Это художественное произведение. Все персонажи и события, изображенные в этом романе, либо вымышлены, либо используются вымышленно.
УНАСЛЕДУЙ ЗЕМЛЮ
Авторское право No 1998 Брайан Стейблфорд
Все права защищены, включая право на воспроизведение этой книги или ее частей в любой форме.
Гораздо более короткая и существенно отличающаяся версия этого романа под названием “Унаследуй Землю” появилась в июльском номере журнала "Analog" за 1995 год.
Эта книга напечатана на бескислотной бумаге.
Под редакцией Дэвида Г. Хартвелла
Разработано Нэнси Резник
Книга Tor,
опубликованная Tom Doherty Associates, Inc.,
Пятая авеню, 175,
Нью-Йорк, NY 10010
Книги Tor во Всемирной паутине:
http://www.tor.com
Tor® является зарегистрированной торговой маркой Tom Doherty Associates, Inc.
ISBN 978-0-312-86493-4
Первое издание: сентябрь 1998 г.
Напечатано в Соединенных Штатах Америки
0 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Посвящается Джейн и всем тем, кто трудится в кузнице воли
Благодарности
Я благодарен Стэнли Шмидту, редактору Analog, за покупку укороченной версии этой истории, тем самым заложив в нее идейный зародыш и коммерческую репутацию. Я благодарен Дэвиду Хартвеллу за предложение переписать заключительный раздел настолько радикально, чтобы стереть любое сохраняющееся сходство с концовкой предыдущей версии, доказав тем самым мою универсальность. Я также хотел бы выразить свое почтение Эрику Такеру и Энтони Эрншоу, которые предоставили свой иллюстрированный роман Wintersol с посвящением, которое в противном случае идеально подошло бы для этой книги: “Кротким, которые унаследуют Землю, только подделав Завещание”.
Cайлас Арнетт стоял на балконе спальни с бокалом вина в руке, купаясь в красноватых лучах вечернего солнца. Он наблюдал, как тихоокеанские волны лениво набегают на галечный берег. Океан медленно отступал от неровной линии разлома, отмечавшей высоту прилива. Темная полоса засохшей травы была перемежена осколками белого пластика, красными крышками от бутылок и другими упаковочными материалами, которые еще не были выкуплены голодными уборщиками пляжей. К утру они были бы уже далеко отсюда — еще одно маленькое достижение в великом и благородном деле уничтожения загрязнений.
Краем глаза заметив движение, Сайлас поднял глаза к темно-синему небу.
Высоко над домом планер-одиночка играл с капризными тепловыми потоками, нарушаемыми освежающим морским бризом. Его огромные крылья были раскрашены по подобию птичьих, каждое перышко тщательно очерчено, но цвета были акриловыми - яркими, нагло вытравленными красными и желтыми. Теперь, когда более яркие птицы древности были возвращены из временного тумана вымирания, простые люди больше не могли надеяться превзойти их в великолепии, но ни одна настоящая птица никогда не была такой огромной, как этот претендент.
Сайлас слегка нахмурился, наблюдая, как планер набирает высоту. Условия были слишком капризными, чтобы обеспечить безопасную задержку роста, но парящий человек не обращал внимания на опасность. Снова и снова он нырял к известковому утесу, нависавшему над выступом, на котором стоял дом, и уворачивался только в последний возможный момент. У Сайласа перехватило дыхание, когда планер сделал петлю, которую инстинктивно не могла выполнить ни одна птица, затем он почувствовал мгновенный трепет раздражения от легкости, с которой вызвали его восхищение.
В наши дни неосторожный Икар почти наверняка пережил бы падение с такой высоты, при условии, что у него была лучшая внутренняя технология, которую можно купить за деньги. Даже боль быстро утихла бы; ее жестокая вспышка послужила бы просто спусковым крючком для высвобождения ресурсов его скрытой сверхчеловечности. Заигрывание с катастрофой было простым развлечением для детей революции.
Сентиментальное воспитание Сайласа происходило в более раннюю эпоху, когда спектр повседневных рисков был совсем другим. Дни, проведенные с Конрадом Хелиером, сделали его богатым, так что теперь у него были все преимущества, которые могли предоставить лучшие мастера по ремонту нанотехнологий, но его рефлексы нельзя было переучить, чтобы полностью доверять им. Человек-птица, очевидно, был не только богат, но и молод: подлинно молод. Что бы ни утверждала многочисленная реклама PicoCon, разница между действительно молодыми и якобы омоложенными Architects of Destiny была реальной и глубокой.
“Почему солнце кажется больше, когда оно близко к горизонту?”
Сайлас не слышал, как его гостья подошла к нему сзади; она была босиком, и ее ступни бесшумно ступали по толстому ковру. Он повернулся, чтобы посмотреть на нее.
На ней не было ничего, кроме огромного белого полотенца, дважды обернутого вокруг ее стройного тела. Толщина полотенца подчеркивала ее стройность — еще один признак настоящей молодости. Нанотехнологии победили ожирение, но не смогли полностью восстановить мышечный тонус подкожных тканей; в среднем возрасте мужской живот все еще раздвигается, пусть и незначительно, и никакая сила на земле не могла дать мужчине в возрасте Сайласа талию, которой он обладал сто лет назад.
Кэтрин Прейлл была так же молода, как и выглядела; она еще не достигла полной зрелости, хотя природным процессам ничего не оставалось, как немного четче обрисовать черты ее тела. Мягкость ее тела, его едва уловимая рассеянность показались Арнетту очень красивыми, потому что это не было результатом искусственности. Он был старомоден во всех смыслах этого слова и не раскаивался в своих вкусах. Он любил молодость, и ему нравились последние остатки естественных процессов роста и завершения, которые еще оставались у человечества. Он посвятил большую часть своей жизни свержению тирании природы, но все еще чувствовал себя вправе испытывать привязанность к ее искусству.
“Я не знаю”, - сказал он немного запоздало. “Это оптический обман. Я не могу это объяснить”.
“Ты не знаешь!” В ее смехе не было ничего насмешливого, ничего наигранного в ее удивлении. Он был старше ее более чем на сто лет; предполагалось, что он знает все, что известно, понимает все, что можно понять. В своей невинности она не ожидала от него ничего меньшего, чем бесконечной мудрости и совершенной компетентности. Мужчины его возраста были настолько редки в наши дни, что стали легендой.
Он склонил голову, словно от стыда, затем сделал покаянный глоток из бокала, когда она посмотрела ему в глаза. Она была на целых двадцать сантиметров ниже его. Либо рост снова выходил из моды, либо она проявляла редкую для молодежи осторожность, порожденную осознанием того, что гораздо легче прибавить в росте, чем сбросить его, если и когда кто-то решит, что пришло время перемен.
“Я давным-давно отказался от попыток удержать в голове всю мировую мудрость”, - сказал он ей. “Когда все ответы на расстоянии вытянутой руки, тебе не нужно держать их еще ближе”. Это была ложь, и она знала это. Она выросла со всеведущей Сетью и знала, что ее вездесущность делает невежество более опасным, а не менее — но она не стала ему противоречить. Она только улыбнулась.
Сайлас не смог разгадать ее улыбку. В ней было нечто большее, чем веселье, но он не смог прочитать остальное. Он был рад этому небольшому налету таинственности; почти во всех других отношениях он мог читать ее гораздо лучше, чем она читала его. Для нее он, должно быть, парадокс, окутанный загадкой — и это было причиной, по которой она была здесь.
Женщины возраста Кэти, все еще стоявшие на пороге общества законченных, были лишь немногим менее многочисленны, чем мужчины его древности, но это не делало их равными в их экзотичности. Сайлас достаточно хорошо знал, чего ожидать от Кэти — рядом с ним всегда были женщины ее типа, даже в худшие годы чумы, — но мужчины его возраста были новичками в мире, и они будут продолжать создавать новые прецеденты, пока последний представитель его поколения окончательно не уйдет из жизни. Никто не знал, сколько времени это может занять; Новые технологии омоложения PicoCon были почти полностью косметическими, но следующее поколение, несомненно, проникнет глубже в суть человека.
“Возможно, когда-то я действительно знал ответ”, - сказал он ей, не зная и не заботясь о том, может ли это быть правдой. “К счастью, с возрастом память человека становится все лучше и лучше, он становится совершенно безжалостным в отбрасывании мелочей, заботясь при этом о сохранении только того, что по-настоящему ценно”. Напыщенный старый дурак! подумал он, даже когда последняя фраза слетела с его языка, но он знал, что Кэти, вероятно, не стала бы возражать, а если бы и возражала, то не стала бы жаловаться. Для нее эта встреча, должно быть, покажется нетривиальной — возможно, даже по-настоящему ценной, но, безусловно, это опыт, которым стоит насладиться и запомнить. Он был самым старым мужчиной, которого она когда-либо знала; вполне возможно, что она никогда не была близко знакома ни с кем, кто родился до него. Для Сайласа все было по-другому, хотя такие моменты, как этот, все еще казались свежими, вселяющими надежду и интригующими. Он делал все это уже тысячу раз, и не важно, насколько легким, живым и любопытным оставался поток его сознания, пока шло дело, оно будет ценным только пока длилось.
Сайлас подумал, была бы Кэти разочарована, если бы узнала, что он чувствует. Возможно, она хотела застать его совершенно трезвым, отягощенным скукой - и, таким образом, возможно, даже более достойным ее благоговения и уважения, чем он был на самом деле.
Он положил руку ей на плечо и погладил контур ее ключицы. Ее свежевымытая кожа казалась невыразимо роскошной, и ощущение, которое взволновало его, было таким острым — возможно, даже таким невинным, — каким оно было бы, если бы он никогда не испытывал ничего подобного раньше.
Опытный ум действительно был чрезвычайно искусен в забывании; у него хватало мудрости не только забывать тривиальное и незначительное, но и то, что было бесконечно ценным в повторном открытии.
“Должно быть, это странно, ” сказала она, намекая своей тонкой обнаженной рукой на его талию, “ смотреть на море и небо глазами, которые так хорошо их знают. В мире так много незнакомого для меня, что я не могу даже представить, каково это - узнавать все, чувствовать себя полностью как дома. ” Она дразнила его, требуя, чтобы он внушал ей благоговейный трепет и закреплял ее достижение, позволив соблазнить себя.
“Это не то, на что это похоже”, - покорно сказал он. “Если бы мир оставался прежним, он мог бы быть более уютным; но одно из безумств подлинной молодости заключается в неспособности осознать, как быстро и насколько сильно все меняется — даже море и небо. Линия, оставленная приливом, меняется вместе с обломками; даже облака, безмятежно плывущие по небу, меняются в зависимости от климата и состава воздуха. Мир, который я знал в молодости, давно исчез, и уничтожение загрязнений никогда его не вернет. Я пережил полсотни миров, каждый из которых был таким же тревожным и чуждым, как предыдущий. Я не сомневаюсь, что еще дюжина затаилась в засаде, ожидая, чтобы удивить меня, если я буду придерживаться этого курса еще несколько десятилетий. ”
Он почувствовал, как легкая дрожь прошла по ее телу, и задался вопросом, было ли это вызвано внезапным порывом прохладного ветра или плодом ее пылкого воображения. Она не знала другого мира, кроме того, в который ее привела недавно обретенная зрелость, но, должно быть, в ее сознании были образы различных фаз Кризиса. Все это было поймано в Сеть, хотя бы в виде бесконечной мешанины проблесков. Сегодняшний мир все еще преследует тот, кто безумно шел к своему разрушению — тот, кого Сайлас Арнетт помог спасти.
Она снова улыбнулась ему, невинно, как только что вылупившийся сфинкс.
Не моя мудрость делает меня привлекательным для нее, подумал Сайлас. Она видит во мне что-то примитивное, возможно, дикое. Я родился от женщины, и мои роды были сопряжены со всеми усилиями и болью. Я дорос до возраста, в котором она сейчас, без малейшей способности контролировать собственную боль, под постоянной угрозой травм, болезней и смерти. Во мне все еще есть что-то от животного.
Он знал, что мелодраматизирует ради небольшого дополнительного возбуждения, но, тем не менее, это было правдой. Когда Сайлас был подростком, в мире насчитывалось более десяти миллиардов человек, все рожденные естественным путем, все обнаженные перед пращами и стрелами гнева и несчастий. Алчные силы разрушения забрали всех, кроме горстки, и его собственное выживание приходилось считать настоящим чудом. Когда Кэтрин Прейлл отпразднует свой стодвадцатый день рождения, девять из десяти ее современниц, напротив, будут еще живы. Ее выживание до этого возраста было практически обеспечено, при условии, что она не стала растрачивать себя впустую, подвергаясь экстравагантному и экстраординарному риску.
Сайлас на мгновение поднял взгляд, но птичьего человека уже не было видно, его заслонил зеленый край утеса. Он представлял себе Кэтрин в костюме с ярко раскрашенными крыльями, великолепно парящей в лучах заходящего солнца, но он предпочитал ее такой, какой она была сейчас, мягкой, свежей и обнаженной.
“Давай зайдем внутрь”, - сказал он, имея в виду, что давай займемся любовью, пока светит солнце, пока мы можем наслаждаться мимолетными изменениями цветового сияния.
“С таким же успехом можно”, - сказала она, имея в виду "Да, давайте сделаем именно это".
Половой акт никогда не оставлял Арнетта подавленным или разочарованным. Никогда, насколько он помнил. Иногда это могло бы сработать, когда он был по-настоящему молод, но в расцвете его зрелости занятия любовью всегда вызывали у него чувство глубокого удовлетворения и легкого свершения. Он знал, что этот кажущийся триумф, вероятно, был в такой же степени связан с постепенным изменением его ожиданий, как и с оттачиванием его навыков, но он ни в малейшей степени не чувствовал себя униженным этим намеком на цинизм. Он со всей искренностью верил, что знает истинную цену всему, что у него есть, и его опытная память скрупулезно стерла большую часть цен, которые он был вынужден заплатить за это приобретение.
Кэти погрузилась в легкий сон почти сразу после того, как они закончили, и когда ее сон стал глубже, Арнетт смог высвободить свои конечности из ее рук, не потревожив ее. Он помог ей полурефлексивными движениями принять более удобное положение, а затем медленно встал с кровати. Обнаженный, он вернулся к открытому окну и вышел на балкон.
Солнце село, и винг-глайдер давно исчез. Арнетт расслабился, наслаждаясь роскошью быть никем не замеченным. Он высоко ценил эту привилегию, как и любой, кто достиг зрелости в мире, кишащем людьми, где трения в социальных отношениях только начали смягчаться благодаря доступу к бесконечным ландшафтам виртуальной реальности.
Он выбрал дом, в котором жил, именно потому, что он был скрыт от всех соседей очертаниями скалы. Дом был невелик и далек от фешенебельности — весь он находился над землей, его стены были белыми, как самый меловой участок скалы, углы упрямо квадратными, в окнах — невзрачные стекла, - но именно за это он ему и нравился. Он не сливался со своим окружением; его корни и все другие квазиживые системы были спрятаны в шкафах и трубопроводах. Она была, на свой лад, такой же старомодной, как и он сам, хотя ей было не больше двадцати лет - почти такой же молодой, как Кэтрин Прейлл.
Сайлас гадал, быстро ли Кэти уйдет теперь, когда “забрала” его, или же она попытается сохранить их дружбу, ища дальнейшего развлечения и просвещения в терпеливом знакомстве с одним из старейших мужчин в мире. Он не хотел, чтобы она уходила. Он хотел, чтобы она осталась или, по крайней мере, возвращалась снова и снова — не потому, что ее медленно улетучивающаяся молодость была таким редким товаром, а потому, что он давным-давно научился ценить постоянство и расширять свои удовольствия, чтобы соответствовать времени и пространству, которые были доступны для их поддержания.
Его внимание привлекло движение: что-то, очень ненадолго возникшее из сгущающихся теней у подножия утеса, а затем снова растворившееся во мраке.
Он не сразу встревожился, хотя и догадался, что это, должно быть, человеческое существо, без предупреждения спустившееся в его убежище уединения, но он отступил с балкона и пошел одеваться.
К этому времени в спальне было темно, но он без труда нашел то, что ему было нужно. Он натянул различные элементы своего костюма из кожи. Их швы отреагировали на тепло его тела, срастаясь с плавной эффективностью, как будто им не терпелось приступить к своей очистительной работе. Он надел пару тапочек, не более прочных или массивных, чем было необходимо для защиты подошв костюма в закрытых помещениях.
Сайлас не включал свет на лестничной площадке, пока дверь за ним не закрылась. Он не хотел будить девушку от того, что, как он надеялся, было приятными снами. Он быстро спустился в коридор и вошел в крошечную комнату под лестницей. Он активировал "Ночные глаза дома", выведя дюжину различных изображений на ряд экранов, установленных на стене. Он взял капюшон VE, который дал бы ему гораздо более четкое зрение, как только он выбрал правильную пару искусственных глаз, но не было никакой возможности сделать выбор.
Подножие утеса, обведенное красным, было упрямо голым. Тени, в которых он уловил движение, теперь были пусты.
Один из экранов погас, затем другой.
Это действительно встревожило его; в данных обстоятельствах он не мог поверить, что это была простая неисправность. Он поднял пятый колпак, но все еще понятия не имел, какое подключение ему следует установить — и если бы экраны отключились, колпак был бы так же бесполезен, как и они. Кто-то ослепил дом и, должно быть, был подготовлен для этого — но зачем? Насколько он знал, у него не было врагов, а вознаграждение за кражу со взломом давным-давно упало до уровня, который делал риск неприемлемым для кого угодно, кроме дурака. Причудливый внешний вид дома мог, как он предположил, указать малолетним вандалам на то, что он плохо защищен, но он не мог представить, чтобы кто-то взобрался на скалу в темноте только для того, чтобы нанести небольшой беспричинный ущерб.
Он беспомощно наблюдал, как гаснут экраны. Когда еще шесть ночных очей были ослеплены, а он не успел даже мельком увидеть руку или лицо, он понял, что это не было делом рук детей или глупых воров. Он испугался — и в этот момент осознал, каким странным и непривычным стал страх.
Быстрым движением пальцев он закрыл все замки, которые обычно не запирались, активировал все системы безопасности дома и уведомил полицию о возможном совершении преступления. Это, по крайней мере, было тем, чего должны были достичь его инструкции — но подтверждающий звонок, который должен был поступить от полиции, не поступил; экран телефона оставался зловеще неактивным. Он знал, что нет смысла надевать капюшон на голову, и опустил его на подставку.
Прошло несколько секунд, пока он размышлял, стоит ли бежать в свой кабинет, где находилось главное рабочее место в доме, но когда он вышел из шкафа, то направился не в том направлении. Вместо этого он стоял там, где был, наблюдая за дверью в конце коридора. Было очевидно, что его связи с внешним миром были разорваны, и что дверь, о которой идет речь, была единственной защитой, оставшейся у него. Он задавался вопросом, может ли угроза исходить от нее, а не от него самого, чувствуя укол горького негодования из—за того, что почти идеальный день вот-вот будет испорчен в одиннадцатом часу - но это была всего лишь отчаянная попытка притвориться, что опасность угрожает не ему.
Простая истина заключалась в том, что его системы связи были едва ли не лучшими, какие только можно купить за деньги, и что кто-то, тем не менее, с невероятной легкостью их обошел. Какая бы причина у них ни была, она не могла быть тривиальной.
Когда дверь распахнулась, Сайлас не мог до конца поверить своим глазам. Несмотря на отказ его искусственных глаз и голоса, он не верил, что его локоны можно так легко сломать, но когда он увидел проходящие человеческие фигуры в черной одежде и черных масках, внешние слои его терпеливо наращиваемой ультрацивилизованной психики, казалось, отслаивались. Он знал, что должен бороться, и благодарил провидение за то, что все еще знал как. В глубине души он был все еще примитивным, даже диким. У него не было оружия, и он видел, что у переднего из захватчиков в руке был какой-то курносый пистолет, но он знал, что должен идти вперед, а не назад.
Его порыв, казалось, застал незваного гостя врасплох; глаза мужчины все еще были слегка ослеплены ярким светом. Сайлас ударил ногой по руке, державшей пистолет, и почувствовал, как пальцы в тапочках болезненно соприкоснулись — но боль была немедленно устранена его внутренней технологией.
Пистолет отлетел в сторону. Он высвободился скорее из-за неожиданности нападения, чем из-за его силы, но эффект был тот же. Сайлас уже заносил свою сплющенную руку по быстрой дуге, целясь в горло человека, одетого в черное, но злоумышленник, очевидно, был обучен этому виду боя и совсем недавно практиковался в его навыках. Удар был жестоко заблокирован, и Сайлас неожиданно почувствовал, как по предплечью пронзила жгучая боль; это было контролируемо, но не раньше, чем он рефлекторно дернулся и оставил себя открытым для атаки.
Его колебания, вероятно, ничего не изменили; у него не было бы времени для ответного удара и он не смог бы нанести никакого эффективного удара. Теперь к нему приближались трое незваных гостей, и они набросились на него с неэлегантным, но смертельным эффектом. Он отчаянно размахивал руками, но не было никакой возможности удержать их всех на расстоянии.
Сайласа, все еще бесполезно молотящего руками, отбросило назад и сбило с ног. Он ударился головой о стену, и боль возобновилась с новой силой. Боль была почти мгновенно локализована, но ее можно было только притупить. Простое подавление ее ярости не могло освободить его разум для искусной или эффективной реакции. В любом случае, он не мог предпринять никаких действий, которые могли бы его спасти. Он был в меньшинстве, и не из-за дураков или напуганных детей.
Один из злоумышленников наклонился, чтобы поднять упавший пистолет, и начал стрелять, не успев поднять его с пола. Сайлас почувствовал, как три иглы вонзились в мышцы его груди, недалеко от плеча. Теперь боли не было совсем, но он знал, что какой бы яд ни содержался в дротиках, он, должно быть, был разработан так, чтобы противостоять всем усилиям его внутренней технологии. Эти люди пришли снаряженными для борьбы, и их снаряжение было лучшим. Он знал, что их мотивы должны быть такими же изощренными и, соответственно, зловещими.
Только когда ракеты поразили его и вонзились в его эффективно бронированную, но все еще хрупкую плоть, Сайлас Арнетт вспомнил самое смертоносное и устрашающее слово в своем словаре: Ликвидаторы! Даже когда это слово пришло ему на ум, хотя он все еще бессильно набрасывался на троих мужчин, которым больше не нужно было бороться, чтобы подчинить его, он не мог принять его значение.
Мне не дали имени! он беззвучно плакал. У них нет причин! Но тот, кто пришел в его дом, так ловко обойдя его защиту, явно имел достаточный мотив, независимо от того, были у него достаточные причины или нет.
В то время как его внутренняя защита безуспешно пыталась справиться с наркотиком, который лишил его сознания, Сайлас не мог избавиться от ужасного страха, что смерть — дикая, капризная, беспричинная смерть — нашла его прежде, чем он был готов быть найденным.
Двое
D
амону Харту никогда не было легко донести три коробки с продуктами из багажника своей машины до своей квартиры на тринадцатом этаже. Это была логистическая проблема, не имевшая простого решения, учитывая, что его парковочное место и дверь его квартиры находились так далеко от лифта. Он предположил, что когда-нибудь ему придется вложить деньги в складную электрическую тележку, которая будет следовать за ним повсюду, как верный пес. Однако на данный момент такая покупка все еще казалась очередным шагом на долгом пути к конформизму — возможно, тем, который окончательно определит его судьбу и положит конец последним остаткам его репутации бунтаря. Как мог человек, владеющий роботизированной тележкой для покупок, претендовать на что-либо иное, кроме как на роль добропорядочного гражданина Новой Утопии?
В отсутствие такой помощи у Деймона не было другого выхода, кроме как заклинить дверь лифта, пока он одну за другой доставал коробки из багажника машины. К тому времени, как он запихнул в лифт третьего, лифт читал свою стандартную лекцию о строительной политике и гражданском долге. Пока лифт поднимался на его этаж, ему пришлось выслушать исчерпывающий отчет о своих домашних проступках, хотя он еще не набрал необходимого количества взысканий, чтобы предстать перед советом по аренде для символического выговора. К сожалению, он не смог проехать весь путь самостоятельно; две женщины средних лет с пластиковыми лицами и в ярких костюмах из кожи сели на третьем и доехали до десятого, несомненно, посетив еще одного представителя своего вездесущего вида. Они притворились, что не заметили лифт, но Деймон знал, что они впитывают каждое слово. Он никогда не был представлен ни одному из них и понятия не имел, как их зовут, но они, вероятно, знали о нем все, что только можно было знать, кроме его настоящего имени. Он был единственным бывшим уличным бойцом в здании; несмотря на их молодость - и отчасти из—за этого — у него и Дианы было больше настоящие на их юридические счета зачислено больше проступков, чем у всех остальных обитателей их этажа.
Ему удалось вынести все три коробки из лифта, фактически не заклинив дверь, но ему пришлось оставить две, пока он нес третью к двери своей квартиры. Он поставил ее на стол, позвонил в свою дверь и повернулся, чтобы принести вторую. Однако, когда он вернулся со второй коробкой, то обнаружил, что на его звонок никто не ответил. Первая коробка все еще была снаружи. Учитывая количество шпионских глаз, незаметно установленных в стенах коридора, никто ни за что не рискнул бы украсть что-либо из его содержимого, но, тем не менее, его постоянное присутствие раздражало. Когда Деймон поставил вторую коробку рядом с первой, он выудил свой ключ и сам открыл дверь, просунув голову внутрь с намерением позвать на помощь.
Он резко закрыл рот, когда лезвие разделочного ножа врезалось в дверной косяк, менее чем в десяти сантиметрах от его пригнувшейся головы. Лезвие, дрожа, застряло там.
“Ты ублюдок!” Сказала Диана, бросаясь ему навстречу со стороны его монтажной.
Не требовалось большого воображения, чтобы понять, что так глубоко оскорбило ее. Причина, по которой она не ответила на звонок в дверь, заключалась в том, что она была слишком глубоко поглощена ВЭ — вэ, которую он переделывал, когда от перегрузки концентрацией у него начала болеть голова. Деймон запоздало осознал, что ему следовало бы как следует убрать работу, спрятав ее за каким-нибудь гномическим паролем.
“Это не окончательный вариант”, - сказал он ей, поднимая руки с раскрытыми ладонями в примирительном жесте. “Это всего лишь первый вариант. В готовом продукте не будет тебя — это не будет ничего, похожего на тебя.”
“Это чушь собачья”, - возразила Диана, ее голос все еще был напряжен от сдерживаемого гнева. “Первый черновик, финальная версия — мне на это наплевать. Это принцип дела. Это отвратительно, Деймон.”
Деймон знал, что это может еще больше подлить масла в ее гнев, но он намеренно повернулся к ней спиной и вышел обратно в коридор. Он колебался, стоит ли взять одну из коробок с продуктами, которые он уже принес к порогу, но решил, что ему нужно время подумать. Он не торопясь прошел весь обратный путь до лифта.
Вот и все, подумал он, беря третью коробку. Это действительно она. Если ей еще не надоело, то мне надоело.
Он не мог не чувствовать, что в идеальном мире — или даже в так называемой Новой Утопии, которая в настоящее время заполняла брешь, — должен быть более цивилизованный способ расстаться, но его отношения с Дианой Кессон всегда были боевыми. Именно его воинственность впервые привлекла ее внимание в те дни, когда он орудовал ножами, но он делал это только ради спорта, а не по велению простой ярости.
С тех пор многое изменилось. Он перешел на другую сторону; вместо того, чтобы поставлять сырье, которое нужно разрезать, сращивать и тонко дополнять в товарный продукт VE, теперь он инженер и художник. Она тоже изменилась, но изменение в ее ожиданиях не соответствовало изменению в его. С каждым прошедшим месяцем она, казалось, хотела от него все большего, в то время как он обнаруживал, что хочет от нее все меньше и меньше. Она восприняла это как оскорбление, как, возможно, и было на самом деле.
Диана считала, что время, которое он потратил на создание Веса и массаж, было отступлением от мира и от нее, чему следовало препятствовать ради сохранения его здравомыслия. Она не могла понять, как кто-то может поглощать себя кропотливым созданием телефонных автоответчиков и порнофильмов - и поскольку каждый стресс и натянутость в их отношениях всегда проявлялись в ее взрывном гневе, у нее развилась глубокая ненависть даже к более безобидным продуктам его труда.
Вначале привычка Дианы срываться добавляла определенного азарта их страсти, но теперь Деймон достиг той стадии, когда буря и стресс были не чем иным, как бременем — бременем, без которого он мог обойтись. Он отказался от уличных боев; теперь он был художником до мозга костей. Он надеялся, что Диана разделит его и поможет адаптироваться к новому образу жизни и новой философии — и он должен был отдать ей должное за попытки, - но факт оставался фактом: их переход в приличное общество так и не увенчался успехом. Диана даже вспылила, когда лифт ушел, чтобы напомнить ей о мелком шрифте в строительных правилах.
Все кончено, снова сказал себе Деймон, беря третью коробку с продуктами. Он проверял себя, чтобы увидеть, поднимется ли тревога или облегчение на поверхность его сознания.
Диана была полностью готова к драке, когда он вернулся в дверь, но Деймон не собирался ей уступать. Он поставил коробку, которую вынес из лифта, на пол и отступил, чтобы взять другую. Она знала, что он выигрывает время, но без возражений позволила ему вернуться за третьим. Выражение ее серо-голубых глаз говорило о том, что она не собирается успокаиваться, но она не вернулась за другим ножом, так что у него были основания надеяться, что худшее уже позади.
Как только последняя коробка оказалась в квартире и дверь за ним надежно закрылась, Деймон почувствовал, что готов встретиться с Дианой лицом к лицу. К счастью, ее сдерживаемый гнев был на грани того, чтобы перерасти в слезы. Она так глубоко впилась ногтями в ладони, что из них пошла кровь, но теперь они разжались. С Дианой насилие всегда резко переходило в мазохистскую фазу; настоящая боль иногда была единственной вещью, которая могла заглушить те виды страданий, с которыми ее внутренняя технология не была способна справиться.
“Я тебе совсем не нужна”, - пожаловалась она. “Тебе не нужен никакой живой партнер. Тебе нужна только моя виртуальная тень. Тебе нужен запрограммированный раб, чтобы ты мог быть абсолютным хозяином своих ничтожных ощущений. Это все, чего ты когда-либо хотел. ”
“Это заказ”, - сказал ей Деймон так успокаивающе, как только мог. “Это композиция не ради искусства или моего собственного удовольствия. Это даже не технически сложно. Это всего лишь часть работы. Я использую шаблон твоего тела, потому что это единственный, который у меня есть, который был запрограммирован в моем хранилище на подходящий уровень сложности. Как только у меня будет базовый сценарий, я изменю его до неузнаваемости — каждую черту, каждый контур, каждое измерение. Я делаю это таким образом только потому, что это самый простой способ сделать это. Все, что я делаю, это создаю шаблон видимости; это не реально. ”
“У тебя совсем нет чувствительности, не так ли?” - ответила она. “Для тебя шаблоны, которые ты сделал из меня, - это всего лишь то, что можно использовать в мелкой порнографии. Это просто что—то удобное - что-то, что даже технически не сложно. Ведь не имело бы никакого значения, какую ленту ты снимаешь, не так ли? Ты обработал мой образ до более высокой степени цифровой четкости, чем любой другой, поэтому используй его так, как сможешь: если бы это было не секс-видео, это было бы какое-нибудь мерзкое шоу ужасов ... все, за что тебе заплатят деньги. Для тебя действительно не имеет значения, снимаешь ли ты обучающие кассеты для хирургов или пособия для мастурбации для фриков, не так ли?”
Говоря это, она била кулаками по различным частям его системы визуализации: безвкусным консолям, пустым экранам, монтажному кабинету люмпенов и — чаще всего — по темным шлемам, окуляры которых могли смотреть на бесконечный спектр воображаемых миров. Ее кулаки не нанесли никакого урона; все было построено на века.
“Я не могу отказаться от комиссионных”, - сказал ей Деймон так терпеливо, как только мог. “Мне нужны связи на рынке, и мне нужно, чтобы у меня были проблемы для решения. Да, я хочу заниматься всем этим: телефонными ссылками и обучающими записями, рефератами и дорамами, играми и повторами, порнопопами и рекламой. Я хочу быть хозяином всего этого, потому что, если у меня нет всех навыков, все, что я придумаю для себя, будет ограничено рамками моей собственной идиосинкразии. ”
“И создание моего шаблона было просто еще одним упражнением? Встроить меня в свой механизм было просто способом попрактиковаться. Я всего лишь сырье ”.
“Дело не в тебе, Ди”, - сказал он, желая, чтобы она поняла, что он действительно это имел в виду. “Это не твоя тень, и уж точно не твоя душа. Это всего лишь видимость. Когда я использую это в своей работе, я не использую тебя. ”
“О, нет?” - сказала она, в последний раз ударив по шлему, которым пользовалась, побелевшими костяшками правой руки. “Когда ты надеваешь свои доспехи и засовываешь голову в одну из этих черных дыр, ты оставляешь этот мир далеко позади. Когда ты там — а ты, черт возьми, бываешь не здесь очень часто — единственный контакт, который у тебя есть со мной, - это моя внешность, и то, что ты делаешь с этой внешностью, - это то, что ты делаешь со мной. Когда ты воплощаешь мой образ в тех движениях, которые ты включаешь в свою пошлую фантазию, ты делаешь это со мной, и ни с кем другим. ”
“Когда это будет закончено”, - упрямо сказал Деймон, - "это не будет выглядеть или ощущаться как ты. Ты бы предпочел, чтобы я заплатил гонорар за авторские права, чтобы воспроизвести какую-нибудь условно-бесплатную шлюху? Ты бы предпочел, чтобы я на долгие часы заперся с группой суперснуперов и нанятой моделью? По твоим подсчетам, это была бы другая женщина, не так ли? Или я должен ограничиться дизайном и украшением келий для ПЯТИ монастырей?”
“Я бы предпочла, чтобы ты проводил больше времени с настоящей мной”, - сказала она ему. “Я бы предпочел, чтобы ты жил в реальном мире, а не посвящал себя заменителям. Я никогда не понимал, что отказ от борьбы означает отказ от жизни”.
“Ты не имела права надевать капюшон”, - холодно сказал ей Деймон. “Я не смогу нормально работать, если буду чувствовать, что ты все время заглядываешь мне через плечо. Это хуже, чем знать, что мне, возможно, придется пригибаться всякий раз, когда я переступаю порог, потому что ты, возможно, ждешь меня со смертоносным оружием. ”
“Это всего лишь кухонный нож. В худшем случае он выколол бы тебе глаз”.
“Я не могу позволить себе взять двухнедельный отпуск на работе, пока у меня отрастает новый глаз, и я не нахожу подобный опыт забавным или поучительным”.
“Ты всегда был слишком большим трусом, чтобы быть первоклассным бойцом”, - сказала она ему, изо всех сил пытаясь испепелить его своим презрением. “Ты переключился на техническую сторону бизнеса, потому что больше не мог терпеть сокращения”.
Дэймон никогда не был одним из безрассудных бойцов, которые вкладывались в роль со всей яркостью и наплевательством, на которые были способны, думая, что ленты сделают их похожими на настоящих героев. Он всегда боролся за победу с минимальными усилиями и минимальными травмами - и, по его мнению, это всегда работало на пользу лентам, а не во вред им. Даже идиоты, которым нравилось использовать записи в сыром виде, потому что так бои казались “более реальными”, ценили его эффективность больше, чем вопиющее зрелищное мастерство его соперников.
Поскольку большинство его противников не особо заботились о мастерстве или разумном самосохранении, Деймон выиграл тридцать девять из своих сорока трех боев и оставался непобедимым последние восемнадцать месяцев своей карьеры. Он не считал это доказательством глупости или упрямства - и он переключился на полноценную запись, потому что это было сложнее и интереснее, чем разделывать людей, а не потому, что он размяк.
К сожалению, новый бизнес не стал для Дианы более сложным или интересным. Наблюдение за пятью дизайнерами, работающими в капюшоне, не было увлекательным зрелищем.
“Если ты жаждешь шума и ярости улиц, ” устало сказал Деймон, - ты знаешь, где они находятся”.
Он говорил это не в первый раз, но это поразило ее. Ее кулаки на мгновение разжались, когда она осознала смысл сказанного. Она знала его достаточно хорошо, чтобы понять тон его голоса. На этот раз она знала, что он говорит серьезно.
“Это то, чего ты хочешь?” - спросила она, чтобы убедиться. Ее ладони кровоточили; теперь, когда она расслабилась, он мог видеть обе неровные линии порезов.
Деймон поиграл с возможностью парировать вопрос. "Это то, чего ты хочешь", — мог бы сказать он, но это было бы менее чем честно и менее чем храбро.
“Я больше не могу этого выносить”, - откровенно сказал он ей. “Все пошло своим чередом”.
“Ты думаешь, что я тебе больше не нужна, не так ли?” - спросила она, пытаясь притвориться, что у нее были основания полагать, что он ошибался в этой оценке. Когда она увидела, что он не собирается протестовать, ее плечи опустились — но лишь слегка. У нее тоже были мужество и гордость. “Возможно, ты прав”, - усмехнулась она. “Все, что ты когда-либо хотел от меня, заключено в этом шаблоне. Пока моя внешность запрограммирована в твоем личном мире призраков и теней, ты можешь делать со мной все, что захочешь, даже не беспокоясь о том, что я переступлю черту. Ты бы предпочел жить с виртуальным изображением, чем с реальным человеком из плоти и крови, не так ли? Ты бы даже не снял этот шлем, чтобы поесть и попить, если бы не было необходимости. Если бы ты хоть представлял, как сильно ты изменился с тех пор . . . . ”
Обвинения, вероятно, были правдивее, чем она думала, но Деймон не видел никакой необходимости стыдиться внесенных им изменений. Весь смысл мира внутри капюшона, подкрепленный полным набором тактильных ощущений, создаваемых умным костюмом, заключался в том, что он был лучше реального мира: ярче, чище и более управляемым. Земля больше не была адом, благодаря Новой репродуктивной системе и чудесам внутренней технологии, но и раем она тоже не была, несмотря на заявления и заблуждения Новых утопистов. Рай был чем-то, что человек мог надеяться найти только на другая сторона опыта в добродетельном мире виртуальных образов.
Жестокая правда, подумал Деймон, заключалась в том, что все, что ему действительно было нужно от Дианы Кессон, было запрограммировано в ее шаблоне. Отсутствие в его жизни ее изменчивой, жалующейся, ненадежной личности из плоти и крови, способной метать ножи, не оставило бы зияющей пропасти. Когда-то это могло сработать — но не сейчас. Она начала раздражать его так же сильно, как он раздражал ее, и у него не было ее дара переводить раздражение в эротическую стимуляцию.
“Ты права”, - сказал он ей, стараясь, чтобы это прозвучало так, как будто он признавал поражение. “Я изменился. И ты тоже. Все в порядке. Мы по-настоящему молоды; мы должны измениться. Мы должны стать другими людьми, попробовать себя во всех личностях, на которые мы способны. Время постоянства еще далеко впереди.”
Говоря это, он задавался вопросом, было ли это правдой. Были ли его недавно усовершенствованные привычки просто фазой эволюционного процесса, а не постоянной капитуляцией перед требованиями социального соответствия? Он просто отдыхал от того раздутого существования в погоне за сенсациями, которое вел, пока был в банде Мэдока Тамлина, вместо того, чтобы превратиться в одного из кротких, чьим предполагаемым предназначением было унаследовать землю? Время, несомненно, покажет.
“Я хочу вернуть шаблоны”, - резко сказала Диана. “Все. Я ухожу и забираю с собой свою виртуальную тень”.
“Ты не можешь этого сделать”, - возразил Деймон, зная, что ему нужно создать видимость борьбы, прежде чем он в конце концов сдастся, чтобы не было слишком очевидно, что все, что ему нужно было сделать, это переделать ее симулякр, используя модифицированные отголоски, которые он встроил в полдюжины различных коммерческих лент различного рода. Хотя ему нужен был только ее образ, он всегда мог вернуть ее.