Левин Элизабета : другие произведения.

Селестиальные близнецы: художественный вымысел и действительность.

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Селестиальные близнецы: художественный вымысел и действительность.
  
   Д-р Э. Левин
  
   "Два похожих лица; по отдельности
   в каждом из них нет ничего особенно
   смешного, но вместе они вызывают
   смех своим сходством".
   Блез Паскаль
  
   Прошлые статьи из этой серии описывали различные аспекты темы селестиальных близнецов (людей, рожденных одновременно). Приводились исторические примеры их необычайного сходства и обсуждались возможности сотрудничества и соперничества между ними. В этой статье хотелось бы ответить на едва ли не самый частый вопрос читателей и радиослушателей: "Неужели это явление не было описано ранее людьми искусства и науки? Ведь если такое сходство существует, то не может быть, чтобы оно прошло незамеченным!" Действительно, несмотря на объективные трудности в установлении связи между сходством и датой рождения (ведь не часто решишься проверить дату рождения незнакомых людей!), явление не прошло незамеченным. С некоторыми ключевыми художественными произведениями, посвященными этой теме, мне бы хотелось ознакомить читателей в этом коротком эссе. Начнем с картины, которой уже более 400 лет.
  
  
   0x01 graphic
  
   В лондонской галерее Тейт обычно привлекает внимание посетителей одна из самых необычных картин в мире. Называется она "The Cholmondeley Ladies," (произносится как "Леди Чамлей"). Нарисованная на дереве неизвестным художником, эта картина датируется приблизительно 1600 годом. Некоторым критикам нравится ее наивный стиль, других завораживает мистическая атмосфера, третьих волнует зашифрованный в ней смысл. Но все соглашаются в одном - картина гипнотизирует, не оставляя равнодушными никого.
  
   Кто же эти таинственные леди? В левом нижнем углу картины написано: "Две леди из семейства Чамлей,/ родившиеся в один и тот же день,/вышедшие замуж в один и тот же день/ и родившие детей в один и тот же день". Нигде не появляются слова "сестры" или "близнецы". Откуда такое разительное сходство?
  
   С картины сурово глядят на зрителя две удивительно похожих женщины. Они ровно сидят в кровати, держа на руках двух необычайно похожих младенцев, завернутых в алые одеяльца. Обе женщины одеты в чопорном стиле, их платья сшиты из идентичной ткани, на них похожие украшения и кружева. Казалось бы, что такое сходство могло бы быть только у идентичных близнецов. Но специалисты единодушно отвергают такую версию, так как художник явно преднамеренно подчеркнул, что у матерей и их младенцев глаза различного цвета.
  
   После тщательного анализа картины, произведенного архивариусом Джоном Хопкинсоном, в 1991г. он пришел к выводу, что: "этот поразительный образец генеалогического искусства основан на таком редком стечении обстоятельств, которое, по всей видимости, нам никогда не удастся понять".
  
   Несколько иного мнения придерживается крупнейшая британская специалист по близнецам, автор антологии "Двое, или книга близнецов и двойников", Пенелопа Фармер (1996). У нее не вызывает сомнения факт, что обе эти леди не являются сестрами. После первого шока, когда все внимание концентрируется на сходстве этих молодых матерей, опытный глаз Фармер улавливает кардинальные различия в двух портретах. "Нет, это не близнецы", - заключает она. И поясняет: "Не все двойники - или так называемые двойники - являются близнецами. Двойняшки, тем не менее, демонстрируют, что в мире не существует абсолютных копий. В кажущейся идентичности различия настолько же значительны - а в чем-то и более выразительны - чем подобие". Из анализа Фармер следует, что речь в данном случае идет не о биологических, а о селестиальных близнецах (ведь художник зафиксировал, что они родились в один день одного года). Получается, что, теория селестиальных близнецов помогает разрешить мистерию этой картины - ее сила и притягательность состоят именно в том, что она стала одним из самых ранних произведений искусства, посвященных теме селестиальных близнецов.
  
   Следующий пример селестиальных близнецов тоже относится к Англии. Хотя большинство людей в детстве зачитывались повестью Марка Твена "Принц и нищий", мало кому известно, что она отчасти навеяна историческими фактами. "Принц и нищий" начинается словами: "Это было в конце второй четверти шестнадцатого столетия. В один осенний день в древнем городе Лондоне в бедной семье Кенти родился мальчик, который был ей совсем не нужен. В тот же день в богатой семье Тюдоров родился другой английский ребенок, который был нужен не только ей, но и всей Англии". Далее Твен рассказывает о захватывающей судьбе этих двух, похожих как близнецы, мальчиков - принце Эдуарде и оборвыше Томе, которые по воле случая на время поменялись ролями. Эта история, написанная более чем 100 лет тому назад, не перестает волновать сердца юных читателей всего мира. Есть что-то символическое в непреходящем интересе к возможным последствиям такой подмены селестиальных близнецов. Марк Твен стремился показать в своей книге, что характер детей и их способности не зависят ни от богатства, ни от статуса их родителей. А так ли это в действительности? История подтверждает далеко идущие выводы Марка Твена. Оказывается, что в своей книге "Анатомия судьбы" (1985) Зеев бен Шимон Галеви описал истинные параллельные судьбы короля Георга III и сына торговца скобяными изделиями, Сэмюэля Хеммингса, родившихся в Лондоне 4 июня 1738 года. Считается, что с раннего детства будущий король Георг III скорее походил на сына ремесленника, чем на потомка королей : он не отличался интеллектуальными способностями и затруднялся научиться читать до 11 лет. Согласно Галеви, между королем и Сэмюэлем Хеммингсом сохранялась синхронная связь в течение всей их жизни: они венчались в тот же день, переняли работу своих отцов в том же году, у них было одинаковое число детей, они страдали одинаковыми болезнями и оба скончались 29 января 1820г. Сходство между ними было обнаружено еще в 1820г., когда журналисты обратили внимание на совпадения в некрологах, одновременно напечатанных в лондонской прессе. Галеви называет такое соответствие "механическим", потому что оно напоминает работу исправного часового механизма.
  
   Вслед за живописью и литературой эстафету идеи селестиальных близнецов принял кинематограф в одном из самых знаменитых кинороманов известного польского кинорежиссера Кшиштофа Кесьлевского "Двойная жизнь Вероники" (1991). Этот фильм можно описать как притчу о двух девушках, одновременно родившихся в разных странах. Как идеальные селестиальные близнецы, польская Вероника и французская Вероник были похожи друг на друга, словно две капли воды, и хотя им ничего не было известно друг о друге, но в каждой из них зрело смутное ощущение, что она не одинока в мире, что существует какая-то взаимосвязанная с нею иная жизнь.
  
   В начале фильма жизнерадостная и влюбленная Вероника приехала к своей тетушке в Краков, где учитель музыки обнаружил у нее вокальный дар. Несмотря на серьезные проблемы с сердцем, девушка серьезно занялась пением, много работала и выступала, но во время одной из репетиций все оборвалось: она потеряла сознание и умерла на сцене.
  
   После этой трагедии кажется, что короткая жизнь польской Вероники была напрасной. Но что-то незримое и неуловимое связывало обеих девушек - когда закончился жизненный путь одной из них, парижанка Вероник (тоже талантливая певица) словно подхватила и продолжила особую тему жизни своего селестиального близнеца.
  
   Критика отнесла этот фильм к жанру мистической фантастики, не допуская возможности существования подобных двойников. Но действительность всегда превосходит художественный вымысел. В 1994г. вышла в свет тоненькая книжка английских исследователей, профессора лондонского университета Питера Робертса и астролога Элен Гринграсс "Астрология близнецов времени".
  
   В начале книги Гринграсс очень ярко и смешно описала состояние своего изумления при знакомстве с первой в ее практике парой селестиальных близнецов. Обе женщины, не договариваясь, надели на свою первую встречу зеленые блузы и черные брюки; у обеих на глазах были броские темные очки с одинаковыми синими оправами в блестках; обе носили сороковой размер обуви. Вскоре выяснилось, что на стенах их рабочих кабинетов висели те же самые любимые ими стихи Киплинга "Если". Обе женщины жаловались на боли в руках, и обе проходили курс физиотерапии. К тому же, в качестве хобби обе любили сами рисовать поздравительные новогодние открытки близким, и у обеих племянники служили в армии.
  
   Совпадениям не было конца. Знакомство с этой парой "двойников" подействовало настолько убедительно, что Робертс и Гринграсс решили провести серьезный эксперимент с добровольцами, отобранными при помощи радиопередач Би-Би-Си. Хотя в этом пробном исследовании еще не были отработаны оптимальные методы сравнения жизни испытуемых, и несмотря на то, что не набралось достаточное число групп, чтобы прийти к окончательным выводам, профессор Робертс пришел к выводу, что "близнецы времени" зачастую проявляют такое сходство, которое невозможно объяснить простой случайностью. Важно отметить огромное значение такого результата в свете того, что это исследование проводилось с относительно молодыми людьми, большинство которых еще не успели "найти" или проявить себя. К тому же, в отличие от книги "Селестиальные близнецы" (Москва, Амрита-Русь, 2006) , в которой сравнения судеб известных людей проводились на основе объективных оценок независимых биографов, авторы британского исследования вынуждены были работать с субъективными самооценками испытуемых. И, несмотря на то, что авторы исследования столкнулись с многочисленными проблемами, связанными с опасением людей быть искренними или открывать свои тайны, все же оказалось, что "рядовые" селестиальные близнецы тоже отличались повышенным сходством.
  
   Тем временем соревнование между действительностью и вымыслом продолжалось. В том же 1994 году вышел нашумевший роман американской писательницы Марло Морган "Послание с того края Земли". Правда ли это, или художественный вымысел, но пятидесятилетняя Морган поведала миру невероятную историю о четырех месяцах скитаний в пустыне Австралии под покровительством "истинных людей" - затерянного племени австралийских аборигенов. В отличие от антропологов, горячо споривших о реальности описанных событий, с точки зрения исследования селестиальных близнецов, интерес вызывает лишь коротенькое, но очень яркое описание встречи автора с человеком по имени Черный Лебедь из племени аборигенов, родившимся одновременно с Морган. Черный Лебедь рассказал, что много лет тому назад узнал о родственной ему душе, родившейся в отдаленном месте земного шара. Еще с юношеских лет у него созрело желание поехать разыскивать этого человека, но ему было сказано, что он обязан сдержать слово и выполнить договор, позволяющий каждому партнеру развиваться независимо, чтобы самостоятельно формировать свои моральные ценности в течение первых 50 лет жизни.
  
   И вот, когда обоим селестиальным близнецам исполнилось ровно 50 лет, судьба неожиданно вырвала американскую журналистку Морган из ее привычной среды, отправив на поиски приключений и приведя к роковой встрече со своим австралийским собратом по общему жизненному уроку. С этого момента интенсивный обмен информацией между ними стал той ключевой точкой в жизни обоих, в результате которой родился бестселлер, пленивший воображение сотен тысяч людей на всей планете.
  
   Особенно трогательна в романе сцена встречи Морган с Черным Лебедем - белой женщины с темнокожим аборигеном. Эти два представителя разных культур сумели разглядеть общность в своей судьбе не только в символической звездной карте своего рождения, зарисованной на стенах каменной пещеры аборигенов, но и в подлинном складе своих характеров. К тому же поражает то пророчество из книги, которое требует, чтобы такого рода встречи между селестиальными близнецами были тщательно подготовлены временем. Ну как тут не вспомнить идеи других селестиальных близнецов - великих музыкантов, альтиста Лайонела Тертиса и виолончелиста Пабло Казальса, требовавших, чтобы музыканты играли в оркестре лишь тогда, когда они уже созреют как опытные солисты. "Тогда и только тогда, когда ты сам сформируешься как человек, ты сможешь объединять свои усилия с тебе подобными", - считал Тертис. И вновь действительность превзошла вымысел: истинная встреча еврейского и каталонского музыкантов, родившихся одновременно в разных странах и начавших играть вместе в зрелом возрасте, произошли задолго до того, как родились Морган и Черный Лебедь.
  
   А тем временем тема селестиальных близнецов перекочевала от аборигенов в культуру ислама. Эстафету принял лауреат Нобелевской премии (2006) турецкий писатель Орхан Памук. В его романе "Черная книга" приводится следующая притча: "Девочка и мальчик, Хюсн и Ашк, жившие на краю пустыни, родились в одну ночь, учились у одного учителя, вместе прогуливались вокруг бассейна и влюбились друг в друга. Спустя годы юноша попросил отдать ему девушку в жены, и старейшины рода дали согласие при условии, что он сначала отправиться в Страну сердец и принесет оттуда диковинную вещь". С какими только испытаниями юноша не встретился в пути! Он преодолел много препятствий, но никак не мог найти ничего диковинного. Но однажды ему подсказали, что : "Ты - это твоя возлюбленная, и твоя возлюбленная - это ты". "Тогда и вспомнил юноша, как влюбился в девочку, когда они вместе читали и брали уроки у одного учителя".
  
   В прошлой статье мы уже видели пример такой диковинной селестиальной пары в действительности: лорд и леди Астор, обретшие свое счастье и самих себя друг в друге. Но оказывается, что и это не предел диковинного в действительности. Получается, что подобно притче, действительность предлагает нам головоломку, у которой, как и у человеческой жизни, возможно, нет разгадки, но лишь гипнотическое обаяние, заставляющее нас вновь и вновь прокручивать различные варианты ее решения. А о возможных научных подходах к решению этой мистерии хотелось бы продолжить в следующей статье, посвященной жизни и идеям уникального медика, ученого, мыслителя и долгожителя, сэра Фрэнсиса Гальтона (1822-1911), и его выдающегося селестиального близнеца, физика Джемса Томсона.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   7
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"