|
|
||
"Воскресная школа", Москва, Священник Михаил МАЛЕЕВ
Русь Святая! Испокон века стоит она молитвами старцев. Из Москвы и Петербурга, Тулы и Рязани едут люди к своему отцу духовному, батюшке Василию Швецу. Отец Василий служит в одном из живописных уголков земли Русской, на берегу Чудского озера. Уже более 50 лет совершает свое пастырское служение отец Василий, неся в мир любовь и радость. Долгую жизнь прожил батюшка. Пришлось ему пережить всё, что выпало на долю нашего Отечества в бурном XX веке.
Храм Святителя Николая, в котором служит о. Василий, как ни странно, спасла война. Большевики дали указание взорвать храм 24 июня 1941 года, но тот взрыв так и не прозвучал.
В годы войны капитан Швец воевал на Северном фронте. Рассказывая о войне, о. Василий всегда вспоминал о чудесном явлении ему Святителя Николая: "Мы брали тяжёлым боем город Гольдберг. Всю ночь я стоял в молитве. Я всегда молился. И когда после молитвы я пришёл в дом, то там оказался старичок и мне рассказал об исходе войны и о том, что много погибнет здесь, но когда обратятся к Богу, то будет успех. Это было с 21 на 22 марта 1945 года. Этот старичок исчез, я его больше не видел".
В вечной памяти народной живёт та духовная сила, которая даровала русскому оружию и русским людям победу в годы Великой Отечественной войны.
Об этом можно часто услышать в рассказах батюшки Василия: "Второй раз видел я этого старичка, который являлся мне на фронте. Он сказал: "Через три дня ты узнаешь, как спасся город и вся Россия, приходи завтра ко мне". Сказал адрес. Это оказался Никольский кафедральный собор". В этот самый день и митрополит гор Ливанских Илия посетил Никольский кафедральный собор в Ленинграде. В этом соборе находится чудотворный образ святителя Николая. Здесь, в соборе, узнали ленинградцы об откровении Божией Матери, которое было дано владыке Илие. Ему явился огненный столп, и раздался в нём голос Матери Божией, и повторился три раза: "Город находится в осаде врагов, пускай не сдают. Я сама встану на защиту, вражья нога не войдёт в него. Нужно служить молебен Казанской Божией Матери. Необходимо выпустить на свободу священников, открыть семинарии, храмы и монастыри". "После этого были открыты все храмы - даже глава правительства Иосиф Сталин внял голосу Божьему. Священников, кто был в заключении, всех выпустили на свободу".
Вот слова о. Василия, его свидетельство о спасении России в годы войны.
Люди, которые близко знают батюшку и окормляются у него, сознают, каким великим даром Божиим обладает этот человек. Среди духовных чад его - лица всевозможных профессий, званий и возрастов. Жить и трудиться для ближнего, приводить их к Богу, ко спасению - вот цель всей его жизни. В жертву своему пастырскому служению приносит он свой покой, здоровье, свою личную жизнь. Жизнь духовных чад стала его жизнью. Батюшка умеет принять в сердце каждого. Если требуется сострадать - сострадает, сорадоваться - сорадуется, огорчаться - огорчается.
О. Василий говорил, что Особые попечения о земле Русской всегда проявляла Пресвятая Богородица. Через многочисленные иконы и храмы Пресвятая Богородица являла всем русским людям своё невидимое присутствие на Русской земле. Россию всегда именовали домом Пресвятой Богородицы. Особое заступление Богородицею было явлено в годы Великой Отечественной войны.
Божия помощь никогда не оставляла Россию. Не оставит своего народа Заступница усердная рода христианского. Не отнимет Пресвятая Богородица Покров Свой и сегодня.
Священник Николай Булгаков
Православие.ru
Протоиерей Василий Швец
Теперь, когда уже изданы тома с описанием чудес, происходивших во время Великой Отечественной войны, и свидетельств того, что "Бог был нам генерал", как не вспомнить человека, которому мы обязаны важнейшим прорывом в правду нашей истории ХХ века.
Примерно в 1986 году пришли ко мне перепечатанные на машинке странички в неподписанном конверте - самое привычное для нас тогда чтение, самиздатовский третий или четвертый экземпляр. Сверху стояло: "Казанская икона Божией Матери - благословение России и Петербургу". Автор не указывался. Я прочитал этот вдохновенный текст, который дышал великой любовью к Царице Небесной, к России, к Петербургу - и мурашки прошли по спине: вся наша история, вплоть до нынешнего времени, - всё чудо Божией Матери! После этих удивительных страниц навсегда осталось великое благоговение к Казанскому образу Пречистой, невозвратная надежда на нашу Заступницу Усердную.
В конце приводился для нас тогда совершенно новый, а ныне широко известный факт о том, что осенью 1941 года, в самые критические дни войны митрополиту Гор Ливанских Илие (Караму) по его горячим молитвам явилась Матерь Божия и открыла, что нужно сделать, чтобы Россия не погибла. Она велела открыть храмы, монастыри, духовные семинарии и академии; отпустить священников из тюрем, с фронтов, а им начать служить. Ленинград врагу не сдавать. Обнести город Казанской иконой; перед этой иконой служить в Москве молебен; затем Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу также нельзя. Когда война закончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена.
В послании говорилось:
"Владыка связался с представителями Русской Церкви и с Советским правительством и передал им всё, что было определено. Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Всё произошло так, как и было предсказано".
После Победы, в 1947 году, митрополит Илия приезжал к нам. Он был награждён Сталинской премией; по согласованию со Сталиным ему подарили крест и панагию с драгоценными камнями из разных мест России - в благодарность от всей нашей земли.
Надо сказать, прочитав рассказ об этих событиях, я не отбросил его сразу, как "миф" - мол, это неправда. Неправда, потому что Сталин, каким мы его знали, не мог поступить, как верующий человек. Но ведь мог быть и другой вывод: значит, мы не всё и не главное знали о Сталине. Весь дух этих страничек вызывал великое к ним доверие, к их замечательному неведомому автору - почему же нужно было одно принимать, а другое отбрасывать?
Забрезжила надежда: а что если в нашей истории всё было не так, как мы привыкли думать, как нас учили?.. Нет, выше, разумнее, красивее... Ведь и в 1917 году главными были не революции, а явление Державной иконы Божией Матери, о котором тоже было замечательно сказано в этом повествовании. Ведь и отношение к Царю-мученику Николаю, к монархии у нас всё больше и больше менялось... Ведь и сама вера к нам так пришла...
А как могло быть иначе? Но тогда это был первый, важнейший прорыв в правду нашей истории ХХ века. Важнейший, прежде всего потому, что он давал нам возможность воздать дань благодарности Царице Небесной за спасение нашего народа в том огненном испытании.
В нашей истории, как и во всей науке, во всем образовании, была тотальная атеистическая цензура, полная идеологическая блокада - она продолжается во многом и до сего дня. Но непреложны слова Спасителя: "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным" (Лк. 8, 17). Как оставался Ной в ковчеге, и жизнь на земле продолжилась, так это важнейшее свидетельство донёс до нас отец Василий Швец.
Это сказание - миф? Да нет, скорее миф - то, что якобы такая Великая Победа была дарована нам без заступления Царицы Небесной. Все победы во всей русской истории были дарованы Ею, Она покрывала Свой Дом во все века - а тут вдруг оставила?
Да Она же Сама засвидетельствовала, что не оставила нас - явлением Державной Своей иконы в 1917 году!
Когда мы узнали об этом, когда стали приходить многочисленные свидетельства о чудесах в то время, то в нашу историю ХХ века вошёл Бог - о Котором мы забыли, словно Его тогда и в самом деле не было, вошла Матерь Божия. И история обрела реальность, обрела объём, связь с Небом. Она перестала быть плоской картинкой, и в это двумерное пространство её уже не втиснуть, как бы ни пытались это сделать некоторые ревностные борцы с "мифами".
В те годы и думать было невозможно о том, чтобы напечатать эти страницы где-нибудь, кроме как на домашней пишущей машинке. Ни в одном - даже действующем - храме не продавалось ни одной православной книги. Но скоро всё стало меняться. И, конечно, появилось желание попробовать напечатать это сказание, которое давало совершенно новый взгляд на нашу историю. А вдруг чудо совершится?
И всё же, отдавая текст в печать, хотелось быть совершенно уверенным в историческом свидетельстве о митрополите Илие. Сказал об этом отцу Валериану Кречетову, настоятелю храма Покрова Божией Матери в Акулово под Москвой. А он:
- А за что же ему дали Сталинскую премию?
Первые попытки напечатать сказание ничего не дали. Лишь в 1991 году, когда стала выходить газета "Русский Вестник", в ней был опубликован отрывок из него под названием "Заступница" - самый ныне известный - о Великой Отечественной войне. А в 1992 году полный текст сказания напечатал "Вестник Московского общества охраны памятников истории и культуры". Наверху поставили: "Автор редакции неизвестен".
Однажды, как всегда, в воскресенье, поехал я в Акуловский храм, заказал молебен Казанской Божией Матери... На службу приехал удивительный гость - очень живой седовласый старец. После Литургии он сказал в храме огненное слово, в котором кое-что показалось мне знакомым.
Потом была общая трапеза, беседа, и уже к концу её отец Валериан, посмотрев на меня, сказал:
- Тут кто-то интересовался, кто написал о Казанской иконе Божией Матери...
Я всё понял. Автор - здесь!
И отец Василий теперь уже сам рассказал, как очевидец, о приезде митрополита Илии в 1947 году в Ленинград, о его встрече с народом в Князь-Владимирском храме у Тучкова моста, где и поныне красуется украшенная владыкой Казанская икона Царицы Небесной.
Отец Василий даже жест повторил, с которым митрополит Илия вернул Сталинскую премию, сказав, что он монах, деньги ему не нужны, они сами привезли 200 тысяч долларов для детей-сирот погибших офицеров нашей армии.
Слово о Казанской иконе стало широко публиковаться. Но и сегодня можно услышать рассуждения о том, что это сказание - якобы "благочестивый миф". Причём, "основанием" для таких утверждений бывает лишь: "это невозможно", "нет документов"...
У предания документов по определению быть не может. Впрочем, и у писания тоже может их не быть. Ни печатей, ни подписей, ни "единиц хранения" у очень многих исторических источников, как известно, не было.
Древние летописцы не делали ссылок, излагая события, но их летописи легли в основу нашей истории. А вот у поддельных "документов" могут быть все печати и подписи в избытке - но их, бывает, опровергают именно устные свидетельства очевидцев.
Современники той эпохи, люди святой жизни, молитвенники, наделённые священным саном и монашествующие, имеющие высокий духовный авторитет, приняли свидетельство отца Василия без сомнений и даже стали передавать его людям, устно и письменно.
Сын расстрелянного в 1937 году протоиерея Николая, протоиерей Сергий Лавров (1911-2001), прошел Финскую войну, а когда уходил на Отечественную, его мать дала ему кусочек хлеба и сказала:
- Откуси. Придёшь - и доешь.
И положила за иконы.
"Служил Сергей в строительном батальоне железнодорожных войск, - рассказывает Светлана Леднёва о нём в книге "Воин Христа, воин Отечества". - Он был командиром водолазно-понтонного взвода. Фашисты бомбили мосты, а наши воины их восстанавливали. Часто работали под шквальным огнём, под обстрелами.
В минуты затишья Сергей уходил куда-нибудь в лесок, там, на пенёчке, раскрывал акафист перед иконой "Всех скорбящих Радость" и, вставая на колени, горячо молился. Всю войну до Кёнигсберга с ним прошли иконы Казанской Божией Матери и великомученика Пантелеймона.
А в деревне Переделки горячо молилась за своего любимого сыночка многострадальная матушка Елизавета. И... вымолила сына!
Он вернулся в 1946 году - и доел тот кусочек хлеба.
"Сколько раз, казалось, смерть была неминуема, но "вся машина изрешечена пулями, а на мне ни царапинки", - вспоминал спустя много лет отец Сергий".
После войны его благословил на священство митрополит Николай (Ярушевич). Отец Сергий прослужил священником 52 года. В проповеди в своём храме Покрова Божией Матери в селе Игумново под Москвой на 50-летие Великой Победы протоиерей Сергий Лавров рассказал и о Явлении Божией Матери митрополиту Илие.
Другой участник Великой Отечественной войны, известный всей России и ныне здравствующий архимандрит Петр (Кучер), в проповеди на Покров Божией Матери также приводил это свидетельство.
Недавно Господь сподобил побывать на Куликовом поле и в Себено, на родине блаженной Матроны Московской - удивительно, но то и другое совсем рядом... В месте нашей первой Великой Победы в день Рождества Пречистой стоит храм, а в нём служит батюшка из Троице-Сергиевой Лавры. Мы вспомнили с ним незабвенного лаврского старца иеросхимонаха Моисея (Боголюбова; 1915-1992). Батюшка сказал про него просто - то, что и мы, знавшие его, чувствуем, ощущаем:
- Он - святой.
Отец Моисей был великим почитателем Царицы Небесной. Рассказ о митрополите Илие, он включил в свою книгу "Заступница Усердная".
Православный публицист Алексей Яковлев-Козырев, вместе с которым мы провели не один счастливый час в гостеприимной келье старца Моисея, где благословлялась, обсуждалась, писалась книга "Православие. Армия. Держава", в которую тоже вошло свидетельство отца Василия Швеца, недавно побывал в Ливане, в том числе в подземном храме, где митрополиту Илие явилась в 1941 году Царица Небесная, и видел там ростовой образ Пречистой.
"Митрополит очень много молился Божией Матери, и чаще всего - в подземной церкви монастыря Дейр Сайидет эль Нурийя (в переводе - монастыря "Свет Божией Матери"), - вспоминал личный секретарь митрополита Гор Ливанских Илии Мата (Матвей) Зака Ассаад, - Митрополит любил Россию и русский народ. Он несколько раз ездил в Россию, и на службах всегда поминал в своих молитвах Россию и русский народ, желая счастья и успехов".
Во время Великой Отечественной войны митрополиту Илие Богородица открыла то, что нужно сделать, чтобы победила Россия, и повелела написать письмо Сталину. И Сталин выполнил всё, что передал ему митрополит Илия.
Сталин был очень благодарен этой вести, так как начались успехи на фронте. Митрополит Илия стал другом Сталину.
Я говорю всё это, потому что был секретарем митрополита Илии и председателем Церковного суда. Митрополит часто рассказывал об этих событиях, о России, о любви к России, о чудесах Божией Матери.
В горах рассказывают, что когда Илия был ещё подростком, жил здесь, в Бхамдуне, то удостоился беседы с Царицей Небесной...
Во время Великой Отечественной войны многие ливанские батюшки, в том числе и митрополит Илия, молились о победе Советской Армии. Да и все православные Ливана молились за победу России".
О чём Сталин думал на самом деле, что он понял во время войны, а что хорошо понимал и до этого, чего хотел, чего не хотел, - это во многом ещё тайна истории.
Может быть, что-то делал, чего и не хотел. Может быть, чего-то хотел - но ему помешали. Это можно исследовать, однако главный вопрос - не в этом, не в личности Сталина. Главное - как в русской истории и в это безбожное, с одной стороны, время, а с другой - время высоких подвигов веры и самопожертвования, действовал Господь, Промысел Божий. И как сказался на событиях нашей истории ХХ века Покров Державной Владычицы.
Наши благочестивые предки всегда отдавали дань благодарности Господу, Матери Божией, святым за их особые милости народу нашему. В честь победы над Наполеоном был воздвигнут величественный храм Христа Спасителя. В благодарность Царице Небесной за спасение Москвы от нашествий Тамерлана в 1395 году, хана Ахмата в 1480 году и Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году мы празднуем трижды в год праздники в честь Владимирской Её иконы, за избавление от польского нашествия в 1612 году - в честь иконы Казанской. Без заступления Небесной Владычицы, без Её Державного Покрова (как поётся в тропаре Казанской иконе) не было ни одной великой победы русского оружия в нашей истории.
Самая большая Победа не только в нашей, но и во всей человеческой истории была дарована Господом предстательством Царицы Небесной в Великой Отечественной войне.
Уже высказано благочестивое пожелание внести в месяцеслов нашей Церкви третий день празднования Казанской иконы Божией Матери 9 мая по новому стилю, в благодарность Заступнице Усердной за дарованную народу нашему Великую Победу. И праздновать его по чину празднования Покрова Божией Матери, как великий праздник (день Казанской иконы именуют "Русским Покровом").
Тогда общенародный, всеми почитаемый праздник Дня Победы станет и церковным праздником. В храмах в этот день всегда будет совершаться праздничное богослужение, возноситься благодарственная молитва Христу Спасителю и Его Пречистой Матери за дарование народу нашему и воинству Великой Победы, и мы привлечём к нам новые милости Пречистой, столь желанные нам в это трудное время.
Вечная память протоиерею Василию и благодарность потомков за его подвижничество!
P.S. Протоиерей Василий Швец, которому мы обязаны важнейшим свидетельством в нашей истории ХХ века - о заступлении Царицы Небесной за наш народ в Великой Отечественной войне - скончался в ночь с 10 на 11 марта этого года на 98-м году жизни.
Источник: Столетие.Ru // http://www.stoletie.ru/obschestvo/bog_pravdu_vidit_da_ne_skoro_skazhet_2011-04-07.htm
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"