Для чего человеку память? Дает ли она хоть какое-нибудь представление о реальности?
Является ли она объективным параметром или она полностью субъективна? Некоторые люди помнят только то, что хотят, другие же - наоборот. Есть и те, кто запоминают только моменты с сильными эмоциями. Так в чем же смысл? Какая функция у памяти, помимо той, чтобы всегда напоминать о прошлых ошибках? Зачем человека снабдили механизмом, который выдает ему самые волнительные моменты жизни?
Воспоминания - это сети, которые затягивают нас в прошлое, тем самым отдаляя от будущего. Мы еще не поколение Х, но уже не так уверены в завтрашнем дне, как наши предшественники. Мы функционируем со сбоями, плетемся где-то в конце дорожки, рискуя с неё сойти. И всё для чего? Чтобы продолжать делать то же самое завтра. В таком случае, память - это якорь, который говорит нам: остановись, это уже было, и это ни к чему хорошему не привело.
Тогда мы решаем изменить всё: место, внешность, характер, работу, предпочтения, надеясь, что в этом заключается наше спасение. Мы ищем тот самый омут, в который можно было бы нырнуть, чтобы нас вынесло на берег неизведанными силами . И вот тут опять вмешивается она-старушка: это ты тоже уже пробовал, и стало еще хуже.
Не видя выхода, мы хотим положиться на милость судьбы. Но память говорит нам, что наша звезда не всегда ярко горит, а иногда и совсем гаснет.
В отчаянии мы стремимся уничтожить всё, что мешает нам действовать. Но нам это не дано. Мы можем только бороться с этим. Всю жизнь. Вот такая завидная доля выпадает каждому человеку. И память помогает фиксировать эту борьбу, как фотоаппарат с фиксацией движения. Помогает не придумывать каждый раз новые маневры, а выбрать из уже известных.
Побочное действие - память не избирательна. Ты помнишь всё, даже то, что тебе не надо помнить. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что у меня было завидное детство, и, тем не менее, моя память находит в нем те ложки дегтя, которые не позволяют мне наслаждаться мысленным пребыванием в этой части моей жизни. Возможно, это нужно для того, чтобы я не жила прошлым, а старалась находить положительное в настоящем. А, может, моему мозгу просто нет до меня дела. Этот вариант более правдоподобен, на мой взгляд.
Еще одно побочное действие - память субъективна. Мы никогда не сможем с точностью сказать, как это было на самом деле. Наш мозг накладывает все похожие ситуации на реальную, и в итоге получается письмо дяди Федора к родителям, у которого "то лапы ломит, то хвост отваливается". Всё, что мы можем, - это смотреть и удивляться, как с таким "совершенным" аппаратом дожили до сегодняшнего дня.
Потому что прав был Экзюпери: зорко одно лишь сердце. Память, как и все другие функции мозга - это всего лишь инструмент, средство выживания, она не может дать ничего, кроме информации.
Нельзя слишком серьезно относиться к фактам. Нельзя говорить, что если у тебя пять раз не получилось, то и в шестой не получится. На протяжении жизни личность человека меняется так сильно, что то, что казалось невозможным, становится вполне достижимым, а то, что было просто, с годами представляется практически невозможным. Возьмем иностранные языки: до двадцати лет новые слова запоминаются легко и остаются в памяти, а после довольно трудно выучить даже несколько новых слов, не говоря уже о другом языке. Память при этом не ослабевает, просто мозг "говорит": не нужно мне этого, у меня свои заботы, это нужно было делать раньше. Или, например, переезд в другой город или страну. До двадцати пяти - с радостью, после - сомневаюсь, что это возможно. Потому что уже хлебнули лиха, потому что уже не хотим всё начинать с нуля. Но иногда жизнь сама предоставляет такую возможность, не оставляя выбора.
А боль, которую причиняют воспоминания? Нужно ли её каждый раз проживать заново? Или лучше забыть то, что добавляет страданий?
Что касается памяти как свойства души. Учите стихи, говорят нам. И мы учим. Не задумываясь, что в один прекрасный осенний день вдруг всплывет, откуда ни возьмись: "весь день стоит как бы хрустальный", и ты подумаешь: почему не я это сказал. Возможно, для полноты восприятия необходим именно инсайт: ощущение, что это где-то уже было.
Когда я смотрю артхаусные фильмы, меня посещает эта мысль. Как будто режиссер знал, что я это где-то видела. Но память души все-таки немного другое.
Она проявляется, когда ты смотришь в глаза человеку, которого видишь в первый раз, и говоришь: я тебя помню.