Читательский обзор. Отмечу кратко, что именно удивило или зацепило у того или иного автора. Всё субъективно. Старалась брать тех, кого до этого не "обозрели" коллеги, добавила в конце два отзыва - из сети и Флинта Киборда.
Игра слов = игра смыслов. Взять слово, покрутить его, как многогранный куб - как звучит теперь, что значит?
"Рукописи не... век 21-ый"
"Гоголь шарит в Google-е!
Гоголь шерудит угли.
Гоголь доволен.
Главное - угол не голый...
...как Голем обглоданный богом..."
Это как поиск рифмы, созвучия для обретения смысла, точнее, выуживания его из подсознания. Поэта одолевают образы, наития, и выбрать самое точное помогает рифма.
Здесь этот поиск стал приёмом.
А если добавить профессиональный сленг, то получится
"Девочка на шаре, век 21-ый"
"Девочка на шаре
в клошарах не шарила,
цирковые на неё не дышали
ни самогоном, ни иным каким варевом.
Сисадмин для неё расшарил
пару файлов, побитых багами,
сто апгрейдов её украшали,
а сто геймеров снаряжали убитыми фрагами..."
Надеюсь, на тропке нанизывания слов и смыслов, автор нашёл свой...
Абсурдность, безумие мира, неустойчивость земной коры в тот момент, когда кажется, что всё замерло и застыло навсегда и сдвигов пластов с землетрясениями и страшными катаклизмами уже не будет.
Если же движение тектонических пород завершается, то оказывается, что мир - это заданность траектории и несвобода...
"Поседевший Болванщик всё так же боится летать.
Он устало отводит глаза от осеннего неба.
Мысли рубят с плеча. Он анапестом впишет в тетрадь
Все, чего не хватает в сезоне дождей: что нелепо..."
Или так:
"В перевёрнутый купол небес
разольёт фимиам разнотравье.
Многолаписто бегает лес
по кудряшкам седых облаков.
Возвращаются блики в объятия светоча.
Участью рабьей
птицы падают в небо,
срываясь с ветвей. Далеко.
Высоко."
Мир тяготит одновременно предсказуемостью и внезапным крушением... Потому хочется подлинной свободы, когда движение подчинено тебе, когда оно имеет смысл. Образный, метафоричный язык, сильные эмоции - всё есть в этих стихах.
Первые два стихотворения подборки интересны неожиданной концовкой, "сбоем" точки зрения. Особенно в первом, где, вопреки ожиданиям, героя ждёт не радость от трудного, но правильного поступка, но растерянность и неуверенность:
"...А спросят, за что ты, отец, воевал,
Не сразу сумеешь ответить..."
Третье стихотворение любопытно тем, что это квартон.
Квартон (четыре катрена с движущимся ключом) - твердая поэтическая форма (иногда называют просто "квартон", "четыре катрена", "четыре строфы"), в которой строчка-ключ появляется в каждом катрене. Строки ключа соответствуют порядковому номера катрена в стихе (в первом - ключ в первой строчке, во втором - во второй и т.д.). Вкус формы - в умении поэта использовать ключ по-разному, органично вписывая в тело стиха.
Это не просто игра, при которой перемещается одна и та же строчка на разные место в в четверостишиях. Это разное звучание одной и той же мысли:
Рифмуется 2 и 4, строчка, рифмы везде женские, вопреки привычному для большинства стихотворений русскоязычной поэзии чередованию женских и мужских рифм и созвучию 1-3 и 2-4 строк.
Ещё затейливее в стихотворении
"Прикосновение"
"Прикоснуться ласково к душе,
Ощутить ее благоухание,
Проникая в поле осознания,
Разглядеть тропиночки в судьбе."
Кольцевая рифма, более редкая чем перекрёстная. Дальше ещё интереснее, в первом катрене две мужские рифмы "окольцовывали" дактилические, и это сменилось АббА, т.е. ударные слоги теперь в центре катрена, а длинные дактилические превратились в женские:
"По ступеням, рядышком взбираясь,
Обнажив трепещущую суть,
Выбирать единственный свой путь,
Подчиняясь главному, смиряясь..."
И, наконец, заключительный катрен повторяет в рифмовке первый:
"И, с молитвою, покинув храм иной,
С покаяньем, за прикосновение,
Вытропить шагами откровение,
Оставляя радость за собой."
Нечасто встречающиеся способы рифмовки хороши тем, что они выбивают нас из круга привычного ожидания знакомых ритмов, заставляют вникнуть в менее знакомый ритм, вчувствоваться, не читать механически.
Игра образов, смыслов: кобылица - ребро души казачьего атамана. И дальше - ветер, ворон:
"Черный ворон кружит
Своевольем ветров."
Необычный образ. Веет чем-то мистическим - и не только потому, что тут ворон. Много неточных рифм, но они дают простор воображению, "подтягивают" нешаблонные ассоциации:
ветров-перо, степь-твердь. И размер - двустопный анапест - тоже нечасто встречается, более традиционен трёх- или четырёхстопный.