с рыжей, окрашенной хной бородой, в окружении телохранителей, на неизменном бело-сером коне в яблоках. Противников по междоусобным войнам Шамиль не только жестоко уничтожал, но и мудро" уговаривал. Он говорил так: "Я и вы -- братья по религии. Две собаки дерутся, но когда увидят волка, то, забыв свою вражду, вместе бросаются на него. Хотя мы враги между собою, но русские -волк наш, а потому прошу соединиться со, мною и сражаться против общего врага; если вы не поможете мне, то Бог -моя помощь".
Уммахан, Нуцал-хан и Булач; это были сыновья Султан-Ахмета и Баху, дочери Уммахана Великого. Уммахан и Нуцал-хан были затем в 1832 году убиты в местности То[б]тида, когда войско Хамзата пришло в Аваристан. По приказу величайшего имама Шамиля в 1833 году убит младший сын Баху и Султан -Ахмета. Тридцать три телетлинских бека были сожжены в своих домах; а 11-летний Булач-Хан, наследник аварских ханов, был брошен в горную реку в местности Рорхатал хаяби, принадлежащей унцукульцам. 11-летний Булач-Хан, младший сын Баху-бике находящийся в плену у жены и родственников Гамзат-бека; по матери своей внук знаменитого Ума-хана, бывшего владетеля в Аварии, отец же его был пришелец в Аварии, Султан-Ахмет хан Мехтулинский, перед гибелью проклял всех виновных в гибели рода аварских ханов. Тогда это проклятие серьёзно никто не воспринял. Кто серьёзно воспринимает 11-летнего мальчишку. Даже если он и последний наследник аварских ханов. Через 160 лет проклятие начало сбываться.
Отчего же младший сын Баху-бике был брошен в горную реку в местности Рорхатал хаяби, принадлежащей именно унцукульцам. Не случайно! Унцукуля. О происхождении аула и его названия сохранилось несколько противоречивых преданий. По местным преданиям, унцукульцы всегда жили в постоянной борьбе с их могущественным и сильным соседом - аварскими ханами. Унцукульцы всегда ждали момента, чтобы избавится от ханской власти. По преданиям, унцукульцы однажды даже изрубили всех ханских людей, прибывших к ним в аул. В памяти унцукульцев до сих пор живут имена и дела знаменитых военных предводителей, величайший имам Шамиль в отрочестве находился некоторое время в Унцукуле в качестве мутмлима. И хотя Ууцукульцы долгое время упорно не желали принимать шариат, усматривая в нём ограничение своей традиционной независимости, всё же имаму удалось ввести его принудительно. Очевидно в память об нахождении в Унцукуля, об их неразумной непокорности и приказал величайший имам Шамиль, наследника аварских ханов, бросить в горную реку, принадлежащей унцукульцам.
Джохар Дудаев, ( 15.04.1944 года - 22.04.1996 года ) родился в Чечено-Ингушской АССР в 1944 году в семье Мусы. В году, когда все чеченцы были высланы по приказу грузина Джугашвили. В Средней Азии и провел Джохар детство вплоть до 1957 года, когда Хрущев разрешил чеченцам и ингушам вернуться на родину. С детства приходилось мальчишке драться против таких же сверстников, заступаясь за честь своей семьи и своего народа. Рос мальчишка слишком горячим даже для чеченца и был человеком довольно прямолинейным, не лишенным честолюбия, граничащего с амбициозностью. Уже юношей, Джохар закончил Тамбовское высшее военное авиационное училище имени М.Расковой, а в 1977 году молодой офицер закончил - Военно-воздушную академию имени Гагарина. В 24 года он вступил в КПСС. Женился на русской девушке. Жена - художница, была первым настоящим другом. Она же подарила супругу троих детей, дочь и двоих сыновей. Вероятно, именно жена - друг помогла ему добиться довольно редкого для представителя его национальности продвижения по военной службе - до должности командира дивизии. Более того, он - первый генерал-чеченец в Советской Армии. Сослуживцы характеризовали Джохара как жесткого, вспыльчивого и резкого человека, у которого даже почерк нервный: когда он писал, то чернила брызгали во все стороны, а бумага подчас рвалась. Генерала нередко упрекали в авторитаризме и властолюбии. Джохар в последующем чрезвычайно дорожил своим ореолом революционного вождя.
Дудаев вышел в отставку в мае 1990 года, когда с просьбой об этом к нему обратились приехавшие в Тарту чеченцы, и возглавил оппозиционный властям Исполком Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН). По сути, он пришел к власти на волне народного восстания, после того как 19 августа 1991 года Исполком в первые же часы путча встал на сторону российского парламента и Президента Ельцина.
25 ноября 1990 г. в Грозном фактическим руководителем сформированного съездом для реализации его решений постоянно действующего Исполнительного комитета ОСЧН стал избранный заместителем председателя опытный и авторитетный грозненский промышленный руководитель, заместитель управляющего трестом "Дорремстрой", народный депутат Чечено-Ингушской Республики Леча Умхаев. Заместителями председателя стали также Юсуп Сосламбеков и Зелимхан Яндарбиев. Роль председателя Исполнительного комитета была отведена человеку издалека, служившему в Эстонии, - Джохару Дудаеву. Дудаев поддержав национал-радикалов, обеспечил им моральную и организационную победу над представителями реформаторских хозяйственных кругов и носителями общедемократических убеждений и при этом сразу превратился в лидера оппозиции. Доктрина местнического сепаратизма старательно рекламировала самобытность земли Чечении. Образованные националисты своим подвижничеством стимулировали интерес молодёжи к быту и нравам коренных горцев. Никто не думал, что пророческое проклятие 11-летнего мальчишки, даже если он и последний наследник аварских ханов, через 160 лет начнёт сбываться!
Одним из первых самостоятельных заявлений Дудаева стал призыв к роспуску (в 1990 г.!) Верховного Совета Чечено-Ингушетии как выполнившего принятием Декларации о суверенитете свою политическую задачу и не соответствующего статусу парламента нового суверенного государства. Характерны в этой связи слова судьи Шепы Гадаева: "Дудаев - честный человек, не связанный с нашей коррумпированной на всех уровнях системой, не впутан в круговую поруку родовых, корыстных номенклатурных связей. Изменить эту жизнь могут только такие энергичные и бескорыстные люди". Это подтверждают и российские аналитики: "Национальную идею он не выбирал, это она его выбрала. В любом случае, генерал Дудаев служил для активистов национального движения олицетворением "нового лидера": военная косточка, "твердая рука" и демократическая репутация.
Что касается аспектов политики Дудаева, то её характеризовали два фактора: стремление Чечни доминировать на Северном Кавказе и жесткий прессинг по отношению к оппозиции. Среди высказываний генерала-президента: "Мы не забываем о том, что на нас лежит ответственность за судьбу братских нам народов Кавказа. Объединение народов Кавказа в единое сообщество равноправных единственно верный и перспективный путь в будущее. Мы, и я лично, придаем особое значение вопросу единения Кавказа. Мы обязаны стать инициаторами такого единения, ибо находимся в центре интересов народов нашего горного края как географически, экономически, так и этнически". Дудаев в августе 1992 года по приглашению короля Саудовской Аравии Аравин Фахд бен Абдель Азиза и эмира Кувейта Джабар эль Ахдед ак-Сабаха он посетил эти страны. Среди высказываний генерала-президента: "В случае агрессивных действий России против чеченского народа встанет на дыбы весь Кавказ. И Россия надолго потеряет спокойную жизнь. Видя, что над чеченским народом совершается откровенное насилие, поднимется и весь мусульманский мир. Чечня - это центр трехсотлетнего противостояния Кавказа и России". На народе лежала печать проклятия. Вряд ли все непосредственные участники событий новогодней ночи в 1995, догадывались, что та ночь станет роковой в жизни многих людей. Но неумолимость проклятия не оставляла никому выбора, каждый уже шёл своим путём, кто по пути джихада, кто по своему крестному пути. Хотя в ту ночь, ни о какой религии не было и речи. Это уже намного позднее, произошедшим событиям постараются придать политическую и религиозную подоплёку. Между тем, революционный дух свободы зародился не на улицах Грозного, не в умах простых жителей этого многонационального города. Революционный дух свободы был посеян предсмертным проклятием Булач-Хана и ждал своего часа в книгах судеб партийно-националистической элиты СССР. Война горцев за свою самобытную независимость, возобновленная во второй половине 90-х годов ХХ века смела с арены администрацию кремлёвской номенклатуры, предоставив освободившиеся места победителям. Тейповая бюрократия росла и мужала стремительно. Стараниями армии местнических бюрократов был запущен маховик самоуничтожения этноса и, прежде всего великие потрясения проклятия крови затронули образ жизни простых жителей Чечении. Кадыровская клика возглавившая управленческий аппарат Чечении стала прямо распоряжаться судьбами и жизнями многих людей. Во внешних же проявлениях чинопочитания и властолюбия государственные вожди Чечении во многом превзошли кремлёвских управленцев. Кадыровская номенклатура твёрдой рукой взялась за управление населением, сделав людей ещё более бесправными.
Но вернёмся пока во всё ещё недалёкое прошлое. При жизни Дудаев поддержав национал-радикалов, показал свой удивительный дар предвидения. Чувствуя неизбежность своей гибели в позиционном противостоянии кремлю, он заботился о сохранении чистоты идеи народно-освободительного движения для продолжения борьбы последующими поколениями. Больше всего Джохар надеялся на суд истории, на суд потомков. Превратности судьбы своего народа не избежал и лично генерал - президент и его тейп. Дудаев ушёл из жизни, не капитулировав перед кремлём. Этот момент в своём роде был новой ошибкой кремля того же типа, которая произошла с вводом в Грозный вооружённых сил под новогоднюю ночь. Но время неумолимо летело вперёд, исторические процессы необратимы. В кровавой гражданской войне рухнуло традиционное общество с его хозяйством, тейповой иерархией, межклановыми формами советского общежития. На смену рухнувшему традиционному обществу пришёл - хаос сознания. Человечество запомнило массовые расправы с гражданами своей страны со времён первых династий Китайской империи. Исследователи выделяют три формы терроризма: военный, государственный и индивидуальный. Давно уже первоначальный термин террора - как страх, изжил себя и стал определять массовые убийства и преследование людей. И если военный террор более-менее объясним с точки зрения противостояния и непримиримости противников, между тем массовый террор против своих сограждан в мирное время нельзя оправдать заботой о перспективах светлого будущего и сохранением целостности границ государства. Вряд ли все непосредственные участники событий новогодней ночи в 1995, были в чём-то виноваты. Но они все без суда были объявлены вне закона. Вне закона на право жизни. В ту ночь, ставшей роковой в жизни многих людей, за убийство обречённых людей отдельным представителям рода человеческого полагалась награда. Неумолимость проклятия не оставляла никому выбора, каждый уже шёл своим путём, кто по пути джихада, кто по своему крестному пути. Не остались не запятнанными убийством ни мечети, ни православные церкви. Ни дома, ни больницы. Мужчин убивали на глазах у женщин, а детей на глазах матерей. Вряд ли когда-нибудь сложится единое мнение о причинах событий новогодней ночи в 1995 и последующего за этим десятилетия, если не помнить о пророческом проклятии 11-летнего мальчишки, последнем наследнике аварских ханов.