Летунов Игорь Александрович : другие произведения.

Краеведение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   .

Д.С.Лихачев и краеведение

  
   "Искусство возникало длительно. Оно продолжает возникать и по сей день. Оно рождается в каждом акте творения произведения искусства, в котором традиционным явлениям прибавляется нечто новое. В русской культуре рождение искусства растянулось, по крайней мере, на несколько веков." - Это мнение Д.С.Лихачева исследователя и великого ученого определяет историю славянского развития и краеведения Тамбовской области, в частности. Искусство являлось и является составной частью истории народа и в то же время самостоятельной наукой, имеющей свои исторические основы, настоящее и возможность предвидения будущего.
   Директор Александровского художественного музея во Владимировской области Усанов Евгений Николаевич в своей книге: "Берендеево искусство древнерусских цивилизаций" высказывает мысль, что духовная и материальная культура , уклад жизни наших предков, пришедших в центр Волго-Окского междуречья 7 тысяч лет до н.э. позволяет говорить о наличии древних цивилизаций.
   "История Древней Руси не начинается с Х века, - утверждает автор - его истоки в глубине тысячелетий".
   Характерный пример археологической находки в Тамбовской области - круглодонный лепной сосуд, относящийся к эпохе раннего энеолита (культура воротниковой керамики), который был обнаружен археологической экспедицией ТГТУ, руководимой Андреевым Сергеем Ивановичем в 2004 г. в Тамбовской области у села Троицкая Дубрава поселения Коровий брод.
   Предварительный анализ липовицких находок 2005 г. в Тамбовской области позволяет делать вывод о пребывании древних поселений на реке Сухая Липовица датами, исчисляемые тысячелетиями. Немаловажно отметить, что у первобытных людей прослеживается культура поклонения рыбе, что нашло отражение в каменных изделиях, иногда носящие следы охры, оставленные древним человеком-художником.
   Экспонаты Тамбовского областного краеведческого музея - только малая доля того, что краеведы доносят до своих сограждан об истории своего края. Работники государственных учреждений по сохранению и защите исторических памятников создают благоприятные условия для публичного их представления населению области и просто согражданам.
   В статье "Речь идет о сохранении России", опубликованной в историко-культурном журнале "Наше Наследие", основанной на собеседовании Российского историка, председателя Союза краеведов России, советника РАМ, академика РАО С.О.Шмидта и корреспондента этого журнала С.Б.Леонтьева высказывается мысль о невозможности в современном обществе формирования "национальной идеи".
   Это в высшей мере странные поиски. Сохранение России как единого целого и "сбережение народа" (А.Солженицын) -- вот и идея, которой должно и может руководствоваться и государство, и его общественные институты, и каждый россиянин. Конечно, Россия -- это многонациональное, многоконфессиональное государство, объединяющее всех нас, населяющих русскую землю. И знать эту землю, край, где родились, где жили его предки, должен каждый человек. Именно краеведение -- наука о "малой родине" -- открывает людям знание о пращурах, о своем крае, воспитывает уважение и любовь к предкам. "Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам" -- так еще в XIX выразил Пушкин миросознание образованного, просвещенного россиянина.
   За последние годы родилась обнадеживающая тенденция: Российская партия жизни и ее Председатель -- Председатель Совета Федерации С.М.Миронов -- постоянно оказывают действенную поддержку российскому краеведению как одной из основ создания нравственно здорового, жизнеспособного и просвещенного общества. Для нашего огромного государства, изначально многонационального и многоконфессионального, со значительными региональными историко-культурными особенностями и природными различиями, познание "малой родины" не может не вызывать особый интерес и особую заботу. Проблема эта всегда волновала не только узких специалистов, но и привлекала внимание широких кругов думающих людей. Характерной особенностью России являлось отсутствие тенденции сосредоточения элитарного в культуре исключительно в столицах. Многие удаленные от столицы регионы обладают уникальным историко-культурным наследием, получившим всемирное признание. Вспомним дивные фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре и роскошь узорочья и живописи ярославских церквей XVIII века, суровое очарование крепости в Белом море -- Соловецкого монастыря, и древних деревянных церквей Русского Севера. А сколько сокровищ истории, культуры и искусства, памятников природы провинции еще не введены в культурный обиход и известны только узкому кругу специалистов? Огромный научный и этический потенциал несет народная культура, тот ее пласт, который определяет особенности и повседневного и празднований. На мой взгляд, - замечает С.О.Шмидт, - одно из проявлений интереса к культуре провинции -- это новый всплеск краеведения в различных его формах: от серьезных научных исследований до школьных сочинений, от междисциплинарных экспедиций до краеведческих походов и экскурсий. Ну, конечно, краеведение нуждается в поддержке местных властей, государства, общественных организаций и всякого рода фондов. Этому есть примеры в русской истории -- уже в XIX веке краеведение начинает восприниматься как форма общественного движения, которому покровительствуют и губернские власти, и местные коммерсанты, и общественные деятели, и церковь.
   После Февральской революции 1917 года сразу же наблюдается подъем краеведческой деятельности. Первоочередной задачей стала памятнико-охранительная -- спасение памятников культуры (а иногда и коллекций их) от погромов революционных масс.
   Еще в большей мере необходимость такой работы стала очевидной после октября 1917 года. Понимание это сплачивало людей и несходных общественно-политических взглядов. Более того, те, кто не принимал революцию, находили именно в этой сфере возможность применения своих знаний и культурных навыков, и подвижники идеи культурной преемственности в условиях разрухи и гражданской войны сумели сделать очень много, помочь организации десятков новых краеведческих объединений и музеев (хотя в те годы значительны, конечно, и утраты нашего историко-культурного наследия).
   К тому времени сформировались и общественные представления о краеведении: 1920-е годы можно назвать его "золотым десятилетием". Краеведение признавали важной сферой культурно-просветительской политики государства, "массовым научно-культурным движением".
   Никогда ни ранее, ни позднее не было столь тесных связей краеведения и "большой науки" (академической и университетской): краеведению отдавали немало сил и академики (непременный секретарь РАН востоковед С.Ф.Ольденбург, геолог А.Е.Ферсман, языковед Н.Я.Марр, историки С.Ф.Платонов, М.М.Богословский и др.) Краеведение стало начальной школой самостоятельных исследований и для будущих академиков (среди историков -- Н.М.Дружинин, М.Н.Тихомиров, А.П.Окладников).
   Становилось очевидным, что краеведческое движение отвечает возрастающей тяге части местных жителей к освоению культуры, к познанию и переустройству своего края. Однако понимание и основной направленности, и конкретных задач этого движения было неоднозначным и в среде партийно-советского руководства и даже у активных его участников.
   Но в конце 1928 -- начале 1929 года на конференции историков-марксистов уже заявляли, что краеведы "к вопросам подходят по буржуазному", а их памятнико-охранительную и памятнико-пропагандистскую деятельность характеризовали как "формализм музейного типа". Тогда стало массовым и разрушение музейных экспозиций и даже коллекций, уничтожение памятников исконной культуры народа (прежде всего храмов). В 1929-1930 годах виднейших краеведов репрессировали, связав их с фальсифицированным "делом" академиков-историков (С.Ф.Платонова и других), -- и краеведческое движение было по существу разгромлено. Краеведов шельмовали как "реакционеров", "идеализирующих помещичье-буржуазный строй", "под флагом старины... на узких темах истории усадеб, районов и областей проложить путь для замаскированных антипартийных выступлений". Историко-культурное краеведение объявили "гробокопательно-архивным", изъяли из обращения краеведческие издания 1920-х годов.
   И лишь во второй половине ХХ века, во многом благодаря академику Д.С.Лихачеву, краеведение вновь заняло подобающее ему место в общественной жизни.
   В последние годы очень большую поддержку краеведческому движению оказывает Российская партия жизни и ее председатель, Председатель Совета Федерации РФ С.М.Миронов. Кстати, он же Председатель редакционного совета журнала "Наше наследие", ставший им после ухода из жизни Д.С.Лихачева. И в этом тоже продолжение традиций.
   Так вот. В 2004 году Российская партия жизни организовала, т.е. нашла необходимые материальные ресурсы, транспорт и т.д., чрезвычайно важный Всероссийский семинар краеведов "Любовь к малой родине -- любовь к Отчизне" в удивительном старинном городе Зарайске на самой границе Московской области. Представители Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Петрозаводска, Коломны, Воронежа, Тулы, самого Зарайска и т.д. выступили с интересными докладами, поднимавшими проблемы краеведения и историко-культурного наследия, региональной энциклопедистики, церковного краеведения, краеведческой работы на местах и многие другие чрезвычайно важные вопросы постижения "малой родины". И сразу же после зарайского семинара Российская партия жизни издала его материалы в сборнике "Краеведение в России" (М., 2004). В наше время, когда издание научной, особенно гуманитарной, некоммерческой литературы чрезвычайно ограничено, такая действенная поддержка исследователей "малой родины" особенно ценна и говорит о серьезном и вдумчивом отношении прогрессивных политиков к основополагающим проблемам духовной жизни общества.
   "Краеведческие знания -- не отвлеченная наука. Это наука, объединяющая и сближающая людей. Она способна, например, связать поколения в одной семье. Ведь интерес к своему происхождению у людей сейчас повсеместный. Краеведение может оказать им в этом неоценимую помощь", - высказывает мысль С.М.Миронов.
   Давно пора поставить вопрос и о преподавании краеведения в школе. Его может вести не обязательно историк или географ, краеведение может преподавать литератор, ботаник, учитель труда или физкультуры. Главное, чтобы сам учитель был влюблен в свой край, знал свою малую родину.
   Для нас сейчас очень важно не только выявить и сохранить памятники старины, но и вернуть их в повседневную жизнь. Без воздуха культуры политические идеи, трудовая деятельность и нравственные нормы теряют свой смысл.
   К сожалению, в стране нет продуманной культурной политики. Много лет в Государственной Думе находится проект Федерального закона "О культуре". Все еще проект.
   Поэтому народ вынужден возлагать свои надежды на интеллигенцию, на ее лучших представителей в регионах, на тех, кому всегда была не безразлична судьба тысячелетней России и ее культурного достояния. Когда-то академик Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал музейных и библиотечных работников 90-х годов "последними святыми на Руси". То же самое, наверное, можно сказать и о сегодняшних краеведах, архивистах, реставраторах.
   Очевиден факт, что культурная политика государства в самое ближайшее время получит необходимую законодательную базу, механизмы и источники финансирования. Речь идет о сохранении России как России. Об обеспечении конституционного права граждан на участие в культурной жизни.
   То есть краеведение -- это один из краеугольных камней "познания России", как говорил Д.И.Менделеев. Сам термин "краеведение" -- относительно новый и появился только в начале ХХ века. Упоминание о нем отсутствует и в "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И.Даля и в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона рубежа ХIХ -- XX веков. Однако о краеведной, или, как чаще пишут с 1920-х годов, краеведческой деятельности, можно говорить и применительно к гораздо более раннему времени. Вообще-то, краеведные, по происхождению, представления лежат в основе формирования и наших научных знаний и самых общих понятий об обществе и природе, о взаимосвязи времен, о путях освоения нового и сохранения прошлого. Они в первичной основе и культуры и миро-ощущения человека, хотя большинство людей этого не осознают и, как правило, об этом не задумываются, Ощущение взаимосвязи времен, уважение к памяти предков являются показателем нравственности человека.
   Краеведение изначально в изучении отечественной истории. Первые записанные предания и летописи были посвящены преимущественно явлениям местной истории. Сведения локальных источников позднее позволили историкам представить широкую картину русской жизни. С середины XVIII века первые исторические обобщения В.Н.Татищева, князя Щербатова соседствовали с сочинениями по "местнографии". В начале XIX столетия грандиозный общенациональный труд Карамзина "История государства Российского" уже основывался на обширной документальной базе, в том числе на исторических документах "Вивлиофики", издаваемых учеными кружка Новикова, и исследованиях регионального уровня, таких как работа Е.А.Болховитинова (будущего митрополита Киевского Евгения), описывающая историю Воронежского края.
   По определению академика Д.С.Лихачева, краеведение -- "самый массовый вид науки". Современное краеведение включает в свою сферу научную, культурно-просветительскую памятнико-охранительную деятельность определенной тематики, ориентированной на прошлое и настоящее какого-либо края (от региона до отдельного города, села, завода, усадьбы, монастыря, даже улицы, дома), а также общественную деятельность, к которой причастны и политики, и ученые-специалисты, и широкий круг лиц (разного возраста и образования), преимущественно местные жители. Краеведное знание -- комплексное, опирающееся и на междисциплинарные научные взаимосвязи, и на первичные наблюдения житейской практики, и на запечатленное в народной памяти. К настоящему времени сформировались историческое, географическое, литературное, религиозное и другие специализированные направления краеведческой работы и особые ее области, например школьное краеведение.
   В организации краеведческой научно-практической конференции в замечательном русском городе Воронеже в январе 2005 г. принимал участие Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. В своем выступлении на этой конференции С.Б.Леонтьев сделал акцент на краеведении как науке и на значении воспитания историей для развития общественного сознания. Во второй раз Всероссийскую краеведческую конференцию открыл Председатель Совета Федерации, Председатель Российской партии жизни С.М.Миронов, совершенно справедливо подчеркнувший, что "без знания истории, без того, чтобы видеть свое прошлое, настоящее и будущее, нет и гражданской ответственности". Развивая эту мысль, заведующий кафедрой региональной истории и краеведения РГГУ В.Ф.Козлов призвал органы власти всех уровней активнее поддерживать краеведение. Культурное, общественное и политическое значение таких встреч, какая прошла в Воронеже, огромно. На них поднимаются не только научные, но и острейшие практические вопросы краеведения, воспитывающего любовь к родине. В конечном счете, речь действительно идет "о сохранении России".
   Борьба за сохранение культурно-исторического ландшафта, будь то в пушкинском Михайловском или в Муранове, в Ясной Поляне или в Поленове, -- задача нашей культурной общественности. Когда узнаешь, что уничтожаются поленовские пейзажи, а в тургеневском Спасском-Лутовинове какой-то полуполитик-полубизнесмен построил очередной коттедж и т.д. и т.п., становится ясно, что с этой угрозой мы должны бороться всеми возможными способами во имя спасения России, которую мы не должны и не можем потерять.
   Использованная литература.
   1. Д.С.Лихачев "Раздумья о России".
   2. Мир Гуманитарной культуры академика Д.С.Лихачева, "Международные лихачевские научные чтения 23-24 мая 2002 г.", С.-Петербург, 2003 г.
   3. Историко-культурный журнал "Наше Наследие".
  
   г. Тамбов, 2006 г. Игорь Летунов
  
  
   Летунов Игорь Александрович
   392036, г. Тамбов, ул. Пролетарская, д. 189, кв. 105
   Тел. (8-4752) 72-52-40
   E-mail: Jantar20061@Yandex.ru
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"