Аннотация: Братья - живой и искусственный, чем отличаются и в чем дополняют друг друга?
Наш мелкий - Борька быстро научился читать. Ему помогал старший - Робик. Как, нам с Ленкой трудно было понять. Ведь Робик не рассматривал картинки в бумажных книжках и совсем не читал их, как это обычно делают дети. Робик учил Борьку не буквам, а сразу словам. Борька понимал, что слово кодирует определенный смысл. Слов очень много, как их все запомнишь, при том что они генерируются всего лишь тремя десятками знаков алфавита? Для Робби это не проблема. У него терабайты в памяти, и получил он их сразу - 'при рождении'. Мозг же человеческого ребенка развивается постепенно. Сколько слов понимает трехлетний малыш? Десятки. Вот и славно. Борька запомнил, как они выглядят на бумаге - картинка, а под ней знаки. Причем знаки занимательные - иероглифы. Борька лопотал на японском...
Пришлось и нам изучать японский. Чтобы читать вместе с детьми. Ясно, разговаривали мы с ними на родном языке. Борька начинал говорить, слушая наши с Ленкой разговоры. Хотя он часто копировал голосом некий металлический оттенок своего 'родного брата'. Он не знал, в чем различия между ним и Робиком. Борька наш биологический ребенок, а Робби - созданный нами, искусственный, хотя любим мы обоих одинаково.
Борька понимал смысл произнесенных слов, но, чтобы прочитать их, он должен был познакомиться с системой их кодирования тремя десятками скучных знаков. Как все это объяснить ребенку, который уже полюбил забавные японские закорючки? Проблема. Для Робика же это все вообще не вопрос. Его нейронный интеллект научен миллионами текстов из книжек для детей на нашем родном языке. А вот японский он изучил сам. Его увлекли иероглифы, и он часами просиживал за просмотром мульфильмов с субтитрами на японском. И непонятно, каким образом научился распознавать, а главное, понимать строчки из иероглифов.
***
- Мама, почему ты Борьку на руки берешь, а меня не брала? - спрашивает Робик.
- Сынок, ты всегда был очень шустрым и очень быстро развивался, тебя было трудно усадить на руки.
- А когда мы с папкой в Неве тонули? И пришли мокрые, помнишь? Ты меня сразу на руки взяла. Один раз всего.
- Иди ко мне, я тебя покачаю. Тяжеленький, ты мой
- Борька, слезай!
- Не хочу.
-Эх вы, детишки мои, родные...
- Мама, а если вы с папой еще одного ребенка завести захотите? Он тоже будет мальчик, как мы с Борькой? Помнишь, когда Борьки еще не было, вы с папой меня спрашивали: мальчик я или девочка? И как я прикалывался?
- Конечно.
- Только не девчонку, - сказал Борька. - Не люблю писклявых. А с куклами играть - тупо.
***
Борька учился очень быстро, во многом ему помогал Робик. Вот математика. Таблицу умножения от одного до десяти учить не нужно. Робик мгновенно выдает точный ответ на любые расчеты с числами.
Вообще не вопрос, - говорит он Борьке. - И что значит трудно, надо поду-у-у-мать? - дразнит он Борьку. - Не парься. Я все знаю. Спроси меня...
Вот задача, - Борька читает.
'В семье пять голов и четырнадцать ног. Сколько из них людей, а сколько собак?'
- Легко. Перебором, с одним человеком, с двумя, потом - с тремя.
А я думаю, как проще решить, - говорит Борька. - Голова и две ноги есть у людей и собак. Пять голов умножить на два, будет десять ног. Остается четыре ноги. Они собачьи. Значит собак две. И 3 человека.
***
Над нашим домом пролетали стая птиц. Робик увидел их и сразу сказал, сколько их.
Борька так не мог, он спросил меня:
Это какие птицы?
- Это утки, они летят к нам издалека. И будут здесь жить.
Робик часто видел летающие объекты. Ну летают и летают. Маленькие и большущие. Он видел, как садятся самолеты и птицы.
Робик сказал мне:
А большие жужжащие леталки, они тоже прилетят к нам и будут здесь жить?
Борька засмеялся:
Как ты не понимаешь? Большие - это самолеты, они не могут жить.
Робик задумался:
Как это жить?
Ну жить, это же просто - сказал Борька.
- Почему самолеты не могут жить? Они же умеют летать, садиться, как эти утки.
- Они не умеют хлопать крыльями и садиться на воду.
- Ну и что? Главный распознаваемый нами признак: летают. А какого размера, или хлопать крыльями, жужжать по разному - че-пу-ха, ха-ха...
Самолеты - не живые, - констатировал Борька.
***
Знаешь, - сказала мне Ленка, - Робик сегодня ночью ворочался и всё повторял: как это жить? Что такое живое? Я не понимаю... а потом заплакал...