В этом обзоре не будет критического разбора произведений, я попробую выяснить, какими художественными средствами авторы добиваются того, чтобы читатель лучше понял их мысли, эмоции, ощущения.
У каждого поэта своё - особенности рифмовки, сравнения, метафоры, интонация.
Чем важна эта "формальная сторона"? Тем, что она в работах умелых стихотворцев она как раз не формальна, она - суть поэзии (и конкретного стихотворения). Эти художественные средства - часть содержания, если ими пользоваться талантливо.
Рифмы и звукопись. Их роль - быть организующим началом стихотворения, а также - быть эхом, путеводной нитью эвристических находок, неожиданных соответствий и сопоставлений.
Сравнения и метафоры. Иной путь поисков схожестей, странностей, соотнесения того, что вроде бы далеко изначально, но в огромном запутанном мире отзывается, становится в пару...
Стихотворный размер. Каков он? Игрив? Длинен и тягуч? Традиционен и потому не заметен? Необычен, и оттого привлекает внимание?
Сложны размышления и ассоциации. Отсюда и оригинальные рифмы, иногда неточные (превращаю - чаек, вошедший - super magic (!!)) или усечённые (кручу - чувств, марля - крахмальной). Рифма здесь замечательно выполняет свою функцию: искать странные и не очевидные соответствия.
Интересны и ярки образы:
"По мне струят своё движенье воды..."
"...кривые крики чаек,
которые есть отголоски чувств".
Метафоры и сравнения:
"на мясорубке времени кручу..."
"...я у эпохи принимаю роды,
как виноград рождение лозы..."
"на мясорубке времени кручу..."
"...я у эпохи принимаю роды,
как виноград рождение лозы..."
И вот, по кирпичику, складывается сложное стихотворение о времени, о рождении иных эпох, о бытовых деталях, придающих отвлечённым размышлениям достоверность, цепляющая их к реальности.
Стихам Марины свойственна метафоричность и особенность написания - без заглавных букв. Это - один из элементов написания текста сплошняком, вообще без знаков препинания. Меньше внимания на внешние особенности написания, больше своей, читательской интонации и интерпретации.
в ладони
Чудесные, певучие рифмы:
"не за понюшку табакa она пропала.
видать звезда её на небе догорела,
она с работы возвращалась и упала,
а может быть чуток не долетела
до своего порога. тонким жалом
вонзился месяц в подреберье. стыло небо,
лазурью нежной по подкладке алой
крыло её раскинулось нелепо."
(Глагольные рифмы, как в первом четверостишии, считаются бедными - но в умелых руках они прекрасны!)
Очень много в стихах автора составных рифм. Вообще, составные рифмы - вещь коварная. Они могут быть чересчур вычурными, неуместно забавными, сложными для произношения - то есть чтобы получалась именно рифма. Зато в них есть яркость, непривычность - и это замечательно. А подводные камни автор, думается, обошёл:
ангелиц и - исполинский
край ли - ройкале
хлеба
В этом стихотворении интересны внутренние рифмы на цезуре (они есть не везде), придающие дополнительную певучесть стихотворению:
"мельник, выпив шардоне, веселится две недели.
и крыла свои раскрыв, улетает высоко.
на небесном полотне светит облако из гжели,
расписные журавли вылетают из него".
"осень золотом полна и печалью человечьей,
плачет моросью она, а у мельника весна".
Ну и россыпь метафор, сравнений, образов, щедрых, как ярмарочное многоцветье;
рассыпается мука белым снегом по заречью, на небесном полотне светит облако из гжели, а она в пылу страстей мечет молнии и гром...
Лёгкий ритм, символ быстротечной жизни, и грусть этой быстротечности. Размер стихотворения идеально подходит к его смыслу. А несколько прихотливая рифмовка отсылает к изящным стихотворениям и романсам:
Верлибр для многих - разновидность прозы. Но это не так. Ритм в верлибре важен. Если его нет, нет и верлибра. Вот здесь это именно стихотворение, со своим внутренним ритмом, а не разделённая на строчки проза.
"Уже вторую неделю не написано ни одной строчки.
Куда там - поэма?! Хоть бы просто - стихи.
Дождь идёт...
По стеклу хлюпают жирные струи, силуэты размыты,
потекла акварель бытия.
Вроде бы под коньяк получается
нечто даже поэтическое,
а в баре опять подгорели кофейные зёрна".
Дождь, те же ощущения, что были раньше. Та же встреча. Потекла акварель бытия...
Стихотворение определённо сюжетное, но отрывочность описания, образность опять же не превращают его в прозу (каковой бывают многие стихотворения, имеющие классический размер и рифму).
Это и есть поэзия: без пересказа, без зарифмованных сухих мыслей. И тогда душа автора сумеет достучаться до адресата (и до читателя). И чудо совершится:
Но ты, склонившись над письмом,
(Без всяких там "когда" и "если")
Меня увидишь рядом в кресле
Болтающей о том, о сём..."
Осенняя колыбельная
Здесь все настолько безыскусно - кажется, будто стихи появляются из ничего:
"Тает олово Луны,
Ночь от ночи тает.
Улетают в лето сны,
Собираясь в стаи".
Поэзия простого, но завораживающего ритма и интонации. Невыразимо трогательно.
Когда стихотворение сюжетное, важно не впасть в пересказ. Автор этого избежал. Рассказ - штрихами, настроение и мысли героев переданы образами - цветущей вишни, сочащегося слезами треугольника письма.
Человек одинок. Грустная метафора соломинки зари, описанием удаляющихся в какую-то тьму темных листьев - все говорит об этом:
'Ниоткуда никуда
Я иду, давно один.
Удаляются во тьме
Листья тёмные осин'.
Ещё сильнее странности, разорванные связи, крушение всего и вся - в первом стихотворении. Метафоры и сравнения, которые рисуют это состояние (души и мира):
В этом разборе не было критики как таковой, я не искала неудачи и промахи, только соответствия смысла и формы в стихах авторов сборника. Надеюсь, подобный взгляд тоже окажется полезным.