Он выглядел типичным американским парнем, когда крутил педали своего двадцатишестидюймового "Швинна" с помощью руля-вешалки для обезьян по жилой пригородной улице, и это именно то, кем он был: Тодд Боуден, тринадцати лет, рост пять футов восемь дюймов, вес сто сорок фунтов, волосы цвета спелой кукурузы, голубые глаза, ровные белые зубы, слегка загорелая кожа, на которой нет даже тени подростковых прыщей.
Он улыбался улыбкой летнего отпускника, когда крутил педали на солнце в тени в трех кварталах от собственного дома. Он выглядел как ребенок, у которого может быть разносчик газет, и, собственно говоря, так оно и было — он доставил "Кларион Санта Донато". Он также был похож на парня, который мог бы продавать поздравительные открытки за премиальные, и он тоже это делал. Они были из тех, что приходят с напечатанным внутри вашим именем — Джек И МЭРИ БЕРК, или ДОН И САЛЛИ, или МЕРЧИСОНЫ. Он был похож на мальчика, который может насвистывать во время работы, и он часто это делал. На самом деле он довольно мило насвистывал. Его отец был инженером-архитектором, зарабатывавшим 40 000 долларов в год. Его мама была домохозяйкой и выпускницей школы секретарей (однажды она познакомилась с отцом Тодда, когда ему нужна была секретарша из пула), которая в свободное время печатала рукописи. Она хранила все старые школьные табели успеваемости Тодда в папке. Ее любимой была его выпускная карточка за четвертый класс, на которой миссис Апшоу нацарапала: ‘Тодд чрезвычайно способный ученик’. Он тоже был таким. Прямой как и Bs на всем пути вверх по линии. Если бы он учился чуть лучше — например, в "натурале", — его друзья, возможно, начали бы считать его странным.
Теперь он остановил свой велосипед перед домом 963 по Клермонт-стрит и сошел с него. Дом представлял собой небольшое бунгало, скромно стоявшее в глубине участка. Дом был белым, с зелеными ставнями и зеленой отделкой. По фасаду тянулась живая изгородь, которую хорошо поливали и хорошо подстригали.
Тодд откинул с глаз светлые волосы и повел Швинна по цементной дорожке к ступенькам. Он все еще улыбался, и его улыбка была открытой, выжидающей и красивой - чудо современной стоматологии и фторированной воды. Он толкнул подножку велосипеда носком кроссовки Nike, а затем поднял сложенную газету с нижней ступеньки. Это была не "Кларион", это была "Лос-Анджелес таймс". Он сунул его под мышку и поднялся по ступенькам. Наверху была тяжелая деревянная дверь без окна внутри запирающейся на задвижку сетчатой двери. На правой дверной раме был дверной звонок, а под звонком были две маленькие таблички, каждая аккуратно привинчена к дереву и покрыта защитным пластиком, чтобы они не пожелтели и не запотели. Немецкая деловитость, подумал Тодд, и его улыбка стала немного шире. Это была взрослая мысль, и он всегда мысленно поздравлял себя, когда ему приходила в голову такая.
Надпись вверху гласила: "АРТУР ДЕНКЕР".
Нижний сказал, ЧТО НИКАКИХ АДВОКАТОВ, НИКАКИХ РАЗНОСЧИКОВ, НИКАКИХ ПРОДАВЦОВ.
Все еще улыбаясь, Тодд позвонил в звонок.
Он едва слышал приглушенное жужжание где-то далеко внутри маленького домика. Он снял палец со звонка и слегка склонил голову набок, прислушиваясь к шагам. Их не было. Он посмотрел на свои часы Timex (одна из премий, которые он получил за продажу персонализированных поздравительных открыток) и увидел, что уже двенадцать минут одиннадцатого. Парень, должно быть, уже встал. Сам Тодд всегда вставал самое позднее к половине восьмого, даже во время летних каникул. Кто рано встает, тому достается червяк.
Он слушал еще тридцать секунд, и когда в доме воцарилась тишина, он нажал на звонок, наблюдая за секундной стрелкой на своем Таймексе. Он нажимал на дверной звонок ровно семьдесят одну секунду, когда, наконец, услышал шаркающие шаги. Судя по мягкому звуку "загадай желание", это были тапочки. Тодд увлекался дедукцией. Его нынешней мечтой было стать частным детективом, когда он вырастет.
‘Хорошо! Хорошо!’ - ворчливо крикнул мужчина, выдававший себя за Артура Денкера. ‘Я иду! Отпусти это! Я иду!’
Тодд перестал нажимать на кнопку дверного звонка. Он посмотрел на кончик указательного пальца. Там был маленький красный кружок.
С дальней стороны внутренней двери без окон загремели цепочка и засов. Затем ее потянули на себя.
Старик, закутанный в халат, стоял, глядя сквозь ширму. В его пальцах тлела сигарета. Тодду показалось, что этот человек похож на нечто среднее между Альбертом Эйнштейном и Борисом Карлоффом. Его волосы были длинными и белыми, но начинали неприятно желтеть, в них было "больше никотина, чем слоновой кости". Его лицо было морщинистым, осунувшимся и отекшим от сна, и Тодд с некоторым отвращением заметил, что он не утруждал себя бритьем последние пару дней. Отец Тодда любил повторять: ‘Бритье придает блеск утру’. Отец Тодда брился каждый день, независимо от того, был он на работе или нет.
Глаза, смотревшие на Тодда, были настороженными, но глубоко запавшими, с красными прожилками. Тодд на мгновение испытал глубокое разочарование. Парень действительно был немного похож на Альберта Эйнштейна, и он действительно был немного похож на Бориса Карлоффа, но больше всего он походил на одного из потрепанных старых алкашей, которые околачивались у железнодорожной станции.
Но, конечно, напомнил себе Тодд, этот человек только что встал. Тодд видел Денкера много раз до сегодняшнего дня (хотя он был очень осторожен, чтобы убедиться, что Денкер его не заметил, ни в коем случае, Хосе), и на своих публичных мероприятиях Денкер выглядел очень опрятно, можно сказать, что он офицер в отставке, хотя ему было семьдесят шесть, если в статьях, которые Тодд прочитал в библиотеке, дата его рождения была верной. В те дни, когда Тодд ходил за ним в магазин, где Денкер делал покупки, или в один из трех кинотеатров на автобусной линии — у Денкера не было машины, — он всегда был одет в один из четырех опрятных костюмов, какой бы теплой ни была погода. Если погода казалась угрожающей, он держал под мышкой свернутый зонт, как трость для чванства. Иногда он надевал фетровую шляпу. И в тех случаях, когда Денкер выходил из дома, он всегда был аккуратно выбрит, а его седые усы (которые он носил, чтобы скрыть неидеально скорректированную заячью губу) были тщательно подстрижены.
‘Мальчик", - сказал он теперь. Его голос был хриплым и сонным. Тодд с разочарованием увидел, что его мантия выцветшая и безвкусная. Один закругленный кончик воротника приподнялся под пьяным углом, чтобы ткнуться в его плетеную шею. На левом лацкане пиджака было пятно чего-то, что могло быть чили или, возможно, соусом для стейков, и от него пахло сигаретами и несвежей выпивкой.
‘Мальчик", - повторил он. ‘Мне ничего не нужно, мальчик. Прочти вывеску. Ты умеешь читать, не так ли? Конечно, умеешь. Все американские мальчики умеют читать. Не будь занудой, мальчик. Хорошего дня.’
Дверь начала закрываться.
Он мог бы обронить это прямо там, подумал Тодд много позже, в одну из ночей, когда ему было трудно уснуть. Возможно, это было вызвано его разочарованием от того, что он впервые увидел этого человека вблизи, увидел, что его уличное лицо убрано — можно сказать, висит в шкафу вместе с зонтиком и фетровой шляпой. Все могло закончиться в тот момент, когда тихий, неважный щелчок защелки отсек все, что произошло позже, так же аккуратно, как ножницы. Но, как заметил сам мужчина, он был американским мальчиком, и его учили, что настойчивость - это добродетель.
‘Не забудьте свою газету, мистер Дуссандер", - сказал Тодд, вежливо протягивая "Таймс".
Дверь замерла в своем движении, все еще находясь в нескольких дюймах от косяка. Напряженное и настороженное выражение промелькнуло на лице Курта Дуссандера и тут же исчезло. В этом выражении мог быть страх. То, как он заставил исчезнуть это выражение, было хорошо, но Тодд был разочарован в третий раз. Он не ожидал, что Дуссандер будет хорошим; он ожидал, что Дуссандер будет великим.
Мальчик, подумал Тодд с неподдельным отвращением, Мальчик, о мальчик.
Он снова распахнул дверь. Одной рукой, сведенной артритом, отодвинул сетчатую дверь. Рука приоткрыла сетчатую дверь ровно настолько, чтобы проскользнуть внутрь, как паук, и сомкнуться за краем бумаги, которую протягивал Тодд. Мальчик с отвращением заметил, что ногти у старика длинные, желтые и ороговевшие. Это была рука, которая большую часть времени бодрствования держала одну сигарету за другой. Тодд считал курение отвратительной опасной привычкой, от которой сам бы он никогда не отказался. Было действительно удивительно, что Дуссандер прожил так долго.
‘Меня зовут Денкер’, - сказал старик. ‘Не этот Ду-Зандер. Очевидно, ты не умеешь читать. Какая жалость. Добрый день’.
Дверь снова начала закрываться. Тодд быстро заговорил в сужающуюся щель. ‘Берген-Бельзен, январь 1943 - июнь 1943, Освенцим, июнь 1943 - июнь 1944, унтер-комендант. Патин".
Дверь снова закрылась. Осунувшееся и бледное лицо старика висело в щели, как сморщенный, наполовину сдувшийся воздушный шарик. Тодд улыбнулся.
‘Ты покинул Патен чуть раньше русских. Ты добрался до Буэнос-Айреса. Некоторые люди говорят, что ты разбогател там, вложив вывезенное из Германии золото в торговлю наркотиками. Как бы то ни было, вы были в Мехико с 1950 по 1952 год. Затем ...
‘Мальчик, ты сумасшедший, как кукушка’. Один из скрюченных артритом пальцев описывал круги вокруг уродливого уха. Но беззубый рот дрожал немощно, в панике..
‘С 1952 по 1958 год, я не знаю", - сказал Тодд, улыбаясь еще шире. ‘Думаю, никто не знает, или, по крайней мере, они не говорят. Но израильский агент засек тебя на Кубе, когда ты работал консьержем в большом отеле незадолго до прихода Кастро к власти. Они потеряли тебя, когда повстанцы вошли в Гавану. Ты появился в Западном Берлине в 1965 году. Они почти поймали тебя. Последние два слова он произнес как одно: попался. В то же время он сжал все пальцы в один большой, извивающийся кулак. Взгляд Дуссандера упал на эти хорошо сложенные и упитанные американские руки, руки, которые были созданы для создания гоночных машин soapbox и моделей Aurora. Тодд делал и то, и другое. На самом деле, годом ранее они с отцом построили модель "Титаника". На это ушло почти четыре месяца, и отец Тодда хранил ее в своем кабинете.
‘Я не понимаю, о чем ты говоришь", - сказал Дуссандер.
Без его вставную челюсть, в его словах был мягкий звук Тодд не понравилось. Это не звучало… ну, подлинные. Полковник Клинк героев Хогана звучал более похож на нациста, чем Дюссандер сделал. Но в свое время он, должно быть, был настоящим гением. В статье о лагерях смерти в журнале Men's Action автор назвал его Кровавым дьяволом Патена. ‘Убирайся отсюда, мальчик. Пока я не вызвал полицию’.
‘Ну и дела, я думаю, вам лучше называть их мистер Дуссандер. Или Наследник Дуссандер, если вам так больше нравится’. Он продолжал улыбаться, демонстрируя идеальные зубы, которые были фторированы с самого начала его жизни, и почти столько же трижды в день пользовался зубной пастой Crest. ‘После 1965 года тебя больше никто не видел ... пока я не увидел два месяца назад в автобусе в центре города’. ‘Ты сумасшедший’.
‘Так что, если хочешь позвонить в полицию, ’ сказал Тодд, улыбаясь, - иди прямо сейчас. Я подожду на крыльце. Но если ты не хочешь звонить им прямо сейчас, почему бы мне не зайти? Мы поговорим.’
Старик долго смотрел на улыбающегося мальчика. На деревьях щебетали птицы. В соседнем квартале работала газонокосилка, а вдалеке, на более оживленных улицах, клаксоны сигналили о своем собственном ритме жизни и торговли.
Несмотря ни на что, Тодд почувствовал зарождение сомнений в том, что он не мог ошибиться, не так ли? Была ли какая-то ошибка с его стороны? Он так не думал, но это было не школьное упражнение. Это была настоящая жизнь. Поэтому он почувствовал прилив облегчения (легкого облегчения, уверял он себя позже), когда Дуссандер сказал: ‘Вы можете зайти на минутку, если хотите. Но только потому, что я не хочу создавать тебе проблем, ты понимаешь?’
‘Конечно, мистер Дуссандер", - сказал Тодд. Он открыл ширму и вышел в холл. Дуссандер закрыл за ними дверь, отгородившись от утреннего света.
В доме пахло черствостью и легким солодом. Он пахнул так, как иногда пахло в доме самого Тодда на следующее утро после того, как его родители устраивали вечеринку, и до того, как у его матери была возможность проветрить его. Но этот запах был еще хуже. Он был обжитым и въевшимся. Это были спиртные напитки, жареная пища, пот, старая одежда и какой-то вонючий лекарственный запах, похожий на Вику или ментолатум. В коридоре было темно, и Дуссандер стоял слишком близко, втянув голову в воротник халата, как голова стервятника, ожидающего, когда какое-нибудь раненое животное испустит дух. В это мгновение, несмотря на щетину и свободно свисающую кожу, Тодд смог разглядеть человека в черной форме СС более отчетливо, чем когда-либо видел его на улице. И он почувствовал, как внезапный укол страха скользнул в его живот. Легкий страх, поправил он себя позже.
‘Я должен сказать тебе", что если со мной что-нибудь случится..." - начал он, и тут Дуссандер прошаркал мимо него в гостиную, шлепая шлепанцами по полу. Он презрительно махнул рукой в сторону Тодда, и Тодд почувствовал, как горячая кровь прилила к его горлу и щекам.
Тодд последовал за ним, его улыбка впервые дрогнула. Он не представлял, что все произойдет именно так. Но это сработает. Все встанет на свои места. Конечно, так и будет. Так всегда бывает. Он снова начал улыбаться, когда вошел в гостиную.
Это было еще одно разочарование — и какое! — но к нему, как он полагал, следовало быть готовым. Там, конечно, не было портрета Гитлера маслом со свисающей челкой и следящими за вами глазами. Никаких медалей в футлярах, никакого церемониального меча на стене, никакого Люгера или PPK Walther на каминной полке (на самом деле никакой мантии не было). Конечно, сказал себе Тодд, парень должен быть сумасшедшим, чтобы выставлять все эти вещи на всеобщее обозрение. Тем не менее, было трудно выбросить из головы все, что ты видел в кино или по телевизору. Это выглядело как гостиная любого одинокого старика, живущего на слегка потрепанную пенсию. Фальшивый камин был облицован фальшивым кирпичом. Над ним висел Вестклокс. На подставке стоял черно-белый телевизор Motorola; кончики кроличьих ушей были обернуты алюминиевой фольгой для улучшения приема. Пол был покрыт серым ковриком; ворс его облысел. На журнальной полке у дивана стояли экземпляры "Нэшнл Джиогрэфик", "Ридерз Дайджест" и "Лос-Анджелес Таймс". Вместо Гитлера или церемониального меча на стене висело свидетельство о гражданстве в рамке и фотография женщины в забавной шляпке. Дуссандер позже сказал ему, что такая шляпа называется клош, и они были популярны в двадцатые и тридцатые годы.
‘Моя жена", - сентиментально сказал Дуссандер. ‘Она умерла в 1955 году от болезни легких. В то время я был чертежником на заводе Menschler Motor Works в Эссене. У меня было разбито сердце.’
Тодд продолжал улыбаться. Он пересек комнату, как будто хотел получше рассмотреть женщину на фотографии. Вместо того, чтобы смотреть на фотографию, он потрогал абажур маленькой настольной лампы.
‘Прекрати это?’ Дуссандер резко рявкнул. Тодд немного отскочил назад.
Это было хорошо, ’ искренне сказал он. ‘ Действительно повелительно. Это Усе Кох сделал абажуры из человеческой кожи, не так ли? И именно у нее был фокус с маленькими стеклянными трубочками.’
‘Я не понимаю, о чем ты говоришь", - сказал Дуссандер. На телевизоре лежала упаковка "Кул", из тех, что без фильтра. Он предложил их Тодду. ‘ Сигарету? ’ спросил он и ухмыльнулся. Его ухмылка была отвратительной.
‘Нет. Они вызывают рак легких. Мой отец раньше курил, но бросил. Он пошел в SmokeEnders’.
‘ Неужели? Дуссандер достал из кармана мантии деревянную спичку и равнодушно чиркнул ею по пластиковому корпусу "Моторолы". Отдуваясь, он сказал: "Можешь назвать мне хоть одну причину, почему я не должен звонить в полицию и рассказывать им о чудовищных обвинениях, которые ты только что выдвинул? Одну причину? Говори быстрее, мальчик. Телефон прямо по коридору. Я думаю, твой отец отшлепал бы тебя. Ты бы сидел за ужином на подушке неделю или около того, а?’
‘Мои родители не верят в порку. Телесные наказания причиняют больше проблем, чем лечат’. Глаза Тодда внезапно заблестели. ‘Ты кого-нибудь из них отшлепал? Женщин? Вы сняли с них одежду и...
С приглушенным восклицанием Дуссандер направился к телефону.
Тодд холодно сказал: ‘Тебе лучше этого не делать’.
Дуссандер обернулся. Размеренным тоном, который лишь слегка портился из-за того, что у него не было вставных зубов, он сказал: ‘Я говорю тебе это один раз, мальчик, и только один. Меня зовут Артур Денкер. Это никогда не было никем другим; это даже не было американизировано. На самом деле мой отец назвал меня Артуром, который очень восхищался рассказами Артура Конан Дойла, но это никогда не было ни Ду-Зандер, ни Гиммлер, ни Дед Мороз. На войне я был лейтенантом запаса. Я никогда не вступал в нацистскую партию. В битве за Берлин я сражался три года. Я буду признаю, что в конце тридцатых, когда я только вышла замуж, я поддерживала Гитлера. Он положил конец депрессии и вернул часть гордости, которую мы потеряли после отвратительного и несправедливого Версальского мирного договора. Полагаю, я поддерживал его в основном потому, что нашел работу, и снова появился табак, и мне не нужно было рыскать по сточным канавам, когда мне хотелось покурить. В конце тридцатых я думал, что он великий человек. Возможно, по-своему так оно и было. Но в конце концов он сошел с ума, руководя призрачными армиями по прихоти астролога. Он даже подарил Блонди, своей собаке, капсулу смерти. Поступок сумасшедшего; к концу все они были сумасшедшими, распевая песню Хорста Весселя, когда кормили ядом своих детей. 2 мая 1945 года мой полк сдался американцам. Я помню, что рядовой по фамилии Хакермейер подарил мне плитку шоколада. Я плакал. Не было причин продолжать борьбу; война закончилась, и на самом деле так было с февраля. Я был интернирован в Эссене, и со мной обращались очень хорошо. Мы слушали по радио Нюрнбергский процесс, и когда Геринг покончил с собой, я обменял четырнадцать американских сигарет на полбутылки шнапса и напился. Я был освобожден в январе 1946 года. На Эссенском моторном заводе я ставил колеса на автомобили до 1963 года, когда вышел на пенсию и эмигрировал в Соединенные Штаты. Приехать сюда было мечтой всей моей жизни. В 1967 году я стал гражданином. Я американец. Я голосую. Никакого Буэнос-Айреса. Никакой торговли наркотиками. Никакого Берлина. Никакой Кубы. Он произнес это Ку-ба. ‘А теперь, если ты не уйдешь, я позвоню по телефону".
Он наблюдал, как Тодд ничего не делает. Затем он спустился в холл и снял телефонную трубку. Тодд все еще стоял в гостиной, у стола, на котором стояла маленькая лампа.
Дуссандер начал набирать номер. Тодд наблюдал за ним, его сердце учащенно билось в груди. После четвертого номера Дуссандер повернулся и посмотрел на него. Его плечи поникли. Он положил трубку.
‘ Мальчик, ’ выдохнул он. ‘ Мальчик:
Тодд широко, но довольно скромно улыбнулся.
‘ Как тебе удалось это выяснить?
‘Немного удачи и много тяжелой работы", - сказал Тодд. Есть у меня один друг, его зовут Гарольд Пеглер, только все дети зовут его Фокси. Он играет на второй базе нашей команды. А у его отца в гараже хранятся все эти журналы. Их целые стопки. Военные журналы. Они старые. Я искал несколько новых, но парень, который держит газетный киоск напротив школы, говорит, что большинство из них прекратили свое существование. В большинстве из них есть фотографии фрицев — я имею в виду немецких солдат - и японцев, пытающих этих женщин. И статьи о концентрационных лагерях. Я действительно увлекаюсь всей этой чепухой о концлагерях.’
‘Ты ... увлекаешься этим’. Дуссандер пристально смотрел на него, одной рукой потирая вверх-вниз щеку, издавая очень тихий звук наждачной бумаги.
‘Увлекаюсь. Ты знаешь. Я получаю от этого удовольствие. Мне интересно’.
Он помнил тот день в гараже Фокси так же отчетливо, как и все в своей жизни, — более отчетливо, как он подозревал. Он вспомнил, как в четвертом классе, перед Днем карьеры, миссис Андерсон (все дети называли ее Багз из-за больших передних зубов) рассказывала им о том, что она называла поиском СВОЕГО БОЛЬШОГО ИНТЕРЕСА.
‘Все приходит внезапно", - восторгался Багз Андерсон. ‘Вы видите что-то впервые и сразу понимаете, что нашли то, что ВАС ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСУЕТ. Это как поворот ключа в замке. Или влюбленность в первый раз. Вот почему День карьеры так важен, дети — это может быть день, когда вы обнаружите, что вас БОЛЬШЕ ВСЕГО ИНТЕРЕСУЕТ ’. И она продолжила рассказывать им о своем собственном БОЛЬШОМ УВЛЕЧЕНИИ, которое, как оказалось, заключалось не в преподавании в четвертом классе, а в коллекционировании открыток девятнадцатого века.
В то время Тодд подумал, что миссис Андерсон несла чушь, но в тот день в гараже Фокси он вспомнил, что она сказала, и подумал, может быть, она все-таки была не права.
В тот день дул Санта-Анас, и на востоке полыхали заросли кустарника. Он помнил запах гари, горячий и жирный. Он помнил короткую стрижку Фокси и хлопья Воска, прилипшие к ней спереди, Он помнил все.
‘Я знаю, что где-то здесь есть комиксы", - сказал Фокси. У его матери было похмелье, и она выгнала их из дома за того, что они производили слишком много шума. ‘Классные. В основном это вестерны, но есть немного "Турок", "Сын камней" и...
‘Что это?’ Спросил Тодд, указывая на раздутые картонные коробки под лестницей.
‘Ах, они никуда не годятся", - сказал Фокси. ‘В основном правдивые военные истории. Скучные’.
‘Могу я взглянуть на что-нибудь?’
‘Конечно. Я найду комиксы’.
Но к тому времени, как толстяк Фокси Пеглер нашел их, Тодд больше не хотел читать комиксы. Он был потерян. Совершенно потерян.
Это как поворот ключа в замке. Или влюбленность в первый раз.
Так оно и было. Он, конечно, знал о войне — не о той дурацкой, которая продолжается сейчас, когда кучка придурков в черных пижамах выбила из американцев все дерьмо, — а о Второй мировой войне. Он знал, что американцы носят круглые шлемы с сеткой, а фрицы - что-то вроде квадратных. Он знал, что американцы выиграли большинство сражений и что немцы ближе к концу изобрели ракеты и обстреливали ими Лондон из Германии. Он даже кое-что знал о концентрационных лагерях.
Разница между всем этим и тем, что он нашел в журналах под лестницей в гараже Фокси, была похожа на разницу между тем, что ему рассказали о микробах, и тем, что он на самом деле увидел их в микроскоп, извивающихся и живых.
Здесь был Усе Кох. Здесь были крематории с открытыми дверями на покрытых сажей петлях. Здесь были офицеры в форме СС и заключенные в полосатой униформе. Запах старых журналов pulp был подобен запаху неконтролируемых пожаров на востоке Санто-Донате, и он чувствовал, как старая бумага крошится под подушечками пальцев, и он переворачивал страницы, уже не в гараже Фокси, а оказавшись где-то поперек времени, пытаясь справиться с мыслью, что они действительно делали это, что они действительно делали это. кто-то действительно делал эти вещи, и этот кто-то позволил им делать эти вещи, и у него начала болеть голова от смеси отвращения и возбуждения, а глаза горели и были напряжены, но он продолжал читать, и из колонки печатных материалов под фотографией переплетенных тел в месте под названием Дахау ему бросилась в глаза эта цифра:
6,000,000
И он подумал: кто-то там облажался, кто-то добавил ноль или два, это в три раза больше людей, чем в Лос-Анджелесе! Но затем, в другом журнале (на обложке этого была изображена женщина, прикованная к стене, в то время как парень в нацистской форме приближался к ней с кочергой в руке и ухмылкой на лице), он увидел это снова:
6,000,000
Его головная боль усилилась. Во рту пересохло. Смутно, откуда-то издалека он услышал, как Фокси сказал, что ему нужно идти ужинать. Тодд спросил Фокси, может ли он остаться здесь, в гараже, и почитать, пока Фокси ест. Фокси посмотрел на него с легким недоумением, пожал плечами и сказал, что конечно. И Тодд читал, склонившись над коробками со старыми журналами о настоящей войне, пока его мать не позвонила и не спросила, собирается ли он когда-нибудь вернуться домой.
Как ключ, поворачивающийся в замке.
Во всех журналах говорилось, что то, что произошло, было плохо. Но все истории были продолжены в конце книги, и когда вы перелистывали эти страницы, слова о том, что это плохо, были окружены рекламой, и в этих объявлениях продавались немецкие ножи, ремни и шлемы, а также Волшебные жгуты и гарантированное средство для восстановления волос. В этих объявлениях продавались немецкие флаги, украшенные свастикой и нацистскими люгерами, и игра под названием Panzer Attack, а также уроки по переписке и предложения разбогатеть, продавая обувь с лифтом низкорослым мужчинам. Они сказали, что это плохо, но, похоже, многие люди не должны возражать.
Нравится влюбляться.
О да, он очень хорошо помнил тот день. Он помнил об этом все — пожелтевший календарь в стиле пин-ап за прошедший год на задней стене, масляное пятно на цементном полу, то, как журналы были перевязаны оранжевой бечевкой. Он вспомнил, как его головная боль становилась немного сильнее каждый раз, когда он думал об этом невероятном числе - 6 000 000
Он помнил, как подумал: "Я хочу знать обо всем, что происходило в тех местах. Обо всем. И я хочу знать, что больше соответствует действительности — слова или реклама, которую они помещают рядом со словами".
Он вспомнил Багза Андерсона, когда тот наконец задвинул коробки обратно под лестницу, и подумал: "Она была права. Я нашел свой БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС.
Дуссандер долго смотрел на Тодда. Затем пересек гостиную и тяжело опустился в кресло-качалку. Он снова посмотрел на Тодда, не в силах разобрать слегка мечтательное, слегка ностальгическое выражение лица мальчика.
‘Да. Меня заинтересовали журналы, но я решил, что многое из того, что они писали, было просто, знаете ли, чушью. Поэтому я пошел в библиотеку и узнал еще много чего. Кое-что из этого было даже опрятнее. Сначала вшивенькая библиотекарша не хотела, чтобы я что-то читал, потому что это было во взрослом отделе библиотеки, но я сказал ей, что это для школы. Если это для школы, они должны позволить тебе это взять. Хотя она позвонила моему отцу. Глаза Тодда презрительно округлились. ‘Как будто она думала, что папа не знает, чем я занимаюсь, если ты можешь это понять’.
‘Он действительно знал?’
‘Конечно. Мой папа считает, что дети должны узнавать о жизни как можно скорее — как о плохом, так и о хорошем. Тогда они будут готовы к этому. Он говорит, что жизнь - это тигр, которого нужно схватить за хвост, и если ты не знаешь природу зверя, он тебя съест.’
‘ Ммммм, ’ сказал Дуссандер.
‘ Моя мама думает так же.
‘Ммммм’. Дуссандер выглядел ошеломленным, не совсем уверенным, где он находится.
‘Как бы то ни было, ’ сказал Тодд, ‘ библиотечный материал был действительно хорош.
У них, должно быть, была сотня книг о нацистских концлагерях, только здесь, в библиотеке Санта-Клауса. Многим людям, должно быть, нравится читать об этом. Там было не так много картинок, как в журналах отца Фокси, но все остальное было действительно шикарно. Стулья с шипами, торчащими из сидений. Вытаскивание золотых зубов плоскогубцами. Ядовитый газ, который выходил из душа. Тодд покачал головой. ‘Вы, ребята, просто перестарались, вы знаете об этом? Вы действительно это сделали’.
‘ Чудак, ’ тяжело вздохнул Дуссандер.
‘Я действительно написал исследовательскую работу, и знаешь, что я получил за нее? Пятерку с плюсом. Конечно, я должен был быть осторожен. Ты должен писать это определенным образом. Ты должен быть осторожен.’
‘А ты?’ Спросил Дуссандер. Дрожащей рукой он взял еще одну сигарету.
‘О да. Все эти библиотечные книги, они читаются определенным образом. Как будто парней, которые их написали, стошнило от того, о чем они писали, - Тодд нахмурился, борясь с этой мыслью, пытаясь донести ее до сознания, - Тот факт, что тона, как это слово применяется к письму, еще не было в его словаре, усложнял задачу. - Они все пишут так, словно потеряли много сна из-за этого, И что мы должны быть осторожны, чтобы ничего подобного больше не повторилось. Я так оформил свою работу, и, думаю, учитель поставил мне пятерку только потому, что я прочитал исходный материал, не потеряв свой обед."Тодд еще раз обаятельно улыбнулся.
Дуссандер сильно затянулся своим нефильтрованным "Кулом". Кончик слегка дрожал. Выпуская дым из ноздрей, он закашлялся сырым, глухим кашлем старика. ‘Я с трудом могу поверить, что этот разговор происходит", - сказал он. Он наклонился вперед и пристально посмотрел на Тодда. ‘Мальчик, тебе знакомо слово "экзистенциализм"?’
Тодд проигнорировал вопрос. ‘ Вы когда-нибудь встречались с Юзом Кохом?
‘Использовать Коха?’ Почти неслышно Дуссандер сказал: ‘Да. Я встречался с ней".
‘Она была красивой?’ Нетерпеливо спросил Тодд. ‘Я имею в виду ...’ Его руки описали в воздухе песочные часы.
‘Вы, конечно, видели ее фотографию?’ Спросил Дуссандер. ‘Такая поклонница, как вы?’
‘Что такое af... aff...’
‘Фанатик, - сказал Дуссандер, - это тот, кто увлекается. Тот, кто ... получает удовольствие от чего-то’.
- Да? Круто. Улыбка Тодда, озадаченная и слабая на мгновение, снова засияла торжеством. ‘ Конечно, я видел ее фотографию. Но ты же знаешь, какие они в этих книгах. Он говорил так, словно у Дуссандера были все. ‘Черно-белые, нечеткие ... просто моментальные снимки. Никто из этих парней не знал, что они фотографируются для, ну, вы знаете, истории. Она действительно была накачанной? ’
‘Она была толстой и коренастой, и у нее была плохая кожа", - коротко сказал Дуссандер. Он раздавил недокуренную сигарету в тарелке для пирога Table Talk, наполненной окурками.
‘Ох. Боже мой’. Лицо Тодда вытянулось.
‘Просто повезло", - задумчиво произнес Дуссандер, глядя на Тодда. ‘Ты увидел мою фотографию в журнале о военных приключениях и случайно ехал рядом со мной в автобусе. Тха!’ Он ударил кулаком по подлокотнику своего мягкого кресла, но без особой силы.
‘ Нет, сэр, мистер Дуссандер. Дело было не только в этом. Многое, - серьезно добавил Тодд, наклоняясь вперед.
‘Конечно. Я имею в виду, что всем твоим фотографиям в моем альбоме было по меньшей мере тридцать лет. Я имею в виду, сейчас 1974 год".
‘Ты ведешь ... альбом для вырезок?’
‘О да, сэр! Это хорошая работа. Сотни фотографий. Я как-нибудь покажу ее тебе. Ты обезьянничаешь’.
Лицо Дуссандера исказила гримаса отвращения, но он ничего не сказал.
Первые пару раз, когда я видел тебя, я вообще не был уверен. А потом однажды ты сел в автобус, когда шел дождь, и на тебе был этот блестящий черный дождевик ...
‘Это", - выдохнул Дуссандер.
‘Конечно. В одном из журналов в гараже Фокси была твоя фотография в таком пальто. Также твоя фотография в шинели СС в одной из библиотечных книг. И когда я увидел тебя в тот день, я просто сказал себе: "Это точно. Это Курт Дуссандер". Поэтому я начал следить за тобой ...