Коллекция французской научной фантастики и фэнтези
Авторские права
Неистовый народ
Автор:
Ernest Pérochon
переведено, прокомментировано и представлено
Брайан Стейблфорд
Книга для прессы в черном пальто
Введение
Французские люди Эрнеста Перошона, здесь переведенные как Неистовые люди, были впервые опубликованы в Париже издательством Plon в 1925 году. Это была аномалия в творчестве автора, его слава почти полностью основывалась на его многочисленных римских пайсанах: историях из сельской жизни, посвященных в первую очередь жизни бедных людей, которые работали на земле. Он создавал подобную художественную литературу с 1912 года, поскольку родился в 1885 году на ферме в Курле, недалеко от Партене в департаменте Де-Севр на западе Франции.
Перошон сам был чем-то вроде аномалии в той среде; хотя его собственная семья не была особенно бедной, его соседи были такими, и позже он вспоминал, как важное воспоминание о его формирующемся детстве, что он обычно снимал обувь, когда выходил поиграть, чтобы босоногие товарищи по играм не сочли его женоподобным. Его собственная семья была протестантской, в то время как большинство соседей были католиками — и, действительно, были верны особенно воинственной религиозной традиции. Получив среднее образование в Партене, Перошон не поступил в университет в Париже, потому что у него были два младших брата, которым еще предстояло закончить среднее образование, а ему приходилось зарабатывать на жизнь. Он стал школьным учителем и оставался в этой профессии до 1921 года, за исключением обязательной военной службы и призыва на военную службу во время Великой войны. Он женился на школьной учительнице в 1907 году; их единственный ребенок, дочь, родилась в следующем году.
Перошон оплатил публикацию своего первого сборника стихов в Ньоре, главном городе департамента, в 1908 году, а его первый роман "Дом мезонов" появился четырьмя годами позже, первоначально серийно в "Юманите", периодическом издании, редактируемом социалистическим пропагандистом Жаном Жоресом. Хотя Перошон был мобилизован в 1914 году, на фронте у него случился сердечный приступ, и он был уволен из армии по инвалидности. Он продолжал писать, и в 1920 году его роман "Нене" получил Гонкуровскую премию, успех, который позволил ему посвятить себя писательству на полную ставку. Его карьера протекала гладко до вторжения во Францию во время Второй мировой войны, когда его отказ сотрудничать с правительством Виши поставил его в опасную ситуацию. Его дочь и зять присоединились к Сопротивлению; последний сбежал из Бухенвальда после того, как был схвачен, и работал на стороне обвинения на Нюрнбергском процессе, но Перошон не дожил до этого, скончавшись от сердечного приступа в 1942 году.
Неизбежно, последствия Великой войны были ясно показаны в натуралистических романах Перошона, опубликованных после 1918 года, особенно в тех, с которыми он следовал за Нене, но самым очевидным и наиболее поразительным влиянием войны на его мышление было создание французских людей, одной из группы апокалиптических фантазий, созданных после войны, выражающих и объясняющих страх, что достижения науки теперь вооружают людей слишком мощно для их же блага, и что будущие всплески воинственности могут в конечном итоге привести к к уничтожению расы.
Подобные тревоги также были обычным явлением в британской научной литературе 1920-1930-х годов, породив множество классических произведений этого жанра, в том числе "Люди руин" Эдварда Шенкса (1920), "Теодор Сэвидж" Сисели Гамильтон (1922; переработано как "Чтобы вы не умерли"), "Рагнарек" Шоу Десмонда (1926), "Нил Белл" "Газовая война 1940 года" (1931; также известен как "Валиант Клей") и "Четырехдневная война" С. Фаулера Райта (1936 ) и Хребет Мегиддо (1937). Французские тексты, отражающие ту же тревогу, однако, в целом более экстремальны — как и следовало ожидать, учитывая, что Франция фактически подверглась вторжению и стала театром самых ожесточенных боев войны и понесла самые тяжелые потери. Французские примеры более склонны простираться до горизонтов воображения, часто перенося свои образцовые конфликты на более отдаленные временные периоды, чтобы можно было применить более мощное научное оружие для более разрушительного эффекта.
1наглядными примерами французский апокалиптические фантазии этой полосой, опубликованных до Ле-ом frénétiques входит Эдмонд Haraucourt в “Le Conflit suprême” (1919; тр. как “Верховный конфликта”) и Анри Allorge в Ле-Гран cataclysme (1922; тр. как великий катаклизм)2, а Хосе Moselli в Ла-Фин д илля (1925; тр. как Илла конец)3 был почти современником Pérochon романа. Действие "Последнего поименованного" происходит в далеком прошлом, а не в будущем, но отражает идею, ставшую обычной в художественной литературе такого рода: что на Земле существовали предыдущие цивилизации, которые уничтожили себя и почти все следы своего существования с помощью передового научного оружия; основным следствием этой идеи было то, что ожидаемая гибель человечества может быть фазой повторяющегося цикла.
По своей чрезмерной жестокости роман Перошона не может соперничать с романом Мозелли, но его гораздо большая изощренность и притворно лаконичное внимание к деталям делают его описание сверхнаучной войны еще более эффективным в своем ужасе. В то время как большинство британских научных романов в этом ключе однозначно посвящены разрушительному воздействию отравляющих газов, биологического оружия и потенциальных продуктов атомного распада, Перошон спокойно относится ко всем этим легко предсказуемым событиям. Его физика выходит за рамки возможности создания теоретической основы для изготовления примитивных атомных бомб и переходит к более фундаментальному исследованию лежащей в основе структуры космоса, позволяющей технологически производить экзотические формы материи, энергии и — что самое интересное — жизни.
У французского римского научного общества до Великой войны уже была давняя традиция апокалиптических фантазий, включая особое увлечение будущими руинами Парижа, но в тех предыдущих фантазиях ущерб почти всегда был нанесен природными катастрофами, обычно крупными геологическими потрясениями; после войны такие природные катастрофы обычно отходили на второй план, основные средства разрушения были надежно переданы в руки человека, где ими неизменно злоупотребляли. Роман Перошона не только доводит это понятие до предела, но и предлагает более точный отчет, чем любой из его предшественников, о неумолимой логике такого злоупотребления. Его рассказ об особой политической оппозиции, которая провоцирует будущую войну, имеет намеренно абсурдный, квазисатирический компонент, но он восходит к фундаментальной оппозиции, очерченной в 1834 году в проспекте Феликса Бодена к Роману о приключениях (т.н. Роман о будущем)4, в котором конструктивному политическому прагматизму противостоит “Антипрозаическая лига” неугомонных (или неистовых) диссидентов.
В футуристических произведениях, созданных во Франции до Великой войны, писатели часто предвосхищали окончательное прекращение войны появлением оружия, слишком ужасного для применения, хотя убойная сила, которая, как предполагалось, способна вызывать такой ужас, резко возросла между 1830-ми и 1914 годами. В послевоенных фантазиях этот миф увял и умер; считалось само собой разумеющимся, что обычная эскалация военных действий неизбежно приведет к использованию самого мощного доступного оружия, каким бы ужасным оно ни было — даже ценой истребления расы, — потому что желание уничтожить врага всегда сильнее инстинкта самосохранения. Хотя Перошон был отнюдь не одинок, сделав это утверждение в 1920-х годах и предоставив наглядную иллюстрацию этого, Французские люди заслуживает того, чтобы считаться самым драматичным и сильным воплощением темы, и, таким образом, считается классикой в своем роде и эпохи. Неудивительно, что это работа писателя, который не испытывал особого интереса к футуристической фантастике как жанру, но испытывал одну особую гложущую тревогу, которую он хотел выразить как можно полнее — и, однажды сделав это, не чувствовал необходимости повторяться или добавлять что-либо еще.
В этом контексте, вероятно, стоит отметить, что прилагательное frénétique и связанное с ним существительное frénésie имеют во французском языке более широкий и тонкий смысл, чем их английские эквиваленты “неистовый“ или ”неистовый“ и "безумный”. Хотя французские люди Перошона, безусловно, неистовы в английском смысле этого слова, поскольку их повседневное психическое беспокойство постепенно перерастает во что-то гораздо худшее, их первоначальное положение также восходит к предыдущему использованию термина в контексте завершающее декадентское движение, где оно было связано с более полным описанием истоков и психопатологии француженки.
Движение на вопрос взял пример с Шарля Бодлера решительное использование терминов скуки и хандры, которая рассматривает эти острые и обострившиеся реакции в условиях современного общества как стимул для обеих нравственного упадка и к литературному развертывания “упадочный стиль.” Приведенный к простейшей форме тезис предполагает, что, когда общество достигает фазы, в которой его привилегированные члены обеспечены не только удовлетворением всех своих основных потребностей, но и всеми доступными предметами роскоши, у них разовьются новые и глубоко нездоровые аппетиты, чтобы заменить те, которые были удовлетворены, потому что многие, если не все, люди конституционально неспособны к удовлетворенности и безмятежности. Авторы движения fin-de-siècle, от природы склонные к экстраполяции, а не к простому повторению, не удовлетворились тем, что Бодлер преувеличил скуку до сплина, и добавили к списку френези как разновидность этой фазы. Самая амбициозная попытка обобщения мировоззрения Движения, созданная в момент его окончательного упадка, - "Месье де Фокас" Жана Лоррена. Астарта (1900; переводится как Месье де Фока) - один из нескольких текстов, пытающихся дополнить его подобным образом; центральный персонаж романа символически назван герцогом де Френез.
Декадентское движение умерло задолго до того, как Эрнест Перошон начал писать, и он не испытывал ни малейшей симпатии к его моральным и стилистическим искажениям, но оно существовало и оставило свой след в плане продвижения психологического тезиса, который в 1920-х годах, после Великой войны, казался даже более правдоподобным, чем это казалось раньше. Перошон берет это понятие за отправную точку, утверждая, что ни один период мирного изобилия не может длиться долго в человеческих делах, потому что отсутствие старых источников социального стресса неизбежно породит стресс сам по себе.
На самом деле, цинизм Перошона проникает даже глубже, чем цинизм декадентской литературы; его самое вызывающее предположение, высказанное в первой главе, заключается в том, что мир и изобилие возможны, пусть и временно, только в том случае, если два идеала, которые обычно считаются добродетельными, — мужество и справедливость — могут быть подавлены или отброшены в сторону. Он предполагает, что стремление к невозможной справедливости всегда было основным мотивом, побуждающим людей безжалостно убивать друг друга в массовых масштабах, и глупая храбрость, которая всегда обеспечивала их психологическими средствами. Это предположение делает французских людей отличительными в традиции утопической и антиутопической литературы, ставя моральный и прагматический вопрос о желательности и практичности справедливости (и, следовательно, свободы, равенства и братства), который большинство других произведений того же направления довольствуются замалчиванием. И по этой причине это важное произведение в рамках своего жанра и эпохи, и его по-прежнему стоит прочитать сегодня.
Излишне говорить, что тревоги, отраженные в романе, никуда не делись, а просто были обезболены знакомством.
Этот перевод взят с копии переиздания книги Марабу 1971 года "Французские люди". У меня не было возможности сравнить это издание с оригиналом Plon, но у меня нет причин думать, что оно как-то отличается.
Брайан Стейблфорд
НЕИСТОВЫЙ НАРОД
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ХАРРИССОН -ТВОРЕЦ
Век И. Аверина
Когда на соседнем меридиане пробили семь часов, на террасе появился Харриссон. После того дня, целиком проведенного в ужасной атмосфере подземной лаборатории, молодой ученый испытывал острую радость, вдыхая свежий воздух, насыщенный неиссякаемыми растительными ароматами.
Сняв верхнюю часть своей рабочей одежды — халат из натурального шелка на подкладке из изолирующей пленки, — он на мгновение задержал вульгарный предмет одежды на расстоянии вытянутой руки, затем сделал пируэт и детским жестом внезапно отбросил его вправо. Халат на секунду взмыл в воздух и приземлился на Сэмюэля, молодого мулата, который сидел на корточках и играл с котенком.
Харриссон расхохотался; кошка мяукнула, а Сэмюэль вскрикнул, путаясь в складках ткани.
“Черт возьми, Сэм! Теперь ты топчешь мой халат тысячью великолепных пятен! Неужели уважение никогда не проникает в твои птичьи мозги?”
“Плохо! Плохо!” - закричал испуганный подросток. Освободившись от халата, он отступил, сжимая в объятиях своего питомца.
“Сам плохой мальчик!” Харриссон продолжал. “Когда ты порвал мое церемониальное одеяние, как я могу появляться в обществе? Что скажет наш великий поэт Лахори, который сравнивает меня со Зверем из Апокалипсиса? Что скажут Академии ...?”
Он говорил громким и радостным голосом. Внезапно он замолчал и замер, по-видимому, сбитый с толку.
Затем, в наступившей тишине, послышался тихий и серьезный голос: “Играйте, сыновья мои!”
Харриссон прошел в переднюю часть террасы, где в старинном кресле полулежал старик. “Учитель, - пробормотал он, - я сожалею, что прервал ваш сон этими шумными и глупыми выходками”.
Мощная седовласая голова отделилась от высокой спинки кресла: прекрасная патриархальная голова с глазами бесконечной мягкости.
“Играйте, молодежь! Ты, взрослый Люк, с головой, полной света, и ты, маленький Сэмюэль с искрящимся смехом, играйте без стеснения. Вид вашего веселья успокаивает мои слабые глаза ”.
“Но ты спал, Учитель, и мы разбудили тебя!”
“Я спал? И ты меня разбудил? Я не уверен в этом. Для меня больше нет ничего, кроме неопределенности... Sleep...life...death...it все перемешивается, но веселость - это верная и хорошая вещь. Я понимаю вашу веселость. Мне нравится ваша веселость. ”
Голос стал еще мягче, завуалированнее и отстраненнее. “Мне кажется, я думал... да, думал ясно ... в течение моей долгой, полной гордости жизни... Скоро будет сто лет! Сто лет, протекающих как ручей... как ветер. Я сказал: это правда; это ложь! Вот справедливые и несправедливые! Я взвесил точную меру, с суровой честностью ... но моя душа больше не делает надежного различия между светом и shadow...my разум бледен и спокоен ... вот вечер, чудесный и мягкий ... вот мечта!”
Старик снова закрыл глаза.
Сэмюэль уже возобновил игру со своим питомцем. Он не слушал. Он был на удивление отсталым ребенком, но без каких-либо болезненных симптомов; опытные психологи считали его не больным, а представителем человечества эпохи неолита. В его затуманенном мозгу самые простые слова пробуждали лишь мимолетные образы. За совершенной красотой, естественной гармонией его жестов было приятно наблюдать. Когда он отдыхал, Харриссон разрешал ему поиграть рядом. Однако этим вечером, раздраженный его рутиной, он отослал его прочь.
Сэмюэл, которому нравилось присутствие ученого, умолял его.
Харриссон жестом указал ему на дверь. “Иди!”
Ребенок печально отошел, держа на руках кошку.
Старик, казалось, спал. Несмотря на приближение сумерек, было все еще тепло. Уверенный, что его никто не потревожит, Харриссон снял тунику со вздохом разочарования. Затем он снял тонкую изолирующую пленку, которая защищала его руки и запястья.
В течение месяца он жил в своей частной лаборатории, проводя там весь день и часть ночи. Он жил там один, из-за адской атмосферы, к которой помощники никак не могли привыкнуть, и, больше всего, из-за неизвестных опасностей. Против обычных опасностей, конечно, были приняты все меры предосторожности. Харриссон не боялся этих опасностей; он доказал себе невозможность объяснимых в настоящее время случайностей, но необходимо было предвидеть значительные и ужасные сюрпризы. Область, которую исследовал молодой ученый, экстравагантная область невесомого, была непостижимо разнообразна, и, несмотря на многочисленные попытки, она все еще оставалась пугающей новинкой.
Харриссон сравнивал себя с каким-нибудь предприимчивым первопроходцем первобытных эпох, оставлявшим орду, чтобы проникнуть в одиночку, всегда все дальше вперед, в тайну неизвестного леса. Лес был безграничен, населен невообразимыми формами и обладал такой подвижностью, что мимолетные образы абсурдного сна казались бы стабильными, четкими и допустимыми по сравнению с ним: царство безумия, полное безмерной путаницы химер.
Безумие! Ученые прошлых столетий и даже сегодняшние мыслители, чрезмерно привыкшие к старым правилам, возможно, почувствовали бы ветер в лицо - но он, Харриссон, был спокоен, наблюдая, как шатаются идолы и рушатся теории, которые веками формировали основы человеческого мышления. Он наблюдал, измерял, подсчитывал; он отмечал тревожные результаты и пожимал плечами всякий раз, когда философ, выступая с высоты своего невежества, обвинял его всего лишь в возрождении старых утопий и пропаганде элементарной нелепости.
Мужественная радость наполнила его грудь; и снова его исследование приближалось к завершению: не окончательному результату, который существует только в умах поэтов и невежд, но результату, который, тем не менее, что-то значил бы в истории человеческих проб и ошибок.
Благодаря ему в игру вступила новая комбинация сил. Он только что сделал то, чего раньше не делал ни один человек. На краткий миг, в исключительный момент, он действительно что-то создал.
Как бы приветствовали это открытие? Это был странный новый факт: приводящий в замешательство, анархический факт. Несомненно, это вызвало бы сильное сопротивление. Физики, приверженные старым методам, улыбнулись бы; философы еще немного подрезали бы уши; ораторы раскачивались бы, как мурлыкающие маятники; шутники отпускали бы остроты; запыхавшиеся поэты снова затянули бы вечный гимн прошлого, покрывая цветами пошатывающихся идолов.
“А завтра мне придется считаться со всеми этими болтунами!”
Харриссон растянулся на низком диване в задней части террасы. Сельская местность простиралась перед его глазами, спокойная и роскошная; теплый ветерок дул благоухающими порывами; дневной свет угасал в томном довольстве. Харриссон почувствовал, что его усталость рассеивается. Последние слова старика слетели с его губ: “Вот и вечер... чудесный и мягкий вечер...”
Взгляд молодого человека с почтительной нежностью остановился на благородном бледном лице с закрытыми глазами, и он пробормотал: “Самый прекрасный мозг, который когда-либо был! В нем есть мечты, чудеса... Но как он слаб! Увы, ему сто лет!”
Он вспомнил удивительную историю великого Аверина, который в глазах масс уже занял свое место среди легендарных персонажей. Родившийся в начале пятого века Всемирной эры, брошенный родителями, совершенно неграмотный в двенадцать лет, в пятнадцать - мальчиком на кухне, затем уборщиком, а затем механиком, триста или четыреста раз объехавший вокруг света на огромных воздушных экспрессах, он в двадцать пять лет устроился лаборантом в перуанский исследовательский институт. Люди начали говорить о нем в 452 году; он привлек внимание научного и промышленного мира благодаря своему открытию метода синтеза альбуминов, в тысячу раз более простого и быстрого, чем те, что были известны ранее. Последовали другие открытия, всегда носившие тот же характер удивительной простоты. Затем, в 457 году, гром среди ясного неба: проблема эфира была решена!
На протяжении веков человеческая элита чувствовала себя затерянной там, затерянной в густом тумане, на границах науки и метафизики. И вот молодой ученый — конечно, хорошо известный, но не один из самых знаменитых — смело спроектировал элегантный мост из света к недоступному берегу! Эфир стал осязаемой реальностью, подпадающей под юрисдикцию обычных процедур научного исследования.
Все мыслящее человечество было потрясено неожиданностью. А затем, немедленно, начались страстные и плодотворные дискуссии; теории сталкивались друг с другом и рушились одна за другой с доселе невиданной быстротой. С той эпохи наблюдался беспорядочный всплеск любопытства; любая дерзость казалась законной; человеческий разум вступил в новую и удивительную фазу.
Хотя работа ученых была бескорыстной, а чистая спекуляция была в почете как никогда, тем не менее на пути цивилизации произошли значительные изменения. На горизонте появились фантастические возможности. Было некоторое беспокойство и даже определенное психологическое расстройство, но человечество в целом стремительно продвигалось вперед, со все возрастающей скоростью, к полному приключений будущему, о котором никакая прошлая история не могла дать ни малейшего представления.
В течение некоторого времени главным творцом этой грандиозной эволюции, несомненно, будет тот неподвижный старик, отягощенный годами, которому все ученые планеты готовились отдать дань уважения еще раз, по случаю его сотого дня рождения. Пятое столетие Всемирной эры будет известно как век Аверина. Это уже было.
Харриссон, любимый ученик учителя и его истинный духовный наследник, был полон амбиций продолжить великую работу. Он был директором Института Аверина в бывшей стране Франции, известной богатством своих воспоминаний, нежным светом своего неба и мягкостью своих умиротворяющих горизонтов: этой очаровательной древней нации, чей ясный язык в конечном итоге, после многих превратностей, навязал себя человеческой элите, в то время как английский, первый универсальный язык, быстро утратил свою чистоту и породил неустойчивый патуа.
Аверин жил на склоне холма, в деревенском доме откровенно архаичного стиля, с деревянным каркасом, каменными стенами и крышей из красной черепицы: вилла во вкусе скромного буржуа на закате христианской эры. Здания были окружены красивой территорией. Справа и слева, строго на одной линии, стояли другие здания, разделенные травянистыми лугами и благоухающими фруктовыми садами. По большей части это были дома земледельцев, очень современные и очень шикарные; их металлические крыши блестели, как множество разноцветных зеркал. Несколько ремесленников или функционеров, занятых на промышленных электростанциях, также жили в этом районе; их более скромные дома были выстроены перпендикулярно склону или сгруппированы веером вокруг аэропорта, который обслуживал местность.
В глубине долины искрилась река. Сотни лет люди использовали стремительную силу ее вод, но современная наука освободила природу. Все гидроэлектростанции исчезли; по крайней мере, от них больше ничего не осталось, кроме редких остатков, сохраненных благочестием археологов: участки стен, заросшие плющом; турбины и динамо-машины, изъеденные окислением; сложный механизм, ребяческий и очаровательный, о котором неустанно пели поэты, лишенные вдохновения. Река свободно текла между цветущими тополями и раскидистыми ивами, чьи огромные сережки источали неповторимый аромат, столь востребованный элегантными людьми.
Перед этим спокойным и красивым пейзажем Харриссон размечтался. Нарастающий шум заставил его поднять глаза. Среди быстрых и бесшумных самолетов низко над облаками летели два старинных аэробуса, силуэты которых отдаленно напоминали силуэты птиц. Было слышно такт-такт электрического пропеллера первого; второй, еще более древний, который, как можно было подумать, был взят из исторического музея, продвигался вперед благодаря взрывному двигателю, рев которого наполнял воздух. Позади двух аэробусов развевались светящиеся транспаранты.
Внезапно, когда они пролетали над долиной, они выпустили фейерверк, который с тихим звуком лопнул, и обрушился дождь разноцветного огня.
Аверин, в свою очередь, поднял голову.
“Что это?” - требовательно спросил он.
Харриссон подошел к нему. “Я думаю, что это студенты, разыгрывающие шалости, учитель ... Беспечные легкомысленные люди, которые откопали — я не знаю где — эти опасные колымаги, чтобы пугать мирных людей. В свое время я делал и похуже!”
Старик снисходительно улыбнулся.
Во время выступления Харриссон щелкнул выключателем и повернул к себе трубку приемника. Шум моторов был приглушенным, а затем внезапно прекратился; два аэробуса дрейфовали по ветру. Затем послышались детские голоса: песни, а также — что вызвало недовольство Харриссона — взрывы отрывистого смеха, ненормального и неугасимых. Увы, это доказывало, что новый порок, злоупотребление возбуждающими средствами, уже коснулся этой прекрасной юности.
“Дураки ... Бедные дураки!” - пробормотал он.
Еще один дождь искр разлетелся в воздухе недалеко от аэропорта.
И снова Харрисон сказал: “Безрассудные дураки! До тех пор, пока они не отключат воздушное энергетическое поле своими допотопными моторами и всем своим металлоломом!”
Как только он это сказал, из соседнего аэропорта поступил сигнал; сторож заметил экскурсантов и запретил доступ в опасную зону.
Однако аэробусы продолжали двигаться вперед — и снова появился сигнал остановки, повторенный трижды. Сторож начал раздражаться и начал угрожать. Затем из двух аэробусов раздалась буря насмешек; послышались гудки и крики животных, а затем хором был спет насмешливый куплет. Под мелодию популярной песни на старофранцузском языке эпохи декаданса студенты возвестили небесам о супружеских неудачах менеджера аэропорта.
Аэробусы, тяжело поднимаясь, устремились к облакам.
Опустилась полная тьма. В небесной вышине маяки одиноких самолетов загорелись, как звезды. Длинный воздушный экспресс, развозивший по домам желтых рабочих, летел на восток, все его иллюминаторы были освещены. Наконец-то на земле несколько домов были украшены флуоресцентными рампами, а на верхушках высоких деревьев и на землях фермеров фотофорные сети, расположенные наподобие перьев, распространяли мягкий голубоватый свет.
Аверин встала к ужину.
В деревенской столовой дети заняли почетные места вокруг учителя. Там были Сэмюэль и его обычная подружка по играм Флор, чернокожая девочка с глазами, похожими на эмаль. Были также местные дети, круглоголовые галлы, шумные и легко поддающиеся удивлению. Обслуживающий персонал дома — за исключением кухонного персонала, который поел немного позже — пришел сразу после детей. Аверину нравились молодые люди и рабочие, простые и непосредственные беседы. Долгое время он получал удовольствие, обслуживая их сам; теперь он довольствовался тем, что собирал их вокруг себя и улыбался их радости.
Харрисон занимал другой конец стола со своими товарищами по работе: двумя учеными зрелых лет и молодой женщиной, которой едва исполнилось двадцать пять, Лайги Род, уже известной своей работой о роли турбулентных притяжений в эволюции бурной протоплазмы. Годом ранее Лайги Род потеряла два пальца в результате несчастного случая в лаборатории; на ее бледном симметричном лице спокойные глаза напоминали глубокие колодцы.
Новых гостей было всего двое: проезжавшая мимо пара, которая была дальним родственником одного из ученых. Мужчине, в некотором роде светскому человеку, стало скучно рядом с Лайджи. Женщина, одетая в античном стиле, носила длинные волосы; ее платье с широкими складками открывало вид на красиво изогнутые плечи, выкрашенные в барвинково-голубой цвет в соответствии с чудовищной модой, запущенной в начале недели знаменитой японской куртизанкой. К ее левому запястью на платиновой проволоке была подвешена маленькая коробочка с бодрящими таблетками. С самого начала трапезы она украдкой заглядывала в коробку и, возбужденная небольшой дозой яда, уже смеялась над всем подряд, ее глаза сияли, а щеки раскраснелись, она была прелестна и вызывала беспокойство.
За столом Аверина царила архаичная простота, и двое незнакомцев, привыкших к роскоши современного караван-сарая, не могли поверить своим глазам. Тем не менее, еда была обильной и полезной. За исключением овощей с нежным ароматом, которые готовились под давлением при низкой температуре, в доме Аверин были сохранены старые традиции французской кухни.
Стол был усыпан фруктами; фрукты были роскошью, дозволенной самым скромным. В каждую страну их привозили с четырех концов света. В доме Аверин предпочтение отдавалось местным сезонным фруктам, выращенным в богатых садах по соседству: огромным ярко окрашенным фруктам с таким разнообразным и сладким ароматом, что изобретательным химикам еще не удалось в совершенстве имитировать их. Это были не только плоды, которые ценили древние, но и новые виды, полученные в результате процессов сверхбыстрого отбора, который дал удивительные результаты всего за несколько поколений.
Почти все дикорастущие фрукты, включая самые безвкусные и горькие ягоды, привлекали внимание садоводов. Даже ядовитые ягоды превратились в крупные и вкусные плоды, которые очень любили гурманы. Ягоды боярышника, паслена, плоды шиповника, сосновые шишки и конский каштан были как на лучших столах, так и на самых бедных.
В течение недели Харриссон, работа которого занимала его до такой степени, что он забывал о еде, питался буковыми орешками в глубине своей лаборатории. В этот вечер, напротив, ученый, преисполненный радости от своей победы, оценил еду как знаток; он расслабился, демонстрируя веселость и беззаботность.
Глаза Лайджи встретились с его глазами; он угадал их немой вопрос. Наклонившись к молодой женщине, он пробормотал: “Да! Я думаю, успех в наших руках”.
Лайджи тихо ответил: “Поздравляю! Это большое достижение!”
“Это такое же твое достижение, как и мое, Лайджи!”
Вспышка радости загорелась в спокойных глазах, но это было недолгое время. Молодая женщина опустила бледный лоб, и только легкая дрожь в ее руках все еще выдавала ее волнение.
Тем же доверительным тоном Харриссон продолжил: “В данный момент, пожалуйста, будьте благоразумны ... особенно перед этим чокнутым ...”
Незнакомая женщина смеялась, запрокинув голову, ее взгляд был опьяненным. Предвосхищая дальнейший жест в сторону коробочки с ядом, Харриссон предложил ей первый ломтик огромного и аппетитного бретонского желудя, который только что подали, и радостным голосом продекламировал строки поэта-гурмана, прославившего этот современный фрукт, хлеб бедняков и пиршество богатых, любимое блюдо как очень молодых, так и очень старых. Все гости зааплодировали и подняли бокалы за Харриссона. Миртовое вино, искрящееся и ароматное, задрожало в бокалах из розового хрусталя в деревенском стиле.
С ударом кухонного колокольчика трапеза закончилась. Два лаборанта и Лайджи немедленно поднялись на ноги, чтобы в свою очередь обслужить работников кухни.